Проблемы и перспективы развития федеральной целевой программы «Электронная Россия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:41, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: комплексный анализ внедрения программы в органы государственной власти и местного самоуправления, влияние на сферы социально-экономической, политической и культурной жизни общества, выявление проблем, стоящих на пути ее реализации, изучение положительных результатов, дать характеристику нормативно-правовой базы, разработанной в рамках информатизации страны и разработка конструктивных предложений для оптимизации внедрения программы.

Содержание работы

Введение
1. Электронное правительство как элемент формирования информационного общества
1.1. Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу
1.2. Нормативно-правовая база электронного правительства Российской Федерации и региона на примере Саратовской области
1.3. Электронный документооборот в концепции электронного правительства
2. Практический аспект реализации функций электронного правительства в информационном обществе
2.1. Международный опыт внедрения электронного правительства
2.2. Оценка информатизации органов государственной власти Российской Федерации и Саратовской области
Заключение
Список источников и литературы
Приложения (№№ 1-12)

Файлы: 1 файл

Диплом1.docx

— 127.57 Кб (Скачать файл)

Сектор  госуправление-госуправление (G2G).

Во многих отношениях сектор G2G представляет собой как  бы становой хребет электронного правительства. Говоря об электронном правительстве  и в частности о внедрении  сектора G2G, следует понимать, что прежде всего речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и бизнес-структурами. Нельзя вести речь о том, что внутриправительственная трансакция реализована в электронном, безбумажном режиме, если в ведомствах не автоматизирован соответствующий процесс или нет электронного документооборота. Отдельные же операции, скажем, пересылка по электронной почте документа, который адресатом снова распечатывается для подачи на подпись другому чиновнику, ни коим образом не характеризуют правительство как электронное.

Казалось бы, в  данном случае мы имеем дело с чисто  техническим вопросом: существуют определенные Интернет-технологии (информационные сайты, электронная почта, электронные платежные системы и пр.) и применение этих технологий правительством может значительно расширить способности государства к исполнению своих функций. Однако сущность проблемы заключается в том, что зачастую простая имплантация элементов e-government в сложившиеся системы государственного управления не повышает их функциональности, а лишь придает видимость «осовременивания», на деле представляя собой источник бесполезных и устаревших сведений, автоматизацию ненужных процедур, симуляцию взаимодействия власти и общества и пр. Информации накоплено много, но она часто лежит «мертвым грузом» и не используется в процессе принятия решений. Пассивный характер информационного накопления является характерной чертой традиционной стратегии внедрения электронного правительства.

При реализации задач  по приведению функций и процессов  в соответствие с заявленными  административной реформой целями могут  быть использованы соответствующие  открытые стандарты:

1. Совершенствование процессов целеполагания - IT Governance Implementation Guide, COBIT, COSO Internal Control, Australian standard AS 8015;

2. Управление проектами  создания/приобретения/аутсорсинга и внедрения – ISO 12207, ISO 15504, TickIT, CMMI, Bootstrap, ГОСТ 34.601, ГОСТ 34.602, PMBOK, PRINCE2, APMs;

3. Эффективная организация  эксплуатации - BS 15000, ISO 20000, COBIT, MOF, ITIL;

4. Управление информационной безопасностью, – ISO 13335, ISO 13569, ISO 17799, BS 7799-2, NIST standards, ГОСТ Р 51275-99, ACSI-33, COBIT Security Baseline, ENV12924, ISF Standard of Good Practice;

5. Управление рисками и непрерывностью деятельности AS/NZS 4360, COSO Enterprise Risk Management, PAS-56, AS/NZS 4360, HB 221-2004

6. Независимый аудит  и мониторинг – ISO 19011, COBIT Audit Gudelines

7. Управления качеством  государственных услуг - ISO 9001, EFQM, Baldrige National Quality Plan, ИСО/ ТО 10006:1997

Эффективность использования  стандартов заключается в экономии значительных материальных и временных  ресурсов за счет отсутствия необходимости  повторно изобретать то, что уже  изобретено и неоднократно проверено, и в возможности использования  чужого опыта и лучших практик  для решения поставленных задач.

Также среди тех  мер, которые необходимо осуществить, чтобы улучшить качество государственного управления, следует особо выделить раскрытие государственной информации организациям и гражданам.

Раскрытие государственной  информации автоматически обеспечивает рост прозрачности государства. Работающая система раскрытия информации уменьшает  возможности для коррупции и  злоупотреблений, лишая ведомства, ответственные за сбор и хранение «коммерчески ценной» информации сделать  её предметом торга. Кроме того, раскрытая  информация означает возможность сократить  временные издержки на получение  информации по запросу и поиск  её в официальных изданиях.

На сегодняшний  день существует три проблемы, не позволяющие  должным образом обеспечить процедуры  раскрытия государственной информации.

1. Нормативные правовые акты, определяющие, какая информация государства подлежит обязательному публичному раскрытию, какая является информацией с ограниченным доступом (например, государственной тайной) содержат неоднозначные нормы, позволяющие отказывать гражданам и организациям в доступе к несекретной информации. Кроме того, отсутствуют нормы, обязывающие государственные органы раскрывать информацию, не зафиксировано нормативно понятие «доступ к информации».

2. Не существует механизмов, обеспечивающих исполнение органами государственной власти нормативных правовых актов об обеспечении права граждан на доступ к информации государства. Эта задача в принципе не может быть решена с помощью публикаций в средствах массовой информации или издания ведомственных вестников: печатные издания становятся недоступны широкой аудитории вскоре после выхода, существует проблема ограниченного числа печатных площадей.

3. Необходимость раскрытия информации предполагает дополнительную нагрузку на чиновников и противоречит традиционной этике «закрытости» государственного служащего.

Сектор  госуправление-бизнес (G2B).

Термин G2B (Government-to-Business, или «Государство для бизнеса») очерчивает область взаимодействия государства и бизнеса с акцентом на активную сторону государственных структур. Цель G2B-услуг – повышение эффективности взаимодействия государства и бизнеса с помощью активного использования ИКТ, а также повышение открытости государства для бизнеса. Использование G2B-услуг дает администрациям возможность круглосуточно предоставлять услуги и информацию гражданам независимо от места их нахождения.

Использование Интернета  органами управления как одна из возможностей повысить эффективность государственной  власти вызывает особое внимание к инициативам в области построения электронных взаимоотношений государства и бизнеса со стороны деловых кругов. Сектор G2B включает в себя как продажу излишних правительственных товаров населению, так и закупки товаров и услуг. Хотя не все прямо зависят от использования информационной технологии, ряд различных методов закупок используется в отношении сектора G2B. Подряд, базирующийся на результатах, — это метод, в рамках которого платеж, производимый подрядчику, базируется на фактических целях и результатах работы. Подряды по принципу участия в сбережениях — это подряды, в рамках которых подрядчик сам платит по производимым расходам по проекту, таким, как установка новой компьютерной системы, и получает оплату из сбережений, возникших из перехода с предыдущей системы на новую. Обратные аукционы, с другой стороны, базируются на использовании информационной технологии и могли бы стать часто используемым методом приобретения товаров, которые стандартизованы и легко оцениваются по качеству, такие, как компоненты устаревших технологий и закупок офисного оборудования. Осуществляемые через Интернет обратные аукционы предполагают открытое участие компаний в торгах друг с другом в реальном режиме времени с целью заполучить правительственный контракт. Цель обратных аукционов состоит в том, чтобы снизить цены до уровня рынка. Вследствие того, что упор делается на цену, обратные аукционы являются наиболее подходящим решением в тех случаях, когда качество и ожидаемое функционирование товара является ясным и легко оцениваемым.

Сектор  госуправление-граждане (G2C).

Третий сектор электронного правительства - это госуправление-население (G2C). Инициативы G2C предназначены облегчать взаимодействие населения с органами госуправления. Цель этих инициатив состоит в том, чтобы пытаться сделать такие операции, как продление лицензий и удостоверений, оплата налогов и подача заявлений о пособиях менее "времяемкими" и более простыми. Инициативы G2C также часто ставят своей целью расширить доступ к государственной информации посредством использования инструментов распространения информации, таких как веб-сайты и/или "киоски".

