Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 16:01, курсовая работа
Организационное проектирование представляет собой разработку проектов новых или комплекс работ по совершенствованию деятельности существующих организаций (компаний, организаций, служб и т. п.).
Необходимость организационного проектирования обусловлена следующими факторами:
Быстро меняющимися условиями, в которых уже нельзя применять хорошо служившие в прошлом организационные формы, и которые не удовлетворяют современным требованиям рыночных отношений
Введение.…….…....………………….………….….………….….…………...….3
Глава 1. Процесс проектирования организационных систем………………......5
Глава 2. Методология проектирования организационных систем….................8
2.1. Метод структуризации целей ……………………………...….……....…….8
2.2. Метод экспертного анализа…………………………………………..…….10
2.3. Метод аналогий……………………………………………………………...12
2.4. Метод организационного моделирования....................................................14
2.5.Анализ проектирования организационной структуры управления ОАО «МТС»………………………………………………………………………........17
Глава 3. Оценка методологии и эффективности проектирования организационных систем………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………...……..35
Список использованной литературы...................................................................37
Содержание
Введение.…….…....………………….………….
Глава 1. Процесс проектирования организационных систем………………......5
Глава 2. Методология проектирования организационных систем….................8
2.1. Метод структуризации целей ……………………………...….……....…….8
2.2. Метод экспертного анализа…………………………………………..…….10
2.3. Метод аналогий…………………………………………………………
2.4. Метод организационного моделирования.................
2.5.Анализ проектирования организационной
структуры управления ОАО «МТС»…………………………………………………………………
Глава 3. Оценка методологии и эффективности
проектирования организационных систем………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы....................
Введение
Организационное проектирование представляет собой разработку проектов новых или комплекс работ по совершенствованию деятельности существующих организаций (компаний, организаций, служб и т. п.).
Необходимость организационного проектирования обусловлена следующими факторами:
Объектом организационного проектирования является организация как вид социальной системы.
Организация представляет собой большую и сложную динамическую систему, для которой характерно:
- Наличие социальной, экономической, информационной, технической и иных подсистем и элементов
- Наличие большого числа самых
разнообразных связей между
- Наличие связей между
- Движение внутри организации
больших информационных и
В самом общем виде организационное проектирование можно определить как процесс упорядочения организационно-структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.
Предметом организационного проектирования в низовом звене народного хозяйства - на предприятии, в учреждении - является система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.
Целью организационного проектирования в этих условиях становится разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем, а результатом - комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы.
В практической деятельности по рационализации организации производства, труда и управления, при проектировании новой организационной системы применяется большое количество методов организационного проектирования. Под методом организационного проектирования понимается комплекс определенных приемов, основанных на сознательном, целенаправленном применении особой системы логических, технических, математических и других действий, направленных на создание проекта.
Глава 1. Процесс проектирования организационных систем
Организационный проект структуры управленческой системы состоит из следующих разделов:
- идея организационного проекта структуры, вытекающая из стратегии организации;
- производственная структура
- организационная структура организации;
- персонал организации;
- потребность в материальных
ресурсах организации на
- финансы;
- информационное обеспечение
- взаимодействие структур
- эффективность проекта.
Выделяют следующие этапы организационного проектирования:
1) формирование идеи
2) системный анализ и
3) разработка производственной структуры организации (числа и взаимосвязей производственных подразделений, форм соединений, планировки подразделений и т. п.);
4) разработка организационной
5) разработка положений (должностных инструкций) о службах;
6) разработка норм и нормативов;
7) подбор персонала и комплектование штата организации;
8) расчет потребности в
9) технико-экономическое
10) согласование и утверждение проекта, передача его для использования (реализации).
Проектирование организации связано с принятием ее руководством решений, относящихся ко многим областям жизнедеятельности организации.
Выделяют три этапа процесса проектирования организации:
Первый этап - анализ действующей организационной структуры, который призван установить, в какой мере она соответствует требованиям, предъявляемым к организации, т. е. насколько она рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев. В результате анализа выявляются недостатки, выясняются причины слишком медленного повышения эффективности управления.
Второй этап - проектирование организационных структур. В процессе проектирования организационных структур управления организацией, решаются следующие задачи:
- определение типа структуры управления;
- уточнение состава и количества подразделений по уровням организации;
- определение численности управленческого персонала;
- определение характера
соподчиненности между
- расчет затрат на содержание аппарата управления.
В конечном счете, устанавливаются управленческие полномочия для каждого структурного подразделения, потоки информации, документооборот, полномочия и ответственность.1
Третий этап - оценка эффективности организационных структур исходя из уровня реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых решений.
Существует точка зрения, согласно которой процесс проектирования организационных систем можно осуществлять с помощью2:
- инструментария трансакционных издержек, их учета при принятии решений такого характера;
- метода выделения финансовых подразделений.
Трансакционными являются издержки, которые возникают в процессе налаживания отношений между экономическими субъектами на рынке. Они «не пересекаются со всеми известными до этого видами затрат (на производстве, в связи с реализацией продукции и прочее). Трансакционные издержки дополняют все известные виды издержек, если организация (субъект рынка) не доверяет трансакцию свободному рынку. Выделяют четыре вида трансакционных издержек:
1) затраты, связанные с поиском информации;
2) затраты, связанные с заключением контрактов;
3) издержки по контролю за реализацией контрактной сделки;
4) затраты, связанные с юридической защитой контракта (судебные и пр.).
Глава 2. Методология проектирования организационных систем
В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено четкое формулирование целей организации. Сначала цели, а затем - механизм их достижения. Главным условием разработки адекватных организационных проектов является анализ и по возможности соблюдение принципов рационализации структуры организации. По отдельным разделам или проблемам организационного проекта могут применяться разные методы разработки. Планировка подразделений может быть спроектирована с применением методов аналогии и основана на апробированных проектах. Нормы и нормативы расхода ресурсов, нормативные документы, регламентирующие функционирование элементов организации, могут быть разработаны с применением опытно-статистических методов, основанных на использовании опыта работников, либо с применением экспериментальных (опытно-промышленных) и расчетно-аналитических методов.3
В совершенствовании действующей и проектировании новой организации производственной системы применяются следующие методы:
Вышеперечисленные методы, можно отнести либо к организациям бюрократического (метод аналогий, метод структуризации целей), либо к органическому (метод организационного моделирования) типам, либо к тому и другому (экспертно-аналитический метод).
2.1. Метод структуризации целей
Метод структуризации целей предполагает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой организационной структурой. Реализация этого метода предполагает также увязку всех видов организационной деятельности исходя из конечных итогов, независимо от распределения этих видов деятельности по разным подразделениям организации. Метод структуризации целей предусматривает экспертный анализ предлагаемых вариантов организационных структур, составление таблиц полномочий и ответственности за достижение целей, как по подразделениям, так и по комплексным многофункциональным видам деятельности, где конкретизируются границы ответственности (материальные ресурсы, производственные, информационные процессы), определение конкретных итогов, за достижение которых устанавливается ответственность, полномочий, которыми наделяются соответствующие органы управления.
Методы структуризации целей включают в себя:
- Выработку системы целей
- Качественную и количественную оценку этих целей
- Последующий анализ
Использование этого метода предполагает:
а) разработку системы («дерева») целей, представляющую собой структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности исходя из конечных итогов, независимо от распределения этих видов деятельности по организационным подразделениям и программно-целевым подсистемам в организации;
б) экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений исходя из взаимосвязей целей и т. п.;
в) составление карт прав и ответственности за достижение целей, как для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности; конкретные итоги, достижение которых устанавливает ответственность; права, которыми наделяется подразделение для достижения результатов.
Конкретная формулировка каждой цели определяется с позиции следующих признаков:
Система целей должна быть простой, понятной и представлена в форме:
- графической
- матричной
- списочной
В процессе организационного проектирования система целей, представленная графически в виде «Дерева целей», применяется для:
- выделения главных структурных подразделений в системе
- проверки уровня и
- установления организационных, экономических и иных связей
- разработки критериев и
В ходе организационного проектирования учитывают:
• размеры организации
• технологию главных работ
Информация о работе Оценка методологии и эффективности проектирования организационных систем