Понятие «менеджмента социальной работы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент социальной работы является одним из видов социального управления, т.е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК.
В переводе с древнееврейского слово управлять имело два значения. Первое – быть впереди и второе – возглавлять движение. Поэтому армия Израиля – это единственная армия в мире, где нет команды «вперед». Ее заменяет команда «за мной!».Термины «менеджмент», «менеджер» пришли к нам из английского языка и означают управление в организациях, управленец.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 327.19 Кб (Скачать файл)

Распорядительное воздействие  чаще, чем организационное требует  контроля и проверки исполнения, которые  должны быть организованы на предприятии. С этой целью оно устанавливает  единый порядок учета, регистрации  и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.

Методы дисциплинарного  воздействия:

·        Личная ответственность.

·        Коллективная ответственность.

·        Материальная ответственность.

·        Моральная  ответственность.

·        Служебная  ответственность 

Организационно-распорядительные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний: их невыполнение рассматривается как прямое нарушение  исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Это  методы преимущественно принуждения, которые сохраняют свою силу до тех  пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.

1.6.4 Самоуправление как  разновидность саморегулирования  социальной системы

Одной из главных задач современной  системы управления является создание наиболее благоприятных условий  для реализации возможностей управляемой  системы, которые появляются благодаря  использованию разных методов управляющего воздействия, расширяющих права  и ответственность разных субъектов  самоуправления.

При изучении проблемы самоуправления возникает ряд вопросов: как понимать самоуправление и каковы внешние и внутренние формы его проявления? Каков уровень развития самоуправления в современных условиях? Как зависят система планирования, организационная структура, хозрасчетные отношения, оплата труда и другие подсистемы управления от степени развития самоуправления?

Самоуправление предстает как  процесс превращения человека, трудового  коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации управления, когда каждый из них сам решает вопросы в пределах отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций  и совместного заработка. Речь идет об ассоциациях трудящихся, регулирующих реальное соединение работников со средствами производства и распределение по труду, то есть осуществляющих ключевые организационно-экономические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет  в себе труд и управление, иными  словами, складывается новый тип  социально-экономических отношений  между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления. Такие  отношения условно можно назвать  подходом «снизу». Именно на этом уровне самоуправления вырабатываются те направления  и способы его дальнейшего  развития и углубления, которые могут  быть распространены и на более «высокие»  ступени управления.

Преобразование хозяйственного механизма  организации объективно предполагает демократизацию управления (самоуправление). Сегодня решать вопросы повышения  эффективности управления можно  только через заинтересованность и  творческую деятельность всех работников, осознавших себя полноправными и  реальными участниками управления производственными и социальными  процессами. Новый хозяйственный  механизм предусматривает высокую  степень децентрализации управления, является гарантом становления и  развития самоуправления на разных уровнях  социальной организации. При этом самоуправление рассматривается не как антипод  управления, а как реальное средство вовлечения в управленческую деятельность не только большого числа работников, но и всех уровней управления.

Характер самоуправления в рыночных структурах независимо от его проявления объективно способствует развитию и  совершенствованию самоуправления, так как личный экономический  и социальный интерес каждого  участника 

производственного процесса ставится в зависимость от эффективности  управления организацией в целом. Коллективная материальная и моральная заинтересованность побуждает все субъекты управления участвовать в обсуждении всех аспектов общественной деятельности, принятии и реализации управленческих решений  на коллективной основе. Обязательным становится и участие в проведении учета и контроля за мерой труда и потребления, сохранением товарно-материальных ценностей. Таким образом, функция контроля трансформируется в самоконтроль.

Самоуправление предусматривает  не только выбор и самостоятельное  принятие субъектом управления тех  или иных решений, но и их обязательное выполнение. Кроме того, каждый член коллектива несет личную ответственность  за выполнение решений. Во-первых, оно  предполагает определенную самостоятельность  организационно-хозяйственных звеньев  учреждения по отношению к высшим органам управления, то есть наделение  правом принимать самостоятельные решения по ряду вопросов (в данном случае речь идет не о самоуправлении, а об участии в управлении), а во-вторых, полную самостоятельность на базе слияния субъекта и объекта управления.

Самоуправление возможно только в  таких экономических условиях, в  которых каждый работник и трудовые коллективы реализуют себя в качестве субъектов собственности. В условиях самоуправления труд соединяется с  управлением через отношения  собственности. Так как экономической  формой их реализации является корпоратизм, то более благоприятные условия для развития самоуправления складываются на нижнем уровне, где корпоративные отношения проявляются наиболее значимо, их развитие и внедрение подводит прочный экономический фундамент под процессы самоуправления и демократизации всей деятельности местных субъектов управления.

В целом очень важно понять, что  возможности использования различных  методов управления неразрывно связаны  с саморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество назревших  вопросов на основе самоуправления.

 1.6.5 Научные методы социального управления

Сила научных методов состоит  в том, что они позволяют получить достоверную информацию об объеме анализа, обеспечивают надежную проверку знаний, дают возможность прогнозировать будущее  состояние объекта, указывают средства воздействия, обеспечивающие желанное изменение его. Они могут рационализировать  процесс принятия решений в социальной сфере.

К научным методам относятся:

1.      метод моделирования;

2.      метод прогнозирования;

3.      метод экспертных  оценок.

Метод моделирования. Иногда модель понимают как прототип, или шаблон, который  механически прилагается к различным  конкретным явлениям и процессам. Это  понимание ошибочно. Для достижения хороших результатов при решении  практических проблем необходимо всегда «работать по заказу», то есть модель должна отражать специфические признаки определенного процесса. Разумеется, различные модели могут иметь  общие признаки как отражение  реальных свойств предметов и явлений. Отсюда вытекает и значение изоморфизма для моделирования и управления.

Большие возможности оптимизации  управления раскрывает кибернетическое  моделирование. Как считают крупные  ученые, характерной чертой кибернетического подхода является тенденция к  упрощению (аппроксимации) сложных  объектов с целью изучения их основных параметров и на этой основе раскрытия  их глубокой сущности. Основной путь современной  научной характеристики таких объектов связан с построением моделей  для них с последующим увеличением  информационной содержательности этих моделей.

Процесс совершенствования моделей  полезно рассматривать как процесс  их постепенного обогащения или проработок, начиная обычно с самых простых  моделей.

В настоящее время наука и  практика располагают самыми разнообразными по характеру и предназначению методами и формами моделирования. В данном случае нас интересуют те модели, которые  непосредственно обслуживают управление, создают предпосылки его оптимизации. Для управления сложными системами  следует выработать качественно  новые модели, но полезно использовать и семантические и прагматические отношения.

Нет сомнений, что внедрение математики в эту область имеет огромное значение. Математическое моделирование  дает возможность использовать современные  методы и технические устройства в познании и повышать точность моделей. Наряду с этим следует моделировать и качественную сторону социальных явлений, специфика которых полно  раскрывается философией, социологией  и целым комплексом общественных наук.

Метод прогнозирования. Важное место  в управлении социальными системами  в настоящее время занимает прогнозирование. Всякое, даже самое элементарное, решение  предполагает определенное предвидение, поскольку этим решением проектируется действие в будущем. Выборка эффективных решений, особенно глобального и стратегического характера, требует умения предвидеть главные направления развития в данной сфере общества в целом и действовать сообразно с их закономерностями. При прочих равных условиях, чем больше вероятность появления в будущем определенного события, тем, естественно, солиднее база для принятия решения. Только на основе верных, научно обоснованных прогнозов можно действовать с перспективой, и результаты деятельности субъективного фактора совпадут в наибольшей степени с замыслом государственной политики, с преследуемыми субъектом управления целями. Прогноз как форма социального предвидения описывает возможную степень достижения тех или иных целей в зависимости от способа наших действий. При этом он может и должен охватывать как управляемые, так и относительно неуправляемые (стихийно протекающие) процессы.

Прогнозы выполняют ряд функций: ориентировочную, нормативную, предупредительную  и др. Они нацеливают органы управления на решение перспективных проблем, определяют условия, при которых  можно реализовать прогностическую  модель, предупреждают о возможных  отклонениях от нее. Таким образом, прогнозы выступают как необходимый  элемент всего процесса управления, содействуют его оптимизации.

Роль и значение прогнозирования  особенно сильно проявляются в условиях научно-технической революции, которая  усложняет связи в социальном организме и повышает динамику общества. Научно-техническая революция требует  еще в большей степени, чем  прежде, идеального опережения, верного  предвидения возможного развития последствий деятельности субъекта управления.

Прогнозирование, как и моделирование, – это сложная научно-исследовательская  и логико-конструктивная деятельность. Она должна быть организована так, чтобы  давать необходимую информацию при  подготовке управленческих решений. Значение прогнозов в управлении социальными  процессами заключается прежде всего в том, что они выступают предплановыми документами. Прогнозирование имеет задачей не констатировать возможное будущее, а помогать плановой деятельности, содействовать ее оптимизации. Разумеется, следует иметь в виду, что для выполнения этой функции необходима серьезная теоретико-прикладная работа, посредством которой знание, содержащееся в прогнозе, трансформируется так, что может служить основой оптимального планирования.

Моделирование и прогнозирование  социальных систем – тесно связанные  между собой виды деятельности. В  известном смысле прогноз можно  рассматривать как модель будущего. С другой стороны, модель какой-либо системы неминуемо повышает свою познавательную и управленческую роль, если базируется на перспективных изменениях в ней, а значит, на прогностической  информации. Метод моделирования  широко используется в прогностической  деятельности.

Метод экспертных оценок. Науке и  практике известны и различные методы экспертных оценок, которые успешно  используются в прогнозировании  и в выработке управленческих решений. Сопоставление различных  суждений, внимательный разбор, анализ аргументов, которые они содержат, синтез оценок обеспечивают необходимую  достоверность прогноза и способствуют подготовке и принятию оптимальных  решений.

В современных условиях в связи  с возросшей сложностью управленческого  процесса формируется специфический  вид труда, обслуживающего управление, – консультативный труд и соответствующий  метод управления. В развитых капиталистических  странах функционирует множество  обществ, бюро, организаций, которые  вырабатывают экспертные оценки и дают консультации руководителям. Крупные  ученые отстаивают создание системы  коммуникаций между специалистами  по управлению и руководством организаций.

В структуру управления компаниями все чаще вводится фигура (informal man), которой не дана власть и которая не несет ответственности за какой-либо сектор работы. Это советник президента или генерального управляющего, независимый эксперт, оценивающий положение вещей в компаниях не с позиции какого-либо подразделения или службы, а в широком, стратегическом масштабе. В отличие от специалистов, привлекаемых из консультативных фирм по управлению на основе договоров, этот эксперт является как бы доверенным лицом высшего руководства, посвященным во все намерения и тайны, относящиеся к долгосрочной стратегии и предстоящей тактике. Его не тяготит бремя текущей оперативной работы, груз прежних традиций и ошибок, он не ограничен тесными рамками служебной иерархии. От него требуются объективные оценки, смелые рекомендации крупного масштаба, которые могут существенно повлиять на положение дел.

Разновидностью независимой экспертизы служит введение в советы директоров компаний ученых, которые специализируются по вопросам экономики, рыночных отношений, финансов, капиталовложений, социального  управления. Постоянно работающий в  университете или научном центре ученый является одновременно и одним  из директоров компании. Не отвечая  за определенный участок работы и  не будучи связанным какой-либо отдельной  производственной функцией, он может  оказывать влияние на характер решений  высшего руководства.

Информация о работе Понятие «менеджмента социальной работы»