Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 00:16, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей разных стилей руководства и путей его совершенствования. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Охарактеризовать основные стили руководства;
- Рассмотреть их особенности;
- исследовать стили руководства на примере организации ОАО «Международный Аэропорт Шереметьево»
- Предложить пути совершенствования стилей руководства.
Введение
1 Теоретические основы реализации стилей руководства в современных условиях
1.1 Стиль руководства: сущность, содержание и требования к нему в современных условиях
1.2 Классификация стилей руководства
1.3 Особенности реализации современных стилей руководства
2 Исследование стилей руководства в ОАО «Международный Аэропорт Шереметьево»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ организационно-управленческой деятельности ОАО «МАШ»
2.3 Анализ стиля руководства ОАО «МАШ»
3 Общие рекомендации по повышению эффективности управления в организации
3.1 Рекомендации по совершенствованию стиля руководства в ОАО «МАШ»
3.2 Выбор тренинга по формированию стиля руководства
Заключение
Список литературы
Руководитель в значительной мере доверяет им, интересуется их мнением, настроениями, советуется с ними, стремится использовать псе лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях.
Сотрудники в целом
Обычно демократический стиль руководства применяется в том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее много новизны и творчества. Такой стиль предпочтительнее для руководства сложными видами деятельности, где на первом месте выступает качество[13].
Либеральный стиль руководства иначе называют невмешивающимся. Руководитель-либерал ставит перед исполнителями проблему, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план. Он обеспечивает сотрудников информацией, осуществляет оценку их деятельности, поощрение, обучение, а также сохраняет за собой право окончательного решения.
Однако зачастую такого руководителя отличают безынициативность и нежелание принимать на себя ответственность за решения и за последствия, осторожность в делах, решениях, неуверенность в своей компетентности и в своём положении, непоследовательность в действиях. Он легко поддаётся влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам и смиряться с ними, во взаимоотношениях с подчинёнными вежлив и доброжелателен, помогает в решении их проблем.
Пользующийся этим стилем руководитель мало вмешивается в дела подчинённых и выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими коллективами. Он готов выслушивать критику и соображения, но большей частью оказывается несостоятельным реализовать подсказываемые ему дельные мысли. Подчинённые, располагая большой свободой действий, пользуются этим по своему усмотрению, сами ставят задачи и выбирают способы их решений. В результате перспективы выполнения работы оказываются в большой зависимости от интересов и настроения самих работников.
Применение этого стиля
В то же время такой стиль легко может трансформироваться в попустительский, когда руководитель вовсе устраняется от дел, передавая их в руки «выдвиженцев». Последние от его имени управляют коллективом, применяя при этом все более и более авторитарные методы. Сам он при этом лишь делает вид, что власть находится и его руках, а на деле все больше и больше становится зависимым от своих добровольных помощников[11].
Подводя итог описанию стилей авторитарного, демократического и либерального стилей руководства отметим, что каждый из них имеет определённые достоинства и недостатки. Кроме того, на практике в зависимости от ситуации, чаще всего происходит смешение этих стилей.
2.Бихевиористский подход
Ученые отказывались от исследований черт личности как бесперспективных и обратились к наблюдениям за поступками руководителей, а не за их личными чертами.
Описание бихевиористского подхода невозможно без упоминания о модели Дугласа Мак-Грегора. Его теории "X" и "Y" можно считать и теориями мотивации и теориями лидерства и теориями стилей руководства [8, с.98].
Таблица 1 – Теории Х и Y Мак-Грегора
Теория "X" 1. Средний человек имеет врожденное отвращение к труду и будет стремиться его избежать, если есть такая возможность. 2. Поэтому большинство людей необходимо принуждать к труду, контролировать их и руководить ими под угрозой наказания, чтобы они могли сделать свой посильный вклад для достижения цели. 3.Работник склонен к тому, чтобы им руководили, он избегает ответственности, у него мало честолюбия, он желает быть защищенным во всем. |
Теория "Y" 1. У человека нет врожденной антипатии к труду. Труд естественен, так же как и отдых. 2. Если человек
идентифицирует себя с целями,
то он воспитывает в себе
самодисциплину и самоконтроль.
Контроль со стороны и угроза
наказания являются 3. Обязанность по
отношению к поставке целей
состоит в функции 4. При соответствующих
обстоятельствах человек не 5. Среди трудящихся широко распространены находчивость и творческий дух. 6. Теория "X" и
теория "Y" позволяют представить
два противоположных типа |
Сама по себе модель МакГрегора не является чистой теорией стилей управления, но именно она позволила полнее и точнее понять существовавшие на тот момент классификации и анализировать их.
Традиционный подход
Под традиционным подходом понимаются в основном исследования Левина, Липпита и Уайта в 1939 году, во время которых они изучили воздействие автократичного, демократического стилей управления и стиля невмешательства (Laissez - faire - Fuhrungsstils) на подростков [14, с.87].
Основными критериями для разделения стилей руководства являлись: степень активности руководителей и сотрудников и степень вовлечения сотрудников в процесс принятия решения.
Автократичный, демократический и попустительский стили можно охарактеризовать с двух позиций:
Характеристика стилей с точки зрения этих сторон представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Характеристика стилей управления
Формальная сторона |
Содержательная сторона |
Авторитарные (директивный) стиль | |
- Деловые краткие. Распоряжения. - Запреты без снисхождения с угрозой - Четкий язык, неприветливый тон - Похвала и порицание субъективны - Эмоции в расчет не принимаются - Показ приемов - не система - Позиция руководителя – вне группы |
- Дела в группе планируются
руководителем заранее (во - Определяются лишь непосредственные цели, дальние не известны.
- Голос руководителя - решающий. |
Продолжение таблицы 2
Демократический (коллегиальный) стиль | |
- Инструкции в форме - Сухая речь, а товарищеский тон. - Похвала и порицание - с советами. -Распоряжения и запреты – с дискуссиями. - Позиция руководителя – внутри группы. |
- Мероприятия планируются не - За реализацию предложений отвечают все - Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. |
Нейтральный (попустительский) стиль | |
- Тон конвенциальный. - Отсутствие похвалы и порицаний. - Никакого сотрудничества. - Позиция руководителя - внутри группы. |
- Дела идут сами собой. - Руководитель не дает указаний. - Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходя от лидеров подгрупп.
|
Выделение формальной и содержательной
стороны обусловлено
Классификация Танненбаума-Шмидта
Большое распространение и популярность
в литературе об управлении имеет
классификация поведения
На основании нормативно-
В качестве детерминантов ситуативного стиля руководства называются следующие:
1. Характеристика начальника:
2. Характеристика сотрудников:
3. Характеристика ситуации:
Различные стечения обстоятельств
в отдельных характеристиках
требуют различных стилей в руководстве.
Нет какого-то единственно правильного
стиля руководства для всех ситуаций.
Успешным является именно тот руководитель,
который реалистически
Типология Танненбаума-Шмидта была подвергнута критике как недостаточная, так как она учитывала только один аспект поведения руководителя, а именно участие в принятии решения. То, что это воззрение не прочно, показали конкретные исследования [5, с.127].
Двухмерный подход Блейка и Мутон
В США Блейк - Мутон (1964 и 1968) эмпирически
проверили различные версии их двухмерного
подхода на руководящих работниках,
для того чтобы научно и доступно
объяснить поведение
Сетка поведения отражает переменное отношение между параметрами руководства "ориентирование на производство" и "ориентирование на человека". Это отражено на рисунке 1.
Рис. 1 – «Решетка» менеджмента Блейка
Теоретически здесь можно
Первая «силовая линия» ведёт к максимальному объему производства предприятия. Постоянными целями здесь являются максимально высокие объёмы прибыли, снижение затрат и издержек производства и т.п. Если при этом стремиться повысить производительность труда любой ценой без оглядки на сотрудников, то это приведет к плачевным результатам.
Вторая «силовая линия» направлена на человека. Она нацелена на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали ею потребностям, хорошее самочувствие и удовлетворённость работой — вот вторая цель.
Между этими двумя «силовыми
линиями» есть огромное противоречие.
Блейк выделил 9 градаций на каждой
«силовой линии», что позволило определить
5 характерных типов
9.1 Административный тип
Характерные признаки:
– жесткий контроль;
– большую часть времени поглощают функции надзора;
– персонал ведет себя по принципу «кошка—в дверь, мыши - на стол»;
– отказ от поиска решений, стоящих рядом;
– нет готовности разделить ответственность;
– усиление «руководящею давления»;
– текучка;
– стресс руководителя.
1.9 Принцип руководства: «
Информация о работе Повышения эффективности управления в организации