Подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность. Важное значение решения этой проблемы имеет на уровне предприятия, положение которого в условиях рыночной экономики коренным способом изменилось. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, на предприятии должна быть сформирована также система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке.

Содержание работы

введение 4
глава 1. Современные подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров. 6
1.1. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений. 6
1.2. Общегосударственная система подготовки квалифицированных рабочих кадров. 8
1.2.1. Преобразование государственной системы профессионально- технического образования Республики Беларусь. 8
1.2.2. Организация профессиональной подготовки безработных и незанятого населения. 12
1.3. Профессиональное обучение рабочих кадров на предприятии в условиях рыночных отношений. 16
1.4. Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в Республике Беларусь. 22
Глава 2. Исследование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. м. Кирова. 25
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика завода. 25
2.2. Анализ количественного и качественного состава рабочих кадров и их соответствие потребностям предприятия. 31
2.3. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, действующая на предприятии. 43
2.4. Экономическая эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на предприятии. 52
Глава 3. Основные направления совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 56
3.1. Улучшение работы по профессиональной ориентации. 56
3.2. Совершенствование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в регионе и на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова. 64
3.3. Использование зарубежного опыта при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 75
заключение 81

Список литературы 86

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 114.54 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.10

Сроки обучения новых рабочих  на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова.

|Наименование профессий  |Общий срок не | 
| |более, месяц | 
|1 |2 | 
|Слесарь механосборочных работ |5 | 
|Слесарь-ремонтник |5 | 
|Слесарь-инструментальщик |5 | 
|Слесарь по сборке металлоконструкций |4 | 
|Слесарь-электрик |5 | 
|Слесарь-электромонтажник |5 | 
|Токарь |5 | 
|Токарь-затыловщик |5 | 
|Токарь-карусельщик |5 | 
|Токарь-полуавтоматчик |4 | 
|Токарь-расточник |5 | 
|Токарь-револьверщик |4 | 
|Заточник |5 | 
|Сверловщик |3 | 
|Шлифовщик |4 | 
|Фрезеровщик |5 | 
|Строгальщик |4 | 
|Оператор станков с ЧПУ |4 | 
|Резчик металла |4 | 
|Резьбошлифовщик |5 | 
|Резьбонарезчик |3 | 
|Гальваник |3 | 
|Маляр |4 | 
|Водитель электрокары |3 | 
|1 |2 | 
|Водитель погрузчика |5 | 
|Машинист крана |5 | 
|Стропальщик |2 | 
|Кузнец на молотах и прессах |5 | 
|Лаборант химического анализа |5 | 
|Термист |5 | 
|Термист на установках ТВЧ |5 | 
|Обрубщик |3 | 
|Формовщик машинной формовки |5 | 
|Формовщик ручной формовки |5 | 
|Электрогазосварщик |6 |

На Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова предпочтение отдаётся индивидуальной подготовке новых рабочих, так как данный метод требует  меньшего количества материальных затрат.

Следующий вид обучения рабочих  кадров, действующий на предприятии  – переподготовка (переобучение) рабочих. Он организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми  рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них  профессиям, например, из-за сокращения численности рабочих мест, а также  лицами, изъявившими желание сменить  профессию с учётом потребностей производства.

В 1997 году на предприятии  ни один человек не прошёл переподготовку в связи с сокращением числа  рабочих мест, это свидетельствует  о складывающейся стабилизации работы предприятия.

Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям – это обучение лиц, уже имеющих профессию, с  целью получения новой профессии  с начальным либо более высоким  уровнем квалификации. Это обучение рабочих организуется для расширения их профессионального профиля, повышения  мобильности и приспосабливаемости  к изменяющимся условиям труда, приобретения новых навыков. Этот вид обучения является актуальным в современных  условиях хозяйствования. Но на предприятии  в 1997 году обучено смежным профессиям было на 13 человек меньше, чем в 1996 году. Причиной этого снижения является недостаточное количество денежных средств на переподготовку рабочих кадров.

Повышение квалификации рабочих  – это обучение, направленное на последовательное совершенствование  профессиональных и экономических  знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.

На предприятии повышение  квалификации рабочих осуществляется по двум направлениям, а именно, повышение  квалификации в учебных заведениях и непосредственно на предприятии. Повышение квалификации в учебных  заведениях может проходить с  отрывом и без отрыва от производства.

На Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова предпочтение отдаётся повышению квалификации непосредственно  на предприятии, так как выделяется мало средств для повышения квалификации в учебных заведениях.

Обучение рабочих по повышению  квалификации непосредственно на предприятии  осуществляется:

. на производственно-экономических  курсах;

. на курсах целевого  назначения;

. в школах передовых  приёмов и методов труда;

. на курсах бригадиров.

Производственно-экономические  курсы создаются в целях углубления и расширения профессиональных и  экономических знаний, умений и навыков  рабочих для получения более  высоких тарифных разрядов, в соответствии с требованиями производства. Комплектование учебной группы осуществляется, как  правило, из рабочих одной или  родственных профессий близкой  квалификации на основании заявления  рабочих и рекомендаций руководителей  цехов, участка.

Продолжительность обучения устанавливается от 3 до 6 месяцев. На теоретический курс отводится от 70 до 210 учебных часов, при этом на экономическое обучение должно отводиться от 20 до 30 процентов учебного времени.

Повышение квалификации рабочих  на производственно-экономических  курсах организуется тремя этапами:

I. этап обучения – повышение  квалификации на 3-й разряд.

II. этап обучения – повышение  квалификации на 3-4 разряд.

III. этап обучения –  повышение квалификации на 5-6 разряд.

Обучение на производственно-экономических  курсах заканчивается сдачей квалификационных экзаменов.

Курсы целевого назначения создаются  непосредственно на предприятии  для изучения новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, прогрессивных форм организации  труда, трудового законодательства, правил технической эксплуатации оборудования, техники безопасности и других вопросов.

Занятия проводятся в группах  от 10 до 30 человек. Комплектование учебной  группы осуществляется в соответствии с тематической направленностью  курсов. Продолжительность обучения устанавливается предприятие, исходя из цели обучения, но в объёме не менее 20 часов. Обучение на курсах целевого назначения заканчивается сдачей экзаменов.

Школы передовых приёмов  и методов труда создаются  в целях массового освоения рабочими передовых приёмов и методов  труда новаторов производства.

Обучаются в этих школах рабочие  одной или смежных с ними профессий. 
Занятия проводятся в группах от 5 до 30 человек. Продолжительность занятий в объёме не менее 20 часов.

Обучение в школах включает в себя практические занятия на рабочем  месте, проводимые новаторами производства – руководителями школ, а также  теоретические занятия, проводимые специалистами. При этом особое внимание уделяется экономическому обоснованию  и эффективности изучаемых методов  труда.

Обучение в школе заканчивается  итоговыми занятиями.

Изучение и обобщение  передовых приёмов труда осуществляется работниками служб научной организации  труда, труда и заработной платы, научно-технической информации и  технологическими бюро цехов. После  этого составляется описание и передаётся в бюро подготовки кадров для организации  изучения опыта в школах.

Курсы бригадиров создаётся  в целях повышения уровня знаний бригадиров, повышения эффективности  производства и качества продукции, анализа результатов работы бригады, управление коллективом в условиях демократии, а также для подготовки резерва бригадиров производственных бригад из числа передовых, наиболее квалифицированных рабочих.

Численность группы от 10 до 30 человек. Продолжительность обучения на курсах не менее 36 часов, а при  подготовке резерва бригадиров –  не менее 72 часов.

Обучение на курсах бригадиров заканчивается сдачей зачётов или  защитой рефератов.

Собирая материалы для  данной дипломной работы на заводе им. С. М. 
Кирова, у меня сложилось впечатление, что руководители отдела кадров и начальник бюро по подготовке кадров не понимают, что в условиях рыночной экономики квалифицированные рабочие кадры – это одно из условий успешной деятельности предприятия.

 
2.4. Экономическая эффективность  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации рабочих кадров  на предприятии.

Всевозрастающая потребность  в квалифицированных рабочих  обуславливает совершенствование  системы подготовки кадров, нахождения новых путей повышения её эффективности.

Следует иметь в виду, что  использование средств, выделенных предприятием на расширение подготовки кадров должно сосредотачиваться на наиболее рациональном и эффективном  использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращении излишних издержек и потерь.

До середины 50-х годов  ни отечественные, ни зарубежные экономисты практически не обращались к проблеме экономической эффективности подготовки, переподготовки и квалификации рабочих  кадров. Только с бурными темпами  научно-технического прогресса возникла острая необходимость соразмерить  постоянно увеличивающиеся затраты  на профессиональную подготовку рабочей  силы с экономическим эффектом[10], получаемым от этого роста.

В масштабе всего общественного  производства рост эффективности труда  проявляется в увеличении национального  дохода, а по отношению к отдельному работнику – в повышении производительности его труда.

Производительность труда  рабочего определяется не только уровнем  его образования (общего и профессионального). Вместе с тем жизнь показала, что  на современных машинах и механизмах успешно могут работать лишь лица с высокой общеобразовательной  и профессиональной подготовкой.

На индивидуальную производительность труда рабочего оказывает влияние  ряд факторов, относящимся к физическим и духовным способностям индивида: здоровье, возраст, стаж работы. Данное положение само по себе не вызывает сомнений, но это не единственный фактор, способствующий росту индивидуальной производительности труда при неизменных материальных условиях. У большинства  рабочих традиционных отраслей материального  производства производительность труда  увеличивается по мере возрастания  их профессиональной подготовки и повышения  квалификации.

Проводимыми исследованиями установлена связь профессиональной подготовки и текучести кадров. По мере роста профессионального образования  изменяются мотивы текучести кадров. При низком уровне профессионального  образования особенно часты увольнения из-за нарушений трудовой дисциплины и плохих отношений с администрацией, а также из-за неудовлетворённости  характером выполняемой работы.

Наиболее подвержены текучести  рабочие, не прошедшие профессиональной подготовки; на втором месте – получившие специальную подготовку на производстве; выпускники же ПТУ представляют собой  наиболее стабильный контингент[11].

Однако, в современных  условиях необходима оценка и социально- экономической эффективности подготовки кадров. Вытекает необходимость разработки новых методологических подходов, органично  учитывающих сложную взаимозависимость  экономических и социальных показателей  деятельности личности.

Экономические и социальные результаты внутренне взаимообусловлены, экономический результат всегда социально значен. Достижение высоких  экономических показателей создаёт  объективные возможности для  более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей; предоставление же благоприятных условий для  всестороннего развития личности повышает её стремление к активному и высокоэффективному труду.

Признание взаимосвязи экономического и социального эффектов выдвигает  проблему определения способов оценки затрат и соответствующих результатов, уточнение их содержания, факторов, влияющих на рост эффективности. Важной задачей является выяснение принципиальной возможности количественного измерения, т. е. формализация показателей экономической  и социальной эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

У отечественных и зарубежных учёных не существует единого мнения о методах расчёта экономической  и тем более социально-экономической  эффективности подготовки и переподготовки кадров, хотя попытки разработки соответствующих  методик принимались неоднократно. Наиболее известные работы 
С. Г. Струмилина, американского экономиста Е. Денисона и Т. Шульца.

Повышение уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров ведёт к росту  эффективности производительности труда. Это заметно как на уровне отдельного рабочего, так и рабочих  коллективов. В настоящее время  имеется ряд методик определения  влияния повышения квалификации на рост производительности труда.

Используя методику, предложенную НИИ труда, попытаемся определить влияние  повышения квалификации рабочих  на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова на рост производительности труда.

В расчётах применим следующую  формулу, позволяющую рассчитать возможный  рост производительности труда рабочих  вследствие повышения уровня их квалификации:

Пр = ( Рск – Рсн )( И ( У ( 100 ;[12]

где Пр – рост производительности труда вследствие повышения квалификации рабочих;

Рск, Рсн – средний разряд рабочих соответственно на начало и  конец года;

И – разность между тарифными  коэффициентами в том интервале, в котором происходит повышение  тарифного разряда;

У – удельный вес рабочих, повысивших квалификацию, в общей  численности промышленно-производственного  персонала.

Пр1995 = (3,5 – 3,4) ( 0,3 ( 5,18 ( 100 = 15,5 %

Пр1996 = (3,56 – 3,5) ( 0,3 ( 3,55 ( 100 = 6,4 %

Пр1997 = (3,68 – 3,56) ( 0,3 ( 4,99 ( 100 = 17,7 %

Из произведённых расчётов видно, что наибольшего роста  производительности труда в связи  с повышением квалификации рабочих  кадров предприятие достигло в 1997 году.

Далее определим экономическую  эффективность обучения на курсах повышения  квалификации путём расчёта срока  окупаемости затрат:

[pic],[13]

где К – затраты на обучение;

1,05 – отношение прибавочного  продукта к заработной плате;

12 – число месяцев в  году;

С2, С1 – средняя зарплата рабочего до и после обучения на курсах.

[pic]

Выполненные расчёты показывают, что затраты, вкладываемые в повышение  квалификации рабочих кадров Гомельским станкостроительным заводом им. С. М. 
Кирова окупятся в 1998 году за 10,3 месяца.

 
Глава 3. Основные направления совершенствования  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации рабочих кадров.

 
3.1. Улучшение работы по профессиональной  ориентации.

Профессиональная ориентация – это система совместных мероприятий  школы, внешкольных учреждений, производственных комплексов, родителей и общественность по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в  соответствии с признанием личности и потребностями народного хозяйства  в квалифицированных кадрах.

Информация о работе Подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров