Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа
Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность. Важное значение решения этой проблемы имеет на уровне предприятия, положение которого в условиях рыночной экономики коренным способом изменилось. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, на предприятии должна быть сформирована также система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке.
введение 4
глава 1. Современные подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров. 6
1.1. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений. 6
1.2. Общегосударственная система подготовки квалифицированных рабочих кадров. 8
1.2.1. Преобразование государственной системы профессионально- технического образования Республики Беларусь. 8
1.2.2. Организация профессиональной подготовки безработных и незанятого населения. 12
1.3. Профессиональное обучение рабочих кадров на предприятии в условиях рыночных отношений. 16
1.4. Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в Республике Беларусь. 22
Глава 2. Исследование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. м. Кирова. 25
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика завода. 25
2.2. Анализ количественного и качественного состава рабочих кадров и их соответствие потребностям предприятия. 31
2.3. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, действующая на предприятии. 43
2.4. Экономическая эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на предприятии. 52
Глава 3. Основные направления совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 56
3.1. Улучшение работы по профессиональной ориентации. 56
3.2. Совершенствование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в регионе и на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова. 64
3.3. Использование зарубежного опыта при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 75
заключение 81
Список литературы 86
. информирование и
. профессиональная ориентация безработных граждан.
Кроме того, службы занятости могут оказывать услуги по следующим направлениям:
. профессиональная информация учащейся молодёжи;
. профессиональный отбор, принимаемых на работу лиц по договорам с работодателями.
В данный момент проблема занятости
молодёжи остаётся одной из важнейших.
Она волнует сегодня не только
самих молодых людей, их семьи.
Серьёзно обеспокоена и служба занятости:
по состоянию на 1 января 1998 года молодёжь
в возрасте до 18 лет составляла 3,4 % от общего
количества безработных, а год назад этот
показатель был 2,9 %. Среди этой категории
безработных большинство составляют выпускники
школ, не имеющие никакой специальности,
поэтому им сложно трудоустроиться.
И хотя выпускники учебных заведений не полностью востребованы работодателями, у них больше шансов найти работу. Как правило, они уже имеют профессию, а иногда и несколько, а также определённую практику. Им можно предложить приемлемое переобучение, повышение квалификации. В любом случае гораздо эффективнее направлять усилия на совершенствование навыков, чем освоение азов профессии.
Вот почему государственная
служба занятости в последнее
время сосредоточила внимание на
профориентационной работе с учащимися
школ. В практику ряда центров занятости
населения Республики Беларусь вошли
встречи с учащимися выпускных
классов, в ходе которых они знакомятся
с ситуацией на рынке труда, рейтингом
профессий, возможностями
Цель всех этих мероприятий сделать всё возможное, чтобы молодые люди после окончания школы не обратились в службу занятости, как безработные. А для этого в первую очередь необходимо каждому помочь определиться в выборе профессии, а также в формах её приобретения.
3.2. Совершенствование организации
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации рабочих кадров
в регионе и на Гомельском
станкостроительном заводе им. С.
М. Кирова.
Среди факторов, непосредственно воздействующих на профессионально- квалификационные и личностные характеристики работников, профессиональное обучение занимает одно из первых мест. Причём важно иметь в виду, что система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на предприятиях, несмотря на переживаемые трудности, остаётся самым массовым видом профессионального обучения. И от того, удастся ли в переходных социально-экономических условиях обеспечить развитие этой системы, во многом зависят стабильность белорусского рынка труда и возможности его регулирования.
Стала общепринятой оценка современного
состояния профессионального
Мало что даёт для выявления закономерностей
развития подготовки, переподготовки
и повышения квалификации рабочих кадров
в условиях рыночных отношений. Существует
ряд обстоятельств, затрудняющих сегодня
проведение обобщённого содержательного
анализа. Во-первых, это усиление различий
в условиях и характере профессионального
обучения по отраслям, сферам занятости,
предприятиям. Во-вторых, недостаточная
информационная база. В- третьих, сложности
возникают в оценке масштабов профессионального
обучения в целом в Республике Беларусь.
К 90-м годам в республике
Беларусь сложилось сравнительно устойчивое
соотношение видов
(первоначальное обучение) охватывала
14 % общей численности обученных рабочих,
переподготовка – также 14 %, обучение вторым
профессиям – 12 %, повышение квалификации
– 60 %[17]. Но в последнее время положение
стало изменяться. И основной предпосылкой
тому явилась необходимость проведения
перепрофилирования и модернизации многих
белорусских предприятий.
Соответственно возросла потребность
в переподготовке рабочих. Причём работники
переводятся не только на смежные производства,
но и нередко осваивают совершенно новые
виды деятельности, не разрывая трудовых
отношений с работодателем.
В настоящее время можно
выделить две основные модели поведения
предприятий при выборе видов
профессионального обучения рабочих
кадров.
Причём эти модели могут реализовываться
безотносительно к их финансовому положению.
Первая модель предполагает ориентацию на широкомасштабную переподготовку кадров. При этом цели переподготовки и условия, в которых она осуществляется, могут быть самыми разными: переподготовка на предприятиях, осваивающих новые виды деятельности; переподготовка для уже имеющихся на предприятии вакантных рабочих мест с целью сохранения высококвалифицированных рабочих кадров; переподготовка работников, подлежащих увольнению, до расторжения трудового договора. Для второй модели характерно сохранение прежней структуры обучения по видам. И если изменения происходят, то они касаются лишь объектов подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
В условиях усиливающейся
конкурентной борьбы, несмотря на скудность
инвестиций и обострение финансового
кризиса, приоритет должна получить
первая из рассмотренных моделей. Это
не означает, что предприятия в
Республике Беларусь полностью прекратят
подготовку новых рабочих или резко уменьшат
численность повышающих квалификацию.
