Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:10, курсовая работа
Человеческий фактор — это революционный переворот в науке управления. Понятие "человеческий фактор" ныне вошел в научный обиход различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики, медицины, науки управления и т.д. Именно человеческий фактор определяет ныне конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать. В деятельности сегодняшнего менеджера преобладают социально-экономические и психологические методы управления над традиционными административными. Взаимоотношения менеджера, большей частью неформальные, со множеством людей составляют специфику его работы.
Введение 3
1. Человеческий фактор в менеджменте 5
1.1.Личность и управление 6
1.2. Поведение людей в организации 10
1.3.Трудовой коллектив 13
1.4.Руководитель и подчиненные 15
2. Цели организации. Системный характер управления. 32
2.1 Цели организации 32
2.1.1 Системы целей организации 34
2.1.2 Управление по целям 35
2.2 Системный характер управления 39
2.2.1 Системы и их свойства 39
2.2.2.Виды систем. 41
2.2.3 Система управления и ее элементы 42
3. Организация как функция менеджмента 46
3.1 Организация 46
3.2 Линейные и аппаратные (штабные) полномочия 49
3.3 Построение организаций 55
Заключение 62
Список использованной литературы: 63
Конформизм и его роль в управлении коллективом
Силу коллективу во многом придает конформизм (лат. conformis — подобный, схожий) его членов. Это психологическая особенность поведения людей, проявляющаяся как групповое единомыслие .
Причинами конформизма являются:
• психологический настрой на фильтрацию информации и самоцензуру;
• надежда на вознафаждение за лояльность;
• негативное отношение к посторонним и сплочение для защиты от них;
• страх перед реальным (или воображаемым) давлением группы;
• ограниченность влияния на коллективное мнение.
Конформизм имеет немало положительных сторон.
Во-первых, он обеспечивает выживаемость коллектива в сложные моменты, избавляя людей от раздумий, как себя вести, усиливая их сплоченность, придает поведению людей стандартность в обычных ситуациях и предсказуемость в нестандартных Во-вторых, он облегчает организацию совместной деятельности людей, вхождение индивида в коллектив. Поэтому новички проходят проверку на способность к конформному поведению; если таковая отсутствует, человек вряд ли сумеет найти в коллективе для себя место. В-третьих, конформизм придает коллективу свое «лицо», если все его члены строго придерживаются общих ценностей и норм поведения.
Нормы - это неписаные требования, правила, указывающие, что и как нужно делать, а что нет, как следует играть ту или иную роль, выполнять работу.
В то же время нормы создают основу группового давления со стороны коллектива на своих членов. С ростом сплоченности оно до определенного предела усиливается (правда, одновременно ослабевает категоричность требований), а затем постепенно переносится на окружение (в том числе на руководство).
Люди по-разному относятся к групповым нормам (табл. 1.5).
Одни полностью их принимают и стремятся им соответствовать (сознательные конформисты). Другие, хотя внутренне их и отвергают, на практике их придерживаются, пока это выгодно, чтобы не потерять расположение коллектива (целесообразные конформисты). Третьи внутренне согласны с нормами, но по тем или иным причинам выступают против них (нонконформисты). Четвертые их не принимают внутренне и не стараются это скрывать (негативисты). Конечно, коллектив стремится от последних избавиться, но это не всегда возможно, ибо их качества могут быть незаменимыми, и тогда приходится уступать.
Таблица 1. 5.
1.4. Руководитель и подчиненные
Функции руководителей
Разница между хорошей и отличной организацией состоит в управлении ею, которое осуществляет руководитель, т. е. лицо, направляющее, координирующее и контролирующее деятельность исполнителей. Последние должны в обязательном порядке ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.
Руководитель сегодня становится организатором самостоятельной работы исполнителей, часто объединенных в команды. Такая работа является особым видом творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления и уровня занимаемой должности требования к творчеству увеличиваются.
Особенность положения руководителя в организации, по мнению западных
специалистов, состоит в следующем.
Во-первых, он сосредоточивает в себе функции реальной власти (при этом исключаются как диктаторство, так и патернализм по отношению к подчиненным, свойственные прежним эпохам), отвечает как за себя, так и за общие результаты в той мере, в какой может оказывать на них влияние .
Во-вторых, руководитель является воплощением справедливости, поэтому выполняет для подчиненных функции арбитра, образца для подражания.
В-третьих, руководитель имеет ограниченные и с каждым уровнем иерархии все более уменьшающиеся возможности общения, ибо, как правило, исключен из ближайшего окружения и первичного коллектива.
В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых выделяют следующие:
Стратегическую, заключающуюся в постановке целей организации, разработке стратегии и планировании. В обычных условиях она считается главной.
Инновационную, тесно связанную с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель создает условия для организационных преобразований, направляет процесс разработки и внедрения новых видов продукции и услуг, консультирует подчиненных.
Административную, объединяющую целый ряд подфункций:
• контрольную (оценка результатов деятельности, проведение ее необходимой корректировки);
• организационную (распределение полномочий, задач, ресурсов и проч.);
• направляющую (постановка задач, координация работы исполнителей);
• кадровую (подбор, расстановка, развитие персонала);
• стимулирующую (убеждение и вдохновение работников, их поощрение
и наказание).
Коммуникационную, сводящуюся к налаживанию внутренних и внешних связей, проведению совещаний, переговоров, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, разрешению конфликтов, представительству.
Социальную, выполняя которую руководитель поддерживает в организации благоприятный морально-психологический климат, формирует нормы поведения, помогает подчиненным в трудную минуту. Появление этой функции обусловлено растущей ролью человеческого фактора в жизни организации.
По мнению известного американского специалиста в области менеджмента Г. Минцберга, в рамках своей повседневной деятельности руководитель реализует сегодня следующие группы управленческих функций:
• межличностные («главный менеджер», являющийся символом власти; «лидер», увлекающий сотрудников на достижение целей; «связующее звено» в команде управленцев);
• информационные («приемник», концентрирующий информацию; ее «распространитель» среди подчиненных; «представитель», передающий информацию во внешний мир);
• решающие («предприниматель», планирующий и начинающий изменения в организации; «ликвидатор нарушений», корректирующий деятельность в нестандартных ситуациях; «распределитель ресурсов» и посредник, «ведущий переговоры»).
Качества руководителя
Некоторые исследователи называют более 200 необходимых руководителю качеств. Эти качества большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личностные и деловые.
К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста. Обладание ими является лишь предпосылкой успешного выполнения служебных обязанностей.
Такими качествами являются:
• высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности
в соответствующей сфере деятельности и смежных с ней;
• широта взглядов, эрудиция;
• стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
• поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;
• умение рационально использовать время, планировать свою работу.
Личностные качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:
• высокие моральные стандарты;
• физическое и психологическое здоровье;
• внутренняя и внешняя культура;
• честность;
• справедливость, отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;
• оптимизм, уверенность в себе.
Но обладание ими — тоже всего лишь предпосылка успешного руководства, ибо руководителем делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:
• умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение, требовательность;
• доминантность, честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости, власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;
• контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения.
• инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном;
• умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;
• стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск
и увлекать за собой подчиненных.
Требования к руководителям в отношении этих качеств на различных уровнях управления неодинаковы.
Различны требования к руководителям и в разных странах. Я приведу данные, полученные путем опросов ведущих менеджеров (в табл.1.6. располагаются в порядке убывания значимости).
Основные типы руководителей
Существует множество оснований, по которым можно классифицировать руководителей.
В зависимости от уровня управленческой иерархии можно выделить руководителей высшего, среднего и низового звена. Они отличаются друг от друга набором и удельным весом основных функций, диапазоном и формой контактов, объемом полномочий и возможностей.
К высшим руководителям, управляющим бизнесом, относятся члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров. Их работа носит общий характер, а поэтому обычно не получает конкретного предметного воплощения.
Руководители среднего звена (основных подразделений) назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества. Их работа в большей степени определяется особенностями подразделения, чем общефирменными задачами.
На руководителей низового звена (начальников отделов, секторов, цехов, участков, называемых в западных фирмах супервайзерами, менеджерам и-контролерам и или операционными руководителями) ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом. Эти лица одновременно и руководители, и исполнители.
Таким образом, в сфере управления имеет место разделение труда: одни руководители несут ответственность за выработку стратегических решений; другие, подчиненные им, эти решения конкретизируют и передают дальше; третьи — реализуют.
Как считал крупнейший современный специалист в области менеджмента П. Друкер, доля низовых менеджеров составляет 60-75 % (мастера, бригадиры, старшие сестры); среднего звена - 20-30 %; высшего звена - 2-5 %.
В зависимости от предпочтения того
или иного способа взаимодействия
с исполнителями выделяют руководителей, ориентированных
на производство, и руководителей, ориентированных
на подчиненных. Руководители первого
типа решают свои задачи с помощью организационно-
Руководители второго типа делают упор на создание сплоченного коллектива, создание в нем благоприятного морально-психологического климата, творческой атмосферы, практически не уделяя внимания организационной стороне дела, поддержанию дисциплины и т. п.
Наиболее обстоятельно этот подход отражен в модели, которую предложили английские ученые Р. Блейк и Дж. Моутон. При ее построении они исходили из того, что в «чистом» виде каждый тип ориентации встречается как крайний случай.
В основном же имеют место их комбинации, которые авторы отразили в таблице, получившей название управленческой решетки (рис. 1.1)
Рис. 1.1.
Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон
На основе 81 возможного варианта сочетаний показателей степени проявления той и другой ориентации было выделено 5 базовых типов руководителей.
1. Руководитель, сочетающий заботу о производстве с безразличием к людям (9.1). Речь идет о профессионале, знающем, как достичь поставленной цели, и добивающемся ее любой ценой. Он полностью сосредоточивает в своих руках власть, единолично принимает все решения, не признает чужих мнений; постоянно вмешивается в дела подчиненных, навязывает им свою волю и требует слепого послушания.
Подобные руководители эффективны для работы в критических ситуациях, когда нужны быстрые действия, но в перспективе могут вызвать кризис во внутриорганизационных взаимоотношениях, ибо мелочная регламентация и репрессивные методы воздействия отбивают у исполнителей желание работать, ухудшают морально-психологический климат