Подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность. Важное значение решения этой проблемы имеет на уровне предприятия, положение которого в условиях рыночной экономики коренным способом изменилось. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, на предприятии должна быть сформирована также система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке.

Содержание работы

введение 4
глава 1. Современные подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров. 6
1.1. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений. 6
1.2. Общегосударственная система подготовки квалифицированных рабочих кадров. 8
1.2.1. Преобразование государственной системы профессионально- технического образования Республики Беларусь. 8
1.2.2. Организация профессиональной подготовки безработных и незанятого населения. 12
1.3. Профессиональное обучение рабочих кадров на предприятии в условиях рыночных отношений. 16
1.4. Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в Республике Беларусь. 22
Глава 2. Исследование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. м. Кирова. 25
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика завода. 25
2.2. Анализ количественного и качественного состава рабочих кадров и их соответствие потребностям предприятия. 31
2.3. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, действующая на предприятии. 43
2.4. Экономическая эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на предприятии. 52
Глава 3. Основные направления совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 56
3.1. Улучшение работы по профессиональной ориентации. 56
3.2. Совершенствование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в регионе и на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова. 64
3.3. Использование зарубежного опыта при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 75
заключение 81

Список литературы 86

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 114.54 Кб (Скачать файл)

В условиях рыночных отношений  в Республике Беларусь поднимается  вопрос о системе непрерывного профессионального  образования.

Впервые термин «непрерывное образование» был использован в  Западной 
Европе в конце 60-х годов[4]. Непрерывность образования – одна из наиболее прогрессивных педагогических идей современности.

В Республике Беларусь концепция  непрерывного профессионального образования  рассматривается как комплекс государственных  и частных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и  содержательное единство, преемственность  и взаимосвязь всех звеньев первоначального  профессионального образования  каждого человека с учётом актуальных и перспективных общественных и  экономических потребностей и личностных образовательных устремлений и  возможностей.

В начале 70-х годов в  республике появились различные  учебно- производственные объединения. Затем на базе Минского ПТУ № 115 в  советской системе появилось  высшее профессиональное училище, которое  интегрировало первую и вторую ступень  профессионального образования (рабочий-техник). 
Появились колледжи, как интеграция второй и третьей ступени (техник- инженер) и высшее техническое училище, как интеграция первой, второй и третьей ступени профессионального образования (рабочий-техник-инженер). В последние годы стали интенсивно развиваться структуры, обеспечивающие интеграцию трудового (профессионального) обучения школьников и профессионального образования более высоких ступеней. Это региональные центры профессионального образования (ЦПО). Имеет место дифференциация обучения на старшей ступени школы (профильные классы с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии), которые создают хороший фундамент для профессионального становления личности в системе непрерывного образования.

Кроме того, в результате организационно-педагогического взаимодействия отдельных учебных заведений  различного типа создаются учебно- производственные комплексы и сети, реализующие принципы преемственности  и непрерывности (школа – ПТУ, УПК – ПТУ, ПТУ – ССУЗ, ПТУ  – ВПУ, ССУЗ – ВУЗ, 
ПТУ – ССУЗ – ВУЗ).

Рис. 1.1. Стадии последовательной профессиональной подготовки.

На перспективу предполагается, что система будет развиваться  на принципах постинституционного  образования, что характерно на сегодняшний  день для Запада.

Попробуем перечислить причины, которые привели к необходимости  таких изменений:

V демократизация общества (возможность для экспериментирования);

V необходимость повышения  престижа учебных заведений;

V возрастание конкурса  для поступления в них;

V возможность получить  определённые льготы (финансовое  и материальное обеспечение);

V значительное возрастание  потенциала некоторых учебных  заведений, выходящего за рамки  существующих типов ПТУ и техникумов;

V отсутствие в регионе  соответствующего учебного заведения  (техникума,

ПТУ).

Существовали причины  и более фундаментальные, совпавшие  с социально- экономическими реформами. Стало понятным: чтобы выжить –  надо сделать систему профессионального  образования более гибкой, расширить  профиль подготовки как по горизонтали, так и по вертикали и тем  самым получить возможность эффективно реагировать на потребности республиканского рынка труда. Второй важный момент –  поиски возможностей предоставления молодёжи альтернативных путей приобретения профессий. На сегодняшний день некоторые  из них уже реализуются (рис. 1.2.)

Рис. 1. 2. Модели профессионального  обучения.

Положительные результаты такого подхода к профобразованию следующие:

. обеспечение преемственности  в содержании образования;

. ступенчатая аттестация;

. дифференциация общеобразовательной  и профессиональной подготовки  в соответствии со способностями  и желаниями учащихся;

. новые формы квалификационных  испытаний;

. новая организационная  структура учебных заведений;

. взаимодействие преподавателей  вузов, техникумов, ПТУ.

Но имеются отрицательные  моменты:

появилось большое количество «минивузов», «минитехникумов», где  обучаются одна – три группы при  отсутствии нормальных педагогических условий. Отсутствует лабораторная база – эти типы учебных заведений  готовят по тем же специальностям и профессиям, что и другие ПТУ, техникумы или 
ВУЗы.

По сути дела в системе  профессионального образования  республики в настоящее время  идёт широкомасштабный эксперимент  по созданию системы непрерывного профессионального  образования, в который в различной  степени вовлечены более 1/3 учебных  заведений. Примерно столько же учебных  заведений включается в работу или  желает включиться. Этот эксперимент  развивается на всех уровнях профессионального  образования.

Следует отметить, что в  целом идёт положительный процесс , который следует поддержать и, в  пределах существующих условий, создать  дополнительные возможности для  его развития. Из-за своей значимости в новых социально-экономических условиях непрерывное профессиональное образование из педагогической идеи должно превратиться в ведущий принцип развития. В 
Республике Беларусь должна сложиться национальная система непрерывного профессионального образования.

 
1.2.2. Организация профессиональной  подготовки безработных и незанятого  населения.

Формирование рынка труда  при переходе к рыночной экономике  тесно связано с преобразованием  структуры общественного производства и занятости населения. Эти процессы ускорились и обострились в связи  с начавшейся перестройкой экономики. Они сопровождаются усилением требований работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых  на работу граждан.

Одним из основных направлений  активной политики занятости является повышение качества рабочей силы путём развития системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки (профессионального  обучения) безработных граждан и  незанятого населения, способствующих их участию в общественном производстве. Профессиональное обучение призвано обеспечивать повышение трудового потенциала населения, формирование рациональной структуры занятости, гармонизацию личных интересов и общественных потребностей.

Особенность белорусского рынка  труда в том, что наряду с увольнением  работников, не имеющих достаточной  профессиональной подготовки, высвобождаются также квалифицированные рабочие  и специалисты. Одновременно повышается спрос на рабочих и специалистов высокой квалификации, способных  быстро адаптироваться к современным  требованиям.

В период подъёма экономики, характеризующейся созданием новых  производств и реконструкцией действующих  предприятий, повысится спрос на высококвалифицированную рабочую  силу. Это потребует значительного  увеличения объёмов подготовки и  переподготовки специалистов, особенно по информационным технологиям, биотехнологиям, созданию новых материалов, энергосбережению, экологии, предпринимательству, и квалифицированных  рабочих для освоения новых технологий, обеспечивающей производство конкурентно  способной продукции, товаров и  услуг.

Как показывает практика, из всей численности безработных граждан  и незанятого населения переподготовка необходима каждому второму –  третьему.

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения становится важнейшим  направлением активной политики занятости.

Это требует гибкой системы  профессионального обучения, ориентированной  на трудоустройство безработных  граждан и незанятого населения.

Политика в области  профессионального обучения предусматривает:

V удовлетворение потребностей  граждан в профессиональном обучении  путём предоставления им широкого  спектра услуг в выборе профессии,  специальности и возможности  участия в эффективных программах  обучения;

V формирование социального  заказа на профессиональное обучение  граждан и незанятого населения;

V приоритетный подход  к организации профессионального  обучения граждан, особо нуждающихся  в социальной защите;

V содействие трудовой  активности населения, развитие  предпринимательства и других  форм самозанятости населения;

V оказание услуг работодателям  и гражданам в области опережающего  профессионального обучения.

Система профессионального  обучения является одним из звеньев  непрерывного образования, не подменяющим, а дополняющим существующие системы  профессионального обучения.

Система профессионального  обучения безработных граждан и  незанятого населения призвана осуществлять подготовку преимущественно взрослого  населения, опираясь на имеющиеся профессиональные знания и умения, производственный и жизненный опыт.

