Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:39, дипломная работа
Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и, прежде всего, в производственной деятельности. Отражением данных объективных взаимоотношений между членами какой-либо группы являются субъективные межличностные отношения.
Межличностные отношения как объективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявлениями которых служат сплоченность как ценностно-ориентационное единство, коллективистское самоопределение, характер межличностных выборов, психологическая атмосфера, являются достаточно сложным феноменом.
Введение
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления
1.1. Определение понятия и сущность межличностных отношений в трудовом коллективе
1.2. Особенности формирования межличностных отношений в трудовом коллективе
1.3. Пути и способы формирования благоприятных межличностных отношений
Выводы по 1 главе
Глава 2. Формирование благоприятных межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления на примере Тарского муниципального района
2.1. Структура и функции Администрации Тарского муниципального района
2.2. Анализ формирования элементов корпоративной культуры, ценностей и межличностных отношений в Администрации Тарского муниципального района
2.3. Основные пути и способы формирования благоприятных межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования
Кафедра управления развитием образования
«____»________________2013 г.
_____________ В.А. Шелонцев
Основные
пути и способы формирования благоприятных
межличностных отношений в
Выпускная работа
по программе профессиональной переподготовки
Менеджмент и государственное управление
Выпускная работа защищена
«____»______________ 2013 г.
Оценка ___________________
Председатель ГАК __________
Омск 2013
Оглавление
Введение |
3 |
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления |
7 |
1.1. Определение понятия и сущность межличностных отношений в трудовом коллективе |
7 |
1.2. Особенности
формирования межличностных |
16 |
1.3. Пути
и способы формирования |
24 |
Выводы по 1 главе |
35 |
Глава 2. Формирование благоприятных межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления на примере Тарского муниципального района |
36 |
2.1. Структура
и функции Администрации |
36 |
2.2. Анализ формирования элементов корпоративной культуры, ценностей и межличностных отношений в Администрации Тарского муниципального района |
40 |
2.3. Основные
пути и способы формирования
благоприятных межличностных |
45 |
Выводы по 2 главе |
62 |
Заключение |
64 |
Список литературы |
66 |
Приложения |
76 |
Введение
Взаимодействие человека как личности
с окружающим миром осуществляется
в системе объективных
Межличностные отношения как объективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявлениями которых служат сплоченность как ценностно-ориентационное единство, коллективистское самоопределение, характер межличностных выборов, психологическая атмосфера, являются достаточно сложным феноменом. Учитывая их несомненное значение в эффективности жизнедеятельности коллектива, представляется необходимым рассмотрение их регулирования.
В современном российском обществе сформировалась четко выраженная потребность в фундаментальных и прикладных знаниях о сущности, закономерностях развития межличностных отношений, а также способах предупреждения межличностных конфликтов. Решение данной проблемы способствует преодолению трудностей, обозначившихся в связи с необходимостью управления конфликтами в организационной среде.
Изучению проблемы успешности управленческой деятельности посвящены исследования А.А. Бодалева [8], И.П. Волкова [12], Ю.Н. Емельянова [21], А.Г. Ковалева [26] и др. На рассмотрение вопросов индивидуально - стилевых особенностей управления коллективом направлены исследования Р.Л. Кричевского [29], А.В. Маржиня [33], В.Г. Афанасьева [5], П.Г. Белкина, Ю.Н.Емельянова [21], А.Г. Ковалева [26], А.Л. Свеницкого [56], Г. Гибша [17], М. Форверга [51] и др.
В настоящее время круг проблем, затрагиваемых при исследовании организации, постоянно расширяется, при этом немаловажным является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководители, как правило, недостаточно уделяют внимание этому вопросу. При этом именно межличностные отношения существенно влияют на результат деятельности.
Кадры являются самым важным ресурсом в каждой организации независимо от сферы деятельности. От того, насколько квалифицирован персонал, во многом зависит и эффективность работы предприятия. Грамотный подбор специалистов и формирование благоприятного психологического климата являются важнейшими составляющими процесса повышения результативности деятельности трудового коллектива в целом.
В организации возникают
Так, если между членами коллектива сложные отношения, разные ценностные ориентации, система установок, ожиданий, то это сказывается и на качестве выполняемой работы, а также накладывает отпечаток на социально - психологический климат, что ведёт к текучести кадров и препятствует развитию организации. Следовательно, проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.
На сегодняшний день достаточно внимания уделяется взаимодействию специалистов в аппарате государственного (муниципального) управления, эти вопросы изучались такими авторами как Н.М. Антошина [10], А.Г. Барабашев [52], Н.Я. Гарафутдинова [22],. О.М. Рой [73], С.Л. Тимкин [25], Е.Г. Коваленко[55] и некоторыми другими учеными. Однако разработаны не все аспекты этой проблемы, а в частности, не затронуты особенности межличностных отношений. Как следствие, существует потребность в регулировании межличностных отношений, что и является научной новизной.
Знание особенностей межличностного поведения индивида необходимо для подбора кадров, для формирования резерва, для организации эффективной деятельности учреждения. Межличностные отношения, сложившиеся в коллективе, во многом определяют его работоспособность. Также полезной является объективная информация о взаимоотношениях между руководителями и подчиненными.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать систему деятельности по формированию благоприятных межличностных отношений в коллективе аппарата Администрации Тарского муниципального района Омской области.
В процессе исследования были поставлены и решались следующие задачи:
- изучить, проанализировать
и обобщить научную и
- исследовать
основные пути и способы
- изучить особенности
межличностных отношений в
- разработать
систему деятельности по
Объект исследования: процесс формирования элементов корпоративной культуры по установлению и укреплению межличностных отношений в аппарате Администрации Тарского муниципального района Омской области.
Предмет исследования: система мероприятий, способы и рекомендации по формированию благоприятных межличностных отношений в аппарате Администрации Тарского муниципального района Омской области.
В ходе экспериментального исследования осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы:
разработка системы деятельности с использованием методов профилактики и разрешения конфликтов будет способствовать формированию благоприятных межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления.
Методы исследования:
- теоретические:
изучение литературы по
- эмпирические: опрос, анкетирование, сравнительный анализ полученных данных.
Теоретической основой исследования являются работы
А.А. Бодалева [15], В.Г. Афанасьева [12], И.П.
Волкова [19],
Практическая значимость: данные исследования могут быть использованы при организации деятельности по формированию благоприятных межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы
межличностных отношений в
1.1. Определение
понятия и сущность
Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества. Личность является продуктом общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Поведение отдельного человека как личности во многом зависит от его отношений с окружающими его людьми. Данные взаимосвязи с одним человеком, группой (малой или большой) называются межличностными отношениями.
Межличностные отношения – это система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [37].
Межличностные отношения
между членами организации прин
Формальными являются отношения, определяемые соответствующими инструкциями и должностными обязанностями каждого члена организации, то есть формальными установками. Взаимоотношения в формальных группах даже при одной и той же инструкции, не могут быть идентичны, так как в контакты вступают люди с различным темпераментом, определенными способностями, неповторимыми чертами характера, стилями общения. Деловые отношения дополняются личными, не предусмотренными инструкциями. Психологическая близость (симпатия, уважение, дружба) укрепляет официальную группу и помогает решать поставленные задачи.
Формальные группы имеют юридический статус и создаются руководством для закрепления разделения труда, улучшения его организации и повышения эффективности. Роль и место подобных групп в общем трудовом процессе определены нормативным документом «Положение о структурном подразделении». Среди формальных групп выделяют: команды – соподчиненные группы руководителя и его сотрудников, рабочие (целевые) группы, создаваемые с целью и на время выполнения определенного задания; комитеты – специальные и постоянные группы, которым делегированы отдельные полномочия по управлению, координации деятельности и т.п. [57]