Подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность. Важное значение решения этой проблемы имеет на уровне предприятия, положение которого в условиях рыночной экономики коренным способом изменилось. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, на предприятии должна быть сформирована также система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке.

Содержание работы

введение 4
глава 1. Современные подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров. 6
1.1. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений. 6
1.2. Общегосударственная система подготовки квалифицированных рабочих кадров. 8
1.2.1. Преобразование государственной системы профессионально- технического образования Республики Беларусь. 8
1.2.2. Организация профессиональной подготовки безработных и незанятого населения. 12
1.3. Профессиональное обучение рабочих кадров на предприятии в условиях рыночных отношений. 16
1.4. Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в Республике Беларусь. 22
Глава 2. Исследование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. м. Кирова. 25
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика завода. 25
2.2. Анализ количественного и качественного состава рабочих кадров и их соответствие потребностям предприятия. 31
2.3. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, действующая на предприятии. 43
2.4. Экономическая эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на предприятии. 52
Глава 3. Основные направления совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 56
3.1. Улучшение работы по профессиональной ориентации. 56
3.2. Совершенствование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в регионе и на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова. 64
3.3. Использование зарубежного опыта при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 75
заключение 81

Список литературы 86

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 114.54 Кб (Скачать файл)

Изучение подготовки, переподготовки и повышения квалификации по их формам показывает количество рабочих кадров повысивших квалификацию и прошедших  подготовку и переподготовку в учебных  заведениях и непосредственно на заводе им. С. М. Кирова. Так, в 1997 году повысило квалификацию 76 человек, из них 25 человек  составили рабочие, прошли профессиональную подготовку и переподготовку 49 человек  и все из числа рабочих профессий. Анализ показал, что удельный вес  рабочих, повысивших квалификацию, к  общему числу, повысивших квалификацию в 1996 году составил 
11,5 %, а в 1997 г – 32, 8 %. Это окажет положительное воздействие на деятельность предприятия, так как существует взаимосвязь роста производительности труда рабочих за счёт повышения квалификации.

При расчёте влияния повышения  квалификации на рост производительности труда выявлено, что наибольшего  роста производительности труда  предприятие достигло в 1997 году (17,7 %).

Проведённое исследование организации  подготовки переподготовки и повышения  квалификации рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова позволило разработать основные направления по их совершенствованию, а именно:

1. Улучшение работы по  профессиональной ориентации молодёжи  и незанятого населения.

2. Налаживание деловых  отношений между Гомельским станкостроительным  заводом им. С. М. Кирова и  профессионально-техническим училищем  №

78.

3. Применение модельной  системы обучения.

4. Разработка и использование  на практике договорных форм  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации рабочих кадров.

5. Увеличить штат бюро  по подготовке кадров на предприятии.

6. Оснастить бюро по  подготовке кадров современным  персональным компьютером и создать  в базе данных автоматизированной  системы специальную программу  по подготовке, переподготовке и  повышению квалификации рабочих  кадров.

7. Проводить опрос рабочих,  в какой области они хотели  бы повысить свою квалификацию.

8. Создать под руководством  бюро по подготовке кадров  отдел профессионального развития  рабочих кадров.

9. Использование зарубежного  опыта.

Улучшение работы по профессиональной ориентации учащихся ПТУ и школ и  налаживание более тесного контакта между Гомельским станкостроительным заводом им. С. М. Кирова и ПТУ № 78 может иметь положительные результаты. 
Во-первых, заводу необходимы молодые высококвалифицированные рабочие кадры. 
Во-вторых, привлечение на завод выпускников ПТУ позволит снизить коэффициент текучести кадров, так как выпускники ПТУ представляют собой более стабильный контингент. В-третьих, возможно сокращение срока выхода на более высокий уровень квалификации рабочих, получивших профессиональную подготовку с системе ПТУ, что в свою очередь ведёт к увеличению производительности труда.

Применение модульной  системы обучения позволит быстрее  реагировать на отрицательную смену  технологий, потребности рынка труда, так как эта система более  гибкая, чем традиционная. система  предусматривает индивидуальный подход, тесный психологический контакт  между обучающим и обучаемым, что позволит выявить способности  последнего. Модульная система обучения обеспечивает большую эффективность  с точки зрения качества приобретаемых  навыков, не требует больших затрат.

Увеличение штата бюро по подготовке кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова позволит проводить  более детальный анализ количественного  и качественного состава рабочих  кадров, выявлять их наклонности и  желания, учитывать мнение самих  рабочих об уровне и динамике их профессиональных знаний.

Оснащение бюро по подготовке кадров современным персональным компьютером  позволит применить индивидуальный подход к каждому рабочему. 
Создав базу данных автоматизированной кадровой системы, можно будет завести отдельный файл на каждого работника, куда будут заноситься все данные, связанные с его обучением.

Создание отдела профессионального  развития кадров – один из основополагающих факторов успешной деятельности предприятия. Планирование и управление профессиональным развитием предоставляет ряд  преимуществ как каждому рабочему, так и предприятию, на котором  он работает.

Так, при внедрении процесса планирования и развития профессионального  роста на заводе им. С. М. Кирова для  рабочих это будет означать:

. потенциально более высокую  степень удовлетворённости от  работы на предприятии, предоставляющей  ему возможности профессионального  роста и повышении уровня жизни;

. более чёткое видение  личных профессиональных перспектив  и возможность планировать другие  аспекты собственной жизни;

. возможность целенаправленной  подготовки к будущей профессиональной  деятельности;

. повышение конкурентоспособности  на рынке труда.

. Завод им. С. М. Кирова  получит следующие преимущества:

. мотивированных и лояльных  сотрудников, связывающих свою  профессиональную деятельность  с данным предприятием, что повышает  производительность труда и снижает  текучесть рабочей силы;

. возможность планировать  профессиональное развитие работников  и всего предприятия с учётом  их личных интересов;

. планы профессионального  развития отдельных рабочих в  качестве важного источника определения  потребностей в профессиональном  обучении;

. группу заинтересованных  в профессиональном росте, подготовленных, мотивированных сотрудников для  продвижения на ключевые должности.

На заводе им. С. М. Кирова можно использовать опыт зарубежных фирм по организации кружков качества, применение двойной системы обучения. Эти примеры выгодны для предприятия, так как они не требуют больших  материальных затрат, а также у  учеников вырабатывается способность  приспосабливать знания и навыки к требованиям производства, привычка хорошо работать и ощущать себя мастером.

 
Список литературы

1. Закон о занятости  населения Республики Беларусь.

2. Положение о государственной  службе занятости Республики  Беларусь.

3. Типовое положение о  непрерывном профессиональном обучении  рабочих.

4. Концепция профессиональной  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации безработных граждан  и незанятого населения Республики

Беларусь.

5. Ахапкин Н. Ю. Профессиональное  обучение рабочих кадров на  белорусских предприятиях // Общество  и экономика, 1997, № 7-8.

6. Батышев С. Я. Подготовка  рабочих кадров. – М.: Экономика, 1992. – 248 с.

7. Бережная И. А. Оценка  знаний как элемент стратегии  среднего профессионального образования  // Специалист, 1997, № 2.

8. Ванкевич Е. В. экономические  проблемы становления рынка труда.  – Мн.:

ООО «Мисанта», 1996. – 68 с.

9. Выпускник перед выбором  пути. Под ред. Басова Е. М.  – Мн.: Нар. асвета,

1992. 239 с.

10. Горелов Н. А. Экономика  трудовых ресурсов. – М.: Высш. шк., 1992. – 208 с.

11. Калецкий Э. проблемы  совершенствования системы непрерывного  образования технических кадров // Мастерство, 1995, № 3.

12. Кайнова С. В. Модульная  система обучения // Человек и  труд, 1998, № 2.

13. Минервин И. Внутрифирменное  обучение рабочих // Экономист, 1993, № 2.

14. Пилипенко Н. М. Формирование  квалифицированных рабочих кадров. – М.:

Экономика, 1991. – 176 с.

15. Профессиональная ориентация  учащихся: Учеб. пособие. Под ред.  А. Д.

Сазонова. – М.: Просвещение, 1993. – 223 с.

16. Пути совершенствования  подготовки рабочих кадров для  станкостроительной промышленности  Республики Беларусь в условиях  формирования рыночных отношений.  – Гомель.: Бел ГУТ, 1994. – 156 с.

17. Сенченко И. Т. Повышение  квалификации рабочих на производстве. – М.:

Педагогика, 1992. – 112 с.

18. Сидоров В. А. Образование  и подготовка кадров в условиях  новой технической реконструкции.  – М.: Высш. шк., 1994. – 271 с.

19. Служба занятости –  выпускникам школ // На рынке труда,  № 2, февраль,

1998.

20. Совершенствование организации  труда и подготовки кадров: Сб. науч. тр.

– Свердловск, 1992. – 140 с.

21. Степашков Н. К. профессиональная  ориентация учащихся: Учеб. пособие.  –

Мн.: Университетское, 1993. – 168 с.

22. Торкал Алфтан. Воздействие  технологических изменений на  характер и организацию подготовки  работников // Человек и труд, 1993, № 2.

23. Шекшня С. В. Управление  персоналом современной организации.  – М.: ЗАО

«Бизнес-школа «Интел-синтез»», 1997. – 336 с.

24. Экономика трудовых  ресурсов. Под общ. ред. В. Д.  Арещенко. – Мн.: Выш. шк., 1991. –  160 с.

----------------------- 
[1] Бережная И. А. Оценка знаний как элемент стратегии среднего профессионального образования // Специалист, 1997, № 2, с. 9.

[2] Торкал Алфтан. Воздействие  технологических изменений на  характер и организацию подготовки  работников // Человек и труд, 1993, № 2, с. 106.

[3] Кирилюк Л. Е. Состояние,  проблемы и перспективы развития  средних специальных учебных  заведений Республики Беларусь // Специалист, 1997, № 1, с. 2.

[4] Калацкий Э. Проблемы  совершенствования системы непрерывного  образования технических кадров // Мастерство, 1995, № 3, с. 30.

[5] Шекшил С. В. Управление  персоналом современной организации.  – М, : ЗАО 
«Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 1997. – 336 с.

[6] Шекшил С. В. Управление  персоналом современной организации.  – М, : ЗАО 
«Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 1997. – 336 с.

[7] Сидоров В. А. Образование  и подготовка кадров в условиях  новой технической реконструкции.  – М.: Высшая шк., 1994. – С. 248.

[8] Сидоров В. А. Образование  и подготовка кадров в условиях  новой технической реконструкции.  – М.: Высшая шк., 1994. – 271 с.

[9] Сидоров В. А. Образование  и подготовка кадров в условиях  новой технической реконструкции.  – М.: Высшая шк., 1994. – 271 с.

[10] Е. С. Гуртовой Совершенствование  организации труда и подготовки  кадров. Сборник научных статей. «социально-экономическая эффективность  подготовки кадров». – Свердловск, 1992. – С. 87.

[11] Гуртова Е. С. Социально-экономическая  эффективность подготовки кадров// Совершенствование организации  труда и подготовки кадров. Сборник  научных трудов. – Свердловск, 1992. – 140с.

[12] Экономика трудовых  ресурсов. Под ред. В. Д. Арещенко. – Мн.: Выш. шк., 
1991. – 160 с.

[13] Экономика трудовых  ресурсов. Под ред. В. Д. Арещенко. – Мн.: Выш. шк., 
1991. – 160 с.

[14] Степаненков Н. К.  Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие. 
–Мн.: Университетское, 1993. – 168 с.

[15] Степаненков И. К.  Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие. 
– Мн.: Университетское, 1993. – 168 с.

[16] Служба занятости –  выпускникам школ // на рынке труда,  № 2, февраль, 
1998.

[17] Ахапкин Н. Ю. Профессиональное  обучение рабочих кадров на  белорусских предприятиях/ Общество  и экономика, 1997, № 7-8.

[18] Кайнова С. В. Модульная  система обучения// Человек и труд, 1998, № 2.

[19] Торкал Алфтан. Воздействие  технологических изменений на  характер и организацию подготовки  работников // Человек и труд, 1993, № 3, с. 106.

[20] Торкал Алфтан. Воздействие  технологических изменений на  характер и организацию подготовки  работников // Человек и труд, 1993, № 2, с. 106.

[21] Минервин И. Внутрифирменное  обучение рабочих// Экономист, 1993, №  2. – 
С. 82.

[22] Минервин И. Внутрифирменное  обучение рабочих// Экономист, 1993, №  2. – 
С. 85.


Информация о работе Подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров