Понятие «менеджмента социальной работы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент социальной работы является одним из видов социального управления, т.е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК.
В переводе с древнееврейского слово управлять имело два значения. Первое – быть впереди и второе – возглавлять движение. Поэтому армия Израиля – это единственная армия в мире, где нет команды «вперед». Ее заменяет команда «за мной!».Термины «менеджмент», «менеджер» пришли к нам из английского языка и означают управление в организациях, управленец.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 327.19 Кб (Скачать файл)

Развитие теории и практики менеджмента  в XXI в. продолжается, что приводит к  появлению новых концепций менеджмента. Они позволяют управленцам обогащать  арсенал своих принципов и  методов новыми находками, творчески  используя чужой опыт.

 

2.1.8 Вклад в современную  науку управления концепций различных  школ и подходов

 

 Научные направления и ключевые положения концепций  Основные идеи, используемые в современном менеджменте

1 . Научное управление и Классическая  или Административная школа

 Научные принципы Рационализация  выполнения работРазделение труда в сравнении  

Научный подход к менеджменту  и  принципам управления.                  Анализ способов выполнения работ с целью совершенствования. Оплата труда как важнейший элемент мотивации работающих.

 

2. Школа Человеческих отношений  и Поведенческих наук 

 

Коллектив как особая социальная группа Межличностные отношения как  фактор роста эффективности и  потенциала каждого работающего   

Использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства. Исследование поведения людей в организациях. Отношение к членам организации  как к активным человеческим ресурсам.

 

3. Количественный подход 

 

Применение методов количественных исследований, моделирования и вычислительной техники  

Использование количественных изменений  при принятии решений. Использование  информационных систем управления и  вычислительной техники.

 

4. Системный и Ситуационный подходы 

 

Взаимодействие и взаимозависимость  всех компонентов организации Выявление  и учет ситуационных переменных окружающей среды  

Рассмотрение организации как  системы, состоящей из взаимосвязанных  частей. Значение окружающей среды  и обратной связи для достижения успеха организации. Принятие управленческих решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов.

2.1 Эволюция теории менеджмента

XX век – это время возникновения  и эволюции науки управления, или науки об управлении в  технико-технологических, биологических  и социальных системах.

Необходимость решения практических проблем, и прежде всего в производственной сфере, привела к их научному изучению, поиску и использованию элективных форм и методов управления, выделению  профессии руководителя (менеджера) в особый род деятельности, требующей  соответствующих знаний, навыков  и умений.

Попытки систематизации управленческого  опыта были еще в первой половине XIX веке в Англии. Первый своеобразный учебник по управлению – книга  английского профессора математики, инженера и предпринимателя Ч.Беббиджа «Экономика машин и производства» (1832 г.).

В настоящее время принято выделять следующие школы менеджмента:

1.      Классическая научная  школа.

2.      Школы человеческих  отношений и поведенческих наук.

3.      Кибернетическая  школа.

4.      Эмпирическая школа.

5.      Школа социальных  систем.

6.      Школа управленческой  науки или количественный подход.

7.      Ситуационный менеджмент.

2.2.1 Процессный подход.

Теоретики процессного подхода  рассматривают менеджмент фирмы  как ряд функций, которые в  обязательном порядке связаны между  собой. Т.е. менеджер фирмы обязан не просто выполнять одну-две основные функции в своей деятельности, а уметь работать в режиме комплекса  различных функций. Причем эти функции  он должен научиться координировать между собой. Все эти функции  необходимо выполнять не вразнобой, а последовательно, объединяя в  замкнутый управленческий цикл.

Данный цикл состоит из следующих  функций:

·        стратегический маркетинг – выработка стратегии  действий коллектива или фирмы на основании изучения рыночной ситуации, прогнозировании, сегментации, анализа  производства и конкурентоспособности;

·        планирование – это составление программы  действий по выполнению стратегий  на основе анализа внешней и внутренней среды, разработки и  оценки различных  вариантов действий (планы стратегические, тактические, оперативные);

·        организация  работ, мероприятий по выполнению разработанных  планов;

·        контроль за результатами – обеспечение выполнения мероприятий;

·        мотивация  – система действий, побуждающая  персонал к эффективной работе;

·        анализ (регулирование) работ, их корректировка – изучение факторов внешней и внутренней среды, которые оказывают влияние на весь процесс деятельности, принятие мер;

·        центральная  функция – это координация, увязка всех функций между собой.

2.2.2 Ситуационный подход

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств это скорее способ мышления об организационных проблемах и  их решениях. Ситуационный подход исходит  из того, что, хотя общий процесс  управления одинаков, специфические  приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно  различаться.

Ситуационный подход направлен  на реализацию возможностей прямого  приложения науки к конкретным ситуациям  и условиям. Центральным моментом данного направления менеджмента  является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данное конкретное время. При этом основная сложность  заключается в том, что все  многочисленные ситуационные процессы взаимосвязаны и их нельзя рассматривать независимо друг от друга.

Одним из важных следствий динамичного  взаимодействия внутренних и внешних  факторов является то, что руководителю трудно определить какой метод является заведомо «правильным». «МакДональдс», использовавший процедуру сборочного конвейера в приготовлении пищи, являющуюся чрезвычайно эффективной, обеспечил стандартное качество продукции и высокую производительность труда. Однако, по своей сути этот метод ничем не лучше традиционных методов дорогих ресторанов. Такие рестораны не могут производить по тысячи гамбургеров в день, но и «МакДональдс» не сможет безупречно приготовить фирменное блюдо таких ресторанов. Если руководство дорогого ресторана решит применять унифицированные машины и концентраты для приготовления своих блюд, оно конечно снизит затраты и повысит производительность. Однако, цель дорогих ресторанов – готовить и подавать еду самого высокого качества – уже не будет достигнута.

Большинство управленческих решений  имеют как положительные, так  и отрицательные последствия. Эффективное  управление – это сложный акт  балансирования, предполагающий заведомые  потери, когда это необходимо для  достижения основной цели. Например, руководитель практически не может отобрать только самых способных, самых опытных  людей для работы в своей организации. Руководитель не может всегда обращаться с людьми, как этого им хочется. Можно предположить, что единственной важной причиной успеха предприятий  «МакДональдс» является то, что руководство корпорации так спроектировало процесс производства гамбургеров и жареного картофеля, что он может быть реализован с неизменным качеством даже низкоквалифицированными работниками. Для того, чтобы метод «МакДональдса» позволил ему достичь успеха, менеджеры ресторанов должны быть уверены, что каждый работник будет в точности исполнять всю предписанную технологию. «МакДональдс» специально нанимает молодых неопытных людей, так как они лучшим образом подходят для его метода «сборочной линии», чем люди, имеющие опыт работы в ресторанах. Это имеет и отрицательные последствия – такие, как высокий уровень текучести, риск упустить людей, имеющих талант и способности стать хорошими руководителями, способными подняться по этой лестнице до самого верха. Но, оценивая ситуацию в целом, следует отметить, что положительные последствия перевешивают отрицательные.

Задача ситуационного подхода  – связать конкретные приемы и  концепции управления с определенными  конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации  наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить значимые (релевантные) переменные ситуации, и как они влияют на эффективность организации.

 

Теория ситуационного подхода  опирается на четыре основных концепции.

1.      Руководитель должен  быть знаком со средствами  профессионального управления, которые  доказали свою эффективность.  Это подразумевает понимание  процесса управления, индивидуального  и группового поведения, системного  анализа, методов планирования  и контроля и количественных  методов принятия решений. 

2.      Каждая из управленческих  методик имеет свои сильные  и слабые стороны, или сравнительные  характеристики в случае, когда  они применяются к конкретной  ситуации. Руководитель должен уметь  предвидеть вероятные последствия,  – как положительные, так и  отрицательные, – от применения  данной методики или концепции.  Например, предложение увеличить  зарплату всем служащим в ответ  на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение  мотивации на какое-то время.  Но, сравнивая рост затрат с  полученными выгодами, можно прийти  к выводу, что такой прием может  разорить организацию. 

3.      Руководитель должен  уметь правильно интерпретировать  ситуацию. Необходимо правильно  определить, какие факторы являются  наиболее важными в данной  ситуации и какой вероятный  эффект может повлечь за собой  изменение одной или нескольких  переменных.

4.      Руководитель должен  уметь увязывать конкретные приемы, которые вызывали бы наименьший  отрицательный эффект, с конкретными  ситуациями, тем самым обеспечивая  достижение целей организации  самым эффективным путем в  существующих условиях внешней  и внутренней среды организации. 

 

2.2.3 Системный подход

Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать её как единую систему. При этом стремиться выявить и  оценить взаимодействие всех её частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в  целом эффективно достичь её целей. (Достижение целей всех подсистем  организации явление желательное, но почти всегда не реальное).

Ценность системного подхода для  управления предприятием можно понять, рассмотрев два аспекта работы руководителя.

Во-первых, он стремится добиться суммарной  эффективности работы всей организации  и не допустить, чтобы частные  интересы какого-либо одного элемента организации повредили общему успеху.

Во-вторых, он должен добиваться этого  в условиях организационной среды, которая всегда создает противоречащие друг другу цели.

Для иллюстрации этого положения  рассмотрим с позиции предприятия  достаточно простое решение по выбору номенклатуры и объёма производства. Производственный отдел предприятия  стремится иметь узкую номенклатуру изделий и большой объём их производства, чтобы сократить число  дорогостоящих переналадок станочного парка. Такая политика должна вести  к накоплению больших запасов  готовой продукции малой номенклатуры. Сотрудники отдела сбыта, наоборот заинтересованы в максимальном разнообразии номенклатуры складских запасов, чтобы можно  было гарантировать быструю поставку любого изделия. Бухгалтерия, зная, что  большие запасы замораживают деньги, стремится уменьшить общий уровень  запасов. Продолжая так можно  выяснить интересы почти всех функциональных подразделений организации по отношению  к этому достаточно простому тактическому решению. Очевидно, что все эти  интересы в большей или меньшей  степени противоречивы – высокий  и низкий уровень запасов, широкая  и узкая номенклатура изделий  и т.д.

Объективная необходимость формирования системного подхода к решению  управленческих задач можно показать на примере стратегии развития вооружения в США. До второй мировой войны  затраты на вооружение были сравнительно невелики, возможностей для выбора было мало, поэтому фактически использовался  принцип «ничего, кроме самого лучшего». С начала разработок в области  нового и особенно, атомного оружия расходы на его создание многократно  возросли и этот подход стал неприемлем. Его постепенно заменял другой: «только  то, что необходимо и за минимальную  стоимость». Для реализации нового принципа нужно было уметь находить, оценивать и сравнивать возможные  альтернативы вооружения. Например, решить, что выгоднее – создавать дальние  бомбардировщики или строить  корабли авианосцы. Такие же неочевидные  для выбора решения стали появляться и в бизнесе, промышленности, других областях деятельности.

2.2.4 Маркетинговый подход

Маркетинговый подход предусматривает  ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении  любых задач на потребителя. Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации  рынка, прогнозировании жизненных  циклов будущих товаров, анализе  конкурентоспособности своих товаров  и товаров конкурентов, прогнозировании  их конкурентных преимуществ, прогнозировании  механизма действия закона конкуренции. Выполнение перечисленных функций  стратегического маркетинга является наисложнейшей проблемой стратегического  менеджмента. Маркетинговый подход следует применять при решении  любой задачи в любом подразделении  фирмы. При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев менеджмента будут следующие: повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с нуждами потребителей;

Информация о работе Понятие «менеджмента социальной работы»