Понятие «менеджмента социальной работы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент социальной работы является одним из видов социального управления, т.е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК.
В переводе с древнееврейского слово управлять имело два значения. Первое – быть впереди и второе – возглавлять движение. Поэтому армия Израиля – это единственная армия в мире, где нет команды «вперед». Ее заменяет команда «за мной!».Термины «менеджмент», «менеджер» пришли к нам из английского языка и означают управление в организациях, управленец.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 327.19 Кб (Скачать файл)

-       между управляемой  и управляющей подсистемами социальной  системы должна соблюдаться пропорциональность, предполагающая рациональную соотносительность  внутри них, а также между  ними с целью обеспечения наиболее  эффективного функционирования  этих подсистем; 

-       между централизацией  и децентрализацией функций социального  управления должно соблюдаться  оптимальное соотношение. Уровень  централизации управления меняется  в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации);

-       различные слои  населения должны принимать участие  в социальном управлении, в повышении  его эффективности и ответственности,  поскольку общественное производство  материальных и духовных благ  подчинено цели удовлетворения  потребностей населения.

1.7.1 Целеполагание как  основная функция  управления

На первой стадии управленческой деятельности ставится цель: определить параметры  оптимального функционирования и развития объекта или модель его будущего состояния. Следовательно, те работы, которые  должны выполнить субъекты управления в этой связи, и составляют содержание основополагающей функции управления – «целеполагание». В социальных системах воздействие субъекта управления на объект не только не является стихийным, случайным, бессознательным, напротив, стремится к максимальной строгости, экономичности, целесообразности и  последовательности.

В менеджменте целеполагание необходимо для:

1)            выработки стратегии деятельности, когда достигнутые в рамках  ее реализации цели расширяют  возможности дальнейшего развития  организации во внешней среде.  Если достигнутая цель не увеличивает  степеней свободы организации,  – она должна быть пересмотрена;

2)            укрепления своих позиций на  рынке деятельности за счет  оптимизации взаимоотношений организации  с контактными аудиториями посредством  нахождения общезначимых целей;

3)            стимулирования сотрудников к  более творческой и продуктивной деятельности для достижения результатов, позволяющих реализовывать индивидуальные цели и развивать корпоративную культуру - основу функционирования организации;

4)            выработки тактики действий на  основе понимания приоритетности  достижения долгосрочных целей  в рамках согласования целей  подразделений и деловых партнеров.

Целеполагание является в управлении основным средством воздействия  и реализации системного подхода. Каждая социальная подсистема обладает собственной  целью, но носит подчиненный характер относительно главной генеральной  цели всего общества.

Цели неразрывно связаны со средствами. Ставить цель, как бы мала или  масштабна она ни была, означает в то же время и выработку средств  ее достижения. Средств этих может  быть много, однако задача состоит в  том, чтобы из множества средств  выбрать такие, которые всего  рациональнее (быстрее, экономичнее) приведут к достижению цели. Характерно, что  управление несовместимо с принципом  «для достижения цели все средства хороши, цель оправдывает средства». Для достижения цели необходимо выбирать средства, согласующиеся с интересами людей, для которых поставлена цель и которые добиваются ее достижения.

Цель и средства меняются местами: достигнутая цель становится средством  достижения другой цели.

При определении целей важно  точно установить, какой именно результат  предполагается получить при ее достижении, какими средствами получить этот результат, сроки достижения целей. Главное  при определении цели – указать, что и когда, а не почему и как  следует достичь. На вопрос же почему следует ответить еще перед тем, как принято решение о достижении цели. На вопрос, как достичь цели, ответ дает стратегия достижения цели, вырабатываемая, как правило, после того, как цель сформулирована.

Цель может быть и неопределенной, поскольку нет достоверных о  ней знаний. В этом случае рассчитывают варианты целей, а соответственно и  путей их реализации.

Цели должны отвечать требованиям:

·        конкретности;·        реальности:·        контролируемости.

Конкретность означает, что цель должна содержать вполне осязаемые, ощутимые результаты, которых предполагается достичь,— экономические, социальные, научно-технические и др. В идеале требование конкретности предполагает количественное выражение цели, хотя, разумеется, далеко не все цели в  социальной и особенно духовной сферах общества возможно выразить количественно.

Реальность цели означает ее достижимость, что связано с полным обеспечением цели ресурсами, с правильно выбранной  стратегией ее достижения, эффективностью управления.

Если соблюдены требования конкретности и реальности, то движение к цели и ее достижение вполне контролируемы. Для реализации требования контролируемости цели большое, если не сказать решающее, значение имеет отлаженность системы  информации, особенно обратной, осведомляющей  субъект управления о ходе течения  заданного процесса. Своевременная  и качественная переработка осведомляющей  информации, ее преобразование в информацию, содержащую коррегирующие команды, позволяет вовремя устранить отклонения в движении системы к заданной цели.

Процесс определения целей и  их согласования является чрезвычайно  сложным. Специфика формирования и  уточнения целей, построения их иерархии, доведения до соответствующего уровня конкретности и соблюдения принципа приоритетности главной цели по отношению  к целям нижнего уровня — одна из важнейших задач управления.

Особое значение в целеполагании  занимают цели стратегические, которые  выражают долгосрочные и глобальные интересы общества, а потому являются генеральными для всех остальных.

