Понятие «менеджмента социальной работы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент социальной работы является одним из видов социального управления, т.е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК.
В переводе с древнееврейского слово управлять имело два значения. Первое – быть впереди и второе – возглавлять движение. Поэтому армия Израиля – это единственная армия в мире, где нет команды «вперед». Ее заменяет команда «за мной!».Термины «менеджмент», «менеджер» пришли к нам из английского языка и означают управление в организациях, управленец.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 327.19 Кб (Скачать файл)

Анализируя систему управления, необходимо выделить следующие ее компоненты. Помимо объекта и субъекта управления организационных и управленческих отношений и соответствующих видов деятельности, в нее входят функции управления, под которыми понимают конкретные направления деятельности. Функции управления можно классифицировать по их общим значениям, разделяя их на функции целевые и организационные. Назначение целевых функций состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальной организации. Поскольку суть управления состоит в достижении цели, целевые функции являются не только необходимым, но и определяющим элементом как управленческой деятельности, так и всей системы управления, ее становления и развития.

Процесс целеполагания является определяющим условием эффективности всей системы  управления. Содержание существующей системы управления функционально  организуется (самоорганизуется) именно для достижения определенных целей. Целеполагание всегда выполняет элемент прогнозирования – предвидения состояний, изменений, которые ожидаются в результате развития данной социальной системы.

Итак, основные задачи управления и  его составной части – организации  – решает система управления. Конечным результатом ее функционирования являются принятие и реализация грамотного управленческого  решения, которое всегда представляется интеллектуальным и психологическим  актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных  вариантов.

Выводы:

1. Необходимость социального управления, прежде всего, обусловлена разделением  труда и потребностью в его  кооперации. Как совместный труд  составляет основу всякого человеческого  общества, так и управление является  необходимым условием существования  и развития общества.

2. Ключевое понятие управления  – воздействие. Воздействие в  социальных системах носит осознанный  характер, и поэтому может быть  понято как такое воздействие  субъекта управления на объект, при котором имеется цель перевода  последнего в желаемое состояние.  Поэтому основным элементом управления  является целеполагание. 

3. Новой парадигмой управления  является все более полное  включение творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта  общества в содержание субъекта  управления, что позволяет формировать  управленческую элиту профессионалов, которая способна выполнить главную  миссию общества, – создать условия  для его саморазвития и повышения  качества жизни своих членов. Поэтому управление не только  сводится к достижению целей,  но и является средством поддержания  целостности любой сложной системы  и стимулирования ее саморазвития.

4. В процессе осуществления управленческой  деятельности создаются особого  рода управленческие отношения.  Они имеют свою сложную внутреннюю  структуру. Система управления, которая  складывается в процессе реализации  управленческой деятельности и  функций управления, состоит из  объекта и субъекта управления, системы прямых и обратных  связей внутри системы, источников  саморегуляции (интересов, потребностей, ценностей составляющих ее подструктур), разных органов управления. Содержание системы управления и внутренние принципы ее организации и самоорганизации определяет целеполагание, связанное с прогнозированием и моделированием социальных систем. Конечным итогом функционирования и развитая системы управления являются принятие и реализация управленческого решения.

 

1.3 Виды социального управления 

Управление заключается в оказании определенного воздействия на людей, заставляющего их действовать во имя общих интересов. Это воздействие  может иметь различный характер. В связи с этим можно говорить о различных видах управления.

Воздействие на людей может иметь  легитимный и нелигитимный характер, в связи с этим можно говорить о легимимном и нелигитимном управлении.

Легитимное управление осуществляется легитимными органами власти, например, президентом, правительством.

Нелигитимное управление осуществляется нелигитимной властью, например, неформальным лидером. Нелигитимное управление отождествляется с самоуправлением.

Социальное управление имеет множественные  применения. Оно используется для: обеспечения  устойчивого развития социальных организаций (включая общество), выпуска определенной продукции, получения высокой прибыли, предотвращения или ликвидация социальных конфликтов, повышения уровня жизни  людей, снижения заболеваемости и смертности населения, решения глобальных проблем  человечества. Несмотря на разнообразие применений, можно условно выделить два основных направления: как средство выживания социальных организаций  и как средство решения сложных  социальных проблем.

Социальное управление предполагает властное воздействие на некоторый  социальный объект, называемый объектом управления. При этом границы этого  объекта не всегда очевидны. Во многих случаях их определение требует  проведения специальных научных  исследований. Например, если речь идет об управлении фирмой, то вопросов о  границах объекта управления не возникает, а если же, например, требуется управлять  конфликтами или другими социальными  процессами, то без предварительного исследования здесь не обойтись.

Поэтому можно различать управление в зависимости от ясности границ его объекта управления, а именно, два вида управления:

1.      управление социальными  объектами с четкими границами;

2.      управление с  нечеткими границами объектов  управления.

В зависимости от типов социальных сфер, охватываемых управлением, оно  подразделяется подвиды:

—       государственное;

—       военное;

—       экономическое;

—       производственное;

—       общественное.

