Методы муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:53, шпаргалка

Описание работы

Идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по своей природе государством централизованным.
В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. Местные Советы и их исполнительные комитеты выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь структурной частью единого централизованного государственного аппарата управления.

Содержание работы

Тема 1. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1. Связь понятий «муниципальное управление» и «муниципальный менеджмент»
2. Основные характеристики понятия муниципального менеджмента
3. Механизм управления муниципальным образованием
Тема 2. ТЕОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Место муниципального управления в системе местного самоуправления
2. Структура субъекта и объекта муниципального управления
3. Цели и задачи муниципального управления
4. Законы, закономерности и принципы муниципального управления
Тема 3. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Исторические основы муниципального управления
2. Правовые основы муниципального управления
3. Организационные основы муниципального управления
4. Финансово-экономические основы муниципального управления
5. Территориальные основы муниципального управления
Тема 4. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
1. Англосаксонская муниципальная система
2. Французская (континентальная) муниципальная система
3. Коммунальное самоуправление в Германии
Тема 5. ТЕХНОЛОГИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Функции муниципального управления
2. Методы муниципального управления
3. Процесс муниципального управления
Тема 6. ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Управление муниципальным хозяйством
2. Управление муниципальным имуществом
3. Управление муниципальными финансами
4. Управление социально-культурной сферой
5. Управление развитием муниципального образования
6. Управление муниципальным персоналом
Тема 7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1. Понятие муниципальной политики
2. Муниципальная политика в экономической сфере
3. Муниципальная политика в социальной сфере
4. Муниципальная политика в политической сфере
5. Муниципальная политика в духовной сфере
Тема 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Информационное обеспечение
2. Техническое обеспечение
3. Кадровое обеспечение (Муниципальная служба)
Тема 9. РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Стратегическое планирование
2. Стратегическое управление
3. Управление по результатам
4. Маркетинг в муниципальном образовании
5. Логистика в муниципальном образовании
6. Территориальное общественное самоуправление
Тема 10. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Показатели эффективности муниципального управления
2. Методы повышения эффективности муниципального управления

Файлы: 1 файл

менеджментт.docx

— 120.64 Кб (Скачать файл)

Имущество, находящееся  в собственности муниципального образования, делится на две части. Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения и  оперативного управления. Другая его  часть, т.е. средства местного бюджета  и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями  и организациями согласно Гражданского кодекса, составляет казну муниципального образования. Субъектом муниципальной собственности выступают органы муниципального управления.

Учет муниципальной собственности  осуществляется согласно положению  о порядке владения, пользования  и распоряжения муниципальной собственностью. Данное положение определяет порядок  учета муниципальной собственности, приобретение и прекращение права  собственности в отношении объектов муниципальной собственности, передачу их в аренду, безвозмездное пользование  и доверительное управление, а  также признание муниципальных  жилых помещений непригодными для постоянного проживания и перехода их в нежилые.

Учет муниципальной собственности  осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом путем  ведения реестра объектов муниципальной  собственности.

Основанием для включения  в реестр или исключения из него являются:

  • решения федеральных, региональных и территориальных органов государственной власти;
  • решения органов местного самоуправления;
  • решения суда, вступивших в законную силу;
  • договоры купли-продажи, мены, дарения, иные сделки.

Органы местного самоуправления муниципального образования управляют  муниципальной собственностью самостоятельно. Они вправе передавать объект муниципальной  собственности во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать  в аренду, отчуждать в установленном  порядке, а также совершать иные сделки, определять в договорах и  соглашениях условия использования  приватизируемых и передаваемых в пользование объектов.

Объекты недвижимости (здания, строения, сооружения, жилые и нежилые  помещения) и земля, находящиеся  в муниципальной собственности, могут подвергаться купле-продаже, обмену, дарению, аренде. Жилые помещения могут предоставляться во временное пользование на определенный срок, подвергаться доверительному управлению

 

3. Управление муниципальными  финансами

Финансовые средства муниципального образования, т.е. совокупность денежных средств, находящихся в его распоряжении, включают: а) средства местного бюджета; б) муниципальные внебюджетные средства; в) финансовые ресурсы муниципальных  предприятий; г) средства заимствуемые на финансовом рынке (ссуды, займы, кредиты и т.д.).

Управление муниципальными финансами состоит из трех стадий: финансового планирования, бюджетного процесса и оценки результатов. На каждой стадии работают специальные органы: финансовые, бюджетные и контрольные.

На стадии планирования определяются приоритеты развития и  по срокам они подразделяются на краткосрочные (годовые), среднесрочные (на срок полномочий муниципальных органов) и долгосрочные (до 20 лет).

Логическим завершением, обеспечивающим формирование местных  финансов, является бюджетный процесс.

Бюджетный процесс –  регламентированная нормами процессуального  бюджетного права деятельность органов  местного самоуправления по составлению, утверждению и исполнению местного бюджета, а также отчету о его  исполнении.

Бюджетный процесс делится  на три основные стадии: организация бюджетного процесса и составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета.

В соответствии с положением о бюджетном процессе контроль за исполнением бюджета осуществляет представительный орган местного самоуправления. В этих целях он образует контрольно-счетную палату. В целях контроля за исполнением бюджета организуется отчет о его исполнении по итогам квартала, полугодия, 9 месяцев и истекшего года.

 

4. Управление социально-культурной  сферой

Муниципальное управление в социально-культурной сфере связана прежде всего с тем, что население и создаваемые им муниципальные органы могут быть более эффективно, нежели государственные органы, решать задачи повышения уровня и качества жизни жителей данной территории, обеспечивать социально-культурные и другие жизненно важные потребности населения.

Социально-культурная сфера  деятельности муниципальных органов  включает в себя вопросы образования, культуры, здравоохранения, социального  обеспечения и защиты населения.

В системе образования  органы муниципального управления осуществляют деятельность по ее регулированию в  пределах своей компетенции отношений  собственности; по созданию, реорганизации  и ликвидации муниципальных образовательных  учреждений; по созданию и ликвидации муниципальных органов управления образованием или самоуправляемых  школьных округов, определению их структуры  и полномочий, назначению и увольнению по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей  местных органов управления образованием; по назначению руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении или собственным решением.

В системе культуры органы муниципального управления создают  и ликвидируют местные органы управления в области культуры, определяют их структуру и полномочия, назначают  их руководителей; осуществляют строительство  зданий и сооружений муниципальных  организаций культуры, обустраивают прилегающую территорию.

К муниципальной системе  здравоохранения относятся муниципальные  органы управления здравоохранения  и находящиеся в муниципальной  собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские и учебные  учреждения, фармацевтические предприятия  и организации, аптечные учреждения.

В системе здравоохранения органы муниципального управления: формируют органы управления муниципальной системы здравоохранения; развивают сеть муниципальных учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта; создают условия для развития частной системы здравоохранения; формируют целевые фонды, предназначенные для охраны здоровья граждан; существованию граждан. Муниципальные органы выдают лицензии на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности на своей территории; осуществляют контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи учреждениями разных форм собственности; обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и условия для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на своей территории; выявляют факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье граждан, информируют о них население и проводят мероприятия по их устранению; осуществляют профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемиологические и природоохранные мероприятия и т.д.

В системе социальной защиты населения деятельность органов  муниципального управления имеет три  направления: а) создание для всех равных возможностей для получения соответствующих  материальных и духовных благ, развитие творчества, научного потенциала; б) предоставление всем социальных минимумов, определяемых в соответствии с государственными стандартами. Это, прежде всего: воспитание, образование, здравоохранение, обеспечение  жильем малоимущих, социальное обеспечение  по старости и нетрудоспособности, получение гражданами квалифицированной  юридической помощи, предоставление коммунальных услуг, культурно-просветительных  и иных услуг в области духовной культуры, обеспечение экологической  чистоты Среды обитания; в) особая социальная защита и обеспечение  тех групп населения, которые  не могут в силу физических, психических  или иных недостатков в полном объеме создать для себя все необходимые  блага для жизни.

