Понятие «менеджмента социальной работы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент социальной работы является одним из видов социального управления, т.е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК.
В переводе с древнееврейского слово управлять имело два значения. Первое – быть впереди и второе – возглавлять движение. Поэтому армия Израиля – это единственная армия в мире, где нет команды «вперед». Ее заменяет команда «за мной!».Термины «менеджмент», «менеджер» пришли к нам из английского языка и означают управление в организациях, управленец.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 327.19 Кб (Скачать файл)

1.      экономия ресурсов  у потребителей за счет повышения  качества объекта, качества сервиса  и других факторов;

2.      экономия ресурсов  в производстве объекта за  счет реализации фактора масштаба, научно-технического прогресса,  совершенствования системы менеджмента.

3.      экономия ресурсов  в производстве объекта за  счет реализации фактора масштаба, научно-технического прогресса,  совершенствования системы менеджмента.

 В условиях централизованно-плановой  системы хозяйствования приоритетами  альтернативного производственного  подхода являлись:

1) снижение себестоимости продукции  (иногда выгоднее было повышать  себестоимость);

2) повышение качества продукции; 

3) затраты у потребителя продукции  не регламентировались и не  управлялись.

 

2.2.5 Предпринимательский  подход

С середины 80-х годов. Классический менеджмент перестал приносить эффект, замедлились темпы экономического развития, не развивалась инициатива персонала.

Это форма управления фирмой, ориентированная  на:

1.      выработку новых  конкурентоспособных идей, стимулирования  данного процесса;

2.      оперативное внедрение  в практику работы фирмы наиболее  плодотворных идей;

3.      организация системы  мероприятий по max быстрому и эффективному сбыту новой продукции, развитию и применению новых технологий.

 

 Это в масштабах административного  управления, всей фирмой. Кроме того, меняется роль менеджера: он  не просто контролер и бессловесный  исполнитель распоряжений высшего  руководства, а человек, который  обязан гибко организовать труд. Чтобы это было эффективно  для развития инициативы персонала  и помогало людям самореализовываться. Персонал должен получить значительную самостоятельность, право на участие в разработке производственных решений, менеджеры должны консультироваться с работниками. Создавать единую команду, где деятельность построена на принципах партнерства и сотрудничества.

Таким образом, социальное управление, рассматриваемое с точки зрения науки и практики, «наработало» большое  количество теорий, методов исследования (диагностики), методик самой различной  направленности и содержания, подходов, аналогов, типовых решений, обучающих  средств и технологий.

 

2.2 Развитие менеджмента  во второй половине ХХ века. Современные научные подходы

 

В настоящее время выделяют современные  научные подходы менеджмента:

1.      процессный;

2.      ситуационный;

3.      системный;

4.      маркетинговый;

5.      предпринимательский.

2.3 Белорусский менеджмент  во второй половине ХХ века. Особенности современного отечественного  менеджмента 

Значительные изменения, способные  коренным образом переломить сложившуюся  в российской экономике ситуацию, предстоит произвести в ближайшие  годы. При этом одним из важнейших  факторов, способствующих формированию эффективной системы хозяйствования, является российский менеджмент. Современный  российский менеджмент сформировался  в условиях перехода от чрезмерно  централизованной, плановой экономики  к рыночной в сжатые сроки. Он в значительной мере унаследовал черты прежней, административно-командной системы. И это вполне естественно. Многие современные организации, использующие новые организационно-правовые формы, образованы на основе прежних советских предприятий. Многие ключевые посты в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время. Вместе с тем организации – хозяйствующие субъекты уже несколько лет функционируют в условиях рыночной, хотя пока весьма неэффективной, российской экономики и обрели некоторые важнейшие черты, характерные для субъектов рыночных отношений.

Вторая половина XX века для Республики Беларусь ознаменовалась формированием  собственной «белорусской» школы  управления наряду с уже известными в Советском Союзе «московской», «ленинградской», «новосибирской», «киевской» и другими школами. В преодолении трудностей послевоенного периода Беларуси помогала вся страна. В этот период изменилась структура промышленного производства по сравнению с довоенным уровнем, резко вырос объем выпуска продукции машиностроения и металлообработки. В дальнейшем белорусская промышленность не только была восстановлена, но и вышла на качественный уровень развития, освоения новых технологий, достижений научно-технического прогресса. Быстрыми темпами развивались не только автомобилестроение, тракторостроение и станкостроение, но и радиоэлектронная промышленность, в том числе и производство ЭВМ. Завод электронно-вычислительных машин начал функционировать в марте 1959 г., несколько позже был создан НИИЭВМ, а в 1962 г. в Минске был создан Центральный научно-исследовательский и проектно-технологический институт организации и техники управления (ЦНИИТУ), который впоследствии стал одним из ведущих в Советском Союзе НИИ в области разработки теоретических основ и проектирования, автоматизированных систем управления производством.

Становление и развитие современного промышленного производства, создание ведущих научно-исследовательских  и проектных организаций в  области технической кибернетики, проектирования АСУ, наличие собственных  и переезд в Минск из других научных центров Союза ряда ведущих  советских специалистов, ученых и  практиков в области организации  и управления производством, технической  кибернетики, социального управления – все это способствовало формированию и развитию белорусской школы  управления.

К наиболее ярким основателям и  представителям этой школы прежде всего  относятся член-корреспондент АН БССР, д-р. эконом. наук, профессор Ведута Николай Иванович – первый директор ЦНИИТУ и первый заведующий кафедрой экономической кибернетики Белорусского государственного института народного хозяйства (БГИНХ), д-р.эконом.наук, профессор Думлер Сергей Августович; д-р. эконом. наук, профессор Годунов Александр Антонович, которые в течение ряда лет возглавляли кафедру управления народным хозяйством БГИНХ им. В. В. Куйбышева (ныне БГЭУ).

Все они внесли свой вклад в формирование и развитие науки управления в  Беларуси, причем в разных ее направлениях. В частности, Н. И.Ведута работал в области основ экономической кибернетики, и его монография «Экономическая кибернетика» (Минск, 1971 г.) была одной из первых книг, появившихся в Беларуси по проблемам управления экономикой. Не менее примечательны заслуги С.А. Думлера, который работал в области экономики, организации и управления производством, производственного менеджмента, а его монография «Управление производством и кибернетика» (Москва, 1969 г.), посвященная проблемам создания АСУ в машиностроении и приборостроении, до сих пор не потеряла своей актуальности.

В области теоретических и социально-экономических  основ управления успешно работал  д-р. эконом. наук, профессор А.А. Годунов. Ряд его теоретических работ и учебников, в том числе «Социально-экономические проблемы управления социалистическим производством» (Москва, 1975 г.), затрагивали ряд важнейших проблем и категорий управления, включая государственное управление производством, законы и принципы управления, методы и стиль управления, управленческий труд. Успешно работали и продолжают работу в области проблем управления производством и другие ученые Беларуси, среди которых следует выделить д-р. эконом. наук, профессора Н.И. Сачко, д-р. техн. наук, профессора В.Д. Цветкова (БНТУ), лауреата Государственных премий д-р. эконом. наук, профессора Р.С. Седегова, д.т.н., профессора А.С. Гринберга (Академия управления при Президенте РБ). Среди представителей современной науки управления в РБ следует также отметить действительных членов НАН Беларуси, д-р соц. наук; профессора Е.М. Бабосова, д-р. эконом. наук, профессора П.Г. Никитенко, члена-корреспондента НАН Беларуси д-р. эконом. наук, профессора В.Ф. Медведева и многих других ученых.

Таким образом, белорусский менеджмент формировался и развивался как системное, комплексное научное направление, сочетая в себе все важнейшие  аспекты развития науки и практики управления современным производством, процессами социально-экономического развития страны.

Особенности современного отечественного менеджмента:

1.      Тенденция к омоложению  значительной части менеджеров  среднего и высшего звена.

2.      Тенденция к ведению  интеллектуального диверсифицированного  бизнеса.

3.      Создание ниш  на рынке посредством эксклюзивного  предложения товаров и услуг.

4.      Использование франчайзных предприятий.

5.      Ориентация на  победу в конкуренции через  создание торговой сети.

6.      Умение использовать  административный ресурс.

3.1 Понятие миссии организации и ее предназначение

При самом обобщенном и в то же время при самом углубленном  понимании роль миссии организации  состоит в том, что она как  бы устанавливает связку, ориентирует  в едином направлении интересы и  ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто  воспринимает организацию извне. Более  того, миссия позволяет сориентировать или же даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к организации людей  интересам «внешних» людей. Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Существует широкое и узкое понимание миссии.

В широком понимании миссия –  это философия и предназначение, смысл существования организации.

Философия организации определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация  намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть.

Философия организации редко меняется. Что касается второй части миссии, то она Может меняться в зависимости  от глубины возможных изменений  в организации и в среде  ее функционирования.

В узком понимании миссия – это  сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине  существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл  существования организации, в котором  проявляется отличие данной организации  от ей подобных.

Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Поэтому, когда речь идет о целевом  начале в поведении организации, то это понимается как ее миссия, а когда говорят о целях  управления, то подразумевают собственно его (управления) цели.

В экономической литературе можно  найти различные определения  документа под названием миссия. Под миссией организации понимаются: констатация философии и предназначения организации, глобальная цель, система  взглядов на положение и роль данной организации на рынке и на перспективы  её развития, декларация принципов  функционирования организации, статус и смысл существования организации  и т.д. Подход к форме и содержанию Миссии чрезвычайно разнообразен, а  в ряде случаев Миссия напоминает рекламное обращение. Несколько  примеров миссий различных организаций:

·        Ансамбль народного  танца (под руководством И.Моисеева) – способствовать развитию танца как искусства и культуры в целом, переходя географические границы и границы национальных танцев и танцев народов мира.

·        Компания «Форд» – предоставлять людям дешевый  транспорт.

·        «Global USA» – создать супермаркеты для людей с разным уровнем доходов.

·        Зоопарк «Монтана»  – предоставить посетителю знания и развлечения, обеспечивая качественный уход за собранием животных и растений, и надлежащую программу по размножению  животных, которые в этом нуждаются.

·        Центр визуальных искусств в Канаде (частное некоммерческое общедоступное учреждение) – обучение, распространение изобразительного и прикладного искусства в среде взрослых и детей в целях общего и профессионального развития.

·        Негритянский передвижной театр в США –  поддержка профессиональных национальных трупп и спектаклей, которые обогащают  негритянское искусство. Одновременно он способствует культурному и общему развитию широких слоев населения.

·        Художественная галерея – исследование изобразительного искусства во всех его формах. При  этом акцент делается на качестве и  оригинальности художественных произведений

Зачастую белорусские организации  проигрывают в конкурентной борьбе своим зарубежным партнерам по причине, которую они игнорируют, либо считают  надуманной, а потому второстепенной. Речь идет о формулировке миссии, которая:

Информация о работе Понятие «менеджмента социальной работы»