Муниципальное управление развитием малого бизнеса (На примере Крымского района)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение реализации муниципальных программ по развитию и поддержке малого предпринимательства в Крымском районе.
В связи с целью исследования поставлены следующие задачи:
изучить сущность и понятие малого бизнеса в России;
разобрать современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России;
рассмотреть взаимодействие малого бизнеса и власти в Краснодарском крае;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА …………………………………7
1.1. Сущность и понятие малого бизнеса в России.............................7
1.2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России....................................................................................................15
1.3 Взаимодействие малого бизнеса и власти в Краснодарском крае…………………………………………………………………….26
ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ МО КРЫМСКИЙ РАЙОН...............................................36
2.1 Социально-экономическое положение малого бизнеса в МО Крымский район...................................................................................36
2.2 Взаимодействие МО Крымский район и малого бизнеса….......43
2.3 Пути повышения эффективности управления развитием малого бизнеса в МО Крымский район...........................................................76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................91

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 169.57 Кб (Скачать файл)

К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство  приобретает характер активного  многочисленного движения. Создаются кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства. [15]

В 1991 - 1992 гг. произошли коренные изменения в отношении государства  к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие  широкие возможности для масштабного  развития предпринимательства. На данном этапе благодаря либерально-демократическим  реформам малый бизнес развивался очень  динамично. «На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное  предпринимательство, прежде всего, в  его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых  предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год». Данный период охарактеризовался появлением среднего и крупного бизнеса в России.

Период 1993 - 1994 гг. знаменуется  широкомасштабной приватизацией и  развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников  и интенсивным участием малого бизнеса  в сфере услуг, торговли, общественного  питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и  длительного пользования. Также  происходит деление предприятий  по критерию их размера в зависимости  от численности работающих, стоимости  основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.

К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий стали малыми. В это период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги. [85]

С 1997 года совокупный прирост  числа малых предприятий примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствует  о поступательном, хотя и очень  медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в 2001 году был отмечен  спад в развитии малого бизнеса, который  усугубился в 2002 году.  На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при  развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Недостаточное  развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением  наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской  деятельности весьма полезны и доходны [11].

 Но в 2003 году ситуация  меняется в лучшую сторону  и происходит значительный прирост  количества малых предприятий,  что продолжается до сих пор.  Но, несмотря на колебания числа  малых предприятий в стране, объем  производимой ими продукции и  услуг неуклонно растет, увеличивается  и число рабочих мест [17].

Таким образом, если подвести итог и рассмотреть послеперестроечный период развития малого бизнеса в  нашей стране, то можно выделить три периода:

1. период интенсивного  становления предпринимательства  (1990-1995гг.);

2. период насыщения и  структурного оформления (1996-1998 гг.);

3. период цивилизованной  модернизации (с 1998г. по настоящее время).

Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих  хозяйственных субъектов, т.е. малых  предприятий. Так согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону  РФ      № 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися, субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

   - в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

    - в оптовой торговле  - 50;

   - в розничной торговле и бытовом обслуживании  - 30;

    - в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. [36]

В ряде научных работ под  малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных, установленных  законом, государственными органами и  другими представительными организациями  критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия  относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного  капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Следует отметить,  что критерии отнесения предприятий  к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее  время широко обсуждаются вопросы  уточнения критериев, в частности  с точки зрения установления границы  предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода [2].

Малый бизнес – это базовая  составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной  формой производственно-экономических  отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной  самостоятельности и имущественной  ответственности, становится подлинным хозяином [45].

Малые и средние предприятия  различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению  к происхождению капитала.

По форме собственности  предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными и  иными.

В зависимости от целей  деятельности выделяют коммерческие и  некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую  деятельность, и их основная цель –  это получение прибыли.

По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия.

По размерам предприятия  группируются на крупные, средние и  малые.

По характеру деятельности (стадиям жизненного цикла продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.

По структуре деятельности предприятия разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.

По отношению к происхождению  капитала различают национальные, иностранные  и смешанные предприятия. [22]

Главными особенностями  малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере  с целью получения прибыли, экономическая  свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг  на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов  вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и  более высокой степени его  удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта  не позволяют фирме оказывать  сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и  «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).   Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80 [47].

За частую в малом бизнесе  можно встретить семейное ведение  дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность  последних во всю деятельность предприятия.

  Функциями малого  предприятия, прежде всего, являются  экономические, определяемые его  ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых - производителя продукции и услуг, в-третьих - катализатора научно-технического прогресса, в четвертых - налогоплательщика, в пятых - агента рыночных отношений.

 Не менее значимой  функцией, на мой взгляд, является  социальная. Так через малые формы  предпринимательской деятельности  многие люди раскрывают и реализуют  свой творческий потенциал. В  основном здесь используется  труд социально уязвимых групп  населения (женщин, учащихся, инвалидов,  пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе  применение на крупных предприятиях. Малые предприятия являются главным  местом производственного обучения  и своеобразным “полигоном”  для обкатки молодых кадров. [5]

Сфера деятельности малого и среднего  бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.

Основными потребителями  продукции и услуг малого и  среднего бизнеса является местное  население, а также жители ближайших  городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации.

Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что  он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок  новыми товарами и услугами, удовлетворяет  многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные  товары и услуги.

В существующих условиях рыночных отношений в России малый и  средний бизнес являются одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. Однако, малые и средние предприятия  не занимают того места, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий  составляет свыше 80% от общего числа  предприятий. В этом секторе экономики  в развитых странах занято две  трети работающих, производится более  половины ВВП. Россия значительно отстает  от стран с рыночной экономикой по этим показателям. Доля малого предпринимательства  в ВВП России составляет не более 10-11%, стоимость основных фондов промышленности - чуть более 3%.[4]

 

 

 

 

1.2 Современные проблемы развития малого и среднего  бизнеса в России

 

На деятельность малых  и средних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько  факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды [4].

В данном параграфе хотелось бы акцентировать внимание на внешние факторы воздействия на малый и средний бизнес, так как рассматриваем проблемы предприятий с макроэкономической точки зрения. Но и без понятия внутренних факторов не обойтись.

Под внутренней средой предприятия  понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость  внутренней среды от внешних условий.

Внешняя среда подразумевает  собой совокупность внешних по отношению  к данному предприятию факторов, изменение значений которых существенно  влияет на его состояние и результаты деятельности.

Внешняя среда для предприятий  имеет важное значение:

1. как источник ресурсов;

2. как потребитель результатов  деятельности предприятия и место  общественного признания и оценки  этих результатов;

3. как фактор, определяющий  поведение, образ действий предприятия,  отражающихся в установлении  целей и осуществлении тех  или иных стратегий. [7]

Факторы внешней среды  разделяются на две группы. Первая - это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая - формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски [47].

Одной из самых существенных черт предпринимательства является его рисковый характер. Таким образом, граждане, решившие создать и осуществлять собственное дело, помнят, что они  рискуют, так как действуют в  условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству осуществляемому  в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски  связанные с небольшими размерами  самих предприятий.

Малые предприятия, как субъект  управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская  единица, наиболее зависимая от колебаний  рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней  среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняя среда малых  предприятий отличается собой в  сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степени неопределенности. Это объясняется тем, что малые  предприятия, как правило, действуют  на локальном рынке, который в  отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса  является, его объективно подчиненная  роль в системе отношений с  государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется  специфическая черта, которая связана  именно с периодом радикальных реформ, - это исключительная подвижность  внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И  все это серьезно затрудняет для  предприятия возможности адекватного  на них реагирования. [7]

Информация о работе Муниципальное управление развитием малого бизнеса (На примере Крымского района)