Упрощение государственных  услуг, которого с нетерпением ждут все граждане страны, предполагалось получить путем реализации концепции  "одного окна". Принцип «одного окна» — это часть административной реформы суть которого состоит в упрощении процедуры выдачи различных документов гражданам и организациям. Реализация данного проекта подразумевает экономию времени и сил для заявителя, а также снижение риска коррупции. «Одно окно» — безусловно, это шаг вперед и для властей и для предпринимателей. Бизнес поддерживает идею административной реформы, направленную на экономию времени и сил, а также снижение риска коррупции. Но в том виде, в котором действует эта система на сегодняшний день, она не совсем отвечает смыслу, заложенному создателями и разработчиками».

Суть режима «одного  окна» состоит в следующем: для того, чтобы получить необходимый документ (справку, разрешение, документацию, выписку, копию и т.д.), заявитель — гражданин или организация — обязан предоставить в соответствующий орган исполнительной власти или городскую организацию только документы, имеющие непосредственное отношение к заявителю (заявление, копия паспорта, аттестата и др., копии учредительных документов, свидетельства о регистрации) или предоставление (выдача) которых относятся к ведению федеральных органов. Все остальные документы, не касающиеся непосредственно заявителя, но необходимые для подготовки испрашиваемой справки (разрешения и т.д.), будут собираться органом исполнительной власти или городской организацией, ответственной за выдачу данного документа, самостоятельно. Заявитель должен обращаться в орган исполнительной власти, выдающий конечный документ. Подготовка, согласование и выдача документа осуществляется органами исполнительной власти города безвозмездно. Только если для подготовки запрашиваемого документа необходимо проведение, каких либо работ (например, экспертиза проекта, проведение замеров и др.), либо законодательством предусмотрено взимание платы (например, госпошлины), документ будет выдаваться на возмездной основе.

Деперсонализация  взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями  путем введения системы "одного окна" и электронного обмена информацией - это, прежде всего, режим отрегулированных информационных процессов, безусловно, базирующихся на формализованных административных технологиях. Для реализации в данном случае недостаточно одних ИКТ, необходимо изменение нормативной базы, чтобы  снять противоречия и предотвратить  дублирование в существующих системах различного учета. Технология решения  проблемы государственных услуг  с помощью "одного окна" излишне  компромиссна. Это и попытка избавиться от проявлений коррупциогенности, и, одновременно, скрытая возможность сохранить традиционный бюрократический уклад. Проблемой является нежелание ведомств работать с другими органами государственной власти, которые могут быть заинтересованы в информации, обрабатываемой одной структурой в интересах другой.

В итоге можно  сказать, ФЦП «Электронная Россия»  направлена на улучшение государственного управления посредством внедрения  в его деятельность ИКТ. Является инструментом административных преобразований государства и первым мостиком в  информационное общество. Проблемы, стоящие на пути, такие как: цифровое неравенство и нежелание населения принимать участие в государственном управление, информационная безопасность, неразвитый сектор ИКТ, большое географическое пространство, ведомственная несогласованность, недостаточное финансирование и направленность программы исключительно в сторону органов власти и прочие возникают не только в России. В других странах есть похожие проблемы. Пути решения проблем у каждой страны свои и не следует полагать, что удачный опыт одной страны будет приемлемым и для России. Каждая страна уникальна и у каждой свой путь вхождения в информационное общество.

1.2. Нормативно-правовая  база электронного правительства  Российской Федерации и региона  на примере Саратовской области

В Российской Федерации  правовую основу обеспечения прозрачности власти, эффективного информационного  взаимодействия граждан и власти, расширения доступа граждан к мировым информационным ресурсам составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы развития информатизации и использования информационных технологий.

К наиболее значимым правовым актам на федеральном  уровне относятся:

·Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

·Федеральный закон от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»;

·Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»;

·Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;

·Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года  
№ Пр-1895.

·Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия  
(2002 – 2010 годы)»; (Далее - ФЦП «Электронная Россия»)

·Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 года № 1244-р «О концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года»;

К наиболее значимым правовым актам на уровне Саратовского региона относятся:

·Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года № 1024-р «О концепции региональной информатизации до 2010 года»;

Информация о работе Проблемы и перспективы развития федеральной целевой программы «Электронная Россия»