Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа
Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность. Важное значение решения этой проблемы имеет на уровне предприятия, положение которого в условиях рыночной экономики коренным способом изменилось. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, на предприятии должна быть сформирована также система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке.
введение 4
глава 1. Современные подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров. 6
1.1. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений. 6
1.2. Общегосударственная система подготовки квалифицированных рабочих кадров. 8
1.2.1. Преобразование государственной системы профессионально- технического образования Республики Беларусь. 8
1.2.2. Организация профессиональной подготовки безработных и незанятого населения. 12
1.3. Профессиональное обучение рабочих кадров на предприятии в условиях рыночных отношений. 16
1.4. Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в Республике Беларусь. 22
Глава 2. Исследование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. м. Кирова. 25
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика завода. 25
2.2. Анализ количественного и качественного состава рабочих кадров и их соответствие потребностям предприятия. 31
2.3. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, действующая на предприятии. 43
2.4. Экономическая эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на предприятии. 52
Глава 3. Основные направления совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 56
3.1. Улучшение работы по профессиональной ориентации. 56
3.2. Совершенствование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в регионе и на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова. 64
3.3. Использование зарубежного опыта при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 75
заключение 81
Список литературы 86
Профессиональная ориентация необходима для того, чтобы вовремя заметить и развить потенциальные возможности молодёжи к труду, чтобы растить таланты в различных областях науки и техники, производства и культуры, чтобы обеспечить защищённость молодёжи в условиях рыночной экономики.
Деятельность по профессиональной
ориентации молодёжи преследует несколько
целей. Во-первых, она направлена на
снижение диспропорции между кадрами
и потребностями народного
Выбор профессии – процесс длинный и сложный. То, какую профессию выберет вчерашний учащийся, зависит от многих факторов, и внешних, и внутренних.
Обучение в школе создаёт
благоприятные условия для
Школа является центром и ведущим звеном в профессиональной ориентации учащегося. Она располагает большими возможностями для создания системы подготовки молодого поколения к труду и сознательному выбору профессии. В современных условиях педагогические коллективы должны исходить из того, что удачный выбор профессии каждого юноши и девушки имел не только государственное, но и личное значение. Поэтому в профориентационной работе необходим личностный подход. Каждому учителю нужно постоянно изучать и координировать профессиональные намерения учащихся, создавать условия для развития склонностей и способностей каждой личности.
В условиях рыночной экономики
школа должна резко повысить роль
педагогического коллектива в профориентации,
преобразить её в неотъемлемый элемент
учебно-воспитательного
. на первом этапе
. на втором – начинается
постепенная профориентация, когда
учащиеся выбирают
. на третьем – происходит
собственно выбор профессии,
. на четвёртом – осуществляется
адаптационная подготовка к
В системе профессиональной ориентации в школе целесообразно использовать такие активные формы профориентации, как конкурсы «В мире профессий», «Кем быть и каким быть», «Кто больше и лучше знает о профессиях?», написание сочинений о будущей профессии, читательские конференции, встречи поколений «От трудовых традиций – к трудовым династиям»[14].
Имеется и другой способ познакомить учащихся с мастерством работников многих отраслей – это экскурсии на объекты народного хозяйства. Из экскурсий учащиеся узнают о характере и содержании труда работников местных предприятий и учреждений более 30 профессий и специальностей.
Расширение кругозора
учащихся об отраслях и профессиях
народного хозяйства –
В последнее время в
школах Республики Беларусь учащихся
вовлекают в разнообразные виды
внеклассных занятий, общественно
полезного и производительного
труда. Важно на практике проверить
способности учащихся, привить им
умения и навыки труда работников
избираемых профессий. Массовые и индивидуальные
формы внеклассных занятий
Важным подразделением школы по профессиональной ориентации учащихся является учебно-методический кабинет. В современных условиях воспитания и подготовки учащихся к выбору профессии требуют совершенствования и улучшения работы кабинета.
В «Положении об учебно-методическом кабинете профессиональной ориентации в средней общеобразовательной школе» признано целесообразным создание учебно-методических кабинетов в межшкольных учебно- производственных комбинатах и в неполных средних школах.
Основные функции этих кабинетов следующие: иллюстративно- пропагандистская, справочно-информационная, консультационная, организаторская и методическая.
Учебно-методический кабинет как центр профориентационной работы должен помогать педагогическому коллективу школы создавать необходимые условия для профориентации учащихся, объединять деятельность всех подразделений школы, внешкольных учреждений и общественности в решении задач подготовки молодёжи к труду и сознательному выбору профессии.
Системный подход к профессиональной
ориентации предполагает взаимодействие
разнообразных средств влияния
на самоопределение школьников.
Поэтому профориентационная работа будет
результативной при условии координации
деятельности всех подразделений школы,
внешкольных учреждений, производственных
коллективов, родителей, общественности
(Рис. 3.1.)[15].
Поскольку профессиональная
структура народного хозяйства
очень сложна, то одной школе трудно
давать учащимся рекомендации по отдельным
профессиям.
В решении задачи по ориентации учащихся
на рабочие профессии успех в большей
степени зависит от участия профессионально-технических
училищ и предприятия, от их тесного сотрудничества
со школой. В сложившейся ситуации, когда
лишь около 3 % учащихся 9 – 11 классов Гомельской
области намерены на трудоустройство
на рабочие профессии, только общими усилиями
можно добиться целенаправленной ориентации
молодого поколения на рабочие профессии,
необходимые региону[16].
Совместная работа школ, ПТУ и предприятий по профессиональной ориентации учащихся должна носить планомерный, комплексный и целенаправленный характер, осуществляться дифференцированно по отношению к разным возрастным группам.
Целенаправленность
В совместной работе школ, ПТУ и предприятия нельзя ограничиваться разовыми мероприятиями: посещение училищ в день открытых дверей, отдельные встречи, беседы. Необходима многогранная систематическая работа по профориентации и молодёжи.
В сложившейся ситуации на
Гомельском станкостроительном предприятии
им. С. М. Кирова, где удельный вес
рабочих от 16 до 24 лет к общей
численности рабочих за последние
три года в среднем составляет
7,3 % или 78 человек, руководство отдела
кадров и бюро по подготовке кадров
необходимо улучшать профориентационную
работу в школах города. Начальнику
бюро по подготовке кадров необходимо
учитывать , что эффективность
Для обеспеченности производства
более профессионально
В целях координации
Целесообразно создать при заводе Совет по профориентации. Работа такого Совета может предусматривать совместную деятельность школ и предприятия, а именно:
Широкое и целенаправленное ознакомление учащихся с нужными для предприятия рабочими профессиями на уроках, экскурсиях, во время внеклассных и внешкольных занятий;
Систематическое педагогическое и психофизиологическое изучение учащихся, их интересов и склонностей;
Изучение процесса профессиональной адаптации молодых рабочих на предприятии и разработка мер, содействующих включению молодёжи в трудовой коллектив;
Изучение эффективности совместной работы школ и трудовых коллективов по профессиональной ориентации;
Оказание помощи школам в проведении профессиональных консультаций. С этой целью необходимо проводить беседы с учащимися школ о конкретной специализации, оформлять стенды и рекламные буклеты.
|Учителя | |Классные| |Вспомога|
|Трудовое| |Ученичес| |Трудовые | |Внешколь|
|Родители и|
| | |руководи| |тельные | |обучение| |кие
| |объединени| |ные | |общественн|
| | |тели | |службы | | | |организа| |я учащихся|
|учрежден| |ость |
| | | | | | | | |ции | | | |ия | | |
| |
|Математи| |I – IV | |Учебно-м| |В школе | |Админист|
|Ученическа| |Дом | |Родительск|
|ка | | | |етодичес| | | |ративные| |я | |пионеров|
|ий комитет|
| | | | |кий | | | |организа| |производст| | |
| |
| | | | |кабинет | | | |ции | |венная | | | | |
| | | | | | | | | | |бригада | | | | |
|Физика | |V – VII | | | | | | | | | | | |Производст|
| | | | | | | | | | | | | | |венный |
| | | | | | | | | | | | | | |коллектив |
|Химия | |VIII – | |Медицинс| |На УПК | | | |Летний
| |Станции | | |
| | |IX | |кая | | | | | |трудовой | |юных | | |
| | | | |служба | | | | | |отряд | |техников| | |
|Биология| |X – XI | | | | | |Обществе| | | | | |Общественн|
| | | | | | | | |нные | | | | | |ые |
| | | | | | | | |объедине| | | | | |организаци|
| | | | | | | | |ния | | | | | |и |
|Географи| |Классов | |Библиоте| |На | | |
|Другие | |Станции | | |
|я | | | |ка | |производ| | | |объединени| |юннатов
| | |
| | | | | | |стве | | | |я | | | | |
Рис. 3.1. Организационная структура профориентационной работы школы.
Специалистов для Гомельского станкостроительного завода им. С. М. Кирова в городе Гомеле готовят в ПТУ № 144 и ПТУ № 78.
Завод им. Кирова является базовым предприятием профессионального училища № 78, находящееся по адресу: г. Гомель, пр. Октября, 42. В настоящее время в училище идёт подготовка рабочих по следующим профессиям: станочник широкого профиля; оператор станков с программным управлением; наладчик станков и манипуляторов с программным управлением; слесарь широкого профиля; электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования; автослесарь; монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов.
В данный момент в ПТУ № 78 сложилась сложная ситуация. В последние годы Гомельский станкостроительный завод им. С. М. Кирова не предоставил ни одного места молодому специалисту. Но работа на перспективу, работа по подготовке специалистов для станкостроительной промышленности не может быть прекращена.
В настоящее время необходимо,
чтобы между Гомельским станкостроительным
заводом им. С. М. Кирова и училищем
сложились деловые отношения. Руководство
завода должно с пониманием относиться
к нуждам училища. Необходимо, чтобы
предприятие оказывало помощь училищу
в укреплении учебно-материальной базы,
предоставлять места для
Было бы целесообразно
руководству завода им. С. М. Кирова
заключить договор с
По нашему мнению налаживание более тесного контакта между Гомельским станкостроительным заводом им. С. М. Кирова и ПТУ № 78 и улучшение работы по профессиональной ориентации учащихся ПТУ и школ может иметь положительные результаты.
Во-первых, заводу необходимы
молодые
В настоящее время в
Республике Беларусь большое значение
профессиональной ориентации уделяют
службы занятости. Система профессиональной
ориентации в государственной службе
занятости предоставляет
Информация о работе Подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров