Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа
Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность. Важное значение решения этой проблемы имеет на уровне предприятия, положение которого в условиях рыночной экономики коренным способом изменилось. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, на предприятии должна быть сформирована также система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке.
введение 4
глава 1. Современные подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров. 6
1.1. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений. 6
1.2. Общегосударственная система подготовки квалифицированных рабочих кадров. 8
1.2.1. Преобразование государственной системы профессионально- технического образования Республики Беларусь. 8
1.2.2. Организация профессиональной подготовки безработных и незанятого населения. 12
1.3. Профессиональное обучение рабочих кадров на предприятии в условиях рыночных отношений. 16
1.4. Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в Республике Беларусь. 22
Глава 2. Исследование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. м. Кирова. 25
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика завода. 25
2.2. Анализ количественного и качественного состава рабочих кадров и их соответствие потребностям предприятия. 31
2.3. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, действующая на предприятии. 43
2.4. Экономическая эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на предприятии. 52
Глава 3. Основные направления совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 56
3.1. Улучшение работы по профессиональной ориентации. 56
3.2. Совершенствование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в регионе и на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова. 64
3.3. Использование зарубежного опыта при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 75
заключение 81
Список литературы 86
|Наименование профессии
|Кол|разряды |
| |-во| |
| |, | |
| |чел| |
| |. | |
| | |Не |I |II |III|IV |V |VI |
| | |име| | | | | | |
| | |ет | | | | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|Токарь |18 | | | |4 |3 |8 |4 |
|Шлифовщик |12 | | |7 |1 |4 | | |
|Ученик токаря |2 |2 |- |- |- |- |- |- |
|Ученик шлифовальщика |1 |1 |- |- |- |- |- |- |
|Слесарь механосборочных |5 | | | |1 |3 | |1 |
|работ | | | | | | | | |
|Оператор станков с ЧПУ |4 | | | |1 |3 | | |
|Ученик оператора станков с |1 |1 |- |- |- |-
|- |- |
|ЧПУ | | | | | | | | |
|Термист |4 | | |1 |1 |1 |1 | |
|Зуборезчик |4 | | |1 |3 | | | |
|Ученик зуборезчика |2 |2 |- |- |- |- |- |- |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|Фрезеровщик |3 | | | |1 |2 | | |
|Ученик фрезеровщика |1 |1 |- |- |- |- |- |- |
|Заточник |3 | | | |1 |1 |1 | |
|Кузнец |2 | | | | |2 | | |
|Зубошлифовщик |2 | | |1 |1 | | | |
|Электромонтёр |2 | | | |1 | | |1 |
|Машинист |2 | | | |1 |1 | | |
|Протяжник |1 | | | | | | |1 |
|Стропальщик |1 | | | | |1 | | |
|Нагревальщик металла |1 | | | | | |1 | |
|ВСЕГО: |71 |7 | |10 |16 |21 |10 |7 |
С помощью данных, приведённых в таблице 2.7, проанализируем соответствие среднего разряда работ и среднего разряда рабочих по профессиям токаря и шлифовальщика.
Токари:
[pic]
Из данных расчёта видно,
что средний разряд работ ниже
среднего разряда рабочих. Так как
квалификационный уровень токарей
выше требований производства, то у
рабочих может утрачиваться интерес
к работе, так как отсутствует
возможность реализации знаний и
способностей. В итоге может снизиться
интенсивность и
Шлифовщики:
[pic]
Из расчёта следует, что средний разряд работ шлифовщиков выше среднего разряда рабочих. Необходимо рассчитать численность шлифовщиков, которым необходимо повысить квалификацию.
Ч = (3,1-2,75)х12 = 4 человека.
В механическом цехе № 3 необходимо повысить квалификационный уровень 4 шлифовщикам.
В современных условиях под
воздействием научно-технического прогресса
изменяется квалификационная структура
рабочих кадров. В основе изменений
лежат качественные сдвиги в совокупном
общественном труде, выражающимся в
сокращении сферы приложения простого
и соответственно значительном расширении
сферы приложения сложного труда. Этот
процесс протекает как в форме
перехода рабочих к более сложным
видам труда в рамках соответствующих
профессий, так и в форме увеличения
численности и удельного веса
рабочих таких профессий, которые
связаны преимущественно с
Сложившаяся структура рабочих кадров позволяет распределить их по четырём направлениям: неквалифицированные, малоквалифицированные, квалифицированные, высококвалифицированные. К первой группе относят рабочих без разряда и рабочих I разряда, ко второй – II разряда, к третьей – III-IV разрядов, к четвёртой – V-VI разряда.
