Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:26, контрольная работа
Менеджмент социальной работы является одним из видов социального управления, т.е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК.
В переводе с древнееврейского слово управлять имело два значения. Первое – быть впереди и второе – возглавлять движение. Поэтому армия Израиля – это единственная армия в мире, где нет команды «вперед». Ее заменяет команда «за мной!».Термины «менеджмент», «менеджер» пришли к нам из английского языка и означают управление в организациях, управленец.
Вебер оставил в наследство четко разработанную, обоснованную теорию бюрократии, которая означает замену личного контроля над человеком на орг. контроль специализированных на управлении административных органов.
Теория Вебера опирается на принципы бюрократического управления:
· строгое функциональное разделение управленческих функций;
· соблюдение иерархии служебных отношений, четкая административная структура, разграничение управленческих постов, единоначалие;
· жесткое соблюдение трудовой и технической дисциплины;
· безусловное выполнение работниками всех инструкций, предписаний, норм и стандартов;
· руководители фирмы должны обеспечить работникам социальную защищенность;
продвижение по служебной лестнице должно зависеть не от личной прихоти руководителя, а от профессиональных качеств и способностей работника.
2.1.2 Школы человеческих отношений и поведенческих наук
Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные психологом Абрахамом Харольдом Маслоу (1908-1970), доказали, что мотивами поведения людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Производительность труда рабочих оказалась способной к повышению не столько в связи с повышением зарплаты, сколько в результате роста удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.
Концепция управления с позиции науки о поведении направлена на повышение эффективности, жизнедеятельности фирмы (организации) в результате лучшего использования человеческих ресурсов. С этой целью проводили исследования различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера руководства, власти, авторитета менеджера, организационной структуры, коммуникации в организации, изменение содержания работы и качества труда.
Данное направление начало развиваться в 30-х годах, однако реальное развитие получило в 50-е года прошлого столетия.
Представители поведенческих наук разрабатывали методы управления персоналом, которые позволяли использовать психологические и социальные особенности работников, кроме этого их интересовали проблемы развития партнерских человеческих отношений между руководителем и персоналом, вовлечение работников в управленческие процессы.
Школы человеческих отношений и поведенческих наук.
· Школа промышленной психологии (Х.Мюнстенберг) – развивалась в первой четверти ХХ в. Основное внимание уделяется правильному подбору и расстановке кадров. Работники должны соответствовать по своим психологическим параметрам (типу личности, темпераменту, рефлексии, способностям) занимаемой должности. Отбор следует проводить согласно тестам и психологическим испытаниям.
· Школа партнерских отношений (Э.Мэйо, Красовский) – внимание к развитию партнерских отношений между руководителем и работниками: взаимодействие построено на отношениях сотрудничества и доверия, работники делегируют полномочия, привлекают к принятию производственных решений; развивают неформальные отношения.
· Школа лидерства (Мак Грегор, Ликарт Р., Ф.Фидлер) –развитие лидерства среди руководителей и персонала, использование различных стилей руководства: от авторитаризма к демократии, изучение и использование приемов неформального влияния на работников, использование различных форм власти и видов авторитета.
· Психоаналитическая школа (З.Фрейд, К.Юнг) – уделяют внимание прежде всего механизму психологического воздействия на личность работника в процессе управленческого общения.
· Школа «человеческих отношений», первая половина ХХ века (Э.Мэйо, К.Арджирис, Ф.Херуберг). Основное внимание уделено выявлению роли отношений в малых неформальных группах и использованию в управлении психологических и социальных особенностей неформальных групп в организации. Они не согласны с классиками менеджмента, что успех управления зависит от максимального разделения труда по функциям. Главное – это забота о сотрудниках и удовлетворение их потребностей, консультации с работниками, гибкая организация отношений.
Американский психолог и социолог Элтон Мэйо (1880-1949), считал, что социальное управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии. Для доказательства своих идей Э.Мэйо в 1927-1932 гг. проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент (г. Хоторн близ Чикаго). Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течение пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. Когда при двенадцатом по счету изменении в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но продолжал возрастать. По мнению Э.Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы – личные и групповые.
Данная школа положила начало развитию идей о «человеке в организации», роли «человеческого фактора» в ней.
Представители этой школы разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время широко используется на практике:
· человеческие отношения;
· условия работы;
· отношения «руководитель – подчиненные»;
· стиль руководителя (лидера);
· мотивация труда;
· психологический климат в группе (коллективе) и его улучшение.
Один из важнейших выводов в рамках «школы человека» состоит в том, что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и «человековедческие дисциплины» – психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и другие.
2.1.3 Кибернетическая школа
Кибернетическая школа – оказала поистине революционное влияние на развитие практики и науки управления в технических, технологических, биологических, экономических и социальных системах.
Основоположник этой школы – американский профессор Н.Винер (1894-1964). Свои идеи он изложил в книге «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» (1948 г.). Название, избранное им для новой науки, происходит от греческого слова, которое в буквальном переводе означает «кормчий». Это слово использовал в свое время древнегреческий философ Платон, называвший так искусство управлять кораблем. А французский физик Андре Ампер в 1834 году именовал кибернетикой науку об управлении человеческим обществом.
Основой любого вида управления являются информация и связанные с ней процессы сбора, обработки, передачи, выдачи, хранения, изменения и др. Управленческий труд – это труд, в основе которого лежит информация. Без информации нет управления. Кто владеет информацией, тот и управляет. Управление – это не море, а океан информации. Эти фразы очень точно выражают информационную грань управления.
Специалисты полагают, что нынешние поколения людей находятся в самом начале развития информационных систем, технологий и технических средств для работы с информацией. Больше того, ожидается, что именно в XXI веке появится «информационное оружие», с помощью которого можно выводить человека из строя, управлять им в нужном режиме.
2.1.4 Эмпирическая школа
Наряду с «революционными
1. конкретные условия, конкретную ситуацию, цель, задачу, проблему;
2. нахождение средств, форм и методов, позволяющих решить данную проблему, задачу и т.д.;
3. накопление необходимого опыта управления, руководства, его самооценка;
4. учебу «на ходу»,
приобретение необходимых
5. использование опыта
людей, отошедших от активной
деятельности, в качестве консультантов,
экспертов. Не использовать
Одним из представителей этой школы является Питер Фердинанд Дракер (1909-2005) – американский экономист, социолог, специалист в области проблем управления, один из теоретиков эмпирической школы в индустриальной социологии.
Именно эта школа привнесла новые формы и методы обучения и прежде всего менеджменту – разработку, анализ конкретных ситуаций и принятие решений. То есть знания приобретаются в процессе моделирования действий и решений в определенных условиях.
Основной понятийный инструментарий эмпирической школы:
· конкретные условия;
· конкретная ситуация, проблема, цель, задача;
· средства достижения цели;
· методы подготовки и принятия решений;
· конкретный опыт;
· памятки типа «Как принимать решения», «Как эффективно общаться с людьми», «Как добиться успеха» и т.д.Литература по менеджменту очень разнородна. Один из ее видов – так называемые «книги об успехе» – опыт конкретной фирмы, выдающегося менеджера.
2.1.5 Школа социальных систем
Школа социальных систем школа не только впитала то, что было разработано в других теориях, но и выработала собственный инструментарий – системный подход к явлениям, процессам, организациям.
Системный подход – это анализ, моделирование и решение разных сторон, которые определенным образом взаимосвязаны: организационная, психологическая, социально-психологическая, экономическая, политическая, демографическая, информационная, технологическая, техническая, экологическая, этническая, историческая, коммуникационная и другие.
Образно говоря, «школа социальных систем» дает в руки разнообразный оценочный и деятельностный инструментарий, который не позволяет, «говоря о голове, увязнуть хвосту» и, наоборот, «смотреть на хвост, забывая о голове». К системному подходу относятся следующие понятия:
· система, подсистема, элемент; системный подход; системный анализ;
· структуризация целей, задач;
· внутренняя и внешняя среда;
· набор, оценка и выбор средств достижения цели, решения задач;
· оценка связи «цель – средства – результаты»; предвидение и сценарии событий и др.
2.1.6 Школа управленческой
науки или количественный
Данная школа менеджмента
В начале 50-х годов он выдвинул идею самоуправляющегося трудового коллектива, руководит им демократически выбранный орган из рабочих и служащих, который принимает ключевые решения социального развития предприятия. Вовлечение работников в управление, считал он, формирует их ответственное отношение к труду, способствует согласованию целей предприятия с целями работников.
2.1.7 Ситуационный менеджмент
Суть ситуационных теорий менеджмента состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому до начала управленческих решений менеджеры должны оценить специфику создавшейся ситуации и поступать в соответствии с ней.
Согласно ситуационной теории менеджмента, для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой ситуации, необходимо:
1. понять, какие требования
предъявляет к организации
2. разработать подход
организации к ее решению,
3. создать внутри
организации необходимую
4. провести организационные
изменения, позволяющие
Ситуационные теории отрицали наличие
универсальных подходов и принципов
управления. С точки зрения данных
теорий управление – это, в первую
очередь, искусство менеджеров понять
ситуацию, вскрыть ее характеристики
и выбрать соответствующее