Основные направления повышения эффективности использования персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Целью темы курсовой работы является поиск основных направлений совершенствования и повышения эффективности использования персонала организации.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыта экономическая сущность понятия «персонал» и значение повышения эффективности его использования в деятельности организации;
- определены методические походы к анализу формирования и эффективности использования персонала;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
1 Персонал организации, особенности его формирования и показатели эффективности его использован…………………………………………………6
Экономическая сущность понятия «персонал» и значение повышения эффективности его использования в деятельности организации…………...6
1.2 Методические походы к анализу формирования и эффективности использования персонал……………………………………………………...23
1.3 Зарубежный опыт в управлении персоналом…………………………...32
Анализ формирования и эффективности использования персонала «ГОМЕЛЬСКОГО ЗАВОДА САНТЕХЗАГОТОВОК» ФИЛИАЛА ОАО «ТРЕСТ БЕЛСАНТЕХМОНТАЖ № 1»………………………………………..34
Организационно-экономическая характеристика деятельности «Гомельского завода сантехзаготовок» филиала ОАО «Трест Белсантехмонтаж № 1»………………………..……………………………...34
Анализ человеческих ресурсов «Гомельского завода сантехзаготовок» филиала ОАО «Трест Белсантехмонтаж № 1»……………………………...36
Оценка эффективности использования персонала «Гомельского завода сантехзаготовок» филиала ОАО «Трест Белсантехмонтаж № 1» ………...39
Основные направления повышения эффективности использования персонала «ГОМЕЛЬСКОГО ЗАВОДА САНТЕХЗАГОТОВОК» ФИЛИАЛА ОАО «ТРЕСТ БЕЛСАНТЕХМОНТАЖ № 1» ………………………………...44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая(раздерищенко).doc

— 518.50 Кб (Скачать файл)

В то же время  эффективное планирование человеческих ресурсов положительно влияет на результаты организации благодаря [14, c. 31]:

1. оптимизации  использования персонала. Детальное  планирование позволяет выявить  и продуктивно применить невостребованный потенциал сотрудников путем расширения должностных обязанностей, перевода работников на другие рабочие места, реорганизации производственных процессов;

2. совершенствованию  процесса приема на работу. Планирование  является источником информации о потребностях организации в персонале, что дает возможность обеспечить поиск и отбор кандидатов на планомерной основе, снизить издержки и избежать кризисных ситуаций, связанных с нехваткой рабочей силы;

3.  организации  профессионального обучения. План по человеческим ресурсам является основой для планирования и проведения профессионального обучения в компании. Тщательная разработка этого плана позволяет обеспечить нужную квалификацию работников и добиться реализации бизнес-планов с наименьшими издержками;

4. созданию основы  для развития других программ  управления персоналом. Знание тенденций  в динамике численности, изменении  квалификационной структуры персонала  позволяет кадровой службе разрабатывать  долгосрочные программы в области  компенсации, профессионального развития и т. д.;

5.  сокращению  общих издержек на рабочую  силу за счет продуманной, последовательной  и активной политики на рынке  труда. Знание собственных потребностей  на длительную перспективу дает  компании возможность эффективно  противостоять своим конкурентам и взаимодействовать с контрагентами на рынке труда, и извлекать выгоду из меняющейся ситуации.

Чтобы определить потребности организации в персонале, необходимо понимать, под влиянием каких факторов они формируются. Поскольку организации являются открытыми социальными системами, их потребности в рабочей силе возникают под воздействием как внутренних (внутриорганизационных), так и внешних факторов. Более важными из них являются, как правило, внутриорганизационные.

 Внутриорганизационные факторы, определяющие потребности в персонале:

1. стратегические  цели и задачи организации;

2. динамика движения  персонала внутри организации.

Первый из этих факторов действует на уровне организации. Потребности организации в рабочей  силе зависят, прежде всего, от стоящих перед ней целей, для реализации которых необходимы человеческие ресурсы. Если организация развивается, она вынуждена непрерывно осуществлять пополнение персонала. Но мало этого, нередко приходится не просто набирать новый персонал, а набирать персонал новых профессий. При этом может оказаться, что численность персонала ранее набранных профессий избыточна. Цели организации могут быть представлены в виде долгосрочной стратегической задачи или в виде бизнес-плана. Чем конкретнее организационная цель, тем легче определить потребности в рабочей силе, необходимой для ее реализации.

У компании со стабильной долгосрочной стратегией потребности  в рабочей силе не претерпевают серьезных  изменений из года в год, и планирование человеческих ресурсов не представляет особой сложности. И наоборот, если организация меняет стратегию – переходит к выпуску новой продукции, освоению новых рынков, ликвидации отдельных сегментов бизнеса, потребности, как в численности, так и в квалификации рабочей силы могут существенно измениться.

Еще один источник изменений потребностей организации  в рабочей силе – внутриорганизационная  динамика рабочей силы – увольнения по собственному желанию, выходы на пенсию, декретные отпуска, перемещения  между подразделениями и т. п. Служба персонала должна отслеживать эту динамику и по возможности заблаговременно предсказывать изменения. Подробнее об анализе движения персонала говорится ниже.

Внешние факторы, определяющие потребности в персонале:

Среди множества  внешних факторов существует несколько наиболее важных, оказывающих непосредственное влияние на состояние рынка труда – источника рабочей силы для большинства современных организаций.

 макроэкономические  параметры;

развитие техники  и технологии;

политические  изменения;

конкуренция и состояние рынка сбыта.

 Макроэкономические  параметры – темпы экономического  роста в стране, уровень инфляции  и безработицы, структурные изменения  (развитие одних секторов экономики  за счет сокращения других) –  оказывают сильное воздействие  как на стратегию компании (потребности в человеческих ресурсах), так и на ситуацию на рынке труда (предложение человеческих ресурсов). Например, устойчивый экономический рост, как правило, приводит к увеличению платежеспособного спроса в экономике и, следовательно, предоставляет компании возможности для увеличения объемов реализации. Одновременно с этим наблюдается возрастание спроса на труд и, соответственно, заработной платы. В экономически развитых странах существуют детальные прогнозы эволюции разнообразных макроэкономических параметров, поэтому задача службы персонала состоит, прежде всего, в определении влияния предполагаемой динамики макроэкономических показателей на потребности в человеческих ресурсах данной организации.

В нашей стране, где экономические прогнозы развиты недостаточно, задача усложняется – часто необходимо определить не только влияние известной макроэкономической динамики на потребности организации в рабочей силе, но и предугадать, какой будет эта динамика.

Развитие техники  и технологии может самым кардинальным образом изменить потребности организации в рабочей силе. Достаточно вспомнить пример персональных компьютеров, заменивших миллионы счетоводов и ликвидировавших профессию машинисток во всем мире. Специалисты службы персонала должны работать в тесном контакте со специалистами технических служб компании, чтобы заблаговременно оценить влияние возможного внедрения новой техники или технологии на потребности организации в персонале.

Политические  изменения могут влиять на потребности  в человеческих ресурсах и положение на рынке труда через изменение законодательства (налогового режима, системы социального страхования, трудового законодательства), регулирование макроэкономических параметров, создание определенного политического климата в стране. Снижение обязательных выплат в фонды социального страхования (в РФ – единый социальный налог) автоматически сокращает издержки на рабочую силу и может сделать прибыльным для компании привлечение дополнительных рабочих, которые прежде не могли быть наняты из-за высоких издержек. Применительно к данному фактору сложность для специалистов службы персонала состоит не столько в прогнозировании влияния определенных политических изменений на потребности в рабочей силе, сколько в предсказании самих изменений, особенно в нашей стране.

Конкуренция и  состояние рынка сбыта, изменяющиеся под воздействием множества факторов, оказывают самое прямое влияние  на потребности компании в человеческих ресурсах. Усиление конкуренции на стабильном или сокращающемся рынке, как правило, означает, что компании необходимо подумать о сокращении численности своих сотрудников. И, наоборот, быстро растущий спрос на продукцию организации является индикатором необходимости набора дополнительной рабочей силы. Искусство предсказания состоит в данном случае в способности определить тенденции развития рынка и их влияние на потребности в персонале раньше конкурентов и воспользоваться этим преимуществом – например, заранее начать подбор квалифицированных специалистов, ожидая увеличение спроса на продукцию организации. Успешно решить данную задачу можно за счет тесного взаимодействия специалистов по персоналу и маркетингу, занимающихся исследованиями рыночной динамики.

В реальных условиях при расстановке персонала по подразделениям и службам организации необходимо учитывать различия в численности явочного, списочного и среднесписочного состава работающих.

В явочный состав персонала включаются все работники, явившиеся на работу.

В списочный  состав персонала включаются как  работники, явившиеся на работу, так и работники, находящиеся в отпуске, командировке, не явившиеся по болезни, занятые выполнением государственных обязанностей и т.п.

Списочный состав персонала превышает по численности  явочный состав примерно на 5—10%. Величина этого превышения устанавливается исходя из фактически сложившихся данных за предыдущие периоды и зависит от ряда факторов, прежде всего от демографического состава персонала и условий труда. Так, в организациях, где преобладает женский труд, где значительный удельный  вес в общей численности занимают лица пожилого возраста, где  неблагоприятны условия труда, различия в численности между списочным и явочным составом неизбежно возрастают.

Списочная численность  персонала в связи с приемом  и увольнением постоянно меняется и может быть дана только на определенную дату. Поэтому для характеристики численности персонал, квартал, год при планировании и учете определяют среднесписочную численность. Среднесписочная численность за месяц определяется путем суммирования списочного состава персонала за все дни месяца (включая выходные и праздничные дни) и деления результата на число календарных дней в месяце. При этом списочная численность персонала в выходные и праздничные дни берется по предшествующему рабочему дню. Среднесписочная численность персонала за квартал (год) рассчитывается как сумма среднемесячной численности за этот период, деленная на соответствующее число месяцев.

В списочный  состав персонала организации включаются все принятые на работу, связанную  как с основной, так и с неосновной деятельностью. Включение в списочный состав производится со дня зачисления на работу.

В практике учета  персонала различают также в  зависимости от срока, на который  заключен трудовой договор, постоянных, временных и сезонных работников.

К постоянным относятся работники, поступившие на работу без указания срока; к временным — поступившие на работу на заранее определенный срок; к сезонным — поступившие на работу на период сезонных работ.

В результате непрерывно происходящего приема и увольнения работников состав персонала организации постоянно меняется. Это изменение называют оборотом кадров. При этом различают оборот кадров по приему и оборот по увольнению. Величина оборота кадров определяется путем деления числа всех выбывших (оборот по увольнению) или всех принятых (оборот по приему) за определенный период на среднесписочную численность работающих за тот же период.

Таким образом, персонал, или кадры - это основной штатный состав работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции и характеризуется прежде всего численностью, структурой, рассматриваемыми как в статике, так и в динамике, профессиональной пригодностью, компетентностью.

От правильно  организованной структуры персонала  и эффективности его управления, зависят экономические показатели деятельности организации, что вызывает необходимость оценки его использования. Методику анализа формирования и эффективности использования персонала организации представим в следующем пункте курсовой работы.

 

 

    1. Методические походы к анализу формирования и эффективности использования персонала 

 

 

Курс на рыночную экономику, а, следовательно, на ускорение  интенсификации общественного производства, повышение его экономической  эффективности и качества продукции  требует полной мобилизации всех имеющихся резервов. А это предполагает максимальное развитие хозяйственной инициативы трудовых коллективов предприятий. На современном этапе развития экономики мало ответить на вопрос, как выполнено задание трудовым коллективом. Необходимо, прежде всего, выяснить, какие изменения в использовании труда произошли в процессе производства по сравнению с заданием. Изменения могут носить двоякий характер: положительный и отрицательный. Цель анализа хозяйственной деятельности состоит в том, чтобы обнаружить все изменения, определить их характер и в последующем либо содействовать, либо противодействовать их развитию.

Из всех видов ресурсов, используемых предприятием, затраты  труда являются наиболее динамичными, то есть способными к изменению и сокращению. Их уменьшение одновременно приводит к снижению и других видов производственных ресурсов (топлива, электроэнергии, затрат на основные фонды и другие). В результате значительно снижается себестоимость производства даже при невысокой доле затрат на оплату труда. Одновременно предприятия, добившиеся сокращения затрат живого труда, могут получить дополнительный доход за счет увеличения объема производства на основе той же технической базы. Таким образом, связь между эффективностью использования труда и общими экономическими результатами деятельности предприятия очевидна, что усиливает роль и значение анализа трудовых ресурсов.

Правильная  оценка хозяйственной деятельности позволяет установить наиболее действенное, соответствующее затраченному труду, материальное поощрение, выявить имеющиеся резервы, которые не были учтены плановым заданием, определить степень выполнения заданий и на этой основе определять новые задания, ориентировать трудовые коллективы на принятие более напряженных планов. Объекты анализа показаны на рисунке 1.1. [16, c. 179]

     

Трудовые ресурсы предприятия

     
               
               

Обеспеченность предприятия  трудовыми ресурсами

 

Качество

использования

 

Оплата труда

               

Укомплектование

предприятия

необходимыми

кадрами соответствующих специальностей

 

Показатели

использования

рабочего времени

 

Фонд заработной платы

               

Обеспеченность предприятия  кадрами необходимой квалификации

 

Показатели производительности труда

 

Прочие выплаты социального  и несоциального характера

Информация о работе Основные направления повышения эффективности использования персонала