Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа
Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность. Важное значение решения этой проблемы имеет на уровне предприятия, положение которого в условиях рыночной экономики коренным способом изменилось. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, на предприятии должна быть сформирована также система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке.
введение 4
глава 1. Современные подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров. 6
1.1. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений. 6
1.2. Общегосударственная система подготовки квалифицированных рабочих кадров. 8
1.2.1. Преобразование государственной системы профессионально- технического образования Республики Беларусь. 8
1.2.2. Организация профессиональной подготовки безработных и незанятого населения. 12
1.3. Профессиональное обучение рабочих кадров на предприятии в условиях рыночных отношений. 16
1.4. Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в Республике Беларусь. 22
Глава 2. Исследование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. м. Кирова. 25
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика завода. 25
2.2. Анализ количественного и качественного состава рабочих кадров и их соответствие потребностям предприятия. 31
2.3. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, действующая на предприятии. 43
2.4. Экономическая эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на предприятии. 52
Глава 3. Основные направления совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 56
3.1. Улучшение работы по профессиональной ориентации. 56
3.2. Совершенствование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в регионе и на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова. 64
3.3. Использование зарубежного опыта при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 75
заключение 81
Список литературы 86
СОДЕРЖАНИЕ
введение 4
глава 1. Современные подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров. 6
1.1. Требования, предъявляемые
к профессиональной подготовке
рабочих кадров в условиях
рыночных отношений. 6
1.2. Общегосударственная система подготовки
квалифицированных рабочих кадров. 8
1.2.1. Преобразование
1.2.2. Организация профессиональной
подготовки безработных и
1.3. Профессиональное обучение рабочих
кадров на предприятии в условиях рыночных
отношений. 16
1.4. Проблемы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации рабочих кадров
в Республике Беларусь. 22
Глава 2. Исследование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. м. Кирова. 25
2.1. Краткая технико-экономическая
характеристика завода. 25
2.2. Анализ количественного и качественного
состава рабочих кадров и их соответствие
потребностям предприятия. 31
2.3. Система подготовки, переподготовки
и повышения квалификации рабочих кадров,
действующая на предприятии. 43
2.4. Экономическая эффективность подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
рабочих кадров на предприятии. 52
Глава 3. Основные направления совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 56
3.1. Улучшение работы по
профессиональной ориентации. 56
3.2. Совершенствование организации подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
рабочих кадров в регионе и на Гомельском
станкостроительном заводе им. С. М. Кирова.
64
3.3. Использование зарубежного опыта при
организации подготовки, переподготовки
и повышения квалификации рабочих кадров.
75
заключение 81
Список литературы 86
введение
Вопросы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации рабочих
кадров в условиях рыночных отношений
приобретают особую актуальность.
Важное значение решения этой проблемы
имеет на уровне предприятия, положение
которого в условиях рыночной экономики
коренным способом изменилось. Становясь
объектом товарно-денежных отношений,
обладающим экономической самостоятельностью
и полностью отвечающим за результаты
своей деятельности, на предприятии должна
быть сформирована также система подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
рабочих кадров, которая обеспечила бы
ему высокую эффективность работы, конкурентную
способность и устойчивость положения
на рынке.
В настоящее время перед профессиональным обучением рабочих кадров встал целый ряд принципиально важных задач, обусловленных потребностями адаптации предприятий к рынку, проведением модернизации и перепрофилирования производств, реструктуризацией занятости и изменением требований к качеству рабочей силы.
Современное производство предъявляет
высокие требования к рабочим
кадрам и системе подготовки, переподготовки
и повышения квалификации в условиях
рыночных отношений. В ходе научно-технического
прогресса одни профессии отмирают,
другие появляются, третьи модифицируются.
Уплотняется трудовой ритм, меняются
технические средства. Всё это
порождает необходимость в
В настоящее время встают
вопросы: как в этих условиях организовать
обучение, по каким профессиям вести
подготовку и переподготовку, каким
должно быть учебно-методическое обеспечение,
где найти источники
В современных рыночных отношениях нарождается новое значение сферы образования и подготовки кадров. В широком плане она является мощным фактором изменения социальных условий, предпосылкой экономических и научно- технических преобразований. В личностном плане профессиональное образование и квалификация не просто выступают характеристиками того или иного человека, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условием его конкурентоспособности на рынке труда.
Цель дипломной работы состоит в оценке организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров Гомельского станкостроительного завода им. С. М. Кирова и выработке мероприятий по её совершенствованию, которые базируются на изучении и анализе применяемых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
При обработке полученной
информации основу методики анализа, используемой
в дипломной работе, составляют методы
обработки экономической
Методологической основой написания дипломной работы послужили законодательные и нормативные документы, действующие в Республике Беларусь, а также специальная литература по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов.
Для выполнения работы были
использованы данные учёта и отчётности
отдела кадров и бюро по подготовке
кадров Гомельского
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы.
глава 1. Современные подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров.
1.1. Требования, предъявляемые к
Современный человек живёт
и действует в условиях, требующих
высокого профессионализма и значительных
интеллектуальных усилий. Если в прошлые
времена принятию правильных решений
мешал в основном дефицит информации,
то в наши дни, напротив, помехи создаёт
её избыток. Усложнившиеся социально-
экономические процессы, повысившаяся
уязвлённость людей со стороны внешних
воздействий, уплотнившиеся информационные
потоки, явный недостаток на их осмысление,
возросшие конкурентность и агрессивность
– всё это обуславливает
В настоящее время мы живём
в обществе, в котором знания становятся
капиталом и главным ресурсом
экономики, поэтому необходимо предъявлять
новые и более жёсткие
Уже сегодня в реформировании профессионального образования необходимо учитывать следующие основные тенденции:
. в условиях рыночной
экономики человек выступает
активным субъектом на рынке
труда, свободно
Беларуси, да и части молодёжи, крайне трудно преодолеть психологический барьер перехода из позиции наёмного государственного работника к позиции активного субъекта рынка труда – что надо самому искать достаточно высокооплачиваемую работу, что можно одновременно работать в нескольких местах – самому принимать решения трудно – свобода выбора пугает людей, привыкших жить в тоталитарной системе;
. в условиях рыночной
экономики в силу чрезвычайно
высокой подвижности её
В современных условиях целенаправленное
сочетание теории и практики наиболее
ценно. Общая теоретическая
Характерная для сегодняшней
ситуации модернизация производства требует
подготовки легко приспосабливающихся
работников, готовых изменить свою
профессию и степень
Термин «приспособляемость»
используется здесь для обозначения
возможности человека воспринять изменения
условий труда, приобрести новые
навыки[2]. Это совсем не просто. В
сложившейся обстановке для многих
безработных и молодых людей
в нашей республике всё труднее
найти работу.
Поэтому многие учебные заведения внедряют
новые приёмы обучения, признанные развить
у своих слушателей именно эти качества.
Для преодоления кризисной
ситуации в Республике Беларусь предприятиям
требуются рабочие кадры
Чтобы успешно выполнять эти функции,
нужно обладать техническим мышлением,
элементами инженерно-технических знаний,
понимать закономерность технологических
процессов, знать научно-технические основы
производства, отличаться творческим
отношением к труду.
В современных рыночных отношениях важно, чтобы подготовка кадров удовлетворяла такому требованию к рабочей силе, как профессиональная мобильность, т. е. Способность быстро осваивать технические новшества и новые специальности.
Подводя итог, можно отметить, что демократическое общество и рыночная экономика требуют образованных людей, рабочих высокой квалификации.
1.2. Общегосударственная система
подготовки квалифицированных
1.2.1. Преобразование
В настоящее время
(СПТУ).
Средние профессионально-технические
училища осуществляют подготовку квалифицированных
рабочих кадров со средним образованием
из числа молодёжи окончившей неполную
среднюю школу, как правило, со сроком
обучения три года и выпускников
средней общеобразовательной
СПТУ создаются в
Базовое предприятие совместно с СПТУ разрабатывает исходя из потребностей производства и наличием необходимой учебно-материальной базы проекта планов приёма молодёжи в училище и выпуска квалифицированных рабочих по профессиям, представляет в установленные сроки в это училище заявки на подготовку кадров.
На современном этапе
в системе образования и
Одним из направления реформирования
средней профессионально-
В средних профессионально-
Этому способствует и равномерное расположение
учебных заведений по областям республики.
Информация о работе Подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров