Подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность. Важное значение решения этой проблемы имеет на уровне предприятия, положение которого в условиях рыночной экономики коренным способом изменилось. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, на предприятии должна быть сформирована также система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке.

Содержание работы

введение 4
глава 1. Современные подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров. 6
1.1. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений. 6
1.2. Общегосударственная система подготовки квалифицированных рабочих кадров. 8
1.2.1. Преобразование государственной системы профессионально- технического образования Республики Беларусь. 8
1.2.2. Организация профессиональной подготовки безработных и незанятого населения. 12
1.3. Профессиональное обучение рабочих кадров на предприятии в условиях рыночных отношений. 16
1.4. Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в Республике Беларусь. 22
Глава 2. Исследование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. м. Кирова. 25
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика завода. 25
2.2. Анализ количественного и качественного состава рабочих кадров и их соответствие потребностям предприятия. 31
2.3. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, действующая на предприятии. 43
2.4. Экономическая эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на предприятии. 52
Глава 3. Основные направления совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 56
3.1. Улучшение работы по профессиональной ориентации. 56
3.2. Совершенствование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в регионе и на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова. 64
3.3. Использование зарубежного опыта при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 75
заключение 81

Список литературы 86

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 114.54 Кб (Скачать файл)

|Наименование профессии  |Кол|разряды | 
| |-во| | 
| |, | | 
| |чел| | 
| |. | | 
| | |Не |I |II |III|IV |V |VI | 
| | |име| | | | | | | 
| | |ет | | | | | | | 
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | 
|Токарь |18 | | | |4 |3 |8 |4 | 
|Шлифовщик |12 | | |7 |1 |4 | | | 
|Ученик токаря |2 |2 |- |- |- |- |- |- | 
|Ученик шлифовальщика |1 |1 |- |- |- |- |- |- | 
|Слесарь механосборочных |5 | | | |1 |3 | |1 | 
|работ | | | | | | | | | 
|Оператор станков с ЧПУ |4 | | | |1 |3 | | | 
|Ученик оператора станков с |1 |1 |- |- |- |- |- |- | 
|ЧПУ | | | | | | | | | 
|Термист |4 | | |1 |1 |1 |1 | | 
|Зуборезчик |4 | | |1 |3 | | | | 
|Ученик зуборезчика |2 |2 |- |- |- |- |- |- | 
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | 
|Фрезеровщик |3 | | | |1 |2 | | | 
|Ученик фрезеровщика |1 |1 |- |- |- |- |- |- | 
|Заточник |3 | | | |1 |1 |1 | | 
|Кузнец |2 | | | | |2 | | | 
|Зубошлифовщик |2 | | |1 |1 | | | | 
|Электромонтёр |2 | | | |1 | | |1 | 
|Машинист |2 | | | |1 |1 | | | 
|Протяжник |1 | | | | | | |1 | 
|Стропальщик |1 | | | | |1 | | | 
|Нагревальщик металла |1 | | | | | |1 | | 
|ВСЕГО: |71 |7 | |10 |16 |21 |10 |7 |

С помощью данных, приведённых  в таблице 2.7, проанализируем соответствие среднего разряда работ и среднего разряда рабочих по профессиям токаря и шлифовальщика.

Токари:

[pic]

Из данных расчёта видно, что средний разряд работ ниже среднего разряда рабочих. Так как  квалификационный уровень токарей  выше требований производства, то у  рабочих может утрачиваться интерес  к работе, так как отсутствует  возможность реализации знаний и  способностей. В итоге может снизиться  интенсивность и производительность труда.

Шлифовщики:

[pic]

Из расчёта следует, что  средний разряд работ шлифовщиков  выше среднего разряда рабочих. Необходимо рассчитать численность шлифовщиков, которым необходимо повысить квалификацию.

Ч = (3,1-2,75)х12 = 4 человека.

В механическом цехе № 3 необходимо повысить квалификационный уровень 4 шлифовщикам.

В современных условиях под  воздействием научно-технического прогресса  изменяется квалификационная структура  рабочих кадров. В основе изменений  лежат качественные сдвиги в совокупном общественном труде, выражающимся в  сокращении сферы приложения простого и соответственно значительном расширении сферы приложения сложного труда. Этот процесс протекает как в форме  перехода рабочих к более сложным  видам труда в рамках соответствующих  профессий, так и в форме увеличения численности и удельного веса рабочих таких профессий, которые  связаны преимущественно с трудом более высокой сложности, что  требует более высокой квалификации рабочих.

Сложившаяся структура рабочих  кадров позволяет распределить их по четырём направлениям: неквалифицированные, малоквалифицированные, квалифицированные, высококвалифицированные. К первой группе относят рабочих без разряда и рабочих I разряда, ко второй – II разряда, к третьей – III-IV разрядов, к четвёртой – V-VI разряда.

Группировка рабочих кадров механического цеха № 3 по уровню квалификации приведена в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Группировка рабочих кадров механического цеха № 3 по уровню квалификации.

|Квалификационные группы |Количество |Удельный вес | 
| |человек |группы в % к | 
| | |общей | 
| | |численности | 
| | |цеха | 
|Неквалифицированные |7 |9,9 | 
|Малоквалифицированные |10 |14,1 | 
|Квалифицированные |37 |52,1 | 
|Высококвалифицированные |17 |23,9 | 
|ИТОГО: |71 |100 |

Из данных таблицы 2.8 видно, что наибольший удельный вес приходится на долю квалифицированных рабочих, он составляет 52,1 %.

Неквалифицированные рабочие  – это ученики токаря, шлифовщика, фрезеровщика, оператора станков  с ЧПУ, которые после обучения должны сдать экзамены м повысить свой квалификационный разряд.

В механическом цеху № 3 значительную долю занимает группа высококвалифицированных  рабочих, её удельный вес к общей  численности рабочих цеха составляет 23,9 %.

 
2.3. Система подготовки, переподготовки  и повышения квалификации рабочих  кадров, действующая на предприятии.

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих  кадров, действующая на Гомельском станкостроительном заводе им. 
С. М. Кирова осуществляется на основании стандарта предприятия составленного на основании «Типового положения о непрерывном профессионально-экономическом обучении» (Приложение 5). Эта система устанавливает формы и методы подготовки, переподготовки рабочих кадров, повышения квалификации, формирования у них высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в новых экономических условиях.

Персональную ответственность  за организацию и учебно-методическую работу на предприятиях осуществляет бюро (отдел) по подготовке кадров предприятия. В своей деятельности начальник  бюро руководствуется действующим  законодательством, приказами и  указаниями вышестоящих организаций.

На предприятии организуются следующие виды обучения рабочих, обеспечивающие его непрерывность:

. подготовка новых рабочих;

. переподготовка (переобучение ) рабочих;

. обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;

. повышение квалификации  рабочих.

В условиях рыночной экономики  потребности предприятий в квалифицированных  рабочих кадрах в значительной степени  удовлетворяются за счёт их подготовки и переподготовки непосредственно  на производстве. На заводе им. С. М. Кирова отдел кадров и бюро по подготовке кадров ведёт учёт числа обученных  кадров, работников, которые повысили квалификацию, прошли переподготовку или стажировку, а также ведёт  учёт затрат на эти цели.

Проанализируем данные по количеству рабочих кадров, которые  повысили квалификацию, прошли подготовку и переподготовку в учебных заведениях и непосредственно на предприятии (табл. 2.9).

Таблица 2.9

Профессиональное обучение рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова за 1995-1997 г. г.

|№ |Наименование |1995 г. |1996 г. |1997 г. |1997 г. в| 
| | | | | |% к 1995 | 
| | | | | |г. | 
|1 |всего работников, |127 |104 |125 |98,4 | 
| |которые повысили | | | | | 
| |квалификацию, прошли| | | | | 
| |подготовку и | | | | | 
| |переподготовку | | | | | 
| |из них: |63 |58 |74 |117,5 | 
| |рабочие | | | | | 
|2 |повысили |93 |52 |76 |81,7 | 
| |квалификацию всего | | | | | 
| |из них: |29 |6 |25 |86,2 | 
| |рабочие | | | | | 
| |в том числе: |7 |1 |– |– | 
| |в учебных заведениях| | | | | 
| |на предприятии |22 |5 |25 |113,6 | 
|3 |прошли |34 |52 |49 |144,1 | 
| |профессиональную | | | | | 
| |подготовку и | | | | | 
| |переподготовку всего| | | | | 
| |из них: |34 |52 |49 |144,1 | 
| |рабочие | | | | | 
| |в том числе: |3 |7 |3 |100 | 
| |обучено в первую | | | | | 
| |обучено другим |18 |32 |19 |105,5 | 
| |(смежным) профессиям| | | | | 
| |переподготовлено |13 |13 |27 |207,7 | 
|4 |обучено в связи с |21 |18 |– |– | 
| |сокращением | | | | |

Из данных таблицы 2.9 видно, что на протяжении трёх удельный вес  рабочих кадров при подготовке, переподготовке и повышении квалификации увеличивается  по отношению к общему количеству работников предприятия, прошедших  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации.

В 1995 году удельный вес рабочих  составлял 49,6 % , в 1996 году – 55,7 
%, в 1997 году – 59,2 %. Это увеличение происходит в основном за счёт профессиональной подготовки и переподготовки.

Анализируя данные таблицы 2.9, можно отметить, что в 1997 году повышению квалификации рабочих  кадров было уделено значительное внимание по сравнению с 1996 годом. Так, удельный вес рабочих к общему числу  в 1996 году составил 11,5 %, а в 1997 году – 32,8 %. Это окажет в свою очередь  результат на деятельность предприятия, так как существует взаимосвязь  роста производительности труда  рабочих за счёт повышения квалификации. А если возрастёт производительность труда, то увеличиться и объём  выпускаемой продукции. с повышением квалификации рабочих кадров улучшается качество выпускаемой продукции.

Более подробно остановимся  на вышеперечисленных формах обучения, действующих на предприятии.

Подготовка новых рабочих  на производстве – это первоначальное профессиональное и экономическое  обучение лиц, принятых на предприятие  и ранее не имевших профессии. Они обязаны пройти курс обучения в соответствии с программой профессионально-экономического обучения. Подготовка новых рабочих  на производстве проводится по курсовой и индивидуальной формам обучения.

При курсовой подготовке теоретическое  обучение рабочих осуществляется в  учебной группе. Численность групп  устанавливается от 10 до 30 человек. 
Сроки обучения до 6 месяцев. Типовые учебные планы, учебные программы по предметам общетехнического и экономического курса для подготовки новых рабочих разрабатываются по профессиям научно-методическим центром профессионально-технического обучения, а также а объединении в соответствии с тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и утверждаются главным инженером или его заместителем.

В конце обучения новый  рабочий выполнит пробную работу в соответствии с требованиями тарифно-квалификационного  справочника и обязан сдать цеховой  квалификационной комиссии экзамен  на право получения квалификационного  разряда.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий  рабочих 
(ЕТКС) обязателен для применения на предприятиях и в организациях всех отраслей народного хозяйства Республики Беларусь.

На Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова применяется 
ЕТКС выпуск 2, утверждённый постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 
16.01.85 года № 17/2-54 и от 23.06.86 № 234/14-55, а также сборник 
«Дополнения и изменения к выпуску 2 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих», утверждённый Постановлением 
Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 26 ноября 1994 года № 100.

ЕТКС содержит следующие  разделы: «Литейные работы», «Сварочные работы», «Котельные, холодноштамповочные, волочильные и давильные работы», 
«Кузнечно-прессовые и термические работы», «Механическая обработка металлов и других материалов», «Металлопокрытие и окраска», «Эмалирование», 
«Слесарные и слесарно-сборочные работы».

ЕТКС предназначен для  тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, а также для  составления программ по подготовке и повышению квалификации рабочих.

ЕТКС содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, сгруппированные в разделы по производствам и видам работ. Тарифно- квалификационные характеристики профессий рабочих, помещённые в  ЕТКС, разработаны с учётом требований научно-технического прогресса, научной  организации труда, расширения применения бригадных форм организации и  оплаты труда, а также возрастающих требований к качеству продукции, уровню общего образования и специальной  подготовки рабочих.

Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих разработаны  применительно к шестиразрядной тарифной сетке, за исключением отдельных  случаев. Разряды работ установлены  по их сложности, как правило, без  учёта условий труда. В необходимых  случаях условия труда учитываются  путём установления повышенных тарифных ставок, утверждаемых соответствующими органами.

Тарифно-квалификационные характеристики, приведённые в справочнике, содержат описания основных, наиболее часто  встречающихся работ по профессиям рабочих. Конкретное содержание, объём  и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются  на предприятиях, в организациях технологическими картами, рабочими инструкциями и другими  документами.

В тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих  многих разделов ЕТКС приведены примеры  работ, относящиеся к данному  разряду. В тарифно-квалификационных характеристиках всех профессий  имеется раздел 
«Должен знать».

В случаях, когда в справочнике  предусматривается несколько разрядов по той или иной профессии, а следовательно, и тарифно-квалификационных характеристик, рабочий более высокой квалификации помимо работ, перечисленных в тарифно-квалификационной характеристике присвоенного разряда, должен обладать знаниями, навыками и  умением выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками рабочих более низкой квалификации этой же профессии. Поэтому те работы, которые приведены в тарифно-квалификационных характеристиках более низких разрядов, в характеристиках более высоких разрядов, как правило, не указываются.

Тарификация работ на предприятии  производится на основе тарифно- квалификационных характеристик. При этом тарифицируемая работа сопоставляется с соответствующими работами, описанными в тарифно- квалификационных характеристиках, и с типовыми примерами  работ, помещёнными в справочнике  или в дополнительных перечнях примеров работ, помещёнными в справочнике  примерами.

Вопрос о присвоении или  повышении разряда рабочему рассматривается  квалификационной комиссией предприятия, цеха на основании заявления рабочего и представления руководителя с  соответствующего подразделения.

На Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова учёт рабочих  по профессиональному составу, а  также записи во всех документах о  работе производится только по наименованиям  профессий рабочих, указанных в  ЕТКС.

При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический  курс самостоятельно и путём консультаций у преподавателя, а производственное обучение проходит индивидуально под  руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего –  инструктора производственного  обучения на рабочем месте.

Теоретические занятия и  производственное обучение при подготовке новых рабочих на производстве проводятся в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде. По предприятию  сроки обучения новых рабочих  устанавливаются согласно приведённого ниже перечня (табл. 
2.10).

Информация о работе Подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров