Подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность. Важное значение решения этой проблемы имеет на уровне предприятия, положение которого в условиях рыночной экономики коренным способом изменилось. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, на предприятии должна быть сформирована также система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке.

Содержание работы

введение 4
глава 1. Современные подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров. 6
1.1. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений. 6
1.2. Общегосударственная система подготовки квалифицированных рабочих кадров. 8
1.2.1. Преобразование государственной системы профессионально- технического образования Республики Беларусь. 8
1.2.2. Организация профессиональной подготовки безработных и незанятого населения. 12
1.3. Профессиональное обучение рабочих кадров на предприятии в условиях рыночных отношений. 16
1.4. Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в Республике Беларусь. 22
Глава 2. Исследование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. м. Кирова. 25
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика завода. 25
2.2. Анализ количественного и качественного состава рабочих кадров и их соответствие потребностям предприятия. 31
2.3. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, действующая на предприятии. 43
2.4. Экономическая эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на предприятии. 52
Глава 3. Основные направления совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 56
3.1. Улучшение работы по профессиональной ориентации. 56
3.2. Совершенствование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в регионе и на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова. 64
3.3. Использование зарубежного опыта при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 75
заключение 81

Список литературы 86

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 114.54 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

введение 4

глава 1. Современные подходы  к подготовке, переподготовке и повышению  квалификации рабочих кадров. 6

1.1. Требования, предъявляемые  к профессиональной подготовке  рабочих кадров в условиях  рыночных отношений. 6 
1.2. Общегосударственная система подготовки квалифицированных рабочих кадров. 8

1.2.1. Преобразование государственной  системы профессионально- технического  образования Республики Беларусь. 8

1.2.2. Организация профессиональной  подготовки безработных и незанятого  населения. 12 
1.3. Профессиональное обучение рабочих кадров на предприятии в условиях рыночных отношений. 16 
1.4. Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в Республике Беларусь. 22

Глава 2. Исследование организации  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. м. Кирова. 25

2.1. Краткая технико-экономическая  характеристика завода. 25 
2.2. Анализ количественного и качественного состава рабочих кадров и их соответствие потребностям предприятия. 31 
2.3. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, действующая на предприятии. 43 
2.4. Экономическая эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на предприятии. 52

Глава 3. Основные направления  совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих  кадров. 56

3.1. Улучшение работы по  профессиональной ориентации. 56 
3.2. Совершенствование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в регионе и на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова. 64 
3.3. Использование зарубежного опыта при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 75

заключение 81

 
Список литературы 86

введение

Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих  кадров в условиях рыночных отношений  приобретают особую актуальность. 
Важное значение решения этой проблемы имеет на уровне предприятия, положение которого в условиях рыночной экономики коренным способом изменилось. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, на предприятии должна быть сформирована также система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке.

В настоящее время перед  профессиональным обучением рабочих  кадров встал целый ряд принципиально  важных задач, обусловленных потребностями  адаптации предприятий к рынку, проведением модернизации и перепрофилирования производств, реструктуризацией занятости  и изменением требований к качеству рабочей силы.

Современное производство предъявляет  высокие требования к рабочим  кадрам и системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации в условиях рыночных отношений. В ходе научно-технического прогресса одни профессии отмирают, другие появляются, третьи модифицируются. Уплотняется трудовой ритм, меняются технические средства. Всё это  порождает необходимость в новых  формах подготовки, переподготовки и  повышения квалификации рабочих  кадров.

В настоящее время встают вопросы: как в этих условиях организовать обучение, по каким профессиям вести  подготовку и переподготовку, каким  должно быть учебно-методическое обеспечение, где найти источники финансирования, какова роль государства в поддержке  обучения и его регулировании. Необходимость  решения этих вопросов ощущается  всё острее и предприятиями и  службами занятости.

В современных рыночных отношениях нарождается новое значение сферы  образования и подготовки кадров. В широком плане она является мощным фактором изменения социальных условий, предпосылкой экономических  и научно- технических преобразований. В личностном плане профессиональное образование и квалификация не просто выступают характеристиками того или  иного человека, но и становятся для него гарантией социального  благополучия, условием его конкурентоспособности  на рынке труда.

Цель дипломной работы состоит в оценке организации  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации рабочих кадров Гомельского  станкостроительного завода им. С. М. Кирова и выработке мероприятий  по её совершенствованию, которые базируются на изучении и анализе применяемых  форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих  кадров.

При обработке полученной информации основу методики анализа, используемой в дипломной работе, составляют методы обработки экономической информации: количественной и качественной оценки, экономической оценки, метод сравнительного анализа ,метод группировок и  др.

Методологической основой  написания дипломной работы послужили  законодательные и нормативные  документы, действующие в Республике Беларусь, а также специальная  литература по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов.

Для выполнения работы были использованы данные учёта и отчётности отдела кадров и бюро по подготовке кадров Гомельского станкостроительного  завода им. С. М. Кирова.

Дипломная работа состоит  из введения, трёх глав, заключения и  списка используемой литературы.

глава 1. Современные подходы  к подготовке, переподготовке и повышению  квалификации рабочих кадров.

 
1.1. Требования, предъявляемые к профессиональной  подготовке рабочих кадров в  условиях рыночных отношений.

Современный человек живёт  и действует в условиях, требующих  высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий. Если в прошлые  времена принятию правильных решений  мешал в основном дефицит информации, то в наши дни, напротив, помехи создаёт  её избыток. Усложнившиеся социально- экономические процессы, повысившаяся уязвлённость людей со стороны внешних  воздействий, уплотнившиеся информационные потоки, явный недостаток на их осмысление, возросшие конкурентность и агрессивность  – всё это обуславливает довольно высокие требования к выпускникам  профессионально технических училищ, колледжей и средних специальных  учебных заведений[1]

В настоящее время мы живём  в обществе, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, поэтому необходимо предъявлять  новые и более жёсткие требования к профессиональной подготовке рабочих  кадров.

Уже сегодня в реформировании профессионального образования  необходимо учитывать следующие  основные тенденции:

. в условиях рыночной  экономики человек выступает  активным субъектом на рынке  труда, свободно распоряжающимся  своим главным капиталом –  квалификацией. Сегодня для значительной  части трудоспособного населения

Беларуси, да и части молодёжи, крайне трудно преодолеть психологический  барьер перехода из позиции наёмного государственного работника к позиции  активного субъекта рынка труда  – что надо самому искать достаточно высокооплачиваемую работу, что можно  одновременно работать в нескольких местах – самому принимать решения  трудно – свобода выбора пугает людей, привыкших жить в тоталитарной системе;

. в условиях рыночной  экономики в силу чрезвычайно  высокой подвижности её конъюнктуры  каждому человеку приходится  не только часто менять место  работы, но и в среднем на  протяжении трудовой жизни 5-6 раз менять профессию. Это требует,  во-первых, сломить сложившийся у  нас психологический стереотип,  когда хорошим работником считался  человек, десятилетиями проработавший  на одном рабочем месте. Во-вторых, в этих условиях молодёжь должна  получать такое профессиональное  образование, которое будет позволять  ей относительно легко осваивать  новые профессии в будущем,  образно говоря, профессиональное  образование должно стать конвертируемым.

В современных условиях целенаправленное сочетание теории и практики наиболее ценно. Общая теоретическая техническая  подготовка становится более необходимой, чем раньше. Она даётся не только ведущими категориями персонала, но и рабочим, занимающим низкие уровни в иерархической структуре предприятия. Современные технологии сами по себе и формы организации, позволяющие  продуктивно их использовать, требуют  подготовки работника иного типа, обладающего новыми навыками, высокой  квалификацией, способного и готового к переменам.

Характерная для сегодняшней  ситуации модернизация производства требует  подготовки легко приспосабливающихся  работников, готовых изменить свою профессию и степень ответственности, а значит, и способных обучиться  новой профессии. Они должны быть объективно готовы справиться с новыми профессиональными функциями и  способны воспринять эти изменения  как нормальный режим современного производства.

Термин «приспособляемость»  используется здесь для обозначения  возможности человека воспринять изменения  условий труда, приобрести новые  навыки[2]. Это совсем не просто. В  сложившейся обстановке для многих безработных и молодых людей  в нашей республике всё труднее  найти работу. 
Поэтому многие учебные заведения внедряют новые приёмы обучения, признанные развить у своих слушателей именно эти качества.

Для преодоления кризисной  ситуации в Республике Беларусь предприятиям требуются рабочие кадры высокой  квалификации. Основной характеристикой  рабочего высокой квалификации являются широкие общеобразовательные, общетехнические  и профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие успешное выполнение им сложной трудовой деятельности и дающие ему возможность легко  ориентироваться в производстве и в любой новой производственной обстановке, овладевать новыми знаниями, навыками и умениями, необходимыми для исполнения всё усложняющихся  и изменяющихся трудовых функций. Рабочие  высокой квалификации проявляют  постоянную творческую активность в  труде, самостоятельность и высокую  профессиональную устойчивость. Они  могут не только обслуживать действующее  оборудование, но и осваивать новое, способны переходить от одного вида деятельности к другому в соответствии с  быстро меняющимися условиями производства, включаться в случае необходимости  в любое звено производственного  процесса. 
Чтобы успешно выполнять эти функции, нужно обладать техническим мышлением, элементами инженерно-технических знаний, понимать закономерность технологических процессов, знать научно-технические основы производства, отличаться творческим отношением к труду.

В современных рыночных отношениях важно, чтобы подготовка кадров удовлетворяла  такому требованию к рабочей силе, как профессиональная мобильность, т. е. Способность быстро осваивать  технические новшества и новые  специальности.

Подводя итог, можно отметить, что демократическое общество и  рыночная экономика требуют образованных людей, рабочих высокой квалификации.

 
1.2. Общегосударственная система  подготовки квалифицированных рабочих  кадров.

 
1.2.1. Преобразование государственной  системы профессионально-технического  образования Республики Беларусь.

В настоящее время квалифицированные  рабочие готовятся в системе  профессионально-технического образования  и на предприятиях. Основной формой подготовки квалифицированных рабочих  кадров для соответствующих отраслей народного хозяйства являются средние  профессионально-технические училища 
(СПТУ).

Средние профессионально-технические  училища осуществляют подготовку квалифицированных  рабочих кадров со средним образованием из числа молодёжи окончившей неполную среднюю школу, как правило, со сроком обучения три года и выпускников  средней общеобразовательной школы  с дифференцированным сроком обучения до одного года с учётом их трудовой подготовки и сложности профессии.

СПТУ создаются в установленном  порядке на базе производственных объединений, предприятий, строек, организаций. Предприятие, на основе которого создаётся и действует  среднее профессионально-техническое  училище, подготавливающее для него квалифицированные рабочие кадры  является базовым предприятием данного  учебного заведения.

Базовое предприятие совместно  с СПТУ разрабатывает исходя из потребностей производства и наличием необходимой  учебно-материальной базы проекта планов приёма молодёжи в училище и выпуска  квалифицированных рабочих по профессиям, представляет в установленные сроки  в это училище заявки на подготовку кадров.

На современном этапе  в системе образования и профессиональной подготовки рабочих кадров осуществляется качественная перестройка, призванная привести её в соответствие с требованиями труда.

Одним из направления реформирования средней профессионально-технической  школы Республики Беларусь является разработка нового перечня специальностей, специализаций квалификаций[3]. В  его основу положен принцип укрепления специальностей, объединение их в  ряд ведущих направлений подготовки квалифицированных рабочих, что  позволяет выпускникам расширить  возможности трудоустройства, смены  профессий и переквалификации. Интеграция существующих специальностей и специализаций  осуществляется исходя из реально складывающихся потребностей предприятий. В перечень вошли как специальности, по которым  ранее подготовка специалистов о  Беларуси не велась, но эти специальности  были в союзном перечне, так и  новые специальности.

В средних профессионально-технических  заведениях ведётся подготовка квалифицированных  рабочих кадров с учётом потребности  каждого региона и пожеланий  учащихся получить избранную специальность  по месту жительства. 
Этому способствует и равномерное расположение учебных заведений по областям республики.

Информация о работе Подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров