Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 20:49, курсовая работа
Любая работа требует от человека осмысления целей, порядка действий и возможных результатов. Эта координация намеченных мер, опосредованная планом, помогает добиться успехов с меньшими затратами по принципу «минимум средств - максимум результата».
С разработки плана начинается любое дело: будь то решение о покупке товара, определение целей деятельности предприятия или выбор жизненного пути. Экономические проекты и сделки, направленные на достижение поставленных целей: получение прибыли, рост рентабельности или завоевание рынка, требуют предельного осмысления в виде составления прогноза, плана или программы действия как непременного условия обоснования замысла и надежности получения желаемого результата.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3-4
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ………………………….5-15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БОБРУЙСКИЙ МЯСОКОМ-БИНАТ»……………………………………………………………………16-25
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПЛА-НОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ…………………………………….26
3.1. Взаимоотношения службы с другими звеньями управления……...26-29
3.2. Функции и обязанности руководителей и специалистов служ-бы…………………………………………………………………………...29-31
3.3. Организация рабочего места работников службы……..…………...31-34
3.4. Карта фотографии рабочего времени………………………………..34-38
3.5. Разработка годового плана работы планово-экономического отде-ла....................................................................................................................38-42
3.6. Направления по улучшению качества труда руководителей и специалистов планово-экономического отдела………………………..43-45
3.7. Мероприятия по совершенствованию рабочих мест в отделе……...45-48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..50-51
3.5 Разработка
годового плана работы планово-
Конкретным выражением технологического, технико-экономического и социального планирования на ближайшую перспективу (на год) является текущий (годовой) план предприятия.
Текущий или годовой план предприятия – это развернутая программа технической, производственно-хозяйственной, финансовой и социальной деятельности предприятия, направленная на выполнение задач стратегического плана и повышение эффективности производства.
Особенность годового плана предприятия – его комплексность. Это значит, что кроме плановых показателей, в его составе должно быть технико-экономическое обоснование этих показателей и мероприятий, обеспечивающих их выполнение.
Годовой план не только ставит перед коллективом задачи по производству, труду, себестоимости и прочие, но и указывает конкретные пути и способы их решения.
Годовой план предприятия может состоять из следующих разделов:
1.План производства и реализации продукции (производственная программа предприятия).
2.План развития науки и техники (план технического и организационного развития предприятия – ТОРП
5.План материально-технического обеспечения (план ресурсного обеспечения).
6.План по труду и кадрам (план по труду и заработной плате).
7.План по себестоимости (издержкам), прибыли и рентабельности.
8.Финансовый план.
9.План социального развития коллектива предприятия.
10.План мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Разработка годового плана планово-экономической службы предприятия осуществляется в два этапа:
1.Формирование проекта
2.Выбор оптимального варианта, его уточнение и утверждение – заключительный этап.
В начале подготовительного этапа руководитель предприятия издает приказ, который устанавливает порядок работы.
В соответствии с приказом создаются комиссии по разработке отдельных разделов плана с привлечением специалистов соответствующей квалификации. Определяются сроки выполнения работ и назначается ответственный руководитель каждой комиссии.
На первом этапе рекомендуется проводить следующие виды работ:
- изучение показателей
- проведение анализа
- выявление на его основе
наличия производственных
- проведение расчетов
- проведение маркетинговых
- проверка состояния
- уточнение норм и нормативов
по расходованию сырья с
- прогнозирование цен на
- составление проекта годового плана в нескольких вариантах.
На втором – заключительном этапе – рекомендуется проводить следующие виды работ:
- при многовариантных
- обсуждение плана в коллективе;
- уточнение с учетом
- утверждение плана руководителем предприятия;
- разбивка показателей плана по кварталам, доведение их до цехов, участков, отделений. [17]
Основа рациональной организации любого труда, любого звена или органа управления - его планирование. Практика повседневно подтверждает истину, что если работу не планировать, то эффективно труд организовать невозможно. В связи с этим нами разработан проект возможного плана работы планово-экономического отдела (Таблица 3.1)
Таблица 3.1. Годовой план работы планово-экономического отдела
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки проведения |
Ответственный за выполнение |
Отметка о выполнении |
1. |
Подведение итогов финансовой деятельности за предыдущий год |
Январь |
Начальник отдела |
|
2. |
Составление бизнес-плана |
Январь |
Главный экономист |
|
3. |
Разработка экономической стратегии |
Январь-февраль |
Директор предприятия, начальник отдела совместно с другими отделами |
|
4. |
Составление штатного расписания |
Январь |
Экономист по труду и заработной плате |
|
5. |
Разработка нормативной и методической документации, регламентирующей финансовую деятельность предприятия |
Январь |
Экономист по финансовой деятельности |
|
6. |
Разработка плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат |
Февраль |
Начальник отдела, экономист по планированию |
|
7. |
Разработка проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия |
Февраль |
Экономист по ценам |
|
8. |
Разработка проектов перспективных и годовых планов по труду и заработной плате предприятия |
Февраль |
Экономист по труду и заработной плате |
|
9. |
Подготовка заключений на проекты оптовых цен на продукцию предприятия |
Март |
Экономист по планированию |
|
10. |
Разработка и внедрение мероприятий по повышению экономической эффективности производства продукции |
Март |
Экономист по материально техническому снабжению |
|
11. |
Разработка мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений |
Апрель |
Экономист по финансовой работе |
|
12. |
Организация работы по повышению квалификации подчиненных работников |
Май |
Начальник отдела |
|
13. |
Разработка механизма распределения дополнительных доходов, получаемых в результате роста производительности труда, повышения качества продукции, сокращения издержек производства |
Июнь |
Экономист по труду и заработной плате |
|
14. |
Разработка и внедрение стандартов предприятия по организации хранения, сбыта и транспортировки готовой продукции |
Июль |
Экономист по сбыту |
|
15. |
Выполнение расчетов экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений. |
Август |
Экономист по договорной работе |
|
16. |
Проведение аттестации работников |
Сентябрь |
Специалист по кадрам |
|
17. |
Разработка унифицированной документации, экономических стандартов, внедрение средств механизированной и автоматизированной обработки плановой и учетной документации |
Октябрь |
Главный экономист совместно с заведующей канцелярией |
|
18. |
Организация обмена опытом экономической работы, проведение семинаров-совещаний |
Ноябрь |
Начальник отдела |
|
19. |
Осуществление комплексного анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия |
Декабрь |
Экономист по планированию |
|
20. |
Примечание – собственная разработка на основе должностных инструкций
3.6. Направления по улучшению организации труда руководителей и специалистов планово-экономического отдела
Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности любого предприятия. В настоящее время
существует множество способов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых направлен или на самого руководителя, его личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности. Работа над повышением эффективности управления может начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в виду взаимосвязь элементов друг с другом.
Рассмотрим наиболее общие пути повышения эффективности управления:
- совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства с учетом квалификаций и личных качеств.
- выработка стратегии развития
организации на основе анализа
ее сильных и слабых сторон,
разработка философии и
- разработка информационной
- разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.
- система постоянного повышения
квалификации работников на
- разработка системы подбора, обучения,
оценки и перемещения
- применение наиболее
- работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками.
Рассмотрим более детально некоторые из путей повышения эффективности менеджмента.
В современных рыночных условиях для эффективности управленческого процесса необходимо, чтобы любой менеджер не только имел глубокие и разносторонние знания, но и отличался оперативностью и деловитостью, обладал чувством нового, постоянно проявлял инициативу.
На развитие эффективности трудовой деятельности работника, в том числе и в сфере управления, можно воздействовать. Важным стимулом квалификационного роста руководящего работника и развития его инициативы является систематическое продвижение по службе. Менеджер должен твердо знать, что вопрос о его продвижении подлежит обязательному периодическому рассмотрению. Однако это продвижение будет зависеть во многом от того, как он повышает деловую квалификацию, насколько активен в работе.
Продвижение менеджеров может осуществляться в форме:
- перемещения в рамках той же должностной категории и размеров заработной платы, но с расширением выполняемых функций;
- повышения заработной платы без повышения в должности;
- продвижения его по ступеням должностной лестницы.
Росту эффективности менеджмента способствует система повышения квалификации с отрывом и без отрыва от производства. Повышение квалификации направлено на совершенствование и углубление знаний, умений и навыков работника в конкретном виде деятельности.
Стимулирующая роль в повышении эффективности труда руководящих работников выполняет их периодическая аттестация. Основная цель аттестации - выявить, на что способен тот или иной работник, чего он заслуживает. Но при этом проявляется и ее вторая сторона. Чувство ответственности перед предстоящей аттестацией побуждает менеджера к более полному использованию своих способностей, к достижению лучших результатов в труде.
Одним из наиболее важных путей повышения эффективности управления считается активная поддержка новаторства в организации. Создание и поддержка атмосферы творческого поиска - прямая задача руководителей предприятия.
Одним из наиболее действенных путей повышения эффективности управления является мотивация, т.е. стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.
Существует определенная система мотивов к труду. В нее входят мотивы:
- содержательности труда, его общественной полезности;
- статусные, связанные с общественным
признанием плодотворности
- получения материальных благ;
- ориентированные на
Одной из основных задач менеджера для повышения эффективности управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия.
Важную роль в обеспечении эффективного управления играет делегирование, которое означает поручение выполнения определенных задач подчиненным. Преимуществами делегирования являются:
- высвобождение руководителя
- расширение объема выполняемых организацией заданий;
- развитие у подчиненных
- расширение уровня принятия решений.
Менеджеру следует помнить о том, что делегирование заданий и полномочий не освобождает его от ответственности. Делегирование - это не способ уйти от ответственности, а форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность.
Эффективность или неэффективность управления в значительной степени определяется организационной структурой менеджмента на предприятии. От правильного выбора организационной структуры зависят быстрота и экономичность принятия решений, результативность выполнения поставленных руководством задач, а, следовательно, и общая эффективность менеджмента на предприятии. [10, с. 69-70]
3.7. Мероприятия по совершенствованию рабочих мест в отделе
На современных предприятиях уровень организации труда менеджеров должен соответствовать уровню развития техники и технологий. Поэтому постоянно происходит внедрение комплекса технических, организационных и экономических мероприятий, направленных на рациональное распределение работы, установление пропорций между отдельными видами труда и создание условий для высокопроизводительной работы менеджера.
Конечной целью улучшения организации труда менеджера является создание ему наиболее благоприятных условий в трудовом процессе для всестороннего и гармоничного развития личности при максимальном использовании рабочего времени. Достижение этой цели требует последовательного и взаимосвязанного решения ряда задач:
- организации
- совершенствование работы с
документами и
- овладения методами ведения телефонных разговоров;
- улучшения организации
- делегирование полномочий;
- применение приемов проведения бесед.
Организация рабочего места предусматривает удобную его планировку, оснащение современной мебелью, средствами оргтехники, обеспечение необходимыми средствами связи. При планировке помещений для менеджеров особое внимание уделяется их функциональному назначению, содержанию и взаимосвязи в процессе выполнения общих задач. Каждое рабочее место менеджера оснащается удобной мебелью и организационно-техническими средствами.
Информация о работе Организация работы планово-экономической службы на предприятии