Проблемы и перспективы развития федеральной целевой программы «Электронная Россия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:41, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: комплексный анализ внедрения программы в органы государственной власти и местного самоуправления, влияние на сферы социально-экономической, политической и культурной жизни общества, выявление проблем, стоящих на пути ее реализации, изучение положительных результатов, дать характеристику нормативно-правовой базы, разработанной в рамках информатизации страны и разработка конструктивных предложений для оптимизации внедрения программы.

Содержание работы

Введение
1. Электронное правительство как элемент формирования информационного общества
1.1. Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу
1.2. Нормативно-правовая база электронного правительства Российской Федерации и региона на примере Саратовской области
1.3. Электронный документооборот в концепции электронного правительства
2. Практический аспект реализации функций электронного правительства в информационном обществе
2.1. Международный опыт внедрения электронного правительства
2.2. Оценка информатизации органов государственной власти Российской Федерации и Саратовской области
Заключение
Список источников и литературы
Приложения (№№ 1-12)

Файлы: 1 файл

Диплом1.docx

— 127.57 Кб (Скачать файл)

В соответствии ФЗ «О персональных данных», в случае выявления  неправомерных действий с персональными  данными оператор в срок, не превышающий  трех рабочих дней с даты такого выявления, обязан устранить допущенные нарушения. В случае невозможности устранения допущенных нарушений оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты выявления неправомерности действий с персональными данными, обязан уничтожить персональные данные. Об устранении допущенных нарушений или об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

Субъект персональных данных имеет право на защиту своих  прав и законных интересов, в том  числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в  судебном порядке.

Лица, виновные в  нарушении требований настоящего Федерального закона, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и  иную предусмотренную законодательством  Российской Федерации ответственность.10

Закон о персональных данных, прописывая наличие ответственности  за нарушение требований закона, не определяет вид ответственности  за нарушение статей закона. Должен быть создан дополнительно регламент который бы четко устанавливал за какой вид нарушения статей закона определено то или иное наказание, начиная от административной ответственности и заканчивая уголовной.

При создании систем обмена документами между организациями (как правило, по открытым каналам  связи, чаще всего через Интернет) важным вопросом становится обеспечение  информационной безопасности. Возникает  ряд вопросов – как защитить документ от подделки, как придать ему юридическую силу, как удостоверить личность отправителя? На эти вопросы даёт ответ электронная цифровая подпись. Ею можно подписать документ, тем самым, придав ему юридическую силу, защитить документ от несанкционированного доступа. В России регламентирует работу ЭЦП ФЗ РФ «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 № 1-ФЗ. Но он не работает так как даже на данный момент приходится для ускорения процесса документооборота по электронной почте посылать образ бумажного документа, а для обеспечения официального подтверждения вслед ему - бумажный оригинал. О каком электронном документообороте можно говорить, если даже простейшее подтверждение подлинности электронного документа невозможно произвести. Это привело к тому, что многие фирмы не спешат пользоваться ЭЦП и отправлять документы по электронной почте. Требуется внесение изменений в ФЗ "Об электронной цифровой подписи", который ориентирован исключительно на использование электронной цифровой подписи с открытым и закрытым ключом при условии выдачи сертификата ключа подписи имеющим лицензию удостоверяющим центром. Такая модель регулирования жестко привязана к конкретной технологии. Требуется также гармонизация указанного закона с международными правовыми актами в области использования электронной подписи. Актуальность проблемы использования ЭЦП вызвана, прежде всего, стремительным развитием современных информационно-коммуникационных технологий и общим ростом информационного взаимодействия (в том числе международного), основанного на электронном обмене информации. С развитием электронных форм документооборота возникла потребность в разработке и использовании электронной цифровой подписи, так как она, по сути, равнозначна собственноручной подписи при подписании электронного документа и обеспечивает его юридический статус.

Можно сказать, что  законы и прочие нормативно-правовые активно разрабатываются, но зачастую они несовершенны, так как охватывают не все проблемы стоящие на их пути с одной стороны, а с другой стороны зачастую дублируют друг друга.

1.3. Электронный  документооборот в концепции  электронного правительства

Приоритетным направлением формирования электронного правительства  является максимально возможный  перевод документооборота и информационного  взаимодействия органов государственной  власти в электронную форму. Использование  электронного документооборота призвано обеспечить эффективное информационное взаимодействие органов власти, что  должно повысить качество государственного управления и создать основу для  повышения оперативности предоставления и качества государственных услуг.

