Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа
Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность. Важное значение решения этой проблемы имеет на уровне предприятия, положение которого в условиях рыночной экономики коренным способом изменилось. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, на предприятии должна быть сформирована также система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке.
введение 4
глава 1. Современные подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров. 6
1.1. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений. 6
1.2. Общегосударственная система подготовки квалифицированных рабочих кадров. 8
1.2.1. Преобразование государственной системы профессионально- технического образования Республики Беларусь. 8
1.2.2. Организация профессиональной подготовки безработных и незанятого населения. 12
1.3. Профессиональное обучение рабочих кадров на предприятии в условиях рыночных отношений. 16
1.4. Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в Республике Беларусь. 22
Глава 2. Исследование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. м. Кирова. 25
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика завода. 25
2.2. Анализ количественного и качественного состава рабочих кадров и их соответствие потребностям предприятия. 31
2.3. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, действующая на предприятии. 43
2.4. Экономическая эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на предприятии. 52
Глава 3. Основные направления совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 56
3.1. Улучшение работы по профессиональной ориентации. 56
3.2. Совершенствование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в регионе и на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова. 64
3.3. Использование зарубежного опыта при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 75
заключение 81
Список литературы 86
Изучение подготовки, переподготовки
и повышения квалификации по их формам
показывает количество рабочих кадров
повысивших квалификацию и прошедших
подготовку и переподготовку в учебных
заведениях и непосредственно на
заводе им. С. М. Кирова. Так, в 1997 году повысило
квалификацию 76 человек, из них 25 человек
составили рабочие, прошли профессиональную
подготовку и переподготовку 49 человек
и все из числа рабочих профессий.
Анализ показал, что удельный вес
рабочих, повысивших квалификацию, к
общему числу, повысивших квалификацию
в 1996 году составил
11,5 %, а в 1997 г – 32, 8 %. Это окажет положительное
воздействие на деятельность предприятия,
так как существует взаимосвязь роста
производительности труда рабочих за
счёт повышения квалификации.
При расчёте влияния повышения квалификации на рост производительности труда выявлено, что наибольшего роста производительности труда предприятие достигло в 1997 году (17,7 %).
Проведённое исследование организации подготовки переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова позволило разработать основные направления по их совершенствованию, а именно:
1. Улучшение работы по
профессиональной ориентации
2. Налаживание деловых
отношений между Гомельским
78.
3. Применение модельной системы обучения.
4. Разработка и использование на практике договорных форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
5. Увеличить штат бюро
по подготовке кадров на
6. Оснастить бюро по
подготовке кадров современным
персональным компьютером и
7. Проводить опрос рабочих, в какой области они хотели бы повысить свою квалификацию.
8. Создать под руководством
бюро по подготовке кадров
отдел профессионального
9. Использование зарубежного опыта.
Улучшение работы по профессиональной
ориентации учащихся ПТУ и школ и
налаживание более тесного
Во-первых, заводу необходимы молодые
высококвалифицированные рабочие кадры.
Во-вторых, привлечение на завод выпускников
ПТУ позволит снизить коэффициент текучести
кадров, так как выпускники ПТУ представляют
собой более стабильный контингент. В-третьих,
возможно сокращение срока выхода на более
высокий уровень квалификации рабочих,
получивших профессиональную подготовку
с системе ПТУ, что в свою очередь ведёт
к увеличению производительности труда.
Применение модульной системы обучения позволит быстрее реагировать на отрицательную смену технологий, потребности рынка труда, так как эта система более гибкая, чем традиционная. система предусматривает индивидуальный подход, тесный психологический контакт между обучающим и обучаемым, что позволит выявить способности последнего. Модульная система обучения обеспечивает большую эффективность с точки зрения качества приобретаемых навыков, не требует больших затрат.
Увеличение штата бюро
по подготовке кадров на Гомельском станкостроительном
заводе им. С. М. Кирова позволит проводить
более детальный анализ количественного
и качественного состава
Оснащение бюро по подготовке
кадров современным персональным компьютером
позволит применить индивидуальный
подход к каждому рабочему.
Создав базу данных автоматизированной
кадровой системы, можно будет завести
отдельный файл на каждого работника,
куда будут заноситься все данные, связанные
с его обучением.
Создание отдела профессионального
развития кадров – один из основополагающих
факторов успешной деятельности предприятия.
Планирование и управление профессиональным
развитием предоставляет ряд
преимуществ как каждому
Так, при внедрении процесса планирования и развития профессионального роста на заводе им. С. М. Кирова для рабочих это будет означать:
. потенциально более высокую
степень удовлетворённости от
работы на предприятии,
. более чёткое видение
личных профессиональных
. возможность целенаправленной
подготовки к будущей
. повышение
. Завод им. С. М. Кирова
получит следующие
. мотивированных и лояльных
сотрудников, связывающих свою
профессиональную деятельность
с данным предприятием, что повышает
производительность труда и
. возможность планировать
профессиональное развитие
. планы профессионального
развития отдельных рабочих в
качестве важного источника
. группу заинтересованных
в профессиональном росте,
На заводе им. С. М. Кирова
можно использовать опыт зарубежных
фирм по организации кружков качества,
применение двойной системы обучения.
Эти примеры выгодны для
Список литературы
1. Закон о занятости населения Республики Беларусь.
2. Положение о государственной службе занятости Республики Беларусь.
3. Типовое положение о
непрерывном профессиональном
4. Концепция профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации безработных
Беларусь.
5. Ахапкин Н. Ю.
6. Батышев С. Я. Подготовка рабочих кадров. – М.: Экономика, 1992. – 248 с.
7. Бережная И. А. Оценка
знаний как элемент стратегии
среднего профессионального
8. Ванкевич Е. В. экономические
проблемы становления рынка
ООО «Мисанта», 1996. – 68 с.
9. Выпускник перед выбором пути. Под ред. Басова Е. М. – Мн.: Нар. асвета,
1992. 239 с.
10. Горелов Н. А. Экономика трудовых ресурсов. – М.: Высш. шк., 1992. – 208 с.
11. Калецкий Э. проблемы
совершенствования системы
12. Кайнова С. В. Модульная система обучения // Человек и труд, 1998, № 2.
13. Минервин И. Внутрифирменное обучение рабочих // Экономист, 1993, № 2.
14. Пилипенко Н. М. Формирование
квалифицированных рабочих
Экономика, 1991. – 176 с.
15. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие. Под ред. А. Д.
Сазонова. – М.: Просвещение, 1993. – 223 с.
16. Пути совершенствования
подготовки рабочих кадров для
станкостроительной
17. Сенченко И. Т. Повышение
квалификации рабочих на
Педагогика, 1992. – 112 с.
18. Сидоров В. А. Образование
и подготовка кадров в
19. Служба занятости – выпускникам школ // На рынке труда, № 2, февраль,
1998.
20. Совершенствование организации труда и подготовки кадров: Сб. науч. тр.
– Свердловск, 1992. – 140 с.
21. Степашков Н. К.
Мн.: Университетское, 1993. – 168 с.
22. Торкал Алфтан. Воздействие
технологических изменений на
характер и организацию
23. Шекшня С. В. Управление
персоналом современной
«Бизнес-школа «Интел-синтез»», 1997. – 336 с.
24. Экономика трудовых ресурсов. Под общ. ред. В. Д. Арещенко. – Мн.: Выш. шк., 1991. – 160 с.
-----------------------
[1] Бережная И. А. Оценка знаний как элемент
стратегии среднего профессионального
образования // Специалист, 1997, № 2, с. 9.
[2] Торкал Алфтан. Воздействие
технологических изменений на
характер и организацию
[3] Кирилюк Л. Е. Состояние,
проблемы и перспективы
[4] Калацкий Э. Проблемы
совершенствования системы
[5] Шекшил С. В. Управление
персоналом современной
«Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 1997. – 336
с.
[6] Шекшил С. В. Управление
персоналом современной
«Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 1997. – 336
с.
[7] Сидоров В. А. Образование
и подготовка кадров в
[8] Сидоров В. А. Образование
и подготовка кадров в
[9] Сидоров В. А. Образование
и подготовка кадров в
[10] Е. С. Гуртовой
[11] Гуртова Е. С. Социально-
[12] Экономика трудовых
ресурсов. Под ред. В. Д. Арещенко.
– Мн.: Выш. шк.,
1991. – 160 с.
[13] Экономика трудовых
ресурсов. Под ред. В. Д. Арещенко.
– Мн.: Выш. шк.,
1991. – 160 с.
[14] Степаненков Н. К.
Профессиональная ориентация
–Мн.: Университетское, 1993. – 168 с.
[15] Степаненков И. К.
Профессиональная ориентация
– Мн.: Университетское, 1993. – 168 с.
[16] Служба занятости –
выпускникам школ // на рынке труда,
№ 2, февраль,
1998.
[17] Ахапкин Н. Ю.
[18] Кайнова С. В. Модульная система обучения// Человек и труд, 1998, № 2.
[19] Торкал Алфтан. Воздействие
технологических изменений на
характер и организацию
[20] Торкал Алфтан. Воздействие
технологических изменений на
характер и организацию
[21] Минервин И. Внутрифирменное
обучение рабочих// Экономист, 1993, №
2. –
С. 82.
[22] Минервин И. Внутрифирменное
обучение рабочих// Экономист, 1993, №
2. –
С. 85.
Информация о работе Подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров