Определение потребности в персонале

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривается эффективность использования трудовых ресурсов на РУПП «Брестхлебпром. Барановичский хлебозавод». В первой главе излагаются теоретические вопросы, связанные с эффективностью использования трудовых ресурсов и организации, роли трудовых ресурсов в рыночной экономике. Во второй главе произведен анализ их использования на предприятии, так же раскрывается методика комплексного системного анализа основных экономических показателей, используемых для анализа эффективности использования трудовых ресурсов, характерных для рыночной экономики. В третьей главе предлагаются мероприятия по повышению производительности труда, совершенствованию персонала рассчитываются резервы увеличения объёмов производства, среднечасовой выработки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ………. 5
1.1 Персонал и его основные категории……………………… 5
1.2 Кадровая политика организации – элемент эффективного управления персоналом……………………………………….. 8
1.3 Методика анализа потребности в персонале на предприятии…………………………………………………….. 16
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА РУП «БРЕСТХЛЕБПРОМ БАРАНОВИЧСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД».. 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика РУП «Брестхлебпром. Барановичский хлебозавод»………………. 28
2.2 Обеспеченность РУП «Бресхлебпром Барановичский хлебозавод» трудовыми ресурсами……………………………. 32
2.3Развитие трудовых ресурсов на хлебозаводе 38
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ……………………………… 41
3.1 Совершенствование использования трудовых ресурсов в организации» ……………………………………………………. 41
3.2 Рациональное использование рабочего времени 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 53

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 827.00 Кб (Скачать файл)

 

где Чспоб — списочная численность персонала, занятого обслуживанием оборудования; Ho — сменная норма обслуживания (число единиц оборудования на одного рабочего).

Расчет численности  большинства категорий вспомогательных  рабочих, особенно занятых на работах, где планируется их объем и  установлены нормы времени (выработки, нормы обслуживания), аналогичен расчету численности основных рабочих. Применительно к работам, по которым не устанавливаются их объемы и нормы выработки, численность вспомогательных рабочих может быть определена непосредственно в зависимости от числа рабочих мест и сменности соответствующего подразделения (цеха, участка и др.) (1.7):

 

Чспвс = nвс x S x Ксп                                               (1.7)

 

где Чспвс — списочная численность вспомогательных рабочих; nвс — число рабочих мест вспомогательных рабочих.

По данной методике можно определить численность крановщиков, стропальщиков, кладовщиков и др. Планирование численности вспомогательных  рабочих, выполняющих работы, на которые  имеются нормы обслуживания, сводится к определению общего количества объектов обслуживания с учетом сменности работ. Частное от деления этого количества на норму обслуживания составляет явочное число рабочих.

Численность служащих может быть определена исходя из анализа  среднеотраслевых данных, а при их отсутствии — по разработанным предприятием нормативам. Нормативы численности в зависимости от их назначения могут разрабатываться не только по каждой отдельно взятой функции управления, по группам функций, по предприятию в целом, но и по отдельным видам работ (учетные, графические, вычислительные и др.), а также по должностям (конструкторы, технологи, экономисты, бухгалтеры и др.). Численность обслуживающего персонала может быть определена по укрупненным нормам обслуживания. Например, численность уборщиков — по количеству квадратных метров площади помещений, гардеробщиков — по числу обслуживаемых людей и др. Численность руководителей можно определить с учетом норм управляемости и ряда других факторов.

Планирование  потребности в персонале с  учетом текучести, оценочных процедур и «исчезновения» сотрудников.

Для того, чтобы  прогноз по планированию персонала  оправдался, необходимо учесть еще  такие факторы как текучесть, и уход сотрудников в результате оценочных процедур.

Чтобы точнее определить нормы текучести, надо учитывать все особенности бизнеса, включая количество людей, которые могут не пройти аттестацию, естественный уход персонала (например, на пенсию или в декрет), а также фактор сезонности (число увольнений может зависеть от времени года). У различных подразделений в одной и той же компании может быть своя норма текучести. Например, для торгового представителя период работы в компании 1,5-2 года. Для производственных подразделений и менеджерского состава период эффективности может длиться годами. Здесь уровень текучести может быть ниже – 5–10%. По данным из некоторых источников текучесть в производственной сфере составляет в среднем 10%. Если компания активно развивается, и происходит массовый найм персонала, то текучесть возрастает до 20% . В рознице и у страховщиков нормой считается 30% уровень текучести кадров. А в сегменте HoReKa (гостинично ресторанный бизнес) даже 80% текучести считается нормой.

Если же руководство  компании выражает недовольство по поводу квалификации персонала то, скорее всего в наступившем году сотрудников ждет такая процедура, как оценка или аттестация персонала. Соответственно при планировании расчета персонала мы должны учитывать не только уровень текучести (ориентируясь на данные истекшего года), но и перспективу ухода из компании еще некоторого количества сотрудников. Предположим, что «исчезнет» еще 15% сотрудников.

В случае, если планируется увеличение продаж на 20% - увеличение численности (10-30%), как  минимум еще +10 чел. Следовательно, в  планируемом году мы должны подобрать 55 человек, что составляет 50% от сегодняшней численности.

Пути покрытия потребности в персонале.

Исходя из потребности, мы выбираем пути и источники покрытия потребности в персонале. Чаще всего  компании используют активные пути покрытия потребности в персонале.

Это способы  найма персонала, при которых  организация:

- набирает персонал  непосредственно в учебных заведениях;

- представляет  заявки по вакансиям в местные  и межрегиональные центры занятости  (биржи труда);

- использует  услуги консультантов по персоналу и услуги специализированных посреднических фирм по найму персонала;

- вербует новый  персонал через своих сотрудников.

Источники покрытия потребности в персонале:

Внешние

- учебные заведения;

- коммерческие  учебные центры;

- посреднические  фирмы по подбору персонала;

- центры обеспечения  занятости;

- профессиональные  ассоциации и объединения;

- свободный  рынок труда;

Внутренние

-собственные  внутренние источники.

Внутренние  источники покрытия потребности  в персонале - возможности организации  в самообеспечении потребности в персонале. К внутренним источникам относятся: высвобождение, переподготовка и перемещение персонала.

Таким образом, для того чтобы начать процесс  планирования потребности в персонале, менеджеру по персоналу необходимо:

- Провести анализ потребности в персонале, а также анализ эффективности работы и организационного климата.

- Провести исследование  краткосрочных и долгосрочных  перспектив организации, включающее  в себя изучение потребности  в трудовых ресурсах, а также  изучение необходимости обучения персонала организации;

Для составления  плана найма персонала нам  необходимо:

- Знать кадровую  ситуацию в регионе (наличие  в регионе персонала нужной  квалификации, % безработицы, уровень  текучести и т.д.)

- Продумать технологию оценки персонала (длительность, этапы оценки по каждой вакансии)

При планировании учитывается средний период закрытия вакансии по каждой профессии.

 

ГЛАВА 2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА РУП «БРЕСТХЛЕБПРОМ БАРАНОВИЧСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»

 

    1. Организационно-экономическая характеристика РУП «Брестхлебпром. Барановичский хлебозавод»

 

Барановичский  хлебозавод образован в 1939 году на базе мелких пекарен. В настоящее время  в его состав входят: цех №2 , где  расположен хлебный цех – по выработке  подового и формового хлеба. Цех  № 2 производит 13 наименований хлеба в сутки, что составляет 17-18 тонн. Режим работы круглосуточный. 

Булочный цех  –  по выработке хлебобулочных  изделий -14 наименований в сутки, что  составляет 20 тонн. , сдобных сухарных изделий – 3-х наименований (выработка которых составляет -10 тонн. ежемесячно) и бараночных изделий (сушек) – 5-ти наименований (выработка – 12 тонн. ежемесячно).

Кондитерский  цех – по выработке мучных, кондитерских изделий, суточная выработка ,которых  составляет   1,0 тонн.(55 наименований)

Пекарня по выработке  мелкоштучных булочных изделий, ассортимент  продукции на данный момент составляет 15 наименований, ежесуточная выработка -  1,5 тонн.

 В состав  хлебозавода кроме основных цехов  входят:

- участок по  производству панировочных сухарей, киселя.

- три фирменных  магазина.

- присоединенный  в 2007 году цех по изготовлению  нестандартного оборудования.

Барановичский хлебозавод входит в систему РУПП «Брестхлебпром» на правах филиала.

Юридический адрес  предприятия: 225409 г. Барановичи, ул. Маяковского, 20.

Форма собственности –  республиканская. Учредителем предприятия  является комитет по хлебопродуктам при министерстве сельского хозяйства  и продовольствия Республики Беларусь, расположенный по адресу: 220004 г. Минск  пр. Машерова, 23.

Основной целью деятельности Барановичского хлебозавода филиала РУПП «Брестхлебпром» в соответствии с положением о филиале являются:

- удовлетворение потребностинаселения  хлебобулочными, кондитерскими изделиями  и другими продуктами питания  в необходимых объемах, в ассортименте и качестве, как через предприятия торгующих организаций, так и через магазины, находящиеся в ведении хлебозавода;

- организация хозяйственной  деятельности, направленной на получение  прибыли для удовлетворения интересов  членов трудового коллектива и собственника имущества;

- обеспечивает целевое  и эффективное расходование выделенных  ему оборотных средств и ускорение  их оборачиваемости.

Предметом деятельности предприятия  является производство продукции. Выполнение работ, оказание услуг, розничная торговля, ремонт и изготовление нестандартного технологического оборудования для пищевой промышленности. Устав предприятия можно увидеть в приложении 1

Организационная структура  предприятия (приложение А) линейно-функционального  типа. Она oбecпeчивaeт тaкoe paздeлeниe yпpaвлeнчecкoгo тpyдa, пpи кoтopoм линeйныe звeнья yпpaвлeния пpизвaны кoмaндoвaть, a фyнкциoнaльныe — кoнcyльтиpoвaть, пoмoгaть в paзpaбoткe кoнкpeтныx вoпpocoв и пoдгoтoвкe cooтвeтcтвyющиx peшeний, пpoгpaмм, плaнoв. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Директору РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод подчиняются главный инженер, зам. директора по коммерческим вопросам, зам. директора по производству. Так же непосредственно директору подчиняется планово-экономический отдел во главе с главным экономистом, отдел бухгалтерского учета и отчетности во главе с главным бухгалтером, а так же сектор по кадрам и спец. работе во главе с начальником отдела.  Организационная структура предприятия состоит:

1.цех № 1 – удаленная  экспедиция;

2. цех № 2 – на территории которого находятся:

- хлебный цех по производству  заварных подовых сортов хлеба;

- булочный цех – по  производству хлеба, булочных  изделий, бараночных и сухарных;

- кондитерский цех;

- участок по производству  панировочных сухарей, армейских  и швейных изделий;

3. пекарня-магазин;

4. цех по ремонту и  изготовлению нестандартного оборудования;

5. три магазина фирменной  торговли: «Колосок»; магазин «Пекарня»  и  «Горячий хлеб».

