Понятие «менеджмента социальной работы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент социальной работы является одним из видов социального управления, т.е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК.
В переводе с древнееврейского слово управлять имело два значения. Первое – быть впереди и второе – возглавлять движение. Поэтому армия Израиля – это единственная армия в мире, где нет команды «вперед». Ее заменяет команда «за мной!».Термины «менеджмент», «менеджер» пришли к нам из английского языка и означают управление в организациях, управленец.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 327.19 Кб (Скачать файл)

Вебер оставил в наследство четко  разработанную, обоснованную теорию бюрократии, которая означает замену личного  контроля над человеком на орг. контроль специализированных на управлении административных органов.

Теория Вебера опирается на принципы бюрократического управления:

·        строгое функциональное разделение управленческих функций;

·        соблюдение иерархии служебных отношений, четкая административная структура, разграничение  управленческих постов, единоначалие;

·        жесткое соблюдение трудовой и технической дисциплины;

·        безусловное  выполнение работниками всех инструкций, предписаний, норм и стандартов;

·        руководители фирмы должны обеспечить работникам социальную защищенность;

продвижение по служебной лестнице должно зависеть не от личной прихоти  руководителя, а от профессиональных качеств и способностей работника.

2.1.2 Школы человеческих  отношений и поведенческих наук

Концепция управления с позиции  психологии и человеческих отношений  определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные психологом Абрахамом Харольдом Маслоу (1908-1970), доказали, что мотивами поведения людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Производительность труда рабочих оказалась способной к повышению не столько в связи с повышением зарплаты, сколько в результате роста удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

Концепция управления с позиции  науки о поведении направлена на повышение эффективности, жизнедеятельности  фирмы (организации) в результате лучшего  использования человеческих ресурсов. С этой целью проводили исследования различных аспектов социального  взаимодействия, мотивации, характера  руководства, власти, авторитета менеджера, организационной структуры, коммуникации в организации, изменение содержания работы и качества труда.

Данное направление начало развиваться  в 30-х годах, однако реальное развитие получило в  50-е года прошлого столетия.

Представители поведенческих наук разрабатывали методы управления персоналом, которые позволяли использовать психологические и социальные особенности  работников, кроме этого их интересовали проблемы развития партнерских человеческих отношений между руководителем  и персоналом, вовлечение работников в управленческие процессы.

Школы человеческих отношений и  поведенческих наук.

·        Школа промышленной психологии (Х.Мюнстенберг) – развивалась в первой четверти ХХ в. Основное внимание уделяется правильному подбору и расстановке кадров. Работники должны соответствовать по своим психологическим параметрам (типу личности, темпераменту, рефлексии, способностям) занимаемой должности. Отбор следует проводить согласно тестам и психологическим испытаниям.

·        Школа партнерских  отношений (Э.Мэйо, Красовский) – внимание к развитию партнерских отношений между руководителем и работниками: взаимодействие построено на отношениях сотрудничества и доверия, работники делегируют полномочия, привлекают к принятию производственных решений; развивают неформальные отношения.

·        Школа лидерства (Мак Грегор, Ликарт Р., Ф.Фидлер) –развитие лидерства среди руководителей и персонала, использование различных стилей руководства: от авторитаризма к демократии, изучение и использование приемов неформального влияния на работников, использование различных форм власти и видов авторитета.

·        Психоаналитическая школа (З.Фрейд, К.Юнг) – уделяют внимание прежде всего механизму психологического воздействия на личность работника в процессе управленческого общения.

·        Школа «человеческих  отношений», первая половина ХХ века (Э.Мэйо, К.Арджирис, Ф.Херуберг). Основное внимание уделено выявлению роли отношений в малых неформальных группах и использованию в управлении психологических и социальных особенностей неформальных групп в организации. Они не согласны с классиками менеджмента, что успех управления зависит от максимального разделения труда по функциям. Главное – это забота о сотрудниках и удовлетворение их потребностей, консультации с работниками, гибкая организация отношений.

Американский психолог и социолог Элтон Мэйо (1880-1949), считал, что социальное управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии. Для доказательства своих идей Э.Мэйо в 1927-1932 гг. проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент (г. Хоторн близ Чикаго). Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течение пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. Когда при двенадцатом по счету изменении в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но продолжал возрастать. По мнению Э.Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы – личные и групповые.

Данная школа положила начало развитию идей о «человеке в организации», роли «человеческого фактора» в ней.

Представители этой школы разработали  свой инструментарий управления, который  в настоящее время широко используется на практике:

·        человеческие отношения;

·        условия работы;

·        отношения  «руководитель – подчиненные»;

·        стиль руководителя (лидера);

·        мотивация  труда;

·        психологический  климат в группе (коллективе) и его  улучшение.

Один из важнейших выводов в  рамках «школы человека» состоит  в том, что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими  и «человековедческие дисциплины» – психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и другие.

2.1.3 Кибернетическая школа

Кибернетическая школа – оказала  поистине революционное влияние  на развитие практики и науки управления в технических, технологических, биологических, экономических и социальных системах.

Основоположник этой школы –  американский профессор Н.Винер (1894-1964). Свои идеи он изложил в книге «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» (1948 г.). Название, избранное им для новой науки, происходит от греческого слова, которое в буквальном переводе означает «кормчий». Это слово использовал в свое время древнегреческий философ Платон, называвший так искусство управлять кораблем. А французский физик Андре Ампер в 1834 году именовал кибернетикой науку об управлении человеческим обществом.

