Основные пути и способы формирования благоприятных межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:39, дипломная работа

Описание работы

Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и, прежде всего, в производственной деятельности. Отражением данных объективных взаимоотношений между членами какой-либо группы являются субъективные межличностные отношения.
Межличностные отношения как объективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявлениями которых служат сплоченность как ценностно-ориентационное единство, коллективистское самоопределение, характер межличностных выборов, психологическая атмосфера, являются достаточно сложным феноменом.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления
1.1. Определение понятия и сущность межличностных отношений в трудовом коллективе
1.2. Особенности формирования межличностных отношений в трудовом коллективе
1.3. Пути и способы формирования благоприятных межличностных отношений
Выводы по 1 главе
Глава 2. Формирование благоприятных межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления на примере Тарского муниципального района
2.1. Структура и функции Администрации Тарского муниципального района
2.2. Анализ формирования элементов корпоративной культуры, ценностей и межличностных отношений в Администрации Тарского муниципального района
2.3. Основные пути и способы формирования благоприятных межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

2) содействие  должностному росту муниципальных и государственных гражданских служащих на конкурсной основе;

3) ротация гражданских  служащих;

4) формирование  кадрового резерва на конкурсной  основе и его эффективное использование;

5) оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена;

6) применение  современных кадровых технологий  при поступлении на гражданскую  службу и ее прохождении.

 

2.2. Анализ формирования элементов корпоративной культуры, ценностей и межличностных отношений в Администрации Тарского муниципального района

В настоящее  время общее количество членов трудового коллектива Администрации Тарского муниципального района Омской области:                    82 человека.

Из них: 

- количество мужчин – 25 человек, что составляет 30,49% от общего числа сотрудников. В возрастную группу до 30 лет входят 5 человек (6,1%), от 31 до 40 лет – 12 человек (14,63%), от 41 до 50 лет – 3 человека (3,66%), от 50 до 55 лет – 2 человека (2,44%), от 55 до 60 лет – 1 человек (1,22%), свыше 60 лет – 2 человека (2,44%);

- количество женщин – 57 человек (69,51% от общего числа членов трудового коллектива).  В возрастную группу  до 30 лет входят 10 человек (12,2%), от 31 до 40 лет – 11 человек (13,41%), от 41 до 50 лет – 21 человек (25,61%), от 50 до 55 лет – 10 человек (12,2%), от 55 до 60 лет – 4 человека (4,88%), свыше 60 лет – 1 человек (1,22%).

Специальное образование имеют 67 сотрудников, что составляет 81,7% от общего количества членов трудового коллектива (из них: техническое –         8 человек, юридическое – 26 сотрудников, экономическое – 14 членов коллектива, педагогическое – 11 человек, государственное и муниципальное управление – 8 сотрудников).

Таким образом, большинство членов коллектива составляют женщины (69,51%). В коллективе наблюдается достаточно удачное соотношение возрастных групп: наличие молодых (до 30 лет) специалистов предполагает активность, внедрение творческого подхода в решение поставленных задач; присутствие представителей старшей возрастной группы определяет возможность передачи богатого опыта работы более молодым членам коллектива; основная часть сотрудников – люди средней возрастной группы, работающие совместно не первый год, что предполагает наличие стабильного, устойчивого, сплоченного ядра коллектива.

С целью проведения анализа межличностных отношений  в аппарате Администрации Тарского района Омской области в период с 11 по 22 марта 2013 года было проведено  анкетирование и опрос членов трудового коллектива.

Для наглядности  и полноты исследования была использована социометрическая техника, применяемая  с целью диагностики межличностных  отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования, а также изучения структурного аспекта коллектива (таких факторов как лидерство, популярность, отверженность и т.д.) Социометрический метод позволил получить ценную информацию о состоянии коллектива.

Диагностическая методика проводилась следующим  образом: в начале исследования участникам было предложено в правом верхнем углу социометрической карточки написать личный код (фамилию, имя, отчество).  При этом делался акцент на том, что это необходимо для качественной  обработки полученных данных. Социометрическая процедура проводилась в параметрической форме: испытуемым предложили выбрать строго фиксированное число из всех членов группы.

С этой целью  специалистам  было необходимо ответить на поставленные вопросы: «С кем из своих коллег вы хотели бы отметить свой День Рождения?», «С кем бы вы хотели провести свое свободное время?», «С кем бы вы могли поделиться профессиональными и личностными проблемами?». После заполнения и сбора социометрических карточек была проведена их первичная обработка. В результате социометрического измерения были получены следующие результаты: Из сделанных 82 выборов - 37 взаимовыборов.

Таким образом, 45,12% респондентов хотели бы проводить  свободное время (а тем более  праздное время) со своими коллегами. Учитывая, что это не многим менее половины от общего числа выборов, то можно сказать, что межличностные отношения в коллективе хорошие.

На основе суммирования числа полученных выборов и взаимовыборов  определили социометрический статус членов коллектива (лидеры, популярные, менее  популярные, отвергаемые). Данные исследования представлены в таблице 1.

Таким образом, большинство членов трудового коллектива получили статус «менее популярные» (36 человек – 43,90%). Процент «лидеров»  в организации составил 7,32% (6 человек), процент «популярных» - 10,98%           (9 человек). Данные, достаточно невысокие показатели соответствуют статусной структуре большинства современных организаций.

 

 

Таблица 1. Результаты определения социометрического  статуса членов трудового коллектива.

Социометрический  статус

Количество  испытуемых

Процентное соотношение

Лидеры

6

7,32%

Популярные

9

10,98%

Менее популярные

36

43,90%

Отвергаемые

31

37,80%

Всего

82

100%


 

Показатель  «отвергаемых» в коллективе составил 37,80% (31 человек), что является неблагоприятным  фактором при формировании межличностных отношений в организации.

Далее на основании  опроса был выявлен уровень благоприятности  психологического климата в коллективе.

Таблица 2. Характеристика психологического климата  в коллективе

Благоприятность климата в коллективе

Баллы

Неблагоприятность климата в коллективе

Дружелюбие

1

2

3

4

5

6

7

8

Враждебность

Согласие

1

2

3

4

5

6

7

8

Несогласие

Удовлетворенность

1

2

3

4

5

6

7

8

Неудовлетворенность

Продуктивность

1

2

3

4

5

6

7

8

Непродуктивность

Теплота

1

2

3

4

5

6

7

8

Холодность

Сотрудничество

1

2

3

4

5

6

7

8

Несогласованность

Взаимоподдержка

1

2

3

4

5

6

7

8

Недоброжелательность

Увлеченность

               

Равнодушие

Занимательность

               

Скука

Успешность

               

Безуспешность


 

С этой целью  испытуемым были выданы бланки с предложенными  характеристиками психологического климата.  Обследуемым было необходимо оценить  по 8 бальной шкале состояние психологического климата в коллективе на основании данных характеристик, представленных в таблице 2.

В процессе проведения методики испытуемым предлагался опросный бланк и давалась следующая инструкция:

«Ниже приведены  противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать  атмосферу в любой группе. Чем  ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы обведете проставленное число, тем более выражен этот признак в Вашем коллективе».

В ходе опроса были получены следующие результаты, представленные в таблице 3.

Таблица 3.Результат анализа психологической  атмосферы в коллективе

Благоприятность климата 

в коллективе

Неблагоприятность климата 

в коллективе

Характеристика

Итоговый балл

Характеристика

Итоговый балл

Дружелюбие

5

Враждебность

3

Согласие

4

Несогласие

4

Удовлетворенность

4

Неудовлетворенность

4

Продуктивность

5

Непродуктивность

3

Теплота

5

Холодность

3

Взаимоподдержка

6

Недоброжелательность

2

Увлеченность

6

Равнодушие

2

Занимательность

7

Скука

1

Успешность

7

Безуспешность

1

Итого

49

Итого

31


 

Далее при определении  процентного соотношения из 80 возможных  баллов были получены следующие результаты:  процент испытуемых, определивших психологический климат в коллективе как благоприятный составил 61,25% (49 баллов), как неблагоприятный – 38,75%                               (31 балл).

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать  вывод о том, что межличностные  отношения в коллективе определяются большинством членов коллектива как благоприятные. Однако, при этом меньше половины сотрудников желают проводить время с коллегами в свободное время и 37,80% отвергаемых в коллективе.

Следовательно, межличностные отношения в трудовом коллективе Администрации Тарского муниципального района недостаточно благоприятные и необходимо проведение целенаправленной работы по их формированию и укреплению.

 

2.3. Основные  пути и способы формирования  благоприятных межличностных отношений  в аппарате государственного (муниципального) управления

Люди, связанные  совместной деловой активностью, в  процессе деятельности  сталкиваются в своих интересах, и тогда  происходит конфликт, дезорганизующий  людей, переводящий их в то состояние, когда ими начинают управлять эмоции, а не разум.

В основе всякого  конфликта лежит столкновение людей, их мнений, позиций и взглядов. Если какие-то позиции разделяют не все  члены коллектива, эти разногласия  не обязательно перейдут в конфликт. В случае возникновения конфликта  различия во взглядах осложняются эмоциональными переживаниями людей. При этом их поведение меняется, складывается ситуация острого противоборства. В данном случае, как правило, человек вступает в конфликт только в значимой для него ситуации, когда не видит другой возможности изменить ее.

Система деятельности по формированию благоприятных межличностных  отношений в трудовом коллективе включает в себя:

- соблюдение  членами коллектива норм профессиональной  этики;

- проведение  руководителем организации и  начальниками структурных подразделений профилактической работе с целью предотвращения конфликтов в профессиональной деятельности;

- предотвращение  и разрешение ситуаций возникновения  конфликта интересов гражданских  служащих, а также ситуаций возникновения  индивидуальных трудовых споров в соответствии с требованиями современного законодательства;

- управление  конфликтами с целью благоприятного  разрешения сложившейся ситуации;

- привлечение  членов трудового коллектива  к совместной деятельности в  нерабочее время с целью формирования единой системы ценностей  и укрепления межличностных отношений (участие в мероприятиях спортивной, творческой и т.д. направленности).

С целью предотвращения конфликтов в процессе трудовой деятельности основные рабочие ситуации и правила  поведения сотрудников администрации государственного (муниципального) органа управления регламентированы Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.

Информация о работе Основные пути и способы формирования благоприятных межличностных отношений в аппарате государственного (муниципального) управления