Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:35, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной (дипломной) работы явилось изучение методов управления и экономической деятельности жилищно-строительного кооператива в г. Иваново. Основными задачами работы, обеспечившим достижение поставленной цели явились:
- определение экономической сущности жилищно-строительного кооператива;
- исследование характера и этапов развития отечественного ЖСК на основе историко-экономического анализа преобразований в данном сегменте отечественной экономики;
- изучение нормативно-правового обеспечения функционирования и развития отечественного ЖСК
В феврале 1938 г. были ликвидированы союзы жилищно-строительных кооперативов всех уровней. Окончательное уравнение жилищных кооперативов было оформлено при утверждении 31 октября 1939 г. «Примерного устава жилищно-строительного кооператива».
В период Великой отечественной войны жилищное строительство, по понятным причинам практически было прервано. После окончания войны восстановление разрушенного жилищного фонда и строительство нового производилось в основном без помощи жилищной кооперации.
Второе дыхание
В связи с принятием
вышеназванного документа 24 сентября
1958 г. постановлением Совета Министров
РСФСР был утвержден «Примерный
устав жилищно-строительного
Совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 1 июня 1962 г. «Об индивидуальном и кооперативном жилищном строительстве» предусматривало включение в государственные плановые задания кооперативное строительство. Кроме того, данным актом были предусмотрены новые льготы организационного и финансового порядка. В октябре того же года был утвержден Примерный устав жилищно-строительного кооператива.
По существу с октября
1937 по март 1988 г. в отечественной
правовой регламентации жилищная кооперация
отождествлялась с
Началом нового этапа
развития нормативно-правового
В современных условиях организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов вызывает значительные трудности, так как в России этот вопрос в достаточной степени не урегулирован. Гражданский кодекс дает лишь общие положения о кооперации, а отмена Примерного устава ЖСК РСФСР привела к тому, что при организации ЖК и ЖСК организаторы исходят из практики, сложившейся еще при действии Примерного Устава, ст. 116 ГК и гл. 5 Жилищного Кодекса, а также некоторых положений Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и Закона СССР « О кооперации»[3].
Основным документом, регулирующим деятельность ЖК, принятым Гильдией, являются Единые Стандарты деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов (Далее – Стандарты). Стандарты позволяют отличить добросовестные организации от тех, кто в очередной раз решил погреть руки на чужом добре.
Гражданский кодекс дает лишь общие положения, регулирующие правовой режим организации и деятельности потребительских кооперативов, к которым, наряду с другими, относятся жилищные и жилищно-строительные кооперативы.
Как следует из ст. 116 ГК РФ. Жилищным кооперативом признается - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Цель создания таких кооперативов – удовлетворение жилищно-бытовых потребностей членов кооператива.
Жилищный кооператив, как один из видов потребительских кооперативов является некоммерческой организацией, которая объединяет на основе членства не только граждан, но и юридических лиц. Она не предполагает обязательного личного участия своих членов в общих делах. Поэтому здесь нет ограничений на круг участников, подобных ограничениям членства в производственном кооперативе. Не исключается, например, возможность одновременного участия одного и того же гражданина в нескольких кооперативах, в том числе и однородных. Юридическими лицами - участниками таких кооперативов могут быть не только коммерческие, но и некоммерческие организации (с учетом ограничений на распоряжение имуществом, имеющихся у юридических лиц - не собственников, то есть унитарных предприятий и учреждений).
Единственное условие, указанное в законе, учредителями потребительского общества могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и (или) юридические лица. Число учредителей не должно быть менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц.
Единственным учредительным документом потребительского кооператива является его устав. Согласно п. 2 ст. 116 ГК к числу его обязательных условий отнесены:
-условия о размере паевых взносов его членов;
-срок и порядок внесения паевых взносов;
-о составе и компетенция органов управления кооперативом и порядок принятия, ими решений, включая перечень вопросов, решения по которым могут быть приняты только единогласно или большинством голосов;
-условие о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
По смыслу этих правил
высшим органом кооператива является
общее собрание, имеющее исключительную
компетенцию и формирующее
Управление жилищным кооперативом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление кооператива. Высшим органом является общее собрание потребительского общества. В период между общими собраниями управление в жилищном кооперативе осуществляет совет, который является представительным органом. Исполнительным органом является правление ЖК. Контроль за соблюдением устава, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионная комиссия [2,с.20].
Имущество кооператива согласно п. 4 ст. 218 ГК после полного внесения паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, переходит в собственность участников кооператива и влечет соответственно утрату на них права собственности самим кооперативом. По общему правилу на имущество жилищного кооператива его участники (члены) приобретают права требования, пропорциональные их паям (вкладам), а также некоторые другие права, вытекающие из членства в нем.
Основу имущественной
самостоятельности кооператива
составляет его паевой (уставный) фонд.
ГК не содержит требований к минимально
необходимому размеру такого фонда,
ибо для различных видов
Паевой фонд кооператива формируется за счет паевых взносов его участников (членов). Он также является гарантией удовлетворения имущественных интересов кредиторов кооператива. Поэтому обязанность внесения паевых взносов является важнейшей обязанностью члена кооператива. Устав кооператива должен содержать наряду с другими непременное условие об ответственности члена кооператива за нарушение этой обязанности.
Кроме того, члены кооператива
обязаны в трехмесячный срок со дня
утверждения ежегодного баланса
кооператива покрывать
Как и всякое юридическое лицо, ЖК вступает в гражданско-правовые отношения от своего имени, то есть от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, а также от своего имени несет обязанности. В случае возникновения необходимости участия в гражданско-процессуальных или арбитражно-процессуальных отношениях, ЖК наделяется в зависимости от конкретных обстоятельств дела правовым статусом истца или ответчика.
После государственной
регистрации кооператива в
1.2 Жилищная политика в современной России
Основными стратегическими целями жилищной политики, должны стать:
Для достижения названных целей необходимо решение следующих ключевых задач по основным направлениям жилищной политики:
Главная роль в реализации поставленных задач в рамках жилищной политики отводится рыночным субъектам деятельности, как производящим товары и услуги в жилищной сфере, так и обеспечивающим инфраструктуру рынка жилья, [3].
Процесс формирования рынка жилья и его развития начал осуществляться с 1991 г. вследствие приватизации квартир и разрешения на их продажу. Приватизация жилья привела к структурным изменениям в собственности на жилье. Происходило, как правило, улучшение жилищных условий более состоятельных групп населения. В результате структура жилищного фонда по формам собственности претерпела изменения. В период с 1989 по 2006 гг. в собственность граждан перешло 987 тыс. квартир, или 43% от числа квартир, подлежащих приватизации. На начало 2006 г. доля жилья, находящегося в собственности граждан, достигла 62,3% от его общего объема (в городах 50,8%). На начало 2008 г. – 67% (в городах - 55,3%).
Остроту приобрела проблема сохранности жилого фонда. Начиная с 1992 г. при резком сокращении государственных инвестиций в жилищное строительство, объемы жилищного строительства и капитального ремонта жилищного фонда начали неуклонно падать. С 1992 г. недофинансирование объемов капитального ремонта составляло ежегодно в среднем 30-35%.
Спад жилищного строительства достиг критической черты в 1995 г., когда, по официальным данным, жилья было введено в 2,7 раза меньше, чем в 1990 г. Это самый низкий показатель за последние 60 лет. В расчете на 1000 жителей в 1995 г. построено только 2,7 новых квартир, что характерно для стран с низкими доходами населения. Не оправдались надежды на широкое привлечение внебюджетных источников финансирования, способных компенсировать сокращение государственных инвестиций. Из-за резкого роста стоимости жилищного строительства, низких доходов населения, высокой процентной ставки по кредитам жилье стало недоступным для большинства населения.