- Ознакомиться с базой практики: районом деятельности, правилами внутреннего распорядка, провести инструктаж по ОТ и ТБ.
Производственную практику
я проходила в супермаркете «Береке»
который находится по адресу улица Строителей
6/4. Площадь супермаркета составляет
682,3 квадратных метров.
Постройку супермаркета «Береке»
начали в ноябре 2005 года и 6 июня 2006 года
он начал работу. Вначале супермаркет
носил название «РТС» в 2008 году был переименован
в «Астыкжан-Караганда». С 2010 по сегодняшний
день он носит название «Столичный Торговый
Аутсорсинг».
Рисунок 1. Супермаркет «Береке»
Супермаркет «Береке» работает
каждый день с 08:00 до 21:00 без выходных
и перерывов. Он является магазином
самообслуживания, занимается розничной
торговлей и пользуется популярностью
среди местных жителей.
Все отделы супермаркета четко
определенны за каждым продавцом который
должен проверять качество товара, следить
что бы весь товар был на стеллаже, консультировать
покупателей по товару и т.п. За качеством
работы следит администратор супермаркета
поощряет и делает замечания по отделу.
Для ликвидации несчастных
случаев с каждым работником, поступающим
на работу проводят, инструктаж по технике
безопасности.
1.Водный инструктаж –
получают все вновь прибывшие
работники на данное предприятие.
Цель: ознакомить работников
с правилами внутреннего распорядка
предприятия.
2.Инструктаж на рабочем
месте – проходят все работники
предприятия.
3.Повторный инструктаж
– для проверки и закрепления
знаний по техники безопасности.
4.Внеплановый инструктаж
– проводится в случаи несчастного
случая или производственного
травматизма.
- Ознакомить с характеристикой торгового здания, глубиной торгового зала, с эффективностью использования торговой площади, изучить права и обязанности продавца 2-ой категории.
В зависимости от особенностей
объемно-планировочного решения это
двухэтажное здание, но супермаркет
находится только на первом этаже
с точки зрения функционально-технологического
решения наиболее просто и удобно
в эксплуатации, так как упрощаются
пути движения товаров, нет необходимости
в применение средств междуэтажного
перемещения товаров.
Планировка торгового
зала – комбинированная, входная
дверь – сдвоенная.
Продаваемый ассортимент
товара: выпечка, замороженные продукты,
деликатесы, молочная продукция, фрукты
и овощи, консервированные продукты,
бакалейные товары, безалкогольные напитки,
чипсы и закуски, кондитерские изделия,
напитки, гигиено-косметические и мыло-моющие
средства.
Предприятие относиться к
основному типу магазина. Это капитальное
торговое здание, отдельно стоящее. Погрузочно-разгрузочные
работы ведутся со специального входа
что не мешает покупателям выбирать товар.
Площадь супермаркета составляет
682,3 квадратных метров. Глубина торгового
зала средняя. Площадь супермаркета
используется эффективно она вмещает
в себя широкий ассортимент товара
который может предоставить супермаркет.
- Общие положения:
Продавец II категории назначается
на должность и освобождается от должности
руководителем отдела по согласованию
с руководителем подразделения.
- Требования к квалификации:
Должен знать:
- основные виды сырья, идущего на изготовление товаров
- методы снижения потерь товаров при хранении и реализации
- принципы оформления внутримагазинных витрин
- основных поставщиков и особенности ассортимента и качества их продукции
- основные принципы устройства торгово-технологического оборудования
- ассортимент, классификацию, характеристику, назначение товаров, способы пользования и ухода за ними, правила расшифровки артикула и маркировки, розничные цены
- приемы подбора, примерки, комплектования товаров, шкалы размеров изделий и правила их определения
- основные требования стандартов и технических условий, предъявляемых к качеству товаров, тары и маркировке
- виды брака и правила бракеража
- правила обмена товаров
- гарантийные сроки пользования товарами
- приемы и методы активного обслуживания различных контингентов покупателей с учетом их пола, возраста, уровня знаний о товаре и др. особенностей
- устройство и правила эксплуатации обслуживаемого торгово-технологического оборудования
- пути сокращения товарных потерь, затрат труда, материалов, электроэнергии и повышения доходов.
- Должностные обязанности:
- Обслуживание покупателей: предложение и показ товаров, демонстрация их в действии, помощь в выборе товаров.
- Консультирование покупателей о назначении, свойствах, качестве, конструктивных особенностей товаров, правилах ухода за ними, ценах.
- Предложение новых, взаимозаменяемых товаров и товаров сопутствующего ассортимента.
- подсчет стоимости покупки, выписка (пробивка) чека, получение денег.
- Оформление паспорта на товар, имеющий гарантийные сроки пользования.
- Упаковка товаров, выдача покупки или передача ее на контроль.
- Оказание услуг покупателям.
- Работа за контрольно-кассовой машиной.
- Контроль за своевременным пополнением рабочего запаса товаров, их сохранностью, исправностью и правильной эксплуатацией оборудования, чистотой и порядком на рабочем месте.
- Подготовка товаров к продаже, распаковка, осмотр внешнего вида изделий, переборка, протирка, очистка, сборка, комплектование, проверка эксплуатационных свойств, наименования, количества, цены, состояние упаковки и правильности маркировки товаров.
- Подготовка рабочего места: проверка наличия и исправности торгово-технологического оборудования, инвентаря и инструментов, устранение мелких неисправностей.
- Получение и подготовка упаковочного материала.
- Размещение и выкладка товаров по группам, видам и сортам с учетом товарного соседства, частоты спроса и удобства работы.
- Заполнение и прикрепление ярлыков цен.
- Оформление наприлавочных витрин и контроль за их состоянием.
- Уборка нереализованных товаров и тары.
- Обслуживание покупателей: предложение и показ товаров.
- Получение и подготовка упаковочного материала.
- Контроль за бережным обращением с тарой и ее хранением.
- Подготовка товаров к инвентаризации, участие в получении товаров; уведомление администрации о поступлении товаров, не соответствующих маркировке (накладной ведомости); оформление внутримагазинных изучение спроса покупателей.
- Права
- Продавец II категории имеет право давать подчиненным ему сотрудникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
- Продавец II категории имеет право контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему сотрудниками.
- Продавец II категории имеет право запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников.
- Продавец II категории имеет право взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
- Продавец II категории имеет право знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности подразделения.
- Продавец II категории имеет право предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными обязанностями.
- Продавец II категории имеет право выносить на рассмотрения руководителя предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
- Продавец II категории имеет право докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.
Ответственность
- Продавец II категории несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.
- Продавец II категории несет ответственность за нарушение правил и положений, регламентирующих деятельность предприятия.
- При переходе на другую работу или освобождении от должности Продавец II категории ответственен за надлежащую и своевременную сдачу дел лицу, вступающему в настоящую должность, а в случае отсутствия такового, лицу его заменяющему или непосредственно своему руководителю.
- Продавец II категории несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности.
- Продавец II категории несет ответственность за причинение материального ущерба.
- Продавец II категории несет ответственность за соблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
- Продавец II категории несет ответственность за выполнение правил внутреннего распорядка, правил ТБ и противопожарной безопасности.
3.Изучить классификацию
и качество продовольственных
товаров, продаваемых в торговом
предприятии.
В супермаркете «Береке» имеется
широкий выбор продовольственных
товаров таких как:
1.зерномучные (ХБИ, макароны
и т.д.),
2. плодоовощные,
3. кондитерские (сахаристые
и мучные),
4. сахар и сахаропродукты,
5. растительные масла
и маргариновая продукция,
6. вкусовые товары (чай,
кофе, алкогольные напитки),
7. крахмал и крахмало-продукты,
8. мед и медопродукты.
9.молочные товары
10. яйца и яйцепродукты
и т.д.
Качество продукции - это
совокупность свойств, обусловливающих
пригодность удовлетворять определенные
потребности в соответствии с
ее назначением С улучшением качества
потребительная стоимость продукта повышается.
В супермаркете «Береке» продовольственные
товары нормальные по качеству. За время
нашей практики сроки годности ежедневно
проверялись, было соблюдено товарное
соседство, товары хранились в нужной
для них температуре.
4. Изучить методы определения
качества и химический состав
продовольственных товаров.
В зависимости от средств анализа
и измерения показатели качества
определяют органолептическим, инструментальным
(лабораторным), а также экспертным,
измерительным, регистрационным, расчетным
или социологическим методами.
Органолептический метод — это
метод определения показателей
качества продукции на основе анализа
восприятий органов чувств — зрения,
обоняния, слуха, осязания, вкуса. Точность
и достоверность такой оценки
зависят от квалификации, навыков
и способностей работника, а также
от условий проведения анализа. Достоинства
органолептического метода: дешевый, быстрый,
доступный, а недостатком является субъективность
(неточность).
В определении качества пищевых
продуктов важную роль играет зрение
(зрительные ощущения). Оценка осуществляется
в определенной последовательности
и при соблюдении необходимых
условий. Сначала осматривают товар
снаружи и проверяют сопроводительные
документы. При оценке товара определяют
сначала внешний вид, форму, цвет,
блеск, прозрачность и другие свойства.
Внешний вид характеризует общее
зрительное впечатление о продукте,
а цвет — впечатление, вызванное
отраженными световыми лучами видимого
света. После этого определяют запах,
консистенцию и, наконец, оценивают
вкус (сочность, крошливость, вкусность).
Цвет (окраску) продукта определяют по
эталонам (жареный кофе), по цветовой шкале
(чай) или по специальным прописям (вино).
Блеск характеризуется способностью продукта
отражать большую часть лучей и зависит
от гладкости его поверхности (например,
блеск или люстр крахмальных зерен). Прозрачность
определяют у жидких продуктов (вино, соки),
при этом оценивают степень прохождения
света через слой жидкости определенной
толщины, отмечают содержание осадка или
мути. Визуально определяют также наличие
на поверхности продукта плесени или слизи,
характер рисунка поверхности или разреза,
наличие посторонних включений, признаков
брожения и т. п.