Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:26, контрольная работа
Менеджмент социальной работы является одним из видов социального управления, т.е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК.
В переводе с древнееврейского слово управлять имело два значения. Первое – быть впереди и второе – возглавлять движение. Поэтому армия Израиля – это единственная армия в мире, где нет команды «вперед». Ее заменяет команда «за мной!».Термины «менеджмент», «менеджер» пришли к нам из английского языка и означают управление в организациях, управленец.
1.1 Понятие «менеджмента социальной работы»
Менеджмент социальной работы является одним из видов социального управления, т.е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК.
В переводе с древнееврейского слово
управлять имело два значения.
Первое – быть впереди и второе
– возглавлять движение. Поэтому
армия Израиля – это
Когда мы говорим о предпринимателе,
то предполагаем человека, имеющего свой
бизнес. Предприниматель может
1.2 Сущность и содержание социального управления
В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество. В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах. Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин) изучается в основном техническими науками. Управление в живой природе, то есть управление биологическими системами, является объектом изучения естественных наук. Управление как воздействие на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному управлению. Эта область изучается общественными (социальными) науками.
Наиболее общие законы и принципы управления рассматривает наука кибернетика. В соответствии с делением окружающего нас мира на неживую природу, живую природу и человеческое общество кибернетика разделяется на техническую, биологическую и социальную.
Понятие «социальное управление» рассматривается в узком и широком значении слова.
В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей. В широком смысле слова социальное управление рассматривается как сфера деятельности людей.
Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников – управляющих.
В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.
Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.
Ключевое понятие управления – воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. Однако воздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимости от этого меняется содержание самого понятия управления. Например, в толковом словаре В.Даля термин «управлять» означает править, давая ход, направление, распоряжаться, заведовать, быть хозяином, распорядителем чего-то, подрядничать. Государь управляет народом, государством; министры управляют каждый своей частью.
В государственном управлении управленческая деятельность, как известно, связана с государственной властью, которая тоже может быть весьма различной (тоталитарной, демократической и т.п.), и все же первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это – процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.
Следовательно, основным элементом управления, с чего оно начинается, является целеполагание.
Цель управления – желаемое, возможное
и необходимое состояние
Целеполагание – процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей, исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.
Содержание социального
Итак, уже само целеполагание – есть одно из могучих средств, которое оказывает воздействие на людей, их поведение и жизнедеятельность и тем больше, чем в большей мере поставленные цели затрагивают интересы личности, каждого человека, его ценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные интересы (экономические, социальные, политические, духовно-культурные).
Именно поэтому многие ученые, изучающие управление, считают главным средством воздействия одного человека на другого, возбуждения его активности систему стимулирования к деятельности (экономической, политической, социальной, моральной и т.п.).
Источником активности, как известно,
являются стимулы. Они есть движущая
сила и причина активности. Они
могут быть внешними и внутренними,
позитивными и негативными, объективными
и субъективными, материальными
и духовными, осознанными и неосознанными.
Но в любом случае стимул – источник
пробуждения человеческой энергии.
Поэтому, создавая ту или иную систему
стимулирования, то есть представления
каких-либо жизненных гарантий по результатам
активных действий в соответствии с
поставленной целью, можно эффективно
управлять социальными
Итак, как видно, стимулы неразрывно связаны с целеполаганием, но еще в большей мере к нему имеет отношение мотив. Если стимул содержит в себе и причину, и цель активности в их нерасчлененном виде, а цель не всегда может быть осознанной, то мотив активно включает сферу сознания, идеальный образ, что делает саму активность более целесообразной, эффективной. Можно поэтому сказать, что мотивация к деятельности – это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека и т.п. Поэтому очень важно подчеркнуть, что в связи с подъемом творческих сил личности необходимо все более полное использование человеческого фактора, ресурса личности в управлении.
Теория мотивации становится все
более важным, хотя и не единственным
средством управленческого
Именно интеллектуальные системы
управления, состоящие из творческих
индивидуальностей, мотивированных к
управленческой деятельности, способны
достигать наилучших
Поэтому управление – это особый
вид профессиональной деятельности,
который не только сводится к достижению
целей системы, организации, но и
представляет собой средство поддержания
целостности любой сложной
Феномен управления тесно связан с
понятием социальная организация. В
самом деле, в течение многих веков
управление из бессознательной деятельности
превращалось в обычай, традицию, общественный
институт с помощью устойчивой социальной
структуры, которая из поколения
в поколение передавала навыки управления.
Управленческая деятельность призвана
обслуживать реализацию целей и
функций управления, обеспечивать подготовку
и проведение в жизнь управленческих
решений. Ее можно определить как
набор (совокупность) выработанных историческим
опытом, научным познанием и талантом
людей навыков, умений, способов, средств
целесообразных поступков и действий
человека в сфере управления. Управленческая
деятельность отличается интеллектуальным
характером, поскольку всегда есть
процесс выработки, принятия и практической
реализации управленческих решений, призванных
изменять состояние и течение
общественных процессов, уровень использования
социальных ресурсов общества, а опосредованно
– сознание и поведение людей.
Она должна адекватно отражать Социальную
действительность, вскрывать имеющиеся
ресурсы, находить средства и резервы,
выбирать оптимальные способы
Во многом управленческая деятельность является информационной, потому что связана с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной и, прежде всего, управленческой информации. Существуют большие трудности в получении того, что олицетворяет собой информацию, пригодную для управления. Хаос фактов, событий, данных при их субъективном истолковании, не является информацией. Информацией может быть только то, что характеризует тот или иной общественный процесс в целом, с выявлением причин и движущих сил, определяющих его состояние и динамику. Поэтому управленческая деятельность в основе своей и посвящена поиску, отбору, переработке и анализу социальной информации, которая и лежит в основе целесообразной управленческой деятельности.
В процессе управленческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие и каждый человек вступают в управленческие отношения, которые можно разделить на две части: связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой задач и организацией их достижения.
Управленческие отношения
Организационные отношения — необходимый элемент механизма управления, имеют свою внутреннюю структуру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, соревнования и др. Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные. В процессе деятельности, которая реализуется в организационных отношениях, осуществляется взаимодействие с коллективами людей, имеет место специализация по определенным предметам, содержанию и видам работ, что требует кооперации в целях комплексной реализации компетенции органа управления и в целом реализации функций управления. Формальное построение органа по подразделениям и должностям создает лишь внешнюю логическую схему для организационной деятельности, которая каждый раз, с учетом свойств конкретных людей, должна быть соотнесена с неформальной (отношения между людьми и социальными группами). Только тогда управленческая работа имеет шанс на успех. Момент неформальных отношений в организаторской деятельности нередко не учитывается, руководители делают акцент на собственную волю или близкое окружение. Тогда управленческая деятельность теряет свой потенциал и снижается ее эффективность. Особо актуален момент неформальных коллективных отношений в больших социальных организациях, в обществе в целом, где морально-психологические и нравственные регуляторы имеют все большее значение. Помимо отношений субординации типа «руководители – подчиненные» существуют отношения координации, или отношения между находящимися на одном иерархическом уровне членами организации, направленными на взаимное согласование действий, исходя из совместных задач руководства или исполнения.
Система управления подразделяется на
две основные подсистемы: управляющую
и управляемую, каждая из которых
может рассматриваться как