Проблемы и перспективы развития федеральной целевой программы «Электронная Россия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:41, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: комплексный анализ внедрения программы в органы государственной власти и местного самоуправления, влияние на сферы социально-экономической, политической и культурной жизни общества, выявление проблем, стоящих на пути ее реализации, изучение положительных результатов, дать характеристику нормативно-правовой базы, разработанной в рамках информатизации страны и разработка конструктивных предложений для оптимизации внедрения программы.

Содержание работы

Введение
1. Электронное правительство как элемент формирования информационного общества
1.1. Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу
1.2. Нормативно-правовая база электронного правительства Российской Федерации и региона на примере Саратовской области
1.3. Электронный документооборот в концепции электронного правительства
2. Практический аспект реализации функций электронного правительства в информационном обществе
2.1. Международный опыт внедрения электронного правительства
2.2. Оценка информатизации органов государственной власти Российской Федерации и Саратовской области
Заключение
Список источников и литературы
Приложения (№№ 1-12)

Файлы: 1 файл

Диплом1.docx

— 127.57 Кб (Скачать файл)

Информатизация  муниципальных образований.

В 2007 году запущен  единый электронный портал муниципальных  и государственных средств массовой информации области (http://www.saratov-media.ru), созданный по инициативе министерства информации и печати Саратовской области. Цель проекта – повышение доступности к информации из районов Саратовской области для населения, создание условий для оперативного информационного обмена и продвижения районных изданий области в сети Интернет.

В феврале 2008 года создан многофункциональный центр в  Балаковском муниципальном районе. Главные задачи его работы упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг, существенное сокращение сроков их предоставления, повышение комфортности их получения. Для этого между всеми службами, задействованными в МФЦ, заключено соглашение о сотрудничестве.

Можно сказать, что  существует большой разрыв между  муниципальными органами власти и региональными. В муниципальных органах нет  достаточного количества ПК, и даже многие из тех которые имеются, устарели, недостаточная квалификация персонала, минимальное финансирование и многое другое. Но даже то, что региональные органы оснащены необходимым оборудованием  и имеют обученный персонал, не позволяет говорить, что концепция  электронного правительства работает. В основном сделана техническая  работа, но современное оборудование используется вместо печатной машинки  по большому счету, зачастую не учитывая административных преобразований. Следует  понимать, что ИКТ это лишь инструмент, и от того кто, как и в каких  целях им пользуется зависит качество государственного управления и согласованность его с административными преобразованиями.

Заключение

Федеральная целевая  программа «Электронная Россия» (2002-2010гг.), в процессе реализации претерпела существенные изменения. От реализации задач в сфере повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распределения ИКТ, создания технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, расширения подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей перешла к реализации задач в сфере повышения качества и эффективности государственного управления на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечение эффективного использования органами государственной власти информационных и коммуникационных технологий, расширения возможности доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав. Основным направлением программы стало построение электронного правительства.

В процессе проведенного исследования были выявлены следующие  проблемы:

–несовершенство законодательства, которое проявляется в отсутствии его комплексности;

-цифровое неравенство;

-большое географическое пространство;

-параллельный ход административной реформы и программы «Электронная Россия», что замедляет процесс их внедрения, так как согласование занимает слишком много времени и зачастую они дублируют друг друга;

-использование электронного документооборота в органах государственной власти, начиная от обучения сотрудников и внедрения программных продуктов и заканчивая сохранением электронной информации;

-ведомственная несогласованность ;

-проблема раскрытия государственной информации не позволяет реализоваться принципу открытости государственного управления;

-недостаточное финансирование программы;

-информационная безопасность и защита информации;

-отсутствием единого подхода при разработке программно - аппаратных комплексов.

Работа по устранению проблем и решению поставленных задач идет в каждом регионе неоднородно. С начала 2007 года Саратовская область  активно включилась в реализацию ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В ноябре 2006 года подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством  экономического развития и торговли Российской Федерации и министерством  экономического развития и торговли Саратовской области о сотрудничестве и взаимодействии в области реализации программных мероприятий Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)». С сентября 2007 года через сеть Интернет проводится дистанционное обучение государственных служащих Правительства Саратовской области по программам совершенствования государственного управления. В области разработаны следующие основополагающие правовые акты: постановление Правительства Саратовской области от 8 декабря 2006 года № 388-П «О концепции информатизации Саратовской области до 2010 года», закон Саратовской области от 2 августа 2007 № 146-ЗСО «Об областной целевой программе "Информатизация Саратовской области на 2008-2010 годы"»;

В Правительстве  Саратовской области в 2006 году создано  Управление по информатизации, в рамках реализации выполнения задач «Электронной России». Во многих органах власти существуют специальные подразделения и  отделы, занимающиеся вопросами информатизации.

Разработана нормативно-правовая база внедрения ИКТ в органы государственной  власти и местного самоуправления, с которой можно ознакомиться на портале Правительства Саратовской  Области (http://saratov.gov.ru). Там же можно найти Паспорт информатизации региона в разделе «Информатизация» на странице Министерства экономического развития и торговли.

Ведется внедрение  ОЦП «Информатизация Саратовского региона (2008-2010гг.)», на данный момент сложно оценить эффективность программы поскольку она только начала свою работу. В Правительство внедряется система электронного документооборота, установлена программа «Кодекс: Документооборот». Связь с другими организациями обеспечивает Интернет, а точнее электронная почта.

В последнее время  совершен технологический прорыв, но, по-прежнему, сохраняется неравенство  в доступе к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп  населения и регионов. Или так  называемое «цифровое неравенство», которое все более превращается в фактор, тормозящий социально-экономическое  развитие общества.

На данный момент можно сказать, что программа  «Электронная Россия» внедряется в  жизнь с учетом реалий каждого  региона и на ее основе создаются  свои региональные программы. Необходимо применение комплексного подхода, а то получается так, что каждый регион внедряет ИКТ, но они зачастую несовместимы друг с другом.

О том успешной была ли программа можно будет сказать, когда этапы ее реализации закончатся и будут подведены итоги, но уже  сейчас видно, что одной программы  недостаточно, необходимо создание комплекса  нормативно-правовых документов на федеральном  уровне и создание такой системы  отчетности, при которой можно  было бы реально оценить эффект внедрения  в стоимостных и социальных показателях.

Итак, для того чтобы  программа работала необходимо:

1)полное техническое  оснащение и переоснащение ИКТ  для чего требуется дополнительное  целевое финансирование;

2)подготовка высококвалифицированных  специалистов, владеющих современными  технологиями;

3)систематически  или постоянно осуществлять планомерную  переподготовку сотрудников всего  кадрового состава органов государственной  власти;

4)на основе федеральных  законов и инструкций безотлагательно  разработать соответствующие регламенты, положения, инструкции для практической  деятельности в анализируемой  сфере;

5)более активно,  в интересах успешного решения  исследуемой проблемы, привлечение  научного потенциала ВУЗов и  НИИ г.Саратова, что должно выражаться в разработке научно-методических пособий, наставлений, инструкций и т.п.;

6)наличие строгого  систематического контроля со  стороны соответствующих властных  структур для успешного выполнения  реализуемых задач.

Предлагаемые меры распространяются как на региональные и федеральные органы власти, так  и на местные органы власти и в  этом плане направлены на преодоление  проблемы «цифрового неравенства».

Одно ясно, что  вхождение России в информационное общество процесс длительный и проблемный, а повышение качества государственного управления, для чего собственно и  служит программа, возможно, но требует  не столько технологических подходов, а скорее изменения мировоззрения  населения на государство, осознания  того, что оно тоже может принимать  участие в управлении страной  и реализовывать свои гражданские  и конституционные права посредством  использования ИКТ.

Перечень  источников и литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием от 12 декабря 1997года.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (с изм. от 30.12.2004) и часть 2 от 26 января 1996 № 14-ФЗ (с изм. от 30.12.2004.
  3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ.
  4. О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 года

№ 152-ФЗ.

  1. Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон от 10.01.2002г. № 1-ФЗ.
  2. О связи: Федеральный закон от 7 июля 2003г. № 126-ФЗ (с изм. от 27.07.2006г.).
  3. О языках народов Российской федерации: Закон Российской Федерации от 25 октября 1991г. № 1807-1 (с изм. и доп. от 24 июля 1998г., 11 декабря 2002г.).
  4. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993г. № 5485-1 (с изм. и доп. от 22 августа 2004г.).
  5. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ.
  6. О порядке рассмотрения обращений граждан: Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ.
  7. Об архивном деле в РФ: Федеральный закон от 22 октября 2004г. № 125-ФЗ.
  8. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ.
  9. О государственном языке Российской Федерации: Федеральный закон от 1 июня 2005г. № 53-ФЗ.
  10. О государственной гражданской службе РФ: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ (с изм. от 02.02.2006 N 19-ФЗ).
  11. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (с изм. от 08.11.2007 №257-ФЗ).
  12. Об областной целевой программе "Информатизация Саратовской области на 2008-2010 годы": Закон Саратовской области от 2 августа 2007 № 146-ЗСО.
  13. Указ Президента РФ от 11 февраля 2006г. № 90 «О перечне сведений, отнесённых к государственной тайне».
  14. Указ Президента Российской Федерации N 351 от 17 марта 2008 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена".
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)».
  16. Положение о порядке разработки, производства, реализации и использования средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну. (Положение ПКЗ-99). – Рос. Газ. 26.01.2000г.
  17. Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утв. постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. N 781).
  18. Постановление Правительства Саратовской области от 12 февраля 2007 года № 42-П «О создании межведомственного совета по информатизации в Саратовской области».
  19. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010г. – Рос. Газ. 07.10.2004г.
  20. Концепция информатизации Саратовской области до 2010 года. Утв. Постановлением Правительства Саратовской области от 8 декабря 2006 года № 388-П.
  21. Концепция внешней политики РФ. – Рос. Газ. 11.07.2000г.
  22. Доктрина информационной безопасности РФ. Рос. Газ. 09.09.2000г.
  23. Концепция национальной безопасности РФ. – Рос. Газ. 18.01. 2000г.
  24. Стратегия развития информационного общества в РФ. Утв. президентом РФ от 7 февраля 2008 года № Пр-212.
  25. ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М., 1998г.
  26. ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. М., 2003г.
  27. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. М., 2007г.
  28. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти от 8 ноября 2005 года № 536.
  29. Инструкция по делопроизводству в органах исполнительной власти Саратовской области от 1 июня 2006 года № 88.
  30. Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта РФ. Утв. распоряжением Правительства РФ от 3 июля 2007 г. № 871-р
  31. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Утв. постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005г. № 452.
  32. Инструкция по заполнению и ведению “Паспорта информатизации

субъекта Российской Федерации”. Утв. директором Всероссийского научно-исследовательского института  проблем вычислительной техники  и информатизации (ВНИИПВТИ) В.А. Конявским от 2007г.

  1. Паспорт информатизации Саратовской области 2007 от 25 ноября 2007г.
  2. Анодина Н.Н. Документооборот в организации. М., 2006г.
  3. Басаков М.И. Делопроизводство. ДОУ на основе ГОСТ Р 6.30 – 2003: Учебное пособие 6-е издание, перераб и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007г.
  4. Басаков М.И. Современное делопроизводство (ДОУ): учеб. пособие/М.И. Басаков – Изд. 2-е, испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2008г.
  5. Бобылева М.П. Эффективный документооборот: от традиционного к электронному. - М.: Изд-во МЭИ, 2004, 172 с.
  6. Воронов Ю.С. и Овчинников С.А. Документоведение. Саратов. Изд. центр СГСЭУ, 2006г.
  7. Воронов Ю.С. Документоведение и технологии документационного обеспечения управления. Саратов. Изд. центр СГСЭУ, 2006г.
  8. Документация в информационном обществе: законодательство и стандарты: доклады и сообщения на XII Международной научно-практической конференции 22-23 ноября 2005 г. Росархив, ВНИИДАД. –М., 2006.
  9. Кузнецова Т.В. Делопроизводство. Документационное обеспечение управления. М., 2007г.
  10. Ларин М.В. и др. Оформление служебных документов. Рекомендации на основе ГОСТ Р 6.30 – 2003г. М., 2003г.
  11. Макаров А.А. Документирование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Саратов 2007г.
  12. Рогожин М.Ю. Делопроизводство. Организация архива предприятия. СПб.: Питер, 2005г.
  13. Секретарское дело (образцы документов, организация и технология работы): Учеб. - практ. пособие/В.В. Галахов, И.К. Корнеев и др.; Под ред. И.К. Корнеева. М.: Т.К. Велби, Изд-во Проспект, 2004г.
  14. Административная реформа в РФ. http://ar.gov.ru
  15. Все о мире электронного документооборота. http://www.docflow.ru
  16. Гильдия управляющих документацией. http://www.gdm.ru

Государственное научно-производственное предприятие «Гранит-Центр». http://www.granit.ru

Информация о работе Проблемы и перспективы развития федеральной целевой программы «Электронная Россия»