Основой любого вида управления являются информация и связанные с ней  процессы сбора, обработки, передачи, выдачи, хранения, изменения и др. Управленческий труд – это труд, в основе которого лежит информация. Без информации нет управления. Кто владеет информацией, тот и управляет. Управление –  это не море, а океан информации. Эти фразы очень точно выражают информационную грань управления.

Специалисты полагают, что нынешние поколения людей находятся в  самом начале развития информационных систем, технологий и технических  средств для работы с информацией. Больше того, ожидается, что именно в XXI веке появится «информационное оружие», с помощью которого можно выводить человека из строя, управлять им в нужном режиме.

 

2.1.4 Эмпирическая школа

Наряду с «революционными управленческими  школами» существует еще школа, которая  не сделала громких открытий, а  просто «шла от практики». Это эмпирическая школа, представители которой во главу угла поставили:

1.      конкретные условия,  конкретную ситуацию, цель, задачу, проблему;

2.      нахождение средств,  форм и методов, позволяющих  решить данную проблему, задачу  и т.д.;

3.      накопление необходимого  опыта управления, руководства, его  самооценка;

4.      учебу «на ходу»,  приобретение необходимых знаний, навыков и умений на практике, в общении со специалистами,  руководителями, которые являются  профессионалами в своем деле;

5.      использование опыта  людей, отошедших от активной  деятельности, в качестве консультантов,  экспертов. Не использовать знания  знатоков – значит проходить  мимо информационных банков, обладающих  подчас уникальной информацией.

Одним из представителей этой школы  является Питер Фердинанд Дракер (1909-2005) – американский экономист, социолог, специалист в области проблем управления, один из теоретиков эмпирической школы в индустриальной социологии.

Именно эта школа привнесла  новые формы и методы обучения и прежде всего менеджменту –  разработку, анализ конкретных ситуаций и принятие решений. То есть знания приобретаются в процессе моделирования  действий и решений в определенных условиях.

Основной понятийный инструментарий эмпирической школы:

·        конкретные условия;

·        конкретная ситуация, проблема, цель, задача;

·        средства достижения цели;

·        методы подготовки и принятия решений;

·        конкретный опыт;

·        памятки типа «Как принимать решения», «Как эффективно общаться с людьми», «Как добиться успеха»  и т.д.Литература по менеджменту очень разнородна. Один из ее видов – так называемые «книги об успехе» – опыт конкретной фирмы, выдающегося менеджера.

2.1.5 Школа социальных  систем

Школа социальных систем школа не только впитала то, что было разработано  в других теориях, но и выработала собственный инструментарий – системный  подход к явлениям, процессам, организациям.

Системный подход – это анализ, моделирование и решение разных сторон, которые определенным образом  взаимосвязаны: организационная, психологическая, социально-психологическая, экономическая, политическая, демографическая, информационная, технологическая, техническая, экологическая, этническая, историческая, коммуникационная и другие.

Образно говоря, «школа социальных систем»  дает в руки разнообразный оценочный  и деятельностный инструментарий, который не позволяет, «говоря о голове, увязнуть хвосту» и, наоборот, «смотреть на хвост, забывая о голове». К системному подходу относятся следующие понятия:

·        система, подсистема, элемент; системный подход; системный  анализ;

·        структуризация целей, задач;

·        внутренняя и внешняя среда;

·        набор, оценка и выбор средств достижения цели, решения задач;

·        оценка связи  «цель – средства – результаты»; предвидение и сценарии событий  и др.

 

2.1.6 Школа управленческой  науки или количественный подход

Данная школа менеджмента оформилась в 50-60-е гг. XX в. Суть деятельности менеджеров ее последователи видели в разработке практических направлений ведения  бизнеса с целью получения  прибыли. Выдающимся представителем данного  направления является Питер Дракер, который предложил концепцию управления по целям. До этого внимание менеджеров в основном концентрировалось на функциях и процессах производства. Главные задачи менеджмента, считал П.Дракер, – это делать людей производительными, достигая финансовых целей и заботясь о клиентах.

В начале 50-х годов он выдвинул идею самоуправляющегося трудового коллектива, руководит им демократически выбранный  орган из рабочих и служащих, который  принимает ключевые решения социального  развития предприятия. Вовлечение работников в управление, считал он, формирует  их ответственное отношение к  труду, способствует согласованию целей  предприятия с целями работников.

 

2.1.7 Ситуационный менеджмент

Суть ситуационных теорий менеджмента  состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях  могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому до начала управленческих решений менеджеры должны оценить  специфику создавшейся ситуации и поступать в соответствии с  ней.

Согласно ситуационной теории менеджмента, для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой ситуации, необходимо:

1.      понять, какие требования  предъявляет к организации данная  ситуация;

2.      разработать подход  организации к ее решению, исходя  из влияния на нее специфической  ситуации;

3.      создать внутри  организации необходимую гибкость  мышления и действий, позволяющих  перейти к новому стилю поведения,  соответствующему новой ситуации;

4.      провести организационные  изменения, позволяющие подстроиться  к ситуации.

Ситуационные теории отрицали наличие  универсальных подходов и принципов  управления. С точки зрения данных теорий управление – это, в первую очередь, искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление.

Информация о работе Понятие «менеджмента социальной работы»