В зависимости от уровня управления оно подразделяется на:

—       государственное;

—       территориальное (региональное);

—       муниципальное;

—       управление предприятий (учреждений, организаций).

В зависимости от продолжительности  воздействия на социальный объект управление может быть:

—       оперативным;

—       стратегическим.

В зависимости от характера воздействия  на социальный объект управление может  быть:

—       явным и скрытым,

—       прямым и косвенным (опосредованным).

Возможны и другие виды социального  управления, классификация которых  представляет собой самостоятельную  задачу.

1.4 Законы социального  управления

Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности  процесса управления. Они носят объективный  характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование  законов позволяет приводить  деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.

К законам управления относятся: 1.      Закон необходимого разнообразия.

2.      Закон специализации  управления.3.      Закон  интеграции управления.

4.      Закон экономии  времени.

5.      Закон приоритетности  социальных целей.

6.      Закон возрастающей  субъективности и интеллектуальности  в управлении.

7.      Закон передачи  функций управления

Закон необходимого разнообразия, по которому разнообразие управляющей  системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее  объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Следовательно, суть этого закона состоит в том, что управляющая  подсистема должна обладать достаточным  разнообразием управляющих воздействий  и пропускной способностью для переработки  информации и выдачи управляющих  решений, с тем, чтобы успешно  справиться с разнообразием системы  и обеспечить ее функционирование и  развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соответственно разнообразию объекта управления.

Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными  делами ведет к расчленению его  функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях  управления, различных направлениях. Поэтому управление требует высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демографической и т.п.

Закон интеграции управления означает объединение в управлении различных  специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс  в рамках единого социального  организма — системы. В качестве интегрирующих факторов выступают  цели, задачи и интересы общества, которые  требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложной  социальной системы в соответствии с постоянными изменениями внутренней и внешней среды.

Закон экономии времени. Одним из основополагающих законов управления является закон экономии времени, который характеризует эффективность управления, следовательно, достижение поставленной цели с учетом наименьших временных потерь: материальных, человеческих и финансовых ресурсов, что во многом зависит от скорости и адекватности реакции субъекта управления на объект управления, решение любого вопроса в управлении в более короткое время, своевременно оказывает положительное влияние на конечный результат.

К числу основополагающих законов  социального управления относятся  также:

Закон приоритетности социальных целей, определяющих при целеполагании. Не производство, не политика, не экономика  являются целью развития общества и  условием поддержания его равновесия и развития, а постоянное повышение  качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерывное  совершенствование образа жизни. Осознание  этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального  государства, социально-ориентированного рынка, к социальному партнерству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу  в доходах самых богатых и  самых бедных. По объективным причинам не более 10% населения могут проживать  на пороге бедности. Это критическая  отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются  застой, стагнация, нарастание кризисных  явлений, здесь невозможно развитие, в том числе и экономическое.

В конце XX века изменилась парадигма  общественного развития – не экономика  определяет вектор развития, не само по себе хозяйство, наращивание или  сокращение его объемов, а развитие всей хозяйственной жизни для  повышения качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического  и духовного), является и главным  источником повышения эффективности  экономических результатов: надежности продукции, ее качества, следовательно, более высокой эффективности  производства.

Закон возрастающей субъективности и  интеллектуальности в управлении упреждает  характер управленческого воздействия. Закономерностью управленческих отношений  является то, что, будучи по сути своей  отношениями людей, складывающимися  в процессе управления, все они  в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются  и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных  изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственная – объективно-субъективная.

Закон передачи функций управления. Одним из важнейших законов современного социального управления является передача функций управления (функций, прав, полномочий, ресурсов) народным органам  самоуправления, развитие их самодеятельной активности по управлению общественными  делами, всемерное развертывание  сил саморегулирования и саморазвития. Корпоративный способ организации  социальной жизни в современных  условиях позволяет не просто декларировать  эти цели, а реализовывать их. Прежде всего потому, что эти заботы берут на себя не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муниципальные образования, население территорий, городов и районов. Поэтому центр тяжести в области здоровья нации во всем мире перемещается в муниципальные образования, которые при корпоративном хозяйствовании способны рационально решать эти вопросы, обеспечивать здоровый образ жизни своего населения.

Решение этих задач возможно при  одном условии: население – хозяин и собственник территории, на которой  оно проживает.

Поэтому самоуправление – основа развития муниципальных образований. Муниципалитет – (нем. Munizipalitat, от лат. Municipium) - город с правом самоуправления - в ряде стран совокупность выборных органов местного управления и самоуправления; имеет право принимать обязательные решения, вводить местные налоги, иметь в собственности имущество (муниципальная собственность).

 В практике социального управления  необходимо учитывать, что: 

-       система социального  управления целостна, что обусловлено  культурными, политическими и  экономическими факторами общественного  развития. Это проявляется в неразрывной  цепи отношений управления (от  высших органов управления до  низших его звеньев), в единстве  социального управления со всеми  его составными частями на  основе гармонизации разных целей  и интересов общества, в сочетании  основных функций и методов  управления;

Информация о работе Понятие «менеджмента социальной работы»