Группировка рабочих кадров механического цеха № 3 по уровню квалификации приведена в таблице 2.8.
Таблица 2.8
Группировка рабочих кадров механического цеха № 3 по уровню квалификации.
|Квалификационные группы
|Количество |Удельный вес |
| |человек |группы в % к |
| | |общей |
| | |численности |
| | |цеха |
|Неквалифицированные |7 |9,9 |
|Малоквалифицированные |10 |14,1 |
|Квалифицированные |37 |52,1 |
|Высококвалифицированные |17 |23,9 |
|ИТОГО: |71 |100 |
Из данных таблицы 2.8 видно, что наибольший удельный вес приходится на долю квалифицированных рабочих, он составляет 52,1 %.
Неквалифицированные рабочие – это ученики токаря, шлифовщика, фрезеровщика, оператора станков с ЧПУ, которые после обучения должны сдать экзамены м повысить свой квалификационный разряд.
В механическом цеху № 3 значительную долю занимает группа высококвалифицированных рабочих, её удельный вес к общей численности рабочих цеха составляет 23,9 %.
2.3. Система подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
Система подготовки, переподготовки
и повышения квалификации рабочих
кадров, действующая на Гомельском
станкостроительном заводе им.
С. М. Кирова осуществляется на основании
стандарта предприятия составленного
на основании «Типового положения о непрерывном
профессионально-экономическом обучении»
(Приложение 5). Эта система устанавливает
формы и методы подготовки, переподготовки
рабочих кадров, повышения квалификации,
формирования у них высокого профессионализма,
современного экономического мышления,
умения работать в новых экономических
условиях.
Персональную ответственность
за организацию и учебно-
На предприятии организуются следующие виды обучения рабочих, обеспечивающие его непрерывность:
. подготовка новых рабочих;
. переподготовка (переобучение ) рабочих;
. обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;
. повышение квалификации рабочих.
В условиях рыночной экономики
потребности предприятий в
Проанализируем данные по количеству рабочих кадров, которые повысили квалификацию, прошли подготовку и переподготовку в учебных заведениях и непосредственно на предприятии (табл. 2.9).
Таблица 2.9
Профессиональное обучение рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова за 1995-1997 г. г.
|№ |Наименование |1995 г. |1996
г. |1997 г. |1997 г. в|
| | | | | |% к 1995 |
| | | | | |г. |
|1 |всего работников, |127 |104 |125 |98,4 |
| |которые повысили | | | | |
| |квалификацию, прошли| | | | |
| |подготовку и | | | | |
| |переподготовку | | | | |
| |из них: |63 |58 |74 |117,5 |
| |рабочие | | | | |
|2 |повысили |93 |52 |76 |81,7 |
| |квалификацию всего | | | | |
| |из них: |29 |6 |25 |86,2 |
| |рабочие | | | | |
| |в том числе: |7 |1 |– |– |
| |в учебных заведениях| | | | |
| |на предприятии |22 |5 |25 |113,6 |
|3 |прошли |34 |52 |49 |144,1 |
| |профессиональную | | | | |
| |подготовку и | | | | |
| |переподготовку всего| | | | |
| |из них: |34 |52 |49 |144,1 |
| |рабочие | | | | |
| |в том числе: |3 |7 |3 |100 |
| |обучено в первую | | | | |
| |обучено другим |18 |32 |19 |105,5 |
| |(смежным) профессиям| | | | |
| |переподготовлено |13 |13 |27 |207,7 |
|4 |обучено в связи с |21 |18 |– |– |
| |сокращением | | | | |
Из данных таблицы 2.9 видно, что на протяжении трёх удельный вес рабочих кадров при подготовке, переподготовке и повышении квалификации увеличивается по отношению к общему количеству работников предприятия, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
В 1995 году удельный вес рабочих
составлял 49,6 % , в 1996 году – 55,7
%, в 1997 году – 59,2 %. Это увеличение происходит
в основном за счёт профессиональной подготовки
и переподготовки.
Анализируя данные таблицы 2.9, можно отметить, что в 1997 году повышению квалификации рабочих кадров было уделено значительное внимание по сравнению с 1996 годом. Так, удельный вес рабочих к общему числу в 1996 году составил 11,5 %, а в 1997 году – 32,8 %. Это окажет в свою очередь результат на деятельность предприятия, так как существует взаимосвязь роста производительности труда рабочих за счёт повышения квалификации. А если возрастёт производительность труда, то увеличиться и объём выпускаемой продукции. с повышением квалификации рабочих кадров улучшается качество выпускаемой продукции.
Более подробно остановимся на вышеперечисленных формах обучения, действующих на предприятии.
Подготовка новых рабочих на производстве – это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии. Они обязаны пройти курс обучения в соответствии с программой профессионально-экономического обучения. Подготовка новых рабочих на производстве проводится по курсовой и индивидуальной формам обучения.
При курсовой подготовке теоретическое
обучение рабочих осуществляется в
учебной группе. Численность групп
устанавливается от 10 до 30 человек.
Сроки обучения до 6 месяцев. Типовые учебные
планы, учебные программы по предметам
общетехнического и экономического курса
для подготовки новых рабочих разрабатываются
по профессиям научно-методическим центром
профессионально-технического обучения,
а также а объединении в соответствии
с тарифно-квалификационным справочником
работ и профессий рабочих и утверждаются
главным инженером или его заместителем.
В конце обучения новый
рабочий выполнит пробную работу
в соответствии с требованиями тарифно-квалификационного
справочника и обязан сдать цеховой
квалификационной комиссии экзамен
на право получения
Единый тарифно-
(ЕТКС) обязателен для применения на предприятиях
и в организациях всех отраслей народного
хозяйства Республики Беларусь.
На Гомельском станкостроительном
заводе им. С. М. Кирова применяется
ЕТКС выпуск 2, утверждённый постановлениями
Госкомтруда СССР и ВЦСПС от
16.01.85 года № 17/2-54 и от 23.06.86 № 234/14-55, а также
сборник
«Дополнения и изменения к выпуску 2 Единого
тарифно-квалификационного справочника
работ и профессий рабочих», утверждённый
Постановлением
Государственного комитета Республики
Беларусь по труду и социальной защите
населения от 26 ноября 1994 года № 100.
ЕТКС содержит следующие
разделы: «Литейные работы», «Сварочные
работы», «Котельные, холодноштамповочные,
волочильные и давильные
«Кузнечно-прессовые и термические работы»,
«Механическая обработка металлов и других
материалов», «Металлопокрытие и окраска»,
«Эмалирование»,
«Слесарные и слесарно-сборочные работы».
ЕТКС предназначен для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, а также для составления программ по подготовке и повышению квалификации рабочих.
ЕТКС содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, сгруппированные в разделы по производствам и видам работ. Тарифно- квалификационные характеристики профессий рабочих, помещённые в ЕТКС, разработаны с учётом требований научно-технического прогресса, научной организации труда, расширения применения бригадных форм организации и оплаты труда, а также возрастающих требований к качеству продукции, уровню общего образования и специальной подготовки рабочих.
Тарифно-квалификационные характеристики
профессий рабочих разработаны
применительно к шестиразрядной
тарифной сетке, за исключением отдельных
случаев. Разряды работ установлены
по их сложности, как правило, без
учёта условий труда. В необходимых
случаях условия труда
Тарифно-квалификационные характеристики, приведённые в справочнике, содержат описания основных, наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих. Конкретное содержание, объём и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются на предприятиях, в организациях технологическими картами, рабочими инструкциями и другими документами.
В тарифно-квалификационных
характеристиках профессий
«Должен знать».
В случаях, когда в справочнике
предусматривается несколько
Тарификация работ на предприятии производится на основе тарифно- квалификационных характеристик. При этом тарифицируемая работа сопоставляется с соответствующими работами, описанными в тарифно- квалификационных характеристиках, и с типовыми примерами работ, помещёнными в справочнике или в дополнительных перечнях примеров работ, помещёнными в справочнике примерами.
Вопрос о присвоении или повышении разряда рабочему рассматривается квалификационной комиссией предприятия, цеха на основании заявления рабочего и представления руководителя с соответствующего подразделения.
На Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова учёт рабочих по профессиональному составу, а также записи во всех документах о работе производится только по наименованиям профессий рабочих, указанных в ЕТКС.
При индивидуальной подготовке
обучаемый изучает
Теоретические занятия и
производственное обучение при подготовке
новых рабочих на производстве проводятся
в пределах рабочего времени, установленного
законодательством о труде. По предприятию
сроки обучения новых рабочих
устанавливаются согласно приведённого
ниже перечня (табл.
2.10).
Информация о работе Подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров