Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:41, дипломная работа
Цель дипломной работы: комплексный анализ внедрения программы в органы государственной власти и местного самоуправления, влияние на сферы социально-экономической, политической и культурной жизни общества, выявление проблем, стоящих на пути ее реализации, изучение положительных результатов, дать характеристику нормативно-правовой базы, разработанной в рамках информатизации страны и разработка конструктивных предложений для оптимизации внедрения программы.
Введение
1. Электронное правительство как элемент формирования информационного общества
1.1. Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу
1.2. Нормативно-правовая база электронного правительства Российской Федерации и региона на примере Саратовской области
1.3. Электронный документооборот в концепции электронного правительства
2. Практический аспект реализации функций электронного правительства в информационном обществе
2.1. Международный опыт внедрения электронного правительства
2.2. Оценка информатизации органов государственной власти Российской Федерации и Саратовской области
Заключение
Список источников и литературы
Приложения (№№ 1-12)
·Постановление Правительства Саратовской области от 8 декабря 2006 года № 388-П «О концепции информатизации Саратовской области до 2010 года»;
·закон Саратовской области от 2 августа 2007 № 146-ЗСО «Об областной целевой программе "Информатизация Саратовской области на 2008-2010 годы"»; (Далее – ОЦП «Информатизация Саратовской области»).
Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)».
ФЦП "Электронная Россия" реализуется с 2002 года и действует до 2010 года. Программа реализуется в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Государственным заказчиком
– координатором Программы
Государственными заказчиками по отдельным мероприятиям Программы являются Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство по образованию, Федеральная служба охраны Российской Федерации.
Первая редакция ФЦП "Электронная Россия" была утверждена правительством в 2002 году. Главными целями проекта являлись развитие информационных и коммуникационных технологий в области государственного управления, а также совершенствование законодательства в сфере ИКТ, развитие системы подготовки специалистов по ИКТ, создание электронной торговли и многое другое. В последующие 9 лет на ее реализацию из федерального бюджета планировалось выделить 39 млрд рублей. Однако программа забуксовала. Представители различных министерств и ведомств не раз высказывали в СМИ мнение, что задача программы – слишком глобальна: построение в России информационного общества требует не менее глобальной информатизации, повышения компьютерной грамотности населения, бюджетоемких научных исследований.
В 2006 году ФЦП «Электронная Россия» претерпела существенные изменения. Произошла смена курса: от проведения «информатизации ради информатизации» к объединению и эффективному использованию информационных систем. Федеральная программа стала напрямую связана с административной реформой, стала одним из основных инструментов ее реализации. Программа направлена на улучшение государственного управления посредством внедрения электронного правительства.
Программа ставит перед собой выполнение следующих задач:
·повышение качества и эффективности государственного управления;
·расширение возможности доступа граждан к информации;
·обеспечение защиты и безопасности данных;
·устранение дублирования сбора данных;
·повышение оперативности предоставления государственных услуг;
·повышение уровня подотчетности органов государственной власти гражданам;
·придание официального статуса электронным формам взаимодействия;
·повышение эффективности управления внедрением информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;
·повышение уровня квалификации и профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере использования информационных и коммуникационных технологий.
В Программе предусматривается реализация мероприятий по 6 основным направлениям:
1. Формирование стандартов и рекомендаций в сфере использования информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении.
Целью направления
является повышение эффективности
использования и внедрения
2. Обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе информационных и коммуникационных технологий и интеграция государственных информационных систем.
Целью выполнения мероприятий указанного направления является повышение эффективности государственного управления за счет обеспечения оперативного межведомственного информационного взаимодействия органов государственной власти в электронном виде в рамках выполнения возложенных на них функций.
3. Обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и организациями на основе информационных и коммуникационных технологий.
В целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти с гражданами и организациями за счет создания информационных систем, поддерживающих предоставление юридически значимой и справочной информации и непосредственно самих государственных услуг, в том числе с использованием возможностей сети Интернет.
4. Внедрение информационных систем управления деятельностью органов государственной власти.
В целях создания
условий для оперативности
5. Создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти.
Целью мероприятий
указанного направления является повышение
эффективности бюджетных
6. Управление реализацией мероприятий Программы.
Целью мероприятий
указанного направления является обеспечение
необходимого качества управления выполнением
мероприятий Программы, достижение
планируемых результатов ее реализации,
определение механизма
Для осуществления эффективного управления и контроля выполнения Программы государственным заказчиком - координатором Программы и ее государственными заказчиками определяются должностные лица и соответствующие подразделения, ответственные за реализацию Программы. Руководители государственного заказчика - координатора Программы и ее государственных заказчиков назначают ответственное лицо за реализацию Программы, как правило, на уровне заместителя федерального министра (заместителя руководителя (директора) федеральной службы или федерального агентства), утверждают внутренний регламент управления реализацией закрепленных за данным государственным заказчиком направлений и мероприятий Программы.7
Планируется, что в итоге реализации программы произойдет повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти на 10%, снижение затрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне на 25%, снижение количества вынужденных обращений граждан в органы государственной власти для получения государственных услуг и необходимого времени ожидания на 10%.
Областная
целевая программа «
ОЦП «Информатизация
Саратовской области» разработана
в министерстве экономического развития
и торговли области. При ее создании
учтены основные положения Концепции
информатизации Саратовской области
до 2010 года, приоритетные направления
Программы социально-
Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года № 61-П «О порядке разработки и реализации областных целевых программ».
Программа направлена на реализацию мероприятий по направлениям:
·Электронное правительство;
·Информатизация в сфере социальной защиты населения;
·Электронное образование;
·Многоцелевая геоинформационная система;
·Электронное здравоохранение;
·Информатизация деятельности мировых судей области;
·Информатизация в сфере культуры;
·Обеспечение информационной безопасности в регионе;
·Создание информационно-маркетингового центра области;
·Подготовка государственных служащих области к использованию ИКТ;
·Информатизация агропромышленного комплекса области;
·Информатизация научно-промышленного комплекса области;
·Электронное жилищно-коммунальное хозяйство области;
·Реализация кампании по разъяснению преимуществ использования ИКТ;
·Совершенствование нормативной правовой базы области в сфере информатизации.9
Реализация мероприятий ОЦП направлена на повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, открытости и гласности принятия решений органов государственной власти области и органов местного самоуправления, а также эффективности предоставления государственных услуг области, и, как следствие, рост числа граждан и организаций, использующих ИКТ во взаимоотношениях с органами государственной власти области и органами местного самоуправления.
Для эффективной реализации мероприятий областной программы создан Межведомственный совет по информатизации в Саратовской области. Функции совета заключаются в разработке предложений по вопросам информатизации области, осуществлении межведомственной координации и мониторинга выполнения мероприятий программы, проведении экспертизы государственных проектов в сфере внедрения и использования ИКТ для их включения в программу, рассмотрении других вопросов, связанных с процессами построения «электронного правительства» области и информатизации области.
Финансирование
областной целевой программы
«Информатизация Саратовской
Параллельно с ОЦП на данный момент в Саратовской области действует ряд правовых актов по информатизации. (Приложение № 12).
Но, несмотря на совершенствование нормативно-правовой базы , еще остается много «белых пятен» в государственном регулировании внедрения электронного правительства в органы государственной власти как на федеральном, так и на региональных уровнях.
Так большой проблемой
является вопрос «Как хранить электронные
документы?» До сих пор не создано
ни одного закона который бы полностью
регламентировал порядок хранения электронных
документов. На архивное хранение могут
приниматься не только документы государственных
организаций, но и частных. Например, при
ликвидации последних, в государственные
архивы должны поступать организационно-
Также неясно как органы власти будут защищать информацию от несанкционированного доступа извне, никакая даже самая лучшая система безопасности не может дать стопроцентную защиту. А так как на данный момент государственные органы накопили в своих базах большое количество персональных данных, то при несанкционированном доступе возможно их изменение и использование в целях противоречащих законодательству РФ.