Понятие «менеджмента социальной работы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент социальной работы является одним из видов социального управления, т.е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК.
В переводе с древнееврейского слово управлять имело два значения. Первое – быть впереди и второе – возглавлять движение. Поэтому армия Израиля – это единственная армия в мире, где нет команды «вперед». Ее заменяет команда «за мной!».Термины «менеджмент», «менеджер» пришли к нам из английского языка и означают управление в организациях, управленец.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 327.19 Кб (Скачать файл)

Когда рассматриваются пути и средства оптимизации работы по подготовке руководящих  решений, следует иметь в виду и роль конкретных социальных и социологических  исследований. Через них обеспечивается сбор представительной информации об изучаемом объекте, раскрываются его  характерные черты и тенденции  развития, формируются выводы и рекомендации, которые помогают руководителю в  его деятельности.

Процесс сбора и обработки информации качественно меняется в результате применения электронно-вычислительной техники, значение которой состоит  в том, что она служит технической  базой для разрешения исторического  парадокса — наличие информационного  голода на фоне изобилия первичной  информации. Современное производство, техника и наука требуют от человека такой быстроты и точности реакций, которые находятся вне  пределов его физиологических и  психологических возможностей. Электронно-вычислительная техника обеспечивает ускоренную обработку  огромных объемов информации и таким  образом помогает руководителям  в подготовке и принятии управленческих решений.

Большие возможности наиболее полно  реализуются в автоматизированных системах управлениях (АСУ). Они повышают степень научной обоснованности управления, так как принятие решений  не находится в зависимости от субъективного мнения и интуиции руководителя, а основывается на количественных характеристиках существующей и  ожидаемой ситуации, которые формируются  на базе использованных социальных моделей  и вычислительной техники. АСУ содействуют  освобождению руководства от механического  выполнения большой текущей работы и сосредоточению внимания на творческом решении наиболее важных перспективных  вопросов управления. Повышая оперативность  управления, автоматизированная система  предполагает активное участие человека в управленческом процессе. Именно человек принимает окончательное  решение на основе оценки различных  вариантов, учитывая дополнительную информацию.

Современные наука и техника, не отменяя и не подменяя человека, играют огромную и все возрастающую роль в управлении социальными процессами. Эпохальные научно-технические достижения открывают принципиально новые возможности рационализации управления, преодоления субъективизма и волюнтаризма в руководящей деятельности, оптимизации процесса решения управленческих задач. Естественно, эти возможности реализуются различным образом в зависимости от характера социальных отношений, политической надстройки.

1.6 Методы социального управлени

Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия  на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Слово «метод» греческого происхождения (methodos – в переводе означает способ достижения какой-либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления выражает их ориентированность на конкретную систему (объект) управления.

Содержание – это специфика  приемов и способов воздействия.

Организационная форма – специфическое  воздействие на реально сложившуюся  ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих  условий) воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные  методы и их сочетания (комбинации), которые органически дополняют  друг друга, находятся в состоянии  динамического равновесия.

Можно выделить следующие методы управления:

1.      социальные и  социально-психологические, применяемые  с целью повышения социальной  активности людей; 

2.      экономические, обусловленные экономическими стимулами;

3.      организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

4.      самоуправление  как разновидность саморегулирования  социальной системы;

5.      научные методы.

В более общем виде все методы управляющего воздействия можно  разделить на две группы:

-       основные, в которых  четко выделяется содержательный  аспект по признаку соответствия  методов управления требованиям  тех или иных объективных законов  (например, социальных, экономических,  организационно-технических и др.).

-       комплексные,  в которых четко выделяется  содержательный аспект по признаку  соответствия методов управления  требованиям тех или иных объективных  законов (например, социальных, экономических,  организационно-технических и др.).

Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов

. 1.7.1 Целеполагание как  основная функция  управления

На первой стадии управленческой деятельности ставится цель: определить параметры  оптимального функционирования и развития объекта или модель его будущего состояния. Следовательно, те работы, которые  должны выполнить субъекты управления в этой связи, и составляют содержание основополагающей функции управления – «целеполагание».

В социальных системах воздействие  субъекта управления на объект не только не является стихийным, случайным, бессознательным, напротив, стремится к максимальной строгости, экономичности, целесообразности и последовательности.

В менеджменте целеполагание необходимо для:1)            выработки стратегии деятельности, когда достигнутые в рамках ее реализации цели расширяют возможности  дальнейшего развития организации  во внешней среде. Если достигнутая  цель не увеличивает степеней свободы  организации, – она должна быть пересмотрена;

2)            укрепления своих позиций на  рынке деятельности за счет  оптимизации взаимоотношений организации  с контактными аудиториями посредством  нахождения общезначимых целей;

3)            стимулирования сотрудников к  более творческой и продуктивной деятельности для достижения результатов, позволяющих реализовывать индивидуальные цели и развивать корпоративную культуру - основу функционирования организации;

4)            выработки тактики действий на  основе понимания приоритетности  достижения долгосрочных целей  в рамках согласования целей  подразделений и деловых партнеров.

Целеполагание является в управлении основным средством воздействия  и реализации системного подхода. Каждая социальная подсистема обладает собственной  целью, но носит подчиненный характер относительно главной генеральной  цели всего общества.

Цели неразрывно связаны со средствами. Ставить цель, как бы мала или  масштабна она ни была, означает в то же время и выработку средств  ее достижения. Средств этих может  быть много, однако задача состоит в  том, чтобы из множества средств  выбрать такие, которые всего  рациональнее (быстрее, экономичнее) приведут к достижению цели. Характерно, что  управление несовместимо с принципом  «для достижения цели все средства хороши, цель оправдывает средства». Для достижения цели необходимо выбирать средства, согласующиеся с интересами людей, для которых поставлена цель и которые добиваются ее достижения.

Цель и средства меняются местами: достигнутая цель становится средством  достижения другой цели.

При определении целей важно  точно установить, какой именно результат  предполагается получить при ее достижении, какими средствами получить этот результат, сроки достижения целей. Главное  при определении цели – указать, что и когда, а не почему и как  следует достичь. На вопрос же почему следует ответить еще перед тем, как принято решение о достижении цели. На вопрос, как достичь цели, ответ дает стратегия достижения цели, вырабатываемая, как правило, после того, как цель сформулирована.

Цель может быть и неопределенной, поскольку нет достоверных о  ней знаний. В этом случае рассчитывают варианты целей, а соответственно и  путей их реализации.

Цели должны отвечать требованиям:

·        конкретности;

·        реальности:

·        контролируемости.

Конкретность означает, что цель должна содержать вполне осязаемые, ощутимые результаты, которых предполагается достичь,— экономические, социальные, научно-технические и др. В идеале требование конкретности предполагает количественное выражение цели, хотя, разумеется, далеко не все цели в  социальной и особенно духовной сферах общества возможно выразить количественно.

Реальность цели означает ее достижимость, что связано с полным обеспечением цели ресурсами, с правильно выбранной  стратегией ее достижения, эффективностью управления.

Если соблюдены требования конкретности и реальности, то движение к цели и ее достижение вполне контролируемы. Для реализации требования контролируемости цели большое, если не сказать решающее, значение имеет отлаженность системы  информации, особенно обратной, осведомляющей  субъект управления о ходе течения  заданного процесса. Своевременная  и качественная переработка осведомляющей  информации, ее преобразование в информацию, содержащую коррегирующие команды, позволяет вовремя устранить отклонения в движении системы к заданной цели.

Процесс определения целей и  их согласования является чрезвычайно  сложным. Специфика формирования и  уточнения целей, построения их иерархии, доведения до соответствующего уровня конкретности и соблюдения принципа приоритетности главной цели по отношению  к целям нижнего уровня — одна из важнейших задач управления. Особое значение в целеполагании занимают цели стратегические, которые выражают долгосрочные и глобальные интересы общества, а потому являются генеральными для всех остальных

. 1.7 Функции социального  управления

Функции социального управления (менеджмента) – это специализированные виды управленческой деятельности.

К ключевым или базовым функциям менеджмента в их временной последовательности относятся функции:

1.      целеполагания;

2.      планирования;

3.      организации;

4.      координирования;

5.      регулирования;

6.      мотивации;

7.      учета деятельности;

8.      анализа деятельности;

9.      контроля деятельности.

1. Функция целеполагания, которая  в условиях скачкообразного характера  НТР в стратегическом менеджменте  не превышает 1-1,5 лет в условиях  удвоения научной информации  в мире каждые 18 месяцев, а в  оперативном управлении подсистемами  организации зависит от специфики  деятельности, размеров организации,  конъюнктуры рынка, количества  и качества имеющихся ресурсов.

2. Функция планирования – это  прогнозирование и моделирование  будущего развития организации  с помощью интуиции, экономико-математических  и иных методов, это также  разработка планов работы каждого  подразделения и исполнителя  на основе определения направлений,  средств и осуществления конкретных  мероприятий.

3. Функция организации, которая  предполагает последовательное  осуществление следующих действий:

-       разделение целей  и задач совместной деятельности  людей;

-       выявление потребности  в ресурсах для достижения  целей;

-       определение  алгоритма действий исполнителей  и сроков выполнения работ;

-       выбор оптимальных  вариантов взаимодействия исполнителей;

-       установление  между исполнителями организационно-экономических  отношений.

В современных условиях все большее  число организаций используют мобильные  проектно-целевые группы и самоуправляющиеся  команды, состоящие из высокопрофессиональных специалистов, которые способны достаточно автономно решать самые сложные задачи, адекватно реагируя на динамику изменений факторов внешней среды.

4. Функция координирования, которая  призвана максимально полно согласовать и гармонизировать взаимодействие всех частей организации в процессе деятельности.

5. Функция регулирования – это  выполнение текущих мероприятий но устранению отклонений от заданного режима функционирования системы за счет оперативной связи головного офиса с подразделениями и исполнителями, а также разработанных заранее прогнозов, обеспечивающих предвидение возможных рисков.

6. Функция мотивации, которая  предполагает разработку дифференцированных  систем оплаты труда с четкими  и понятными критериями оценки  результатов труда, разнообразными  гибкими морально-психологическими, карьерными и материальными стимулами,  сочетающиеся с санкциями и  ответственностью за некачественную  работу и нарушение взятых  на себя сотрудниками обязательств. Доминирующее значение среди  средств мотивации ныне имеют  материальное стимулирование и  создание возможности для творческой  самореализации работников.

Информация о работе Понятие «менеджмента социальной работы»