Понятие «менеджмента социальной работы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент социальной работы является одним из видов социального управления, т.е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК.
В переводе с древнееврейского слово управлять имело два значения. Первое – быть впереди и второе – возглавлять движение. Поэтому армия Израиля – это единственная армия в мире, где нет команды «вперед». Ее заменяет команда «за мной!».Термины «менеджмент», «менеджер» пришли к нам из английского языка и означают управление в организациях, управленец.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 327.19 Кб (Скачать файл)

9. Функция контроля деятельности, которая в условиях интеллектуализации  большинства сфер человеческой  деятельности осуществляется ныне  при помощи доведения до подразделений  и исполнителей ключевых параметров, по которым руководство будет  оценивать результаты их работы  за соответствующий временной  период. Как правило, это работа  на заданном сегменте рынка,  соответствие качества товара  его рекламе, а также качество  обслуживания покупателей, количество  постоянных клиентов, показатели  прибыли и рентабельности сделок.

Реализация данных функций в  полном объеме обеспечивает высокое  качество менеджмента организаций  и создает потенциал конкурентных преимуществ за счет более оперативного и полного удовлетворения потребностей покупателей.

1.5 Принципы социального  управления

Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся  в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают – им следуют.

К основным принципам социального  управления относят принципы:

·        единоначалия в принятии решений и коллегиальности  при их обсуждении;

·        единства воздействия  всех методов управления для поддержания  целостности социальной системы;

·        сочетания  отраслевого и территориального управления;

·        приоритетности в достижении стратегических целей;

·        научности  социального управления;

·        прогнозирования  социального управления;

·        мотивации (стимулирования) труда;

·        ответственности  за результаты социального управления;

·        рационального  подбора, подготовки, расстановки и  использования кадров;

·        экономичности  и эффективности управления;

·        системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей  из различных звеньев);

·        иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют  деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей  ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);

 

·        необходимого разнообразия (управляющая система  должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая  система);

·        обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей  системы на управляемую систему  путем сравнения фактического состояния  с заданным);

·        сочетания  единоначалия и коллегиальности;

·        ситуационного  управления по прогнозированию возмущений;

·        программно-целевого обеспечения;

·        делегирования  полномочий;

·        гуманизма  и нравственности в управлении;

·        гласности  в принятии решения.

Принципы управления позволяют  формировать систему методов  и выбирать каждый метод в отдельности. Однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального  управления должны:

-       основываться  на законах развития общества, на законах управления;

-       соответствовать  целям социального управления  и отражать основные свойства, связи и отношения управления;

-       учитывать временные  и территориальные аспекты процессов  социального управления;

-       в необходимых  случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных  нормативных документах.

Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального  управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть  не могут, так как выражают общие  требования к системе социального  управления. Формы же и методы использования  этих принципов на различных этапах социального развития могут и  должны быть различными.

1.6.1 Социальные и социально-психологические  методы управленииПо содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т.д.

Социальные методы управления связаны  со способами достижения социальных целей общества не только экономическими, организационно-административными  способами мотивации человеческого  поведения, но и непосредственно: через  постановку социальных целей, повышение  качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных  структур, управленцев, в первую очередь. Являясь основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального фактора) они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим  стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защищенностью, качеством социального воздействия, чувством социальной сопричастности к  делам фирмы и т.п.

Социальные методы включают широкий  спектр методов:

·        социального  нормирования – правила внутреннего  поведения, кодексы этикета, прогрессивные  моральные, социальные и этические  нормы.

·   социального регулирования, включающие:

-       методы повышения  социально-производственной активности (обмен опытом, пропаганда, критика,  самокритика);

-       методы социальной  преемственности (посвящение в  рабочие, праздники трудовой славы,  чествование ветеранов, торжественные  собрания и др.);

-       договоры, взаимные  обязательства, системы отбора, распределения  и удовлетворения социальных  потребностей;

·   морального стимулирования (различные  формы награждений, грамоты, благодарности);

·  воспитательные методы – приемы и способы убеждения, контроля за деятельностью руководства, что способствует развитию у работников прогрессивных форм мотивации.

 Социальные методы управления  включают в себя социально-психологические  способы и приемы воздействий  на процесс формирования и  развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологических механизмов, действующих в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, личности с их ролями и статусами, связанными системой взаимоотношений и социальных потребностей и др. Социально-психологические методы управления, прежде всего, отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллективов.

Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между  людьми путем оптимального подбора  и расстановки персонала. К ним  относятся:

·        методы комплектования малых групп – позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками  с учетом психологической совместимости;

·        методы гуманизации труда – использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т.д.;

·        методы профессионального  отбора и обучения – направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим  характеристикам наиболее соответствуют  требованиям выполняемой работы.

·        методы психологического побуждения – за счет различных  способов мотивации:

-       внушения;

-       убеждения;

-       подражания;

-       вовлечения;

-       личный пример;

-       принуждения  и др.

В целом к социальным и психологическим  методам относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные  законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь  являются социальные и психологические  процессы на уровне народонаселения, производственного  коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

1.6.2 Экономические методы управления

Экономические методы управления –  это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью  конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме  сугубо личных, участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.

В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая  должна быть максимально связана  с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно  связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или  с результатами деятельности всей фирмы.

Среди многообразия экономических методов управления можно выделить, например, методы экономического стимулирования.

Экономическое стимулирование представляет собой совокупность способов воздействия  путем создания экономических условий, побуждающих работников организации  действовать в нужном направлении  и добиваться решения поставленных перед ним задач метод управления, опирающийся на экономические интересы работников.

Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника  в зависимости от личного вклада. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых  и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала  и каждого работника в получении  возможно высокой прибыли. Экономическое  стимулирование базируется на следующих  основных принципах:

·        взаимосвязь  и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;

·        дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений  в структуре производства;

·        сочетание  экономического стимулирования с другими  методами мотивации;

·        сочетание  экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и  отдельных работников.

Экономическое стимулирование основывается на использовании:

-       принципов и  методов оценки и стимулирования  повышения эффективности труда  на каждом рабочем месте;

-       системы оплаты  труда, материального поощрения  работников организации; 

-       прибыли;

-       фондов заработной  платы, материального поощрения,  научно-технического и социального  развития.

1.6.3 Организационно-распорядительные  методы управления

Организационно-распорядительные методы – это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных методов  относят:

·        организационное  проектирование;

·        регламентирование;

·        нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения. При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются  конкретные исполнители и сроки  выполнения. Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а  распорядительные относятся большей  частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования  состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав  фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются  в форме:

—       приказа;

—       постановления;

—       распоряжения;

—       инструктажа;

—       команды;

—       рекомендации.

Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

Информация о работе Понятие «менеджмента социальной работы»