По данным исследований, 30% времени сотрудников крупных  организаций тратится на поиски и  согласование документов, 6% бумажных документов безвозвратно теряются, каждый внутренний документ копируется до 20 раз. Переход  к электронному документообороту позволяет  ускорить и повысить прозрачность движения документов, гарантировать их своевременное  рассмотрение, повысить оперативность  и обоснованность принимаемых решений, уменьшить при этом количество рутинных операций.

Системы электронного документооборота в том или ином виде присутствуют практически в  любой корпоративной информационной системе, они позволяют не только обмениваться документами по каналам  связи, но и организовать их хранение, обеспечивают доступ к различным  вариантам документа, дают возможность  отследить его «жизненный цикл».

Сегодня интерес  к рынку программного обеспечения  для автоматизации работы с документами  неуклонно растет. Прослеживается следующая  динамика роста (данные РБК):

2002 год — 24 млн.  долларов США

2003 год. — 27 млн.  долларов США

2004 год. — 52 млн.  долларов США

2005 год. — 100 млн.  долларов США

2006 год. — 153 млн.  долларов США

2007 год. — 230млн.  долларов США

Что, в общем - то и не удивительно, поскольку для  внедрения электронного документооборота в первую очередь важна его  технологическая основа, то есть обеспечение  работников ПК. Рынок систем управления документооборотом в нашей стране представлен программными решениями, как российских разработчиков на базе приложений иностранных компаний и на базе собственных разработок, так и несколькими иностранными производителями. Отечественный софт лучшим образом учитывает специфику российского документооборота, нежели программное обеспечение иностранных производителей, и дело здесь не в патриотизме, а в несколько других принципах построения западного документооборота, а так же в многообразии существующих стандартов в различных странах. Вот некоторые из наиболее известных систем электронного документооборота:

1. CompanyMedia, разработчик – компания Интер Траст11

Система CompanyMedia состоит из нескольких программных продуктов, которые можно использовать независимо друг от друга. Система предназначена для ведения электронного документооборота, информационной поддержки организационно-распорядительной и производственно-хозяйственной деятельности.

Система электронного документооборота CompanyMedia в целом позволяет наладить в организации «сквозной» обмен документами (что означает возможность легко проследить движение документов не только внутри одного подразделения, но и между филиалами организации), обеспечивает глобальное их визирование, нормализует контроль исполнения документов и поручений руководства.

CompanyMedia в основном предназначена для крупных и средних государственных учреждений и коммерческих организаций. Вместе с тем, гибкая структура этого программного продукта, модульный принцип построения являются весьма привлекательными и для небольших организаций.

CompanyMedia создавалась компанией «ИнтерТраст» в строгом соответствии с государственными стандартами в области делопроизводства. При ее разработке проводились консультации со специалистами Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела (ВНИИДАД). CompanyMedia имеет четыре сертификата качества Госстандарта РФ по системе МОЛСЕМ на системы «CompanyMedia-Делопроизводство», «CompanyMedia-Проекты», «CompanyMedia-Планирование», «CompanyMedia-Управление персоналом».

2. Система  БОСС-Референт, разработчик - компания  АйТи12

Система разработана  для автоматизации управленческого  документооборота и делопроизводства. Ее потребителями являются коммерческие компании, федеральные государственные  унитарные предприятия, государственные  органы власти. Система имеет сертификат соответствия ГСДОУ, а ее разработчик, компания «АйТи» имеет сертификат ГОСТ Р ИСО 9001, удостоверяющий систему «…менеджмента качества сертифицированной компании применительно к проектированию, разработке, производству и обслуживанию программных средств для обработки документов и решения организационно-экономических задач…» Система БОСС-Референт, построенная на платформе IBM Lotus Domino/Notes, занимает лидирующие позиции на отечественном рынке.

3. Optima Workflow, разработчик - компания Оптима13

Система Optima Workflow предназначена для управления процессами создания, обработки, тиражирования и хранения документов или иных информационных объектов, а также для автоматизации основных процедур современного делопроизводства и организации документооборота. В состав системы Optima Workflow входят пять программных модулей, которые могут быть установлены на различные клиентские станции или серверное оборудование в корпоративной сети, в зависимости от методов организации процессов документооборота и создания рабочих мест пользователей.

Система Optima Workflow содержит инструменты задания маршрутов прохождения документов, аудита, отслеживания их статуса в процессе обработки, настраиваемые на специфику организации, и не предлагает каких-либо стандартных процедур.

4. Documentum, разработчик – компания Documentum Servicies14

Система Documentum по функционалу и стоимости можно сравнить с базовым программным обеспечением, таким как IBM ContentManager. Обе эти системы обладают примерно равными возможностями и на базе каждой из них можно построить систему электронного документооборота.

Система разработана  за рубежом, на российском рынке представлена с 2000 года и российских клиентов пока немного. СистемаDocumentum является системой управления, а система документооборота строится на ее основе под конкретного заказчика. Фактически из систем электронного документооборота Documentum является самой дорогой ориентирована на очень крупные внедрения.

5. LanDocs, разработчик – компания Ланит15

Система LanDocs предназначена для автоматизации процессов управления документами, документооборотом и делопроизводством на предприятиях и в организациях различного профиля и масштаба. Поставляется в двух вариантах: как законченная система (программное обеспечение, документация, обучение пользователей) или как открытый к развитию вариант (базовый набор CASE-моделей, специализированная библиотека диалоговых элементов, CASE-технология адаптации и поддержки, обучение пользователей, разработчиков и специалистов группы поддержки).

Система LanDocs соответствует стандарту ГСДОУ. Компания Ланит имеет сертификат ГОСТ Р ИСО 9001.

6. ДЕЛО, разработчик – компания Электронные Офисные системы16

Система «ДЕЛО» разработанная  компанией «Электронные Офисные  Системы» (ЭОС) – комплексное промышленное решение, обеспечивающее автоматизацию  процесса делопроизводства, а также  ведение полностью электронного документооборота организации. Система  эффективно используется как в небольших  коммерческих компаниях, так и в  распределенных холдинговых или  ведомственных структурах. Первая версия системы «ДЕЛО» выпущена в 1996 году. «Сертификат Наивысшего Качества»  ЦСЦР Госстандарта России, полученный системой «ДЕЛО», и многолетний опыт специалистов ЭОС гарантируют успешное внедрение системы и отсутствие проблем с ее дальнейшей эксплуатацией.

Система «ДЕЛО», масштабируемая и гибкая в настройке, легко адаптируется к специфике документооборота в  организациях любого размера от единиц до тысяч рабочих мест. Обеспечивает необходимый уровень конфиденциальности информации и соответствие всем нормативным  требованиям как российского делопроизводства, так и международных стандартов (ISO 15489 «Информация и документация – Управление документами» и ISO/IEC 17799:2000 «Информационные технологии – Практическое руководство по управлению информационной безопасностью»).

Система «ДЕЛО» –  тиражируемый "коробочный" продукт. Она без каких-либо заказных доработок  решает задачи автоматизации делопроизводства и электронного документооборота большинства  организаций. С помощью гибкой системы  справочников легко может быть установлена и настроена специалистами заказчика

7. Гран-Док,  разработчик - Государственное научно-производственное  предприятие «Гранит-Центр»17

«Гран-Док» - специализированная система автоматизации делопроизводства и документооборота в государственных  и муниципальных структурах управления, работающих в соответствии с требованиями и стандартами Российского делопроизводства. Система «Гран-Док» успешно прошла сертификационные испытания во ВНИИНМАШ, где было подтверждено полное соответствие системы требованиям нормативных  документов. Система имеет сертификат ГОССТАНДАРТА РОССИИ №РОСС RU.ME. 20.H00409 и  экспертное заключение Всероссийского научно-исследовательского института  документоведения и архивного дела, в котором отмечено ее высокое  качество.

Назначением системы  «Гран-Док» является автоматизация  процессов работы с документами:

Государственное научно-производственное предприятие «Гранит-Центр» предлагает своим заказчикам три версии системы  автоматизированного документооборота и делопроизводства «Гран-Док»:

· Гран-Док – Lite

Гран-Док – Lite – однопользовательская версия системы - предназначена для муниципальных структур управления, имеющих небольшой объем документооборота. Однопользовательский вариант системы предназначен для учета и работы с документами на одном рабочем месте. В состав системы входит облегченная версия Microsoft SQL сервера - MSDE и универсальное рабочее место пользователя. Пользователь обладает правами на работу со всеми документами и классификаторами системы.

· Гран-Док - сетевая версия системы

Гран-Док - сетевая  версия системы - предназначена для  государственных и муниципальных  структур управления с объемом документооборота от 5000 до 30000 документов в год. Необходимо наличие локальной вычислительной сети и большое количество рабочих  мест. Количество пользователей системы  в каждой организации колеблется от 20 до 150. Сетевая версия системы  предоставляет распределенную среду  для ввода, хранения и обеспечения  доступа к информации. Эта версия системы успешно эксплуатируется  с 1997 года. Три префектуры города Москвы используют сетевую Windows – версию системы «Гран-Док» в своей работе.

·Гран-Док - корпоративная версия системы

Информация о работе Проблемы и перспективы развития федеральной целевой программы «Электронная Россия»