Муниципальное управление развитием малого бизнеса (На примере Крымского района)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение реализации муниципальных программ по развитию и поддержке малого предпринимательства в Крымском районе.
В связи с целью исследования поставлены следующие задачи:
изучить сущность и понятие малого бизнеса в России;
разобрать современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России;
рассмотреть взаимодействие малого бизнеса и власти в Краснодарском крае;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА …………………………………7
1.1. Сущность и понятие малого бизнеса в России.............................7
1.2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России....................................................................................................15
1.3 Взаимодействие малого бизнеса и власти в Краснодарском крае…………………………………………………………………….26
ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ МО КРЫМСКИЙ РАЙОН...............................................36
2.1 Социально-экономическое положение малого бизнеса в МО Крымский район...................................................................................36
2.2 Взаимодействие МО Крымский район и малого бизнеса….......43
2.3 Пути повышения эффективности управления развитием малого бизнеса в МО Крымский район...........................................................76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................91

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 169.57 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА …………………………………7

1.1. Сущность и понятие малого бизнеса в России.............................7

1.2. Современные проблемы развития малого и среднего  бизнеса в России....................................................................................................15

1.3 Взаимодействие  малого  бизнеса и власти в Краснодарском  крае…………………………………………………………………….26

ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ МО КРЫМСКИЙ РАЙОН...............................................36

2.1 Социально-экономическое  положение малого бизнеса в МО Крымский район...................................................................................36

2.2 Взаимодействие МО Крымский район и малого бизнеса….......43

2.3 Пути повышения эффективности  управления развитием малого  бизнеса в МО Крымский район...........................................................76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................85

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................91

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мировой опыт показывает, что  высокий уровень развития малого предпринимательства - важная составляющая социально-экономической системы  развитых рыночных стран, в которых  малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру  и качество валового внутреннего  продукта. Этот сектор способствует поддержанию  конкуренции в экономике, создает  социальную опору общественному  устройству, формирует новый социальный слой общества [12].

В Российской Федерации, несмотря на возрастающее внимание к малому предпринимательству со стороны  государства, этот сектор имеет недостаточно совершенное гражданское и налоговое  законодательство, слабые материально - техническую базу и финансово - кредитную поддержку. Причиной такого состояния в немалой степени  является недостаточная разработка теоретических и методологических основ управления малым предпринимательством, отсутствие эффективного механизма  управления им. В этих условиях чрезвычайно  важно научное обобщение имеющихся  проблем малого бизнеса, углубление его теоретико-методологических положений, развитие методической базы функционирования.

В настоящее время отсутствуют  предпосылки для эффективного развития малого бизнеса, поэтому потенциал, заложенный в нем, остается не только не реализованным, но и не востребованным. [4]

Актуальность темы исследования обусловлена той ролью малого предпринимательства, которую оно  должно играть в достижении более  высоких показателей базовых  отраслей экономики России, с одной  стороны, и недостаточной его  эффективностью - с другой.

Предприниматели сегодня - это представители нового явления в российской экономике. Люди, которые, рискуя своим капиталом, вносят посильный вклад в экономическое возрождение государства. [7]

Малый бизнес составляет основу любой экономики - страны, региона, города и района. Он создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы бизнеса, дает значительную часть налоговых поступлений. Благодаря малому управленческому персоналу и простым организационным формам он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию без которых, немыслима  его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и  сравнительно быстро окупаться, создавать  атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, без чего рыночная экономика невозможна. [12]

Как убедительно показала мировая практика, именно малые предприятия  позволяют в кратчайшие сроки  осуществить структурную перестройку  экономики, решительный ее поворот  к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ  - массовый слой предпринимателей-собственников.

Предприятия малого бизнеса  являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой  и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий  способствует обеспечению занятости  населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают  здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая  свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Наиболее существенным образом они связаны с возникновением региональной экономики, как единого комплекса работающих, в основном, на местный рынок промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев производственной и социальной инфраструктуры.

Малый бизнес способен быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру  рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки  номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке.

Однако малый бизнес имеет  также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал  сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к  определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению. [47]

Поэтому, перечисленное выше, требует разработки государственной  поддержки малого предпринимательства  в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному  процветанию общества.

Вопрос о необходимости  дальнейшего развития малого предпринимательства  возникает сегодня в России на всех уровнях –федеральном, региональном и муниципальном. В его решении  видят возможность ускорения происходящего в России процесса модернизации экономики - перевода ее на инновационный путь развития.

Само же решение - в нахождении наиболее эффективных моделей поддержки малого предпринимательства. Поскольку формирование малого предпринимательства происходит на муниципальном уровне, внимание в первую очередь должно быть обращено именно туда.

Реформирование российского  общества, построение основ социально  ориентированной рыночной экономики  столкнулось со сложными проблемами, не имевшими аналогов в мировой практике. Стремительный и необдуманный уход государства из управления экономикой привел общество в крайне нестабильное состояние: коррупция, преступность, повсеместное нарушение законов стали повседневным явлением в обществе. В России так  и не сформировалось четкого взаимодействия и взаимопонимания в системе власть - предприниматели - общество. Этим обуславливается актуальность темы дипломной работы.

Объектом исследования является малый бизнес.

Предмет исследования - Муниципальное управление развитием малого бизнеса (На примере Крымского района).

Целью работы является изучение реализации муниципальных программ по развитию и поддержке малого предпринимательства  в Крымском районе.

В связи с целью исследования поставлены следующие задачи:

  1. изучить сущность и понятие малого бизнеса в России;
  2. разобрать современные проблемы развития малого и среднего  бизнеса в России;
  3. рассмотреть взаимодействие малого бизнеса и власти в Краснодарском крае;
  4. проанализировать социально-экономическое положение малого бизнеса в МО Крымский район;
  5. исследовать взаимодействие МО Крымский район и малого бизнеса;
  6. предложить пути повышения эффективности управления развитием малого бизнеса в МО Крымский район.

Разработке проблем становления  и функционирования малых предпринимательских  структур посвящены исследования отечественных  и зарубежных экономистов: Мягкова  П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда  Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина  А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова  Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно  Е. и др. Ими обоснована необходимость  изучения проблем малого бизнеса, исследованы  основные направления реализации государственной  политики поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы  к оценке инвестиционных проектов и  разработке бизнес-планов и т.д.

В ходе написания работы были использованы следующие методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, восхождение от абстрактного к конкретному и наоборот), а также специальные методы (логический, сравнительный анализ, правовой метод).

Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

    1. Сущность и понятие малого бизнеса в России

 

Российский малый бизнес является сектором экономики в буквальном смысле порожденным реформами. В  течение нескольких десятилетий  в России господствовала командная  плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала  материальная заинтересованность в  конечных результатах своего труда [52].

Система управления экономикой страны по существу представляла собой  аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации.

Отсутствие самостоятельности  в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители  не имели возможности выбирать поставщиков  сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы  только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель  был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило  к отсутствию конкуренции, которая  вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и  ответственно. [47]

Централизованное управление экономикой имело своей целью  обеспечение прогрессивных пропорций  в развитии общественного производства, сбалансированного развития отраслей и формирования единого народного комплекса. Считалось, что это обеспечит более эффективное распределение ресурсов между отраслями и предприятиями. На практике, однако, должной сбалансированности развития отраслей достичь не удалось, более того, оно происходило на фоне больших противоречий./1/

К 80-м годам двадцатого столетия экономика России оказалась  в кризисной ситуации, что требовало  проведение ряд реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики  к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные и хозяйственные  руководители высшего уровня приняли  решение о перестройке всей системы  общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы  к другой произошло зарождение новых  форм хозяйствования. В данном случае я говорю об первых формах малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в    1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности»  и в 1988 году «О кооперации», а также  положение комиссии по совершенствованию  хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации  деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного  на различных форм собственности  и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров  СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

В конце 80-х годах происходит зарождение и деятельность центров  научно-технического творчества, временных  творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных  подрядов, формирование эмоционально-психологических  основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

Информация о работе Муниципальное управление развитием малого бизнеса (На примере Крымского района)