В зависимости от ситуации на рынке труда формируется различный  качественный состав безработных по уровню образования и профессионально- квалификационным характеристикам. Для  безработных граждан, которым невозможно предложить подходящую работу, и лиц, не способных трудиться по прежней  профессии, должны быть организованы переподготовка или обучение вторым профессиям. В  этом случае переобучение рабочих либо повышение их квалификации, а также  обучение вторым профессиям целесообразно  проводить на предприятиях, в ПТУ, на различного рода межотраслевых, отраслевых курсах и в центрах. Профессиональное обучение может проводиться по дневной, очно- заочной, групповой или индивидуальной формам, быть ускоренной с учётом опыта  работы, уровня профессиональной подготовки обучения, совмещаться с участием граждан в оплачиваемых общественных работах. Обучение должно носить интенсивный, краткосрочный характер и увеличивать  вероятность трудоустройства граждан  по полученным профессиям, специальностям, роду трудовой деятельности.

Общая стратегия службы занятости  в части профессионального обучения строится на комплексном использовании, прежде всего, существующих образовательных  центров.

В составе государственной  службы занятости Республики Беларусь формируется также сеть учебных  центров. Учебные центры, создаваемые, как правило, на каждой территории должны быть многофункциональными, многоуровневыми, образовательными учреждениями дополнительного  образования, реализующими программы  обучения граждан в соответствии с потребностями рынка рабочей  силы. Учебные центры обучают и  специалистов службы занятости.

Развитие системы профессионального  обучения безработных граждан и  незанятого населения во многом зависит  от оперативной реакции территориальных  органов службы занятости на конъюнктуру  и прогнозы состояния местных  рынков труда, учёта специфики и  особенностей регионов.

В Гомеле существует учебный  центр по подготовке и повышению  квалификации кадров. В своём развитии он прошёл несколько этапов. Отсчёт его биографии ведётся с 1949 года.

В связи с перестройкой всей системы профтехобразования Гомельский учебно-курсовой комбинат претерпел  изменения. В июле 1988 года он утверждён  в статусе Учебного центра по подготовке и повышению квалификации кадров.

В 1993 году получил статус Гомельского городского центра занятости.

В состав Гомельского городского центра занятости входят следующие  отделы:

. общий отдел по занятости;

. отдел рынка и труда;

. отдел общественных работ;

. информационный отдел;

. отдел профориентации, переобучения  и повышения квалификации.

. Отдел профориентации, переобучения  и повышения квалификации выполняет  следующие функции:

. информационное консультирование;

. индивидуальный подбор  профессий с применением психологической  диагностики;

. проводит профессиональный  отбор при направлении на обучение;

. проводит профориентационную  работу с населением региона  в том числе учащейся молодёжью  выпускниками учебных заведений;

. направляет на обучение  безработных.

. Отдел профориентации, переобучения  и повышения квалификации направляет  безработных на профессиональное  обучение в случае, если:

. безработный не имеет  профессии;

. невозможно подобрать  подходящую работу из-за несоответствия  квалификации потребностям рынка  труда;

. необходимо изменить  профессию из-за отсутствия работы  по имеющейся у безработного  профессии;

. утрачена способность  к выполнению работы по прежней  профессии из-за длительного перерыва  или состояния здоровья.

Направленные на обучение безработные проходят профессиональное консультирование и профотбор. По результатам  профконсультации и профотбора центр  занятости принимает решение  о направлении на обучение по конкретной профессии.

В Гомельском городском центре занятости готовят рабочих по следующим профессиям: швея, слесарь  по контрольно-измерительным приборам и автоматике, кондитер, сборщик  микросхем, закройщик, наладчик станков  с числовым программным управлением, слесарь-сантехник, электромеханик по лифтам, оператор станков с ЧПУ, разметчик, стекольщик, кровельщик.

Профессиональное обучение безработных осуществляется по вышеперечисленным  специальностям с учётом спроса и  предложения на рынке труда и  на основе заключённых договоров  между центром занятости и  безработными.

Профессиональное обучение осуществляется в учебных центрах 
Государственной службы занятости за счёт средств Государственного фонда содействия занятости Республики Беларусь.

Информация о работе Подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров