Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа
Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность. Важное значение решения этой проблемы имеет на уровне предприятия, положение которого в условиях рыночной экономики коренным способом изменилось. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, на предприятии должна быть сформирована также система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке.
введение 4
глава 1. Современные подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров. 6
1.1. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений. 6
1.2. Общегосударственная система подготовки квалифицированных рабочих кадров. 8
1.2.1. Преобразование государственной системы профессионально- технического образования Республики Беларусь. 8
1.2.2. Организация профессиональной подготовки безработных и незанятого населения. 12
1.3. Профессиональное обучение рабочих кадров на предприятии в условиях рыночных отношений. 16
1.4. Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в Республике Беларусь. 22
Глава 2. Исследование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. м. Кирова. 25
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика завода. 25
2.2. Анализ количественного и качественного состава рабочих кадров и их соответствие потребностям предприятия. 31
2.3. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, действующая на предприятии. 43
2.4. Экономическая эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на предприятии. 52
Глава 3. Основные направления совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 56
3.1. Улучшение работы по профессиональной ориентации. 56
3.2. Совершенствование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в регионе и на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова. 64
3.3. Использование зарубежного опыта при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 75
заключение 81
Список литературы 86
Обучение в учебном заведении осуществляется в соответствии с учебной программой и требованиями учебного заведения к обучаемым. Безработные, прошедшие обучение и сдавшие экзамены, получают удостоверение установленного образца.
1.3. Профессиональное обучение
Развитие рабочих кадров
является важнейшим условием успешного
функционирования любого предприятия.
Это особенно справедливо в современных
условиях, когда ускорение научно-
Возрастающее значение профессионального обучения для предприятия и значительное расширение потребностей в нём в последние тридцать лет привели к тому, что предприятия взяли на себя обновление квалификации своих работников. Организация профессионального обучения стала одной из основных функций управления персоналом[5].
Профессиональное развитие
представляет собой процесс подготовки
рабочего к выполнению новых производственных
функций, решению новых задач.
Предприятия создают специальные методы
и системы управлением профессиональным
развитием – управления профессиональным
обучением, развитием карьеры.
Ведущие Западные организации затрачивают на профессиональное развитие значительные средства – от 2 до 10 % фонда заработной платы. Эти затраты являются капиталовложениями организации в развитии своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности, т. е. увеличения вклада каждого работника в достижении организационных целей[6].
Помимо непосредственного
влияния на финансовые результаты,
капиталовложения в профессиональное
развитие оказывает положительное
влияние и на самих работников.
Повышая квалификацию и приобретая
новые навыки и знания, они становятся
более конкурентно способными на
рынке труда и получают дополнительные
возможности для
Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием является определение в нём потребностей предприятия. Определение потребностей в профессиональном развитии одного рабочего требует совместных усилий отдела подготовки кадров, самого рабочего и его руководителя. Каждая из сторон привносит своё видение этого вопроса. Рис. 1.3.
Рис. 1.3. Определение потребностей профессионального развития.
Основными факторами, под
воздействием которых складываются
потребности предприятия в
. динамика внешней среды;
. развитие техники и технологии;
. изменение стратегии развития предприятия;
. создание новой
. освоение новых видов деятельности.
Важнейшим средством профессионального развития рабочих кадров является профессиональное обучение – процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний рабочим предприятия.
На современных предприятиях
профессиональное обучение представляет
собой комплексный непрерывный
процесс, включающий в себе несколько
этапов.(
Рис. 1.4.)
Рис. 1.4. Процесс профессионального обучения.
Охарактеризуем некоторые
этапы профессионального
Процесс профессионального
обучения начинается с определения
потребностей. Потребности, связанные
с выполнением производственных
обязанностей, определяется на основе
заявок руководителей подразделений
и самих работников, путём проведения
опросов руководителей и
На основании анализа
выявленных потребностей отдел подготовки
кадров должен сформулировать специфические
цели каждой программы обучение, а
также оценить экономическую
эффективность этих программ. Всё
чаще затраты на профессиональное обучение
рассматриваются как
При выборе методов обучения
предприятие должно, прежде всего, руководствоваться
эффективностью их воздействия на конкретную
группу обучающихся. При этом необходимо
учитывать принципы обучения взрослых
людей, а именно: актуальность, участие,
повторение, обратная связь.
Существует огромное количество методов
развития профессиональных знаний и навыков.
Все они могут быть разделены на две большие
группы – обучение непосредственно на
рабочем месте и обучение вне рабочего
места (в учебном классе). Основными методами
обучения на рабочем месте являются: инструктаж,
ротация, ученичество и наставничество.
Инструктаж представляет
собой разъяснение и
Инструктаж является, как правило, непродолжительным,
ориентированным на освоение конкретных
операций или процедур, входящих в круг
профессиональных обязанностей обучающегося.
Инструктаж на рабочем месте является
недорогим и эффективным средством развития
простых технических навыков, поэтому
он широко используется на всех уровнях
современных предприятий.
Ротация представляет собой
метод самостоятельного обучения, при
котором рабочий временно перемещается
на другое место работы с целью
приобретения новых навыков. Ротация
широко применяется предприятиями,
требующими от работников поливалентной
квалификации, то есть владения несколькими
профессиями. Помимо чисто обучающего
эффекта ротация оказывает
Но ротация обладает одним
серьёзным недостатком, который
необходимо учитывать при планировании
профессионального обучения – высокими
издержками, связанными с потерей
производительности при перемещении
работника с одной
Ученичество и наставничество
являются традиционными методами профессионального
обучения ремесленников – с древних
времён, работая рядом с мастером,
молодые рабочие изучают
Наставничество требует особой подготовки и склада характера от наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху.
Важной формой развития трудового
потенциала является профессиональное
продвижение – планомерное
До сих пор, чаще всего,
продвижение их в разряде происходит
в значительной степени автоматически,
по мере роста стажа работы. Средний
профессиональный стаж рабочих 4-го разряда
составляет 11 лет, а низших – ниже
1,5. При этом средний стаж работы
у молодых (20-29 лет) и пожилых (50-
59 лет) станочников и слесарей различается
на 12 лет (10 и 22 года), хотя разница в среднем
возрасте превышает 30 лет (25 и 50 лет). Это
свидетельствует о том, что современные
молодые рабочие раньше достигают профессиональной
зрелости.
Существуют факторы, определяющие
скорость роста квалификации рабочих.
К их числу относится срок профессионального
обучения (в зависимости от этого
фактора время получения
Исследования показали возможность
установления стажа работы, необходимого
для приобретения профессиональных
навыков данного разряда при
нормативном уровне общей и специальной
подготовки. В наибольшей мере профессиональный
стаж влияет на качество продукции. Поэтому
достижение стабильных показателей
доли продукции, сдаваемой с первого
предъявления, может считаться мерилом
освоения заданного уровня сложности
работы. Так, для освоения работы слесаря
3 - 4-го разряда рабочему с начальным
образованием необходим стаж 5,5 лет,
с неполным средним 3,5 лет, со средним
– 1,5 года[8] .
Система профессионального
продвижения – важный момент политики
подготовки кадров и в развитых капиталистических
странах, в частности в
Японии. Служебная ротация всех категорий
наёмных работников является составной
частью формирования «корпоративной личности».
Так, начав работу на небольшом токарном
станке, японский рабочий переходит на
средние и крупные токарные станки, потом
– на фрезерный или шлифовальный, затем
– на установку и наладку станков. Участие
в деятельности «Кружков качества» даёт
ему навыки управления[9]. Таким образом,
все наёмные работники приобретаю опыт
различного рода, понимая отношения между
разными рабочими местами и представления
об интересах компании в целом. Японские
менеджеры убеждены, что, несмотря на высокие
затраты для таких ротаций, в долгосрочной
перспективе выгоды превышают краткосрочные
расходы. Одним из весомых аргументов
является и тот факт, что «поливалентность»
японских рабочих позволяет компании
в периоды спада или перестройки переводить
их на новые виды работ, в другие цехи,
диверсифицировать производство.
Профессиональное продвижение
рабочих кадров включает повышение
квалификации (тарифного разряда), повышение
профессионального мастерства
(овладение сметными профессиями), перевод
на другое место или в другой цех без повышения
квалификации и смены профессии, обучение
более квалифицированной специальности
с переводом на новое место работы, повышение
по должности, очное или заочное обучение
в вузе, техникуме по направлению предприятия.
Для организации и планирования профессионального продвижения рабочих при отделе кадров создаётся бюро профессионального продвижения рабочих.
Анализируя обучение в ПТУ и непосредственно на производстве, можно выделить преимущества и недостатки этих систем.
Важным преимуществом
системы профессионально-
Наряду с положительными
сторонами системы
Профессиональное обучение
рабочих кадров на производстве имеет
ряд положительных моментов. Прежде
всего его характеризует
Предприятие имеет возможность организовывать
подготовку и переподготовку рабочих
кадров в соответствии со своими потребностями,
то есть может быстро менять профиль обучения,
в короткие сроки обучить необходимое
количество рабочих в связи с естественной
их убылью, а именно: текучестью, реконструкцией
производства и другими причинами.
Обучение рабочих кадров
на предприятии отличается тем, что
рабочие в большей степени
овладевают практическими знаниями
и навыками, чем учащиеся профтехучилищ.
Эта форма обучения также отличается
своей практической направленностью,
непосредственной связью с производственными
функциями рабочего, предоставляет,
как правило, значительные возможности
для повторения и закрепления
вновь изученного. В этом смысле
данный вид обучения является оптимальным
для выработки навыков, требуемых
для выполнения текущих производственных
задач. В тоже время, такое обучение
часто бывает слишком специальным
для развития потенциала рабочего,
формирования принципиально новых
поведенческих и
Серьёзным недостатком подготовки рабочих кадров на производстве является то, что подготовка и переподготовка нередко осуществляется без учёта их общеобразовательного уровня, то есть в одну и ту же группу включаются ученики как с высоким , так и с низким уровнем общеобразовательной подготовки.
В ходе овладения профессией на производстве рабочие получают слабые экономические знания. Не предусматриваются практические занятия по организации и экономике производства, на которых рабочие могли бы овладеть навыками самостоятельного экономического анализа.
Многие недостатки в подготовке
и переподготовке рабочих кадров
на производстве связаны с подбором
преподавателей и инструкторов производственного
обучения. Нередко к обучению рабочих
привлекаются лица, которые не имеют
склонности к этой работе, не владеют
педагогическими навыками, не обладают
достаточным уровнем
Информация о работе Подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров