Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:39, дипломная работа
Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и, прежде всего, в производственной деятельности. Отражением данных объективных взаимоотношений между членами какой-либо группы являются субъективные межличностные отношения.
Межличностные отношения как объективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявлениями которых служат сплоченность как ценностно-ориентационное единство, коллективистское самоопределение, характер межличностных выборов, психологическая атмосфера, являются достаточно сложным феноменом.
Введение
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления
1.1. Определение понятия и сущность межличностных отношений в трудовом коллективе
1.2. Особенности формирования межличностных отношений в трудовом коллективе
1.3. Пути и способы формирования благоприятных межличностных отношений
Выводы по 1 главе
Глава 2. Формирование благоприятных межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления на примере Тарского муниципального района
2.1. Структура и функции Администрации Тарского муниципального района
2.2. Анализ формирования элементов корпоративной культуры, ценностей и межличностных отношений в Администрации Тарского муниципального района
2.3. Основные пути и способы формирования благоприятных межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Исследователь И.Д. Ладановым, автором книг по практическому менеджменту, невербальным способам общения, психологии управления была разработана тактика разрешения межличностных конфликтов. В рамках данной концепции выделяется девять вариантов поведения сторон:
- поддержка статуса - жесткость позиции, пассивное взаимодействие. Данная тактика применяется в случае необходимости выиграть время;
- пренебрежение
противоречиями - жесткость доказательств,
средняя активность
- доминирование
- жесткость доказательств,
- апелляция
к установленным правилам игры
- средняя степень гибкости, пассивное
взаимодействие. Такой тип поведения
уместен, когда необходимо
- компромисс - средняя
степень гибкости, средняя активность
взаимодействия. Данная тактика
применяется в тех случаях,
когда стороны убеждены, что сближение
невозможно. Обе стороны действуют
под своими лозунгами, но
- взаимные уступки
- средняя степень гибкости, высокая
активность взаимодействия. Подобная
тактика может применяться в
тех случаях, когда оппоненты
ощущают явную выгоду от
- уступка оппоненту
- высокая степень гибкости в
доказательствах, пассивность
- воодушевление
оппонента - высокая степень гибкости,
средняя степень
- сотрудничество - высокая степень гибкости, высокий уровень взаимодействия. Данная тактика заключается в совместном деловом обсуждении собственных точек зрения, поиске и нахождении взаимовыгодного решения; применяется в сложных ситуациях, а также в случае, когда все участники конфликта желают положительного исхода.
При возникновении конфликтной ситуации целесообразно использование двух основных категорий методов разрешения конфликтов: структурных и межличностных.
К структурным методам относятся:
- разъяснение
определенных требований к
- координационные и интеграционные механизмы. Главным координационным механизмом является установление иерархии полномочий. К интеграционным механизмам относят формирование управленческой иерархии, использование служб, осуществляющих связи между функциями, межфункциональные группы, целевые группы, совещания при участии представителей разных отделов;
- выдвижение
общеорганизационных
- создание системы вознаграждений.
Основными межличностными методами разрешения конфликтов являются:
- уклонение
: старания члена коллектива
- сглаживание
- когда сотрудник пытается не
замечать или не
- принуждение - когда человек любой ценой пытается заставить оппонента принять свою точку зрения;
- компромисс - когда участник конфликта принимает точку зрения оппонента, но лишь до некоторой степени;
- решение проблемы
– ситуация, когда стороны конфликта
признают различия во мнениях,
выражают готовность
Необходимо отметить, что руководителю важно проводить определенную профилактическую работу с целью предотвращению конфликтов. Для того чтобы она была эффективной, надо хорошо знать людей, мотивы их поведения. Большое значение имеет четкая организация труда, оптимальный режим работы, моральное удовлетворение работников. Кроме того, людей необходимо готовить к нововведениям, иначе с их стороны неизбежно возникнет отрицательная реакция. В данном случае особенно важны методы убеждения: гораздо легче заранее устранить причины недовольства, чем вести борьбу в обстановке массового возмущения.
Для формирования благоприятных межличностных отношений в учреждении предполагается решение руководителем ряд задач:
4) поддержание «оптимального» уровня интенсивности конфликта. Высокая интенсивность конфликта сильно осложняет управление им и нередко в ряде случаев делает его невозможным. Подобное положение обуславливается тем, что ни одна из сторон не проявляет готовности общения с другой стороной. Нередки случаи, когда оба участника конфликта не видят большого смысла в чьем либо вмешательстве, особенно если оно ограничена определенными условиями одной из сторон. Более того, существует и другая опасность: конфликт, который находится в состоянии очень быстрой эскалации, может оказаться, как показывает практика, вне сферы влияния руководства. Подобные затяжные конфликты могут представлять гораздо большую трудность для руководителя, чем внезапно возникшие острые кризисы;
5) дифференциация вмешательства по 4 видам конфликта. Если ранее рассматривались вопросы управления динамикой конфликта, то в данном вопросе определяющим является качественная сторона разногласий, природа их возникновения. Конфликтные ситуации, как правило, связаны с одним из следующих видов отношений, возникающих в процессе совместной деятельности групп:
- деловыми ("инструментальными") отношениями;
- социо-эмоциональными отношениями;
- отношениями при ведении переговоров о распределении ресурсов;
- силовыми отношениями.
В ряде случаев
возникновение конфликта
6) детализация конфликта, конфронтация, синтез. Практика показывает, что эффективной деятельность руководителя бывает чаще всего в случаях, когда рассмотрение предметов спора и конфронтации сторон происходят поэтапно. Данный подход приводит к синтезу мнений, то есть к выработке определенного коллективного решения, понимания, и достижению компромисса. Это повторяющийся процесс, предусматривающий каждый раз рассмотрение определенной части конфликта. Наилучшие результаты достигаются в том случае, если этот метод будет поддержан обеими конфликтующими сторонами. Непосредственной целью обсуждений является не принятие решений, а разъяснение перспектив каждой из сторон.
Конфронтация
перспектив будет зависеть от того,
какой тип отношений
7) определение процедур достижения компромисса для каждой из сторон. Важной задачей руководителя является четкое и решительное определение и указание процедур, которые стороны должны выполнять, их разъяснение и обоснование. Четкость в определении ролей и алгоритмов работы сторон будет способствовать созданию спокойной обстановки, необходимой для продолжения работы, в то время как неопределенность, нерешительность и двусмысленность могут вызвать очередную вспышку конфликта.
Если руководитель не способен регулировать взаимодействие между сторонами, легко возникает враждебная атмосфера, делающая невозможными полемику и обсуждения, что ставит под вопрос целесообразность переговоров.
Существует ряд рекомендаций, соблюдение которых позволит руководителю повысить эффективность работы коллектива, его сплоченность и чувство удовлетворения результатом своего труда:
1) необходимо
учитывать, что любой работник
подвержен влиянию окружающих, поэтому
его поведение должно
2) важно способствовать развитию и повышению квалификации членов коллектива. Грамотное руководство, обучение и помощь извне могут помочь им преодолеть трудности при решении задач. Успех зависит от того, насколько хорошо сотрудники могут разрешать возникшие трения, разногласия и другие проблемы. Значительное внимание должно уделяться распределению обязанностей и контролю за отношениями между работниками;
3) необходимо создать для членов групп и команд возможность повышения эффективности и использовать средства поощрения, усиливая чувство удовлетворения своим трудом. Данные действия могут привести к росту сплоченности и эффективности коллектива.
4) важно предпринимать шаги для предотвращения потерь рабочего времени и простоев, поощрять работников за установление реальных и напряженных целей, признавая индивидуальный вклад в общее дело каждого члена коллектива;
5) необходимо создать сотрудникам условия для достижения профессионального успеха. Использование таких приемов, как участие в установлении целей, специальные задания могут создать у членов группы чувство непосредственного участия. Успех необходим для всех стадий развития коллектива;
6) целесообразно развивать в коллективе чувство ответственности и самостоятельности, а также способствовать самоуправлению – позволять членам коллектива в ряде случаев самим определять, выбирать и решать проблемы, а также оценивать результаты проделанной работы.
Формированию сплоченного и работоспособного трудового коллектива способствуют социальные, организационные и экономические факторы:
- высокий уровень организации труда;
- наличие мобилизующей высокой цели;
- наличие традиций;
- широкое привлечение членов коллектива к управлению;
- хорошая организация трудовой состязательности;
- стабильность состава коллектива.
Выводы по 2 главе
Анализ межличностных отношений в трудовом коллективе аппарата Администрации Тарского муниципального района Омской области позволил сделать следующие выводы.
Большинство членов коллектива составляют женщины (69,51%). В коллективе наблюдается достаточно удачное соотношение возрастных групп: наличие молодых (до 30 лет) специалистов предполагает активность, внедрение творческого подхода в решение поставленных задач; присутствие представителей старшей возрастной группы определяет возможность передачи богатого опыта работы более молодым членам коллектива; основная часть сотрудников – люди средней возрастной группы, работающие совместно не первый год, что предполагает наличие стабильного, устойчивого, сплоченного ядра коллектива.
В ходе проведения
обследования было установлено, что
межличностные отношения в
Однако, при этом меньше половины сотрудников желают проводить время с коллегами в свободное время и подтверждается наличие 37,80% отвергаемых в коллективе.
В целом, необходимо проведение целенаправленной работы по формированию благоприятных межличностных отношений с включением мероприятий по профилактике и урегулированию конфликтов в трудовом коллективе. Важными регуляторами в данном процессе несомненно должны быть руководители структурных подразделений, которые лучше всех знают микроклимат в коллективе, а также руководители по направлениям – заместители главы муниципального района, несущие персональную ответственность за достижение поставленной задачи и получение положительного эффекта. Кроме того, сплочению коллектива будет способствовать первичная адаптация на рабочем месте студентов - целевиков, направленных от администрации района на целевое обучение в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и при прохождении ими производственной практики, и при работе на первом рабочем месте.
Кроме того этому будет способствовать и разработанная система наставничества как непосредственно в работающем коллективе, так и при формировании новых направлений в работе.