1.5.2 Принципы управления

Принципы менеджмента – это  фундаментальные истины (положения), на которых строится вся система  управления организацией или ее частью

Впервые принципы менеджмента были сформулированы Г.Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов управления» в 1912 г. В качестве этих принципов выступают:

1.      отчетливо поставленные  идеалы или цели;

2.      здравый смысл;

3.      использование компетентных  консультаций;

4.      дисциплина;

5.      справедливое отношение  к персоналу;

6.      быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;

7.      диспетчеризация;

8.      наличие норм  и расписаний;

9.      нормализация условий  труда;

10.  нормирование производственных  и управленческих операций;

11.  наличие стандартных инструкций;

12.  вознаграждение за производительность.

Данные принципы придают смысл  следующим четырем базовым положениям менеджмента, сформулированным Г.Эмерсоном:

1)      подчиненный существует  для того, чтобы содействовать  всестороннему развитию личности  начальника;

2)      начальник существует  для того, чтобы способствовать  повышению производительности работы;

3)      каждая высшая  ступень управления обслуживает  тех, кто работает ниже;

4)       каждая мельчайшая  операция на предприятии должна  выполняться с учетом всех  знаний и умений, которые имеются  в мире.

Принципы российского бизнеса  впервые были сформулированы группой  предпринимателей в 1912 г. Они следующие:

·        Уважай власть. Власть и порядок - необходимое условие  для эффективного ведения коммерческих дел.

·        Будь честен и правдив. Это основа предпринимательства, предпосылка честно полученной прибыли  и гармоничных отношений в  делах.

·        Уважай право  частной собственности. Свободное  предпринимательство – основа благополучия государства.

·        Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя  порождают ответные любовь и уважение.

·        Будь верен  своему слову. Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени  окружающие доверяют предпринимателю.

·        Живи по средствам. Всегда реально оценивай свои возможности.

·        Будь целеустремленным. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели нельзя переходить границы дозволенного. Никакая цель не должна исключать моральные ценности.

Ключевые принципы управления корпорацией IBM, в которой работает около 400 тыс. человек, а годовой объем продаж превышает 500 млрд. долларов, были сформулированы в 1914 г. ее основателем Томасом Уотсоном-старшим:

—       Каждый человек  заслуживает уважения.

—       Каждый покупатель имеет право на наилучшее обслуживание.

—       Необходимо добиваться совершенства во всем

. 1.7 Функции социального  управления

Функции социального управления (менеджмента) – это специализированные виды управленческой деятельности.

К ключевым или базовым функциям менеджмента в их временной последовательности относятся функции:

1.      целеполагания;

2.      планирования;

3.      организации;

4.      координирования;

5.      регулирования;

6.      мотивации;

7.      учета деятельности;

8.      анализа деятельности;

9.      контроля деятельности.

1. Функция целеполагания, которая  в условиях скачкообразного характера  НТР в стратегическом менеджменте  не превышает 1-1,5 лет в условиях  удвоения научной информации  в мире каждые 18 месяцев, а в  оперативном управлении подсистемами организации зависит от специфики деятельности, размеров организации, конъюнктуры рынка, количества и качества имеющихся ресурсов.

2. Функция планирования – это  прогнозирование и моделирование  будущего развития организации  с помощью интуиции, экономико-математических  и иных методов, это также  разработка планов работы каждого  подразделения и исполнителя  на основе определения направлений,  средств и осуществления конкретных  мероприятий.

3. Функция организации, которая  предполагает последовательное  осуществление следующих действий:

-       разделение целей  и задач совместной деятельности  людей;

-       выявление потребности  в ресурсах для достижения  целей;

-       определение  алгоритма действий исполнителей  и сроков выполнения работ;

-       выбор оптимальных  вариантов взаимодействия исполнителей;

-       установление  между исполнителями организационно-экономических  отношений.

В современных условиях все большее  число организаций используют мобильные  проектно-целевые группы и самоуправляющиеся  команды, состоящие из высокопрофессиональных специалистов, которые способны достаточно автономно решать самые сложные задачи, адекватно реагируя на динамику изменений факторов внешней среды.

4. Функция координирования, которая  призвана максимально полно согласовать и гармонизировать взаимодействие всех частей организации в процессе деятельности.

5. Функция регулирования – это  выполнение текущих мероприятий но устранению отклонений от заданного режима функционирования системы за счет оперативной связи головного офиса с подразделениями и исполнителями, а также разработанных заранее прогнозов, обеспечивающих предвидение возможных рисков.

6. Функция мотивации, которая  предполагает разработку дифференцированных  систем оплаты труда с четкими  и понятными критериями оценки  результатов труда, разнообразными  гибкими морально-психологическими, карьерными и материальными стимулами,  сочетающиеся с санкциями и  ответственностью за некачественную  работу и нарушение взятых  на себя сотрудниками обязательств. Доминирующее значение среди  средств мотивации ныне имеют  материальное стимулирование и  создание возможности для творческой  самореализации работников.

7. Функция учета деятельности, которая  направлена на получение информации  о финансовой, коммерческой и  управленческой сферах деятельности  организации на основе использования  многофункциональных компьютерных  программных пакетов.

8. Функция анализа деятельности, которая осуществляется на основе  огромного арсенала аналитических  экономико-математических методов  для своевременного выявления  узких мест и проблем в деятельности  фирмы, что позволяет оптимизировать  процесс управления в целом.

Информация о работе Понятие «менеджмента социальной работы»