В системе занятости  населения свои функции органы муниципального управления осуществляют в тесной связи  с центрами занятости населения  в районах и городах, территориальными подразделениями Федеральной государственной  службы занятости. В период массового  высвобождения рабочей силы органы муниципального управления: анализируют  влияние этого события на рынок  труда; координируют осуществление  программ переобучения и переподготовки высвобождаемых работников; осуществляют посредническую роль при конфликтных  ситуациях на предприятиях; оказывают  финансовую помощь предприятиям планирующим массовое высвобождение; разрабатывают мероприятия по содействию занятости; готовят предложения по перепрофилированию и приватизации предприятий.

Органы муниципального управления проводят следующие мероприятия  по защите прав потребителей: рассматривают  жалобы потребителей; консультируют  их по вопросам законодательства; анализируют  договоры на предмет ущемления прав потребителей; осуществляют сбор информации о причинении вреда здоровью или  имуществу, вызванного опасными товарами; предъявляют иски в суды по собственной  инициативе или по поручению потребителей.

 

5. Управление развитием  муниципального образования

Планирование – одна из основных функций управления.

Планирование в системе  муниципального управления служит повышению  эффективности управления экономическими, социальными и экологическими процессами на местном уровне, обеспечению комплексного развития муниципального образования.

Разработка проектов планов и программ развития муниципального образования осуществляется исполнительным органом (муниципальной администрацией).

Планы и программы развития муниципального образования должны основываться на следующих принципах:

  • ориентация на саморазвитие территории, на мобилизацию собственных возможностей и ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования;
  • содействие формированию рыночной инфраструктуры, обеспечивающей развитие рыночных отношений;
  • приоритетное решение наиболее острых проблем жизнеобеспечения населения муниципального образования;
  • ориентация на развитие реального местного самоуправления с созданием адекватной материально-финансовой базы;
  • развитие вертикального и горизонтального взаимодействия (финансово-экономические, социально-культурные и другие связи) городских, районных, сельских муниципальных образований.

Планы социально-экономического развития муниципального образования должны формироваться на основе группировки  основных проблем, характерных для  жизнедеятельности населения и  требующих своего разрешения. К таким  проблемно-содержательным направлениям (разделам) планов могут быть отнесены: а) финансово-экономическое; б) социально-культурное; в) коммунально-бытового и иного  обслуживания населения; г) транспорта и связи; д) природно-экологическое; е) строительства и другие.

Выделение проблемно-содержательных направлений в структуре планов осуществляется с учетом: во-первых, вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципального образования; во-вторых, следует принимать во внимание проблемы, наиболее остро  стоящие перед муниципальным  образованием, его жителями; в-третьих, необходимо учитывать также программы  и планы, принимаемые на региональном и федеральном уровнях; в-четвертых, необходимо также учитывать проекты  планов и программ развития предприятий, организаций, расположенных на территории муниципального образования.

 

6. Управление муниципальным  персоналом

Конкретное содержание всего управленческого процесса, выработка и реализация эффективного управленческого воздействия определяются прежде всего деятельностью людей, представляющих собой кадровый состав системы муниципального управления. Управленческие кадры – это работники, полностью или в существенной степени занятые выполнением функций муниципального управления, подготовленные для решения управленческих задач.

Управление персоналом является составной частью муниципального управления. Деятельность персонала направлена на планомерное достижение целей муниципального управления, на получение высоких конечных результатов при минимальных затратах всех ресурсов, создании благоприятного морально-психологического климата, стимулов и условий труда, определяющих его высокую привлекательность и удовлетворение трудом всех работников.

Управление персоналом включает в себя следующие этапы:

а) планирование – разработка плана удовлетворения будущих потребностей в трудовых ресурсах;

б) набор персонала –  создание резерва потенциальных  кандидатов по всем должностям;

в) отбор – оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора;

г) определение заработной платы и льгот – разработка структуры заработной платы и  льгот в целях привлечения, найма  и сохранения персонала;

д) профориентация и адаптация – введение принятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку;

Информация о работе Методы муниципального управления