Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:26, контрольная работа
Менеджмент социальной работы является одним из видов социального управления, т.е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК.
В переводе с древнееврейского слово управлять имело два значения. Первое – быть впереди и второе – возглавлять движение. Поэтому армия Израиля – это единственная армия в мире, где нет команды «вперед». Ее заменяет команда «за мной!».Термины «менеджмент», «менеджер» пришли к нам из английского языка и означают управление в организациях, управленец.
Определенный интерес
Большинство исследователей считают,
что теория и практика управления
в США достигли значительно более
высокого уровня развития, чем в
других странах мира. По их мнению, высокая
производительность труда в США
обеспечивается за счет лучшей организации
производства. Работая на европейском
рынке, американские бизнесмены получают
высокие прибыли, умело приспосабливаясь
к разным условиям на рынках. Именно
отставанием в организации
2.1.1 Классическая научная школа
Первой школой менеджмента была классическая научная школа (или организационная), сформировавшаяся в период с 90-х гг. XIX в. по 20-е гг. XX в. Главными представителями данной школы были Фредерик Тейлор, Генри Форд, Гаррингтон Эмерсон, Анри Файоль и Макс Вебер.
Основоположником науки
Ф.Тейлор поставил перед собой задачу создать рациональное управление производством на предприятии. Он использовал очень простые методы, а именно наблюдал за персоналом и фиксировал каждое движение человека, после чего посчитал количество реального времени, которое тратилось на реальную работу, и оказалось, что из 12 часов работы на самом деле трудились всего 8,5-9 часов. Проанализировав процессы труда, Тейлор разработал для каждой должности и профессии точную технологию трудовых операций: в итоге получилось, что интенсивность труда резко выросла, производительность тоже резко выросла, повысились доходы предприятия и увеличилась зарплата работников. Часто систему Тейлора называли «потогонной». Он предлагал сократить рабочий день. В целях повышения эффективности организации труда он разделил труд на исполнительский и распорядительский.
Впервые свои взгляды на управление он изложил в статье «Система кусочных расценок» (1895 г.). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903 г.) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911 г.), а книгу «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента в качестве науки и самостоятельной области исследований.
Теория Тейлора основана на ряде базовых и конкретных принципов Научной организации труда (НОТ):
Базовые принципы:
· Научный, а не эмпирический подход к разработке каждого элемента работ.
· Научный подход к отбору, обучению и развитию работников.
· Рационализм в организации труда (ничего лишнего).
· Строгое разделение труда на управленческий и исполнительский.
Конкретные принципы:
· Рациональное разделение труда: для руководителей – по функциям, для персонала – по трудовым операциям. Жесткая специализация труда.
· Оплата труда работников должна определяться только их личными трудовыми усилиями, важнее всего личная заинтересованность.
· Руководитель должен отдавать работникам очень точные распоряжения, где в письменной форме, в виде инструкций подробно изложены методы выполнения задания;
· Каждый работник индивидуально отвечает за результаты своего труда и на него не должно оказываться групповое влияние работников коллектива;
· Менеджер полностью отвечает за предприятие, работники не имеют права оспаривать его действия.
· Изучение и измерение процессов труда, рабочего времени.
Следует выделить
1. определенное задание
на основе тщательного анализа
работы и определения
2. определенная норма
времени, установленная
3. определенный метод работы, зафиксированный документально.
Другим представителем классической научной школы является Генри Форд (1863-1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.
Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922 г.), «Сегодня, завтра» (1926 г.), «Движение вперед» (1930 г.), «Эдисон, каким я его знал» (1930 г.).
В период индустриализации в СССР некоторые рабочие, инженеры и руководители стажировались на заводах Г.Форда, осваивая технику, организацию труда и управление производством.
Основные принципы системы Г.Форда:
· массовое изготовление стандартной продукции на основе конвейера;
· непрерывность и подвижность процесса производства;
· максимальный темп работы;
· новая технология на основе поточного производства;
· точность как стандарт и качество продукции;
· определяющая
роль технико-технологической
· экономический эффект системы;
· не быть зависимым от человека, его слабостей.
Значительный вклад в науку и практику классической научной школы менеджмента внес Гаррингтон Эмерсон (1853-1931). В знаменитой работе «Двенадцать принципов производительности» (1911 г.) он первый дал понять значение и силу принципов производительного труда, считая, что «...правильные принципы в руках посредственных людей оказываются сильнее бессистемных и случайных попыток гения...». К этим принципам относятся:
1. точно поставленные идеалы или цели;
2. здравый смысл;
3. компетентная консультация;
4. дисциплина;
5. справедливое отношение к персоналу;
6. быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;
7. диспетчирование;
8. нормы и расписания;
9. нормализация условий;
10. нормирование операций;
11. стандартные писаные
12. вознаграждение за
Автором функционального подхода в управлении организациями и классиком «организационной школы» считается также французский инженер Анри Файоль (1841-1925), проработавший с 1860 по 1918 г. в крупной горно-металлургической компании «Комамболь». В 1888 году он принял руководство компанией, находившейся на грани банкротства, и в последующем превратил ее в одно из самых процветающих предприятий Франции.
Обобщая свой богатый практический опыт работы в качестве руководителя, он первым создал «теорию администрации», изложив ее в книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.). А. Файоль считал, что на предприятии выполняется шесть групп операций:
1. Технические – производство, выделка и обработка.
2. Коммерческие – покупка, продажа, обмен.
3. Финансовые – привлечение средств и распоряжение ими.
4. Страховые – страхование и охрана имущества и лиц.
5. Учетные – бухгалтерия, калькуляция, учет и статистика.
6. Административные – предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль.
Он впервые определяет установки (качества), которыми должен обладать персонал предприятия для выполнения вышеназванных операций (функций):
— физические качества: здоровье, сила, ловкость;
— умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума;
— нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства;
— общее развитие:
запас различных понятий, не относящихся
исключительно к области
— специальные знания: относящиеся исключительно к какой-либо одной функции;
— опыт: знания, вытекающие из практики.
Деятельность администратора, по А.Файолю, имеет свою специфику. В ней нет ничего негибкого и абсолютного. Вопрос заключается в чувстве меры – производного такта и опыта. В своей практике А.Файоль использовал следующие принципы управления:
— разделение труда;
— власть;
— дисциплина;
— единство распорядительства (командования);
— единство руководства;
— подчинение частных интересов общему;
— вознаграждение;
— централизация; иерархия;
— порядок; справедливость;
— постоянство состава персонала;
— инициатива;
— единение персонала.
Таким образом, все то, что было
наработано в научном и практическом
отношениях представителями данной
школы, стало классическими
Основной организационный
· процесс и организация труда;
· нормы и нормативы;
· инструкции;
· анализ работы;
· подбор персонала;
· обучение и тренировка работников;
· оплата и системы оплаты труда;
· подсчет затрат и учет;
· принципы производительности и управления;
· функции руководителя;
· требуемые знания, навыки и умения.
Весь этот инструментарий используется и сегодня при организации социальной работы и управления ею.
Разработчиком концепции рациональной управленческой бюрократии (бюро – стол, крат – сила, власть) и основателем бюрократического направления в менеджмента является Макс Вебер (1864-1920) – родился в очень образованной и богатой семье. Юрист, профессор трех университетов Германии. Он занимался изучением капитализма и предпринимательства и пришел к выводу, что приоритетным является развитие государства, а на этой основе общества и человека. При этом благосостояние нации зависит от индивидуальных познавательных способностей человека и от индивидуальных мотиваций.
Для того чтобы можно было организовать социальное взаимодействие людей необходима рациональная система власти на уровне государства. При этом многое зависит от поведения бюрократии. Вебер считал, что общество часто не соглашается с разумными требованиями государства и поэтому необходимо принуждение. По мнению Вебера, власть может быть эффективной, если:
1. она опирается на традиции;
2. бюрократия, т.е.
власть должна быть очень
3. власть должна быть харизматичной, т.е. тот, кто руководит должен быть авторитетом для общества.
Вебер считал, что разработал прагматическую
модель развития и управления обществом,
где полезное перевешивает определенные
недостатки и несоответствия. По мнению
Вебера при управлении социально-экономическими
системами нужно опираться на
четкие правила и принципы, но помнить,
что не может быть точных повторений
ситуаций и управленческих действий.
Конструкция управления (шире –
государства) зависит от индивида, мотивации
и познавательных способностей человека.
Только зная мотивацию поведения
людей, можно добиваться эффективного
управления государством. Ядром философии
ученого является представление
жизни как «борьбы человека против
человека». Именно в этой вечной борьбе
за выживание и появляется возможность
для развития и эффективной экономической
деятельности. Исходя из данной философии,
Вебер вывел парадигму