Основные пути и способы формирования благоприятных межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:39, дипломная работа

Описание работы

Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и, прежде всего, в производственной деятельности. Отражением данных объективных взаимоотношений между членами какой-либо группы являются субъективные межличностные отношения.
Межличностные отношения как объективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявлениями которых служат сплоченность как ценностно-ориентационное единство, коллективистское самоопределение, характер межличностных выборов, психологическая атмосфера, являются достаточно сложным феноменом.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления
1.1. Определение понятия и сущность межличностных отношений в трудовом коллективе
1.2. Особенности формирования межличностных отношений в трудовом коллективе
1.3. Пути и способы формирования благоприятных межличностных отношений
Выводы по 1 главе
Глава 2. Формирование благоприятных межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления на примере Тарского муниципального района
2.1. Структура и функции Администрации Тарского муниципального района
2.2. Анализ формирования элементов корпоративной культуры, ценностей и межличностных отношений в Администрации Тарского муниципального района
2.3. Основные пути и способы формирования благоприятных межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников  образования

Кафедра управления развитием образования

 

                                                                               Допущена к защите 

«____»________________2013 г.

                                                                                         Зав. кафедрой:  к. х. н., доцент

   _____________ В.А.  Шелонцев

                                                                        (подпись)

 

 

Основные  пути и способы формирования благоприятных  межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления

Выпускная работа

по  программе профессиональной переподготовки

Менеджмент  и государственное управление

 

 

                                                                                           Выполнил: слушатель  

                                                                               Павленко С.Г.                                                                                                                                           

                                                                                                ____________ (подпись)  

                                                                                              

                                                                                               

                                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                                          к.э.н., доцент                                                                           Гарафутдинова Н.Я.

                                                                      __________   ( подпись) 

 

 

Выпускная работа защищена

«____»______________ 2013 г.

Оценка ___________________

Председатель  ГАК __________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013

Оглавление

 

Введение

3

Глава 1. Теоретические основы межличностных  отношений в аппарате государственного (муниципального) управления 

7

   1.1. Определение  понятия и сущность межличностных отношений в трудовом коллективе

7

   1.2. Особенности  формирования межличностных отношений  в трудовом коллективе 

16

   1.3. Пути  и способы формирования благоприятных  межличностных отношений

24

Выводы по 1 главе

35

Глава 2. Формирование благоприятных межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления на примере Тарского муниципального района

36

   2.1. Структура  и функции Администрации Тарского  муниципального района

36

   2.2. Анализ  формирования элементов корпоративной культуры, ценностей и межличностных отношений в Администрации Тарского муниципального района 

40

   2.3. Основные  пути и способы формирования  благоприятных межличностных отношений  в аппарате государственного (муниципального) управления

45

Выводы по 2 главе

62

Заключение

64

Список литературы

66

Приложения

76


 

 

Введение

Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и, прежде всего, в производственной деятельности. Отражением данных объективных взаимоотношений между членами какой-либо группы являются субъективные межличностные отношения.

Межличностные отношения как объективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявлениями которых служат сплоченность как ценностно-ориентационное единство, коллективистское самоопределение, характер межличностных выборов, психологическая атмосфера, являются достаточно сложным феноменом. Учитывая их несомненное значение в эффективности жизнедеятельности коллектива, представляется необходимым рассмотрение их регулирования.

В современном российском обществе сформировалась четко выраженная потребность в фундаментальных и прикладных знаниях о сущности, закономерностях развития межличностных отношений, а также способах предупреждения межличностных конфликтов. Решение данной проблемы способствует преодолению трудностей, обозначившихся в связи с необходимостью управления конфликтами в организационной среде.

Изучению проблемы успешности управленческой деятельности посвящены исследования А.А. Бодалева [8], И.П. Волкова [12],                       Ю.Н. Емельянова [21], А.Г. Ковалева [26] и др. На рассмотрение вопросов индивидуально - стилевых особенностей управления коллективом направлены исследования Р.Л. Кричевского [29], А.В. Маржиня [33],               В.Г. Афанасьева [5], П.Г. Белкина, Ю.Н.Емельянова [21], А.Г. Ковалева [26], А.Л. Свеницкого [56], Г. Гибша [17], М. Форверга [51] и др.

В настоящее время круг проблем, затрагиваемых при исследовании организации, постоянно расширяется, при этом немаловажным является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководители, как правило, недостаточно уделяют внимание этому вопросу. При этом именно межличностные отношения существенно влияют на результат деятельности.

Кадры являются самым важным ресурсом в каждой организации независимо от сферы деятельности. От того, насколько  квалифицирован персонал, во многом зависит  и эффективность работы предприятия. Грамотный подбор специалистов и  формирование благоприятного психологического климата являются важнейшими составляющими процесса повышения результативности деятельности трудового коллектива в целом.

В организации возникают множество  разноплановых проблем, и помочь в их решении руководителям может лишь надежный персонал. Однако для того, чтобы коллектив успешно справлялся с поставленными задачами и возникающими проблемами необходимо создавать условия для комфортной работы, проводить целенаправленную работу по формированию благоприятных межличностных отношений в организации.

Так, если между членами коллектива сложные отношения, разные ценностные ориентации, система установок, ожиданий, то это сказывается и на качестве выполняемой работы, а также накладывает отпечаток на социально - психологический климат, что ведёт к текучести кадров и препятствует развитию организации. Следовательно, проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.

На сегодняшний день достаточно внимания уделяется взаимодействию специалистов в аппарате государственного (муниципального) управления, эти вопросы изучались такими авторами как Н.М. Антошина [10],              А.Г. Барабашев [52], Н.Я. Гарафутдинова [22],. О.М. Рой [73], С.Л. Тимкин [25], Е.Г. Коваленко[55] и некоторыми другими учеными. Однако разработаны не все аспекты этой проблемы, а в частности, не затронуты особенности межличностных отношений. Как следствие, существует потребность в регулировании межличностных отношений, что и является научной новизной.

Знание особенностей межличностного поведения индивида необходимо для подбора кадров, для формирования резерва, для организации эффективной деятельности учреждения. Межличностные отношения, сложившиеся в коллективе, во многом определяют его работоспособность. Также полезной является объективная информация о взаимоотношениях между руководителями и подчиненными.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать систему деятельности по формированию благоприятных межличностных отношений в коллективе аппарата Администрации Тарского муниципального района Омской области.

В процессе исследования были поставлены и решались следующие задачи:

- изучить, проанализировать  и обобщить научную и методическую  литературу по вопросам сущности  и формирования межличностных  отношений в трудовом коллективе;

- исследовать  основные пути и способы формирования  благоприятных межличностных отношений  в трудовом коллективе (понятие  конфликтной ситуации, адаптации  в коллективе, системы внутренних  ценностей и традиций коллектива, понятия корпоративных отношений и культуры);

- изучить особенности  межличностных отношений в аппарате  Администрации Тарского муниципального  района Омской области;

- разработать  систему деятельности по формированию  благоприятных межличностных отношений.

Объект исследования: процесс формирования элементов корпоративной культуры по установлению и укреплению межличностных отношений в аппарате Администрации Тарского муниципального района Омской области.

Предмет исследования: система мероприятий, способы и рекомендации по формированию благоприятных межличностных отношений в аппарате Администрации Тарского муниципального района Омской области.

В ходе экспериментального исследования осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы:

разработка  системы деятельности с использованием методов профилактики и разрешения конфликтов будет способствовать формированию благоприятных межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления.

Методы исследования:

- теоретические:  изучение литературы по данному  вопросу; 

- эмпирические: опрос, анкетирование, сравнительный анализ полученных данных.

Теоретической основой исследования являются работы                            А.А. Бодалева [15], В.Г. Афанасьева [12], И.П. Волкова [19],                              Р.Л. Кричевского [45], А.Г. Ковалева [42], А.Л. Свеницкого [74] и др.

Практическая значимость: данные исследования могут быть использованы при организации деятельности по формированию благоприятных межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления 

1.1. Определение  понятия и сущность межличностных отношений в трудовом коллективе

Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества. Личность является продуктом общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Поведение отдельного человека как личности во многом зависит от его отношений с окружающими его людьми. Данные взаимосвязи с одним человеком, группой (малой или большой) называются межличностными отношениями.

Межличностные отношения  – это система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [37].

Межличностные отношения  между членами организации принято подразделять на формальные и неформальные.

Формальными являются отношения, определяемые соответствующими инструкциями и должностными обязанностями каждого члена организации, то есть формальными установками. Взаимоотношения в формальных группах даже при одной и той же инструкции, не могут быть идентичны, так как в контакты вступают люди с различным темпераментом, определенными способностями, неповторимыми чертами характера, стилями общения. Деловые отношения дополняются личными, не предусмотренными инструкциями. Психологическая близость (симпатия, уважение, дружба) укрепляет официальную группу и помогает решать поставленные задачи.

Формальные группы имеют  юридический статус и создаются  руководством для закрепления разделения труда, улучшения его организации и повышения эффективности. Роль и место подобных групп в общем трудовом процессе определены нормативным документом «Положение о структурном подразделении». Среди формальных групп выделяют: команды – соподчиненные группы руководителя и его сотрудников, рабочие (целевые) группы, создаваемые с целью и на время выполнения определенного задания; комитеты – специальные и постоянные группы, которым делегированы отдельные полномочия по управлению, координации деятельности и т.п. [57]

Информация о работе Основные пути и способы формирования благоприятных межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления