Организация работы планово-экономической службы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Любая работа требует от человека осмысления целей, порядка действий и возможных результатов. Эта координация намеченных мер, опосредованная планом, помогает добиться успехов с меньшими затратами по принципу «минимум средств - максимум результата».
С разработки плана начинается любое дело: будь то решение о покупке товара, определение целей деятельности предприятия или выбор жизненного пути. Экономические проекты и сделки, направленные на достижение поставленных целей: получение прибыли, рост рентабельности или завоевание рынка, требуют предельного осмысления в виде составления прогноза, плана или программы действия как непременного условия обоснования замысла и надежности получения желаемого результата.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3-4
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ………………………….5-15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БОБРУЙСКИЙ МЯСОКОМ-БИНАТ»……………………………………………………………………16-25
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПЛА-НОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ…………………………………….26
3.1. Взаимоотношения службы с другими звеньями управления……...26-29
3.2. Функции и обязанности руководителей и специалистов служ-бы…………………………………………………………………………...29-31
3.3. Организация рабочего места работников службы……..…………...31-34
3.4. Карта фотографии рабочего времени………………………………..34-38
3.5. Разработка годового плана работы планово-экономического отде-ла....................................................................................................................38-42
3.6. Направления по улучшению качества труда руководителей и специалистов планово-экономического отдела………………………..43-45
3.7. Мероприятия по совершенствованию рабочих мест в отделе……...45-48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..50-51

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 121.12 Кб (Скачать файл)

2) подготавливают исходные данные  для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли;

3) выполняют расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, прогрессивной техники и технологии;

4) осуществляют экономический анализ  хозяйственной деятельности предприятия  и его подразделений,  выявляет  резервы производства,  разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда,  снижению издержек на производство и реализацию продукции,  устранению потерь и непроизводительных расходов, а также выявлению возможностей дополнительного выпуска продукции;

5) определяют экономическую эффективность  организации труда и производства, внедрения новой техники и  технологии, рационализаторских предложений  и изобретений;

6) участвуют в рассмотрении разработанных  производственно-хозяйственных планов,  проведении работ по ресурсосбережению,  во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета, совершенствовании прогрессивных форм организации труда и управления, а также плановой и учетной документации;

7) оформляют материалы для заключения  договоров, следят за сроками  выполнения договорных обязательств;

8) осуществляют контроль над  ходом выполнения плановых заданий  по предприятию и его подразделениям, использованием внутрихозяйственных  резервов;

9) участвуют в проведении маркетинговых  исследований и прогнозировании развития производства;

10) выполняют работу,  связанную с не регламентными расчетами и контролем над правильностью осуществления расчетных операций;

11) ведут учет экономических  показателей результатов производственной деятельности предприятия и его подразделений,  а также учет заключенных договоров;

12) подготавливают периодическую отчетность в установленные сроки;

13) выполняют работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, вносят изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных;

14)   участвуют в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяют возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.

Должны знать:

- законодательные и нормативные  правовые акты, методические материалы  по планированию, учету и анализу  деятельности предприятия;

-  организацию плановой работы; порядок разработки перспективных  и годовых планов хозяйственно-финансовой  и производственной деятельности  предприятия;

-  порядок разработки бизнес-планов;

- планово-учетную документацию;

- порядок разработки нормативов материальных, трудовых и финансовых затрат;

- методы экономического анализа  и учета показателей деятельности  предприятия и его подразделений;

-  методы определения экономической  эффективности внедрения новой  техники и технологии, организации  труда, рационализаторских предложений  и изобретений;

-  методы и средства проведения  вычислительных работ;

- правила оформления материалов для заключения договоров;

- организацию оперативного и статистического учета;

- порядок и сроки составления отчетности;

- отечественный и зарубежный  опыт рациональной организации  экономической деятельности предприятия  в условиях рыночной экономики;

- экономику, организацию производства, труда и управления;

- основы технологии производства;

- рыночные методы хозяйствования;

- возможности применения вычислительной техники для осуществления технико-экономических расчетов и анализа хозяйственной деятельности предприятия, правила ее эксплуатации;

-  законодательство о труде;

- правила и нормы охраны труда. [13, с. 254-257]

Работа планово-экономической службы тесно связана с планированием.

Планирование производства предприятия разносторонний и сложный  процесс. Для обеспечения целенаправленных действий производственной системы необходимо определить перспективу:


- каждое предприятие должно  иметь четкое направление развития  производства, продукции, техники и технологии;

- знать темпы роста производства, производительности труда;

- располагать материальными источниками  покрытия предполагаемых технических, трудовых, сырьевых, финансовых и  иных затрат;

- представлять экономические показатели  производственно-хозяйственной деятельности  и т. д. Эти задачи решает планирование.

Прогнозирование и технико-экономическое планирование выполняют работники планово-экономической службы, а также в определенной мере руководители хозяйства и главные специалисты.

 В их обязанности входят:

- разработка долгосрочных прогнозов, основных разделов бизнес-плана;

- технико-экономическое обоснование направлений капиталовложений и отдельных мероприятий;

- определение экономической эффективности технологических и технических решений;

-  разработка норм и нормативов по труду и заработной плате;

- организация контроля над выполнением плановых показателей и заданных параметров производства;

- разработка мероприятий по стимулированию деятельности всех участников производственного процесса для достижения заданного результата и т.д.

Качественное выполнение всех видов работ по данной функции оказывает серьезное положительное влияние на результаты работы предприятия, объединения в целом, в связи с чем они должны находиться под постоянным контролем руководства. [4, с 35 – 37]

Развитие экономических отношений и рост экономического потенциала стран усиливает роль внутрифирменного планирования.

Критерием эффективности внутрифирменного планирования выступает степень использования плана в реальной хозяйственной жизни как

руководства к действию, степень соответствия плана реальным условиям. Поэтому в настоящее время планирование на предприятии представляет собой непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учётом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы и условиях её деятельности.

Внутрифирменным планированием занимается планово- экономическая служба, которая совершенствует действующий хозяйственный механизм, обеспечивающий производство продукции на основе самоокупаемости и самофинансирования, нормативного планирования, прогрессивных форм организации и оплаты труда, оперативного контроля за производственными затратами, рационального информационного обеспечения аппарата управления, применение средств вычислительной техники. Планово-экономическая служба определяет экономическую целесообразность тех или иных мероприятий, проводимых на предприятии. Она дает экономическое обоснование производственной самостоятельности  подразделений. На предприятиях нормы времени,  выработки, обслуживания, нормы производства продукции, расход материально-технических и энергетических ресурсов, материально-денежных затрат  разрабатываются главными специалистами совместно с планово-экономической службой. [8, с 2 – 5]

Всё большую популярность в зарубежных фирмах приобретает контроллинг  - планирование,  которое  характеризуется отношением к будущему.  Контроллинг позволяет  посредством  экономических  категорий  анализировать,  прогнозировать и корректировать  деятельность фирмы  по достижению поставленных целей,  выделять и учитывать интересы сторон.

Специалист по контроллингу является по существу  «футурологом от экономики». Он выполняет роль экономического советника руководства  фирмы «широкого профиля»: рассчитывает экономические показатели и планы,  а также активно воздействует на различные службы,  подсказывая менеджерам,  как избежать трудностей,  стремясь к максимальной  выгоде.

В настоящее время планирование опирается на развитый математико-статистический инструментарий и насчитывает сотни моделей, а также массу разнообразных приемов расчётов. В сложном положении находится теория и практика планирования в нашей стране. Накопленный в прошлом опыт оказался в принципе неприемлемым в новых экономических условиях. При решении рыночных задач потребуется время для его обновления.  И если принципы планирования в корне меняются, то методологический потенциал меняется менее существенно. Поэтому творческое и адекватное использование наработок советской методологии планирования,  очевидно,  может быть востребовано рынком. Так, ранее разработанная в СССР система СОФЭ - система оптимального функционирования экономики, построенная на использовании ЭВМ с учетом государственной системы сбора и обработки информации, по мнению специалистов, после соответствующей доработки может быть эффективна и в новой экономической системе. [2, c. 33-34]

Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:

- делает возможной подготовку  к использованию будущих благоприятных условий;

- проясняет возникающие проблемы;

- стимулирует менеджеров к реализации  своих решений в дальнейшей  работе;

- улучшает координацию действий  в организации;

- создает предпосылки для повышения  образовательной подготовки менеджеров;

- увеличивает возможности в  обеспечении фирмы необходимой  информацией;

- способствует более рациональному  распределению ресурсов;

- улучшает контроль в организации.

Недостатки планирования:

- невозможность отразить в плане  все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах;

- стабильность принятого решения, что может обернуться убытки при динамичных обстоятельствах бизнеса;

- необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана. [12, 57—58]

Роль экономических служб велика и в условиях становления рыночной экономики, и развития предприятия, региона, государства.

Главная цель экономической (финансовой) службы - наиболее полная реализация функций финансов путем укрепления финансового положения предприятия за счет повышения его рентабельности, прибыли, роста производительности труда, снижения затрат, повышения качества продукции и внедрения новых передовых технологий и достижений науки. [9, с. 115]

Контроль выполнения поставленных производственных целей осуществляется экономической службой предприятия через процедуры оперативного анализа выполнения планов и составление отчетности. Основным отчетным документом экономического контроля является отчет о прибылях и убытках, отражающий рентабельность производства и эффективность управления себестоимостью. Контроль за выполнением финансового плана осуществляется на основе платежного календаря, который отражает приход  и расход денежных средств предприятия.

Регулирование отношений через экономические механизмы заложены во внутренних положениях (регламентах) предприятия об управлении затратами, ценообразовании, оценке деятельности подразделений, оплате труда персонала и т.д., которые разрабатывает и использует для управления экономическая служба предприятия.

Основная задача экономической службы - обработка информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, на основании которой принимаются управленческие решения. Рабочие места экономистов можно организовать как централизованную службу, а можно распределить по структурным подразделениям. Экономисты на местах решают задачу по формированию заявок на финансирование деятельности и составлению отчетности, отвечают за рентабельность структурных подразделений. [1, с. 75]

Экономисты централизованных служб занимаются аналитикой и финансовым планированием, осуществляют анализ инвестиционной деятельности и готовят информацию для принятия управленческих решений.

Экономисты занимаются также разработкой учетной политики предприятия и информации, основанной на управленческом и бухгалтерском учете. Количество экономистов зависит от масштаба деятельности предприятия и его оснащенности информационными системами.

В систему внутреннего нормативного регулирования деятельности предприятия входит несколько стандартов, регламентов. Это методологические регламенты (учетная политика, положение об управленческом учете),  которые формируют  ту  или  иную  деятельность.  Они направлены непосредственно на систему организации работы, выполнение последовательности функций и их документального сопровождения, распределение ответственности должностным лицам. Так, организационно-управленческие регламенты включают в себя расстановку людей, распределение между ними функций, организацию потока документов. Все задачи взаимосвязаны, и подход, реализованный при разработке стандартов, тоже предполагает их увязывание. [3, с. 93]

Информация о работе Организация работы планово-экономической службы на предприятии