Прибыль от реализации продукции основного производства за 2010 год составила 2413 млн. руб., за 2009 год прибыль от реализации составила 2994 млн. руб. Темп роста 80,6%. Прибыль  торговых подразделений составила 55 млн. руб., а за соответствующий  период прошлого года 135млн. руб. Темп роста 40,7%. За 2010 г. прибыль от реализации  по ремонтному цеху составила 137 млн. руб., за 2009 г. она была 73 млн. руб. Темп роста 187,7%. Общая прибыль от реализации продукции с учетом торговли и цеха РИНО составила за 2010 г. 2606 млн. руб., за прошлый период 3203 млн. руб. Темп роста 81,4%. Внереализационные расходы за минусом доходов составили 209 млн. руб., за прошлый период 140 млн. руб. Бухгалтерская прибыль за текущий период – 2367 млн. руб., налогооблагаемая – 2618 млн.руб. За прошлый период соответственно 3103 и 3301 млн. руб. Значительный рост внереализационных расходов объясняется в первую очередь открытием ФОКа, затратами по базе отдыха Гать.

Рентабельность  реализованной продукции основного  производства составила 9,0% за  прошлый период —12,4%. Снижение на 3,4 пункта.

Общая рентабельность по заводу составила 8,5%, прошлый год 11,3%. Снижение на 2,8 пункта.

Амортизационный фонд начислен в сумме 1197 млн. руб., использован  в сумме 879 млн. руб. Остаток фонда 318 млн. руб. Введено в эксплуатацию основных средств на сумму 842 млн. руб., выбыло на 241 млн. руб. По состоянию на 01.01.2011 согласно приказу №626 от 31.12.2010 проведена переоценка основных средств, незавершенных капитальных вложений и неустановленного оборудования. Сумма дооценки первоначальной стоимости составила 2640 руб., износа - 970 млн. руб. 

Дебиторская задолженность  на 01.01.2011 года составила 2662 млн. руб., в  том числе просроченная 613 млн. руб. По сравнению с началом года общая  задолженность возросла на 815млн. руб., просроченная на 96 млн. руб. Рост общей дебиторской задолженности объясняется проведенной предварительной оплатой в сумме 668 млн. руб. в счет поставки оборудования итальянской фирмой «Лазер» по контракту. Поставка будет осуществлена в феврале текущего года. Дебиторская задолженность в сумме 3346 млн. руб. погашена за 2010 г. через налоговую инспекцию и взаимозачеты.

Кредиторская  задолженность на 01.01.2011 года составила 3489 млн. руб., в том числе задолженность  поставщикам за товары, работы, услуги 2801 млн. руб. Просроченной задолженности за энергоносители, бюджету, предприятиям сельхозпереработки и по заработной плате работникам, предприятие не имеет. По сравнению с началом года кредиторская задолженность возросла на 654 млн. руб. за счет роста задолженности  поставщикам. В целом  денежные обязательства предприятия  превышают  денежные обязательства предприятию на 4775 млн. руб. с учетом кредитов.

Задолженность по краткосрочным кредитам банку  и процентам 506 млн. руб., по долгосрочным –3696млн. руб. Просроченной задолженности нет. За текущий год сумма уплаченных процентов по долгосрочному кредиту составила 30 млн. руб., по краткосрочному – 102 млн. руб.

Коэффициент текущей  ликвидности на 01.01.2011 составил 1,46, на начало года был - 1,27. Рост на 0,19 пункта. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами  –0,31, на начало года он был 0,01 также с минусом. Нормативные значения коэффициентов соответственно 1,7 и 0,3. По состоянию на 01.01.2011 наличие собственных оборотных средств составляет -1845 млн. руб., на начало года было также отрицательное значение 41 млн. руб. (Приложение Б)

 

2.2 Обеспеченность  РУП «Бресхлебпром Барановичский  хлебозавод» трудовыми ресурсами

 

За 2011 год среднесписочная  численность по Барановичскому хлебозаводу составила 531 человек, в том числе: промышленно-производственный персонал - 490 человек, непромышленный персонал 41 человек. В составе промышленно-производственного персонала 82 служащих и 408 рабочих, в том числе 187 человек рабочие основного производства и 221 человек рабочие вспомогательного производства. Списочная численность работающих на Барановичском хлебозаводе по состоянию на 01.01.2012 составляла 602 человека.

Информация о работе Определение потребности в персонале