Методы муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:53, шпаргалка

Описание работы

Идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по своей природе государством централизованным.
В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. Местные Советы и их исполнительные комитеты выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь структурной частью единого централизованного государственного аппарата управления.

Содержание работы

Тема 1. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1. Связь понятий «муниципальное управление» и «муниципальный менеджмент»
2. Основные характеристики понятия муниципального менеджмента
3. Механизм управления муниципальным образованием
Тема 2. ТЕОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Место муниципального управления в системе местного самоуправления
2. Структура субъекта и объекта муниципального управления
3. Цели и задачи муниципального управления
4. Законы, закономерности и принципы муниципального управления
Тема 3. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Исторические основы муниципального управления
2. Правовые основы муниципального управления
3. Организационные основы муниципального управления
4. Финансово-экономические основы муниципального управления
5. Территориальные основы муниципального управления
Тема 4. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
1. Англосаксонская муниципальная система
2. Французская (континентальная) муниципальная система
3. Коммунальное самоуправление в Германии
Тема 5. ТЕХНОЛОГИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Функции муниципального управления
2. Методы муниципального управления
3. Процесс муниципального управления
Тема 6. ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Управление муниципальным хозяйством
2. Управление муниципальным имуществом
3. Управление муниципальными финансами
4. Управление социально-культурной сферой
5. Управление развитием муниципального образования
6. Управление муниципальным персоналом
Тема 7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1. Понятие муниципальной политики
2. Муниципальная политика в экономической сфере
3. Муниципальная политика в социальной сфере
4. Муниципальная политика в политической сфере
5. Муниципальная политика в духовной сфере
Тема 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Информационное обеспечение
2. Техническое обеспечение
3. Кадровое обеспечение (Муниципальная служба)
Тема 9. РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Стратегическое планирование
2. Стратегическое управление
3. Управление по результатам
4. Маркетинг в муниципальном образовании
5. Логистика в муниципальном образовании
6. Территориальное общественное самоуправление
Тема 10. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Показатели эффективности муниципального управления
2. Методы повышения эффективности муниципального управления

Файлы: 1 файл

менеджментт.docx

— 120.64 Кб (Скачать файл)

 

4. Финансово-экономические  основы муниципального управления

Органы муниципального управления должны иметь право на достаточную для осуществления  своих функций и полномочий экономическую  и финансовую базу.

Согласно ст. 28 закона “Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ” экономическую  основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность. Под  муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве  собственности городским и сельским поселением, а также другим муниципальным  образованием.

В ст. 29 закона о самоуправлении определяется перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность:

а) средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

б) имущество органов  местного самоуправления;

в) муниципальные земли  и другие природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности;

г) муниципальные предприятия  и организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации;

д) муниципальный жилой фонд, нежилые помещения;

е) муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Финансовую основу местного самоуправления (муниципального управления) составляет бюджет муниципального образования.

Согласно ст.36 закона о  местном самоуправлении в доходы местных бюджетов зачисляются местные  налоги, сборы и штрафы.

 

5. Территориальные основы  муниципального управления

В целях обеспечения  самостоятельности населения в  решении вопросов местного значения Конституция и федеральное законодательство определяют территориальные основы местного самоуправления. Оно обладает территориальным верховенством в решении вопросов местного значения в пределах границ муниципальных образований. Это означает, что, во-первых, территорией муниципального образования ограничивается верховенство решений, принятых путем прямого волеизъявления жителей муниципального образования, и решений органов местного самоуправления по вопросам местного значения; во-вторых, в границах муниципальных образований органы местного самоуправления осуществляют свои властные полномочия по самостоятельному управлению муниципальной собственностью, формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, установлению местных налогов и сборов, осуществлению охраны общественного порядка, решению иных вопросов местного значения.

К числу территориальных  основ можно отнести основной круг территорий, на которых осуществляется муниципальное управление (местное  самоуправление). Оно осуществляется в пределах территорий муниципальных образований – городских, сельских поселений (городов, поселков, станиц), нескольких поселений, объединенных общей территорией (районов, уездов, сельских округов (волостей, сельсоветов).

К территориальным основам  относится ведущая роль населения  муниципального образования в решении  вопросов его территориального устройства. Во-первых, это правило о том, что  вопросы образования, объединения, преобразования или упразднения  внутригородских муниципальных  образований, установления или изменения  их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии со своим уставом. Во-вторых, изменение границ муниципального образования по инициативе органов  местного самоуправления не допускается  без учета мнения населения соответствующих  территорий. В-третьих, обязанность  органов государственной власти субъектов РФ учитывать мнения населения  при решении вопросов изменения  границ самоуправляющихся территорий.

К числу территориальных  основ относятся виды земель, составляющих территорию муниципального образования: а) земли городских, сельских поселений; б) земли сельскохозяйственного  использования; в) земли общего пользования; г) земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, историко-культурного  назначения; д) земли, занятые лесами; е) земли, необходимые для развития поселений; ж) другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Тема 4. Муниципальные системы зарубежных стран

 

1. Англосаксонская муниципальная  система

2. Французская (континентальная)  муниципальная система

3. Коммунальное самоуправление  в Германии

 

Местное самоуправление начало развиваться в Европе еще в  средние века. К XIX веку сложились  и поныне существуют три основные системы местного самоуправления:

  • англосаксонская, при которой исключаются какие-либо представители центрального правительства на местах, а муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий ( выход за эти пределы позволяет вмешиваться правительству);
  • французская (континентальная), допускающая контроль центральной властью через специально назначаемых представителей или в других формах;
  • германская (смешанная), при которой органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи на своем уровне, но в соответствии с законами.

 

1. Англосаксонская муниципальная  система

Исторически сложилась первой, основными  характеристиками ее являются:

  • отделение системы местного самоуправления от системы государственной власти;
  • основной единицей местного самоуправления являются приходы (общины), на территории которых проживает от 500 до 30 тыс. человек;
  • система местного самоуправления включает представительные органы – советы, которые избираются населением в ходе всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. Из числа советников избирается председатель. Исполнительно-распорядительные органы формируются советом и подотчетны ему;
  • основными направлениями деятельности органов местного самоуправления являются управление полицией, пожарными и дорожными службами, музеями, социальными службами.

В США сформировались две  основные разновидности муниципальных  систем:

а) “мэр-совет” или “совет-мэр”, в зависимости от того, каким образом  избирается мэр: при всеобщем избрании мэра обеспечивается его доминирование  во взаимоотношениях с советом, в  случае выбора мэра советом из своего состава, последний приобретает  приоритет в решении основных вопросов; мэр является главным должностным  лицом города и обладает значительными  полномочиями, формирует администрацию, составляет местный бюджет;

б) “совет-менеджер”. При  этой системе население избирает совет, который, в свою очередь, из своего состава избирает председателя –  мэра и назначает главу исполнительно-распорядительного  органа – менеджера. Менеджер работает по контракту, в котором регламентируются взаимоотношения, обязательства сторон. Ему предоставляются достаточные  полномочия в формировании администрации, определении основных направлений, составлении и исполнении местного бюджета.

Наряду с этими встречается  и особая комиссионная система. В  небольших городах население  избирает комиссию в составе 3-7 человек, которые выполняют одновременно полномочия как представительного, так и исполнительно-распорядительного  органа местного самоуправления.

 

2. Французская (континентальная)  муниципальная система

Основой местного самоуправления во Франции являются коммуны, которых  насчитывается более 36 тысяч. 90% коммун имеют менее 2000 жителей. Население  избирает муниципальный совет сроком на 6 лет. В компетенцию совета входит все за исключением полномочий мэра. Решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в  департаменте и опубликованы.

Муниципальный совет избирает мэра. Он является председателем коммуны, готовит сессии совета и исполняет  его решения, управляет имуществом коммуны, исполняет акты администрации  и имеет право подписания договоров. Как глава администрации, он назначает  служащих на вакантные места. Он по положению председательствует в  административных комиссиях или  административном совете коммунальных учреждений ( в больницах, приютах, бюро социальной помощи, кассах взаимопомощи, учебных заведениях). Он уполномочен обеспечивать правопорядок, безопасность, спокойствие и общественное благо и принимать в связи с этим необходимые решения, включая санкции на арест.

Мэр является одновременно с этим и уполномоченным государства  и в этом качестве занимается такими гражданскими делами, как: регистрация  браков, рождения, смерти, подтверждает отцовство и материнство, регистрирует все гражданские акты, относящиеся  к компетенции мэрии. Мэр, как  и его заместители, является должностным  лицом судебной полиции и в  этом качестве констатирует нарушения  уголовного законодательства, собирает доказательства, осуществляет оперативно-розыскные  действия и передает соответствующие  материалы в органы правосудия.

На мэра возложена обязанность  по организации выборов, как председателя избирательной комиссии. Он контролирует соблюдение законодательства об образовании. Мэр ведет учет призывников для  прохождения службы.

Наряду с коммунами, местное  самоуправление во Франции действует  также на уровне департаментов и  регионов. Население департаментов  избирают Генеральный совет в  составе 13-70 человек, который из своего состава избирает председателя и  членов бюро для осуществления текущей  работы. В компетенции Генерального совета находятся – обсуждение и  решение таких вопросов, как финансовая поддержка коммун для их оснащения  и обеспечения, разработка программ по созданию инфраструктуры в рамках департамента (дороги, электричество, транспорта, спортивная, культурная деятельность и др.).

Региональный совет избирается прямым голосованием сроком на 6 лет. Его  основной задачей является координация  усилий по экономическому, социальному, медицинскому, культурному и научному развитию региона.

 

3. Коммунальное самоуправление  в Германии

Самоуправление, согласно современной германской доктрине, означает, что государственные задачи решаются юридическими лицами публичного права. Государство делегирует часть своих  функций органам самоуправления.

Статус общин в Германии характеризуют следующие положения:

  • община выполняет на своей территории под свою ответственность все административные функции за исключением тех случаев, когда законом выполнение этих функций поручено другим структурам управления;
  • община регулирует сферу своей деятельности посредством Устава, который не должен противоречить закону;
  • община имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне под свою ответственность, но в соответствии с законами.

Выделяют четыре основных типа организационного устройства общин: а) магистратный; б) бургомистерский; в) северогерманский; г) южно-германский.

При магистратной форме организации местного самоуправления исполнительная власть в общине осуществляется магистратом – коллегиальным органом. Магистрат состоит из бургомистра (председателя) и его заместителей. Бургомистр в магистрате занимает положение “первого среди равных”. Члены магистрата избираются представительным органом общины.

Бургомистерская форма  предполагает, что бургомистр является председателем представительного  органа общины и городской Управы – органа управления.

Северогерманский вариант  характерен тем, что в представительном органе общины председательствует бургомистр, избираемый представительным органом. Кроме того, избирается также городской  голова (городской директор), к полномочиям  которого относится решение текущих  вопросов местного управления.

В южно-германском варианте характерно то, что наряду с органом  представительной власти в качестве главного органа общины рассматривается  также обербургомистр, который избирается гражданами. Обербургомистр отвечает за решение текущих вопросов местного управления и председательствует на заседаниях представительного органа общины.

 

 

Тема 5. Технология муниципального управления

 

1. Функции муниципального  управления

2. Методы муниципального  управления

3. Процесс муниципального  управления

 

1. Функции муниципального  управления

Под функциями муниципального управления понимаются основные направления  деятельности органов местного самоуправления. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, отличаются по объему, составу решаемых задач, а также теми целями, к достижению и выполнению которых стремиться деятельность органов местного самоуправления.

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении  власти народа, решаемых задач и  полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции:

Информация о работе Методы муниципального управления