Но общее соотношение изменится.
В настоящее время у
наших специалистов по подготовке работников
наибольший интерес вызывает модульная
система обучения, предложенная
Международной организацией труда.
В основе этой системы лежит
учебная программа (модуль), включающая
строго установленный объём знаний
и практических навыков, которые
необходимы для качественного выполнения
производственного задания и
дополнительных функций, обусловленных
соответствующими квалификационными
стандартами или требованиями[
Модульный подход к обучению включает два элемента: составление программы обучения для каждой конкретной работы и обеспечение средствами повышения эффективности самого процесса подготовки (учебные материалы, ориентированные на ученика, индивидуализация обучения, этого процесса, систематический контроль за усваиваемыми знаниями и навыками).
Модульные программы создаются, прежде всего, для обучения стандартным профессиям, однако благодаря своей гибкости они более эффективны для стран с переходной экономикой. Данные программы могут использоваться как в стационарных учебных заведениях, так и при обучении на производстве. Важно при этом координировать их с существующей системой профтехобразования, которое традиционно сохраняет сильные позиции в подготовке рабочих кадров.
Модульная система профессионального
обучения, будучи более гибкой, чем
традиционная система, быстрее реагирует
на стремительную смену
(из-за сокращения сроков обучения). Возможность
же выбрать те учебные программы, которые
слушателю необходимы в данное время,
помогает более быстрой его адаптации
к конкретной ситуации.
Отметим преимущества модульной системы обучения:
. гибкость, адаптивность
к меняющимся условиям, позволяющая
достаточно быстро реагировать
на структурные сдвиги в
. универсальность, позволяющая
обучать группы населения,
. возможность самостоятельного индивидуального обучения;
. эффективность, ориентация на конечный результат.
По нашему мнению, применение
модульной системы обучения в
республике позволит, особенно в перспективе,
при ускорении технических и
структурных изменений в
Особой и крайне актуальной
проблемой в настоящее время
является разработка и использование
на практике соответствующих новым
социально- экономическим отношениям
форм организации и методов
Договорные отношения по поводу подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров по своему характеру могут быть неодинаковы. В них возможно участие от двух до четырёх сторон. Сторонами договора могут выступать:
. работник, направляемый на профессиональное обучение и давший на это согласие;
. работодатель;
. образовательное учреждение;
. центр занятости населения.
Выделяются две основные целевые группы рабочих, с которыми могут заключаться договора:
первая – работники, направляемые на подготовку, переподготовку, обучение вторым профессиям или повышение квалификации с гарантированным на данном предприятии трудоустройством после прохождения обучения;
вторая – работники, высвобождаемые
с предприятия и направляемые
на профессиональное обучение до расторжения
с ними трудового договора с целью
повышения
Определяя социальное значение применения учебных договоров, в том числе при высвобождении и переводе работников на другие предприятия, прежде всего следует обратить внимание на то, что договоры – действенное средство защиты трудовых прав граждан. Важно, что учебный договор при необходимости явится основанием для защиты прав работника в судебном порядке.
Договорные отношения
могут рассматриваться и как
самостоятельное направление
Если обратиться к договорным отношениям
как форме реализации тех или иных мер,
направленных на регулирование профессионального
обучения, то нельзя не выделить роль учебных
договоров в повышении качества подготовки
рабочих кадров предприятий, обеспечении
доступности получения профессионального
образования различными категориями населения.
Государство прямо заинтересовано
в соблюдении установленных стандартов
профессионального образования, росте
качества подготовки рабочей силы,
приспособлении системы профессионального
обучения к требованиям рынка
труда. Не менее важно привлечение
частных инвестиций в сферу профессионального
обучения. Предмет особого
Договорная система обучения
отвечает и интересам работодателей.
Существенно облегчается задача планомерного
обеспечения профессионально подготовленными
рабочими кадрами в соответствии с текущими
и перспективными потребностями развития
производства. Работодатели могут получить
юридическое подтверждение права на полное
или частичное возмещение понесённых
на обучение затрат в случае нарушения
другими сторонами договора его условий.
Облегчаются возможности создания эффективных
систем профессионально-
Расширяется поле деятельности для взаимовыгодных
отношений работодателей со службой занятости
населения, а также с предприятиями, нуждающимися
в переподготовке или повышении квалификации
своих рабочих, но не имеющих учебно-производственной
базы.
Для учреждений профессионального
образования сегодня и в
В настоящее время необходимо уделять внимание профессиональному развитию рабочих кадров на предприятии. В основу развития рабочих кадров на предприятии должна быть положена концепция, согласно которой знания и квалификация рабочих рассматриваются как принадлежащий им и приносящий доход капитал, а затраты средств на приобретение знаний и навыков как инвестиции в него.
Исходя из данных анализа
количественного и
Руководство предприятия не придаёт значения
основным элементам теории человеческого
капитала. Повышение квалификации на предприятии
носит формальный характер.
Информация о работе Подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров