Методы муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:53, шпаргалка

Описание работы

Идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по своей природе государством централизованным.
В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. Местные Советы и их исполнительные комитеты выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь структурной частью единого централизованного государственного аппарата управления.

Содержание работы

Тема 1. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1. Связь понятий «муниципальное управление» и «муниципальный менеджмент»
2. Основные характеристики понятия муниципального менеджмента
3. Механизм управления муниципальным образованием
Тема 2. ТЕОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Место муниципального управления в системе местного самоуправления
2. Структура субъекта и объекта муниципального управления
3. Цели и задачи муниципального управления
4. Законы, закономерности и принципы муниципального управления
Тема 3. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Исторические основы муниципального управления
2. Правовые основы муниципального управления
3. Организационные основы муниципального управления
4. Финансово-экономические основы муниципального управления
5. Территориальные основы муниципального управления
Тема 4. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
1. Англосаксонская муниципальная система
2. Французская (континентальная) муниципальная система
3. Коммунальное самоуправление в Германии
Тема 5. ТЕХНОЛОГИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Функции муниципального управления
2. Методы муниципального управления
3. Процесс муниципального управления
Тема 6. ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Управление муниципальным хозяйством
2. Управление муниципальным имуществом
3. Управление муниципальными финансами
4. Управление социально-культурной сферой
5. Управление развитием муниципального образования
6. Управление муниципальным персоналом
Тема 7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1. Понятие муниципальной политики
2. Муниципальная политика в экономической сфере
3. Муниципальная политика в социальной сфере
4. Муниципальная политика в политической сфере
5. Муниципальная политика в духовной сфере
Тема 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Информационное обеспечение
2. Техническое обеспечение
3. Кадровое обеспечение (Муниципальная служба)
Тема 9. РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Стратегическое планирование
2. Стратегическое управление
3. Управление по результатам
4. Маркетинг в муниципальном образовании
5. Логистика в муниципальном образовании
6. Территориальное общественное самоуправление
Тема 10. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Показатели эффективности муниципального управления
2. Методы повышения эффективности муниципального управления

Файлы: 1 файл

менеджментт.docx

— 120.64 Кб (Скачать файл)
  • обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
  • управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами;
  • обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
  • удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований;
  • охрана общественного порядка и окружающей среды;
  • защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством.

 

Обеспечение участия населения  в решении вопросов местного значения.

Важной стороной муниципальной  деятельности является создание условий  для эффективного участия населения  в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям прежде всего относятся: а) наличие выборных органов местного самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.

Участие населения муниципального образования в решении местных  дел осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно.

Представительный орган  местного самоуправления избирается на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. В отдельных поселениях уставом муниципального образования  в соответствии с законами субъекта федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Согласно уставу муниципального образования возможно избрание населением и должностных лиц местного самоуправления.

По вопросам местного значения может проводится местный референдум, в котором имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования.

Население в соответствии с уставом муниципального образования  вправе вносить проекты правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления, которые обязаны их рассматривать  на открытых заседаниях с участием представителей населения. Право на участие в осуществлении местного самоуправления граждане реализуют  также посредством индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления и к должностным  лицам местного самоуправления.

Развитие институтов муниципальной  демократии обеспечивает тесную связь  выборных органов и должностных  лиц местного самоуправления с населением, их подконтрольность населению. Устав  муниципального образования регулирует порядок отзыва, выражение недоверия  населением или досрочного прекращения  полномочий выборных органов и должностных  лиц местного самоуправления.

 

Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами

Свое предназначение органы местного самоуправления могут оправдать лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы.

Право собственника в отношении  имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной  собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных  законами субъекта федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом праве  передавать объекты муниципальной  собственности во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать  в аренду, а также отчуждать  в установленном порядке. Они  также вправе совершать с муниципальным  имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях  условия использования приватизируемых  или передаваемых в пользование  объектов муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления имеют право на образование целевых  внебюджетных фондов, на создание муниципальных  банков и других финансово-кредитных  организаций, на выпуск муниципальных  займов.

К исключительному ведению  представительного органа местного самоуправления полномочия по утверждению  местного бюджета и отчета о его  использовании; установлению местных  налогов и сборов; установлению порядка  управления и распоряжения муниципальной  собственностью.

 

Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования

Муниципальные образования  – представляют собой своеобразные территориально-производственные и  хозяйственные комплексы. Комплексное  развитие муниципального образования  призвано обеспечить повышение эффективности  местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также  рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни  и отдыха населения.

Функции комплексного социально-экономического развития муниципального образования  осуществляются прежде всего посредством планирования. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также контролируют их реализацию, утверждая отчеты об их исполнении.

Осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования тесно связано с  его бюджетно-финансовой политикой, направленной на материальное обеспечение  муниципальных планов и программ, их сбалансированности и увязки.

Координационная деятельность органов местного самоуправления дает возможность объединить усилия расположенных  на территории предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности, форм собственности. Органы местного самоуправления используют в этих целях договоры, муниципальный заказ, и другие организационные  формы координации как советы директоров, советы предпринимателей и др.

Обеспечение комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования – необходимое  условие успешного решения вопросов местной жизни, достижения целей  местного самоуправления.

 

Удовлетворение основных жизненных  потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных  образований

К основным целям муниципального управления относится улучшение условий  жизни населения, создание благоприятной  среды жизнедеятельности населения  муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных  потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию  обслуживания населения.

Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления, во-первых, организуют, содержат, развивают  соответствующие муниципальные  предприятия, учреждения, организации  и службы.

Органы местного самоуправления обязаны заниматься вопросами организации, содержания и развития муниципальных  учреждений дошкольного, основного  общего и профессионального образования, муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и др.

Закон также возлагает  на органы местного самоуправления вопросы  организации снабжения населения  топливом; утилизации и переработки  бытовых отходов; транспортного  обслуживания населения и т.п.

Во-вторых, муниципальные органы обязаны  создавать условия для жилищного  и социально-культурного строительства; для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания  и бытового обслуживания; для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных  мероприятий и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку и содействие занятости  населения; противопожарную безопасность в муниципальном образовании.

В-третьих, органы местного самоуправления регулируют вопросы, относящиеся  к данной области муниципального управления. Представительные органы местного самоуправления принимают  общеобязательные правила по этим вопросам местной жизни.

В-четвертых, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере контрольную деятельность, что служит созданию необходимых  предпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и  свобод граждан, обеспечению стабильного  правового режима муниципального образования.

 

Охрана общественного порядка  и окружающей среды

Общественный порядок  – основа нормальной жизни муниципального образования, функционирования местной  демократии, необходимое условие  реализации прав и свобод граждан.

Общественный порядок  характеризует состояние местной  жизни муниципального образования, уровень правовой культуры и правосознания  муниципальных служащих, граждан, их объединений. Важное значение для упорядочения общественного порядка имеет урегулированность вопросов местной жизни.

Охрану общественного  порядка в муниципальном образовании  главным образом обеспечивают муниципальные  органы охраны общественного порядка.

В настоящее время охрана общественного порядка обеспечивается органами самоуправления с помощью  милиции общественной безопасности (местной милиции), которая является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру  МВД России.

Окружающая природная  среда – это естественная основа жизнедеятельности людей, необходимое  условие и средство социально-экономического развития муниципального образования.

В соответствии с федеральными законами органы местного самоуправления участвуют в охране окружающей среды  на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления:

  • во взаимодействии с государственными органами обеспечивают учет и оценку состояния окружающей природной среды и природных ресурсов в границах муниципального образования. При этом осуществляется также учет и оценка объемов отходов производства на объектах, расположенных на территории муниципального образования, независимо от форм собственности и подчинения;
  • принимают экологические программы в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми ими основными направлениями охраны окружающей природной среды, используя при этом бюджетные средства, а также внебюджетные средства экологических фондов;
  • решая эти задачи, выдают разрешения на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов;
  • организуют утилизацию и переработку бытовых отходов, занимаются благоустройством и озеленением территории муниципального образования Условия и способы сбора, переработки, обезвреживания, захоронения и утилизации производственных и бытовых отходов производится с учетом требований безопасности и безвредности для здоровья населения. Территории населенных пунктов содержатся в соответствии с санитарными правилами, установленными органами местного самоуправления.

Вокруг городов и промышленных поселков выделяются зеленые зоны как  территории, выполняющие санитарно-гигиенические  и рекреационные функции.

В ведении органов местного самоуправления находятся особо  охраняемые природные территории местного значения.

По инициативе органов  местного самоуправления организуется и проводится общественная экологическая  экспертиза.

Органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по соблюдению правил, норм и нормативов в области  радиационной безопасности.

Одним из принципов деятельности органов местного самоуправления в  области охраны окружающей среды  является гласность в работе и  тесная связь с общественными  организациями, населением в решении  природоохранных задач.

 

Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством

В России действует система государственных  гарантий местного самоуправления, включая  право на судебную защиту. Таким  образом, защита прав местного самоуправления – это важная сторона деятельности органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями  в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои конституционные  полномочия на судебную и иные формы защиты прав местного самоуправления в случае их игнорирования и нарушения.

Органы и должностные  лица местного самоуправления вправе обращаться в органы государственной  власти, к администрациям предприятий, учреждений и организаций, в том  числе и по вопросам соблюдения прав местного самоуправления, учета интересов  населения муниципальных образований  при решении тех или иных вопросов общественной и государственной  жизни.

Одной из организационных  форм, с помощью которой осуществляется функция защиты интересов и прав местного самоуправления, являются ассоциации и союзы муниципальных образований. Они образуются в целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления своих прав и интересов.

 

2. Методы муниципального  управления

Методы управления –  это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых  объект управления направляется на достижение своих целей.

Методы муниципального управления основываются на объективных  экономических законах, закономерностях  социально-экономических систем, учитывают  достигнутый научно-технический  уровень, социальные. правовые и психологические отношения в процессе управления.

Информация о работе Методы муниципального управления