Проблемы и перспективы развития федеральной целевой программы «Электронная Россия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:41, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: комплексный анализ внедрения программы в органы государственной власти и местного самоуправления, влияние на сферы социально-экономической, политической и культурной жизни общества, выявление проблем, стоящих на пути ее реализации, изучение положительных результатов, дать характеристику нормативно-правовой базы, разработанной в рамках информатизации страны и разработка конструктивных предложений для оптимизации внедрения программы.

Содержание работы

Введение
1. Электронное правительство как элемент формирования информационного общества
1.1. Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу
1.2. Нормативно-правовая база электронного правительства Российской Федерации и региона на примере Саратовской области
1.3. Электронный документооборот в концепции электронного правительства
2. Практический аспект реализации функций электронного правительства в информационном обществе
2.1. Международный опыт внедрения электронного правительства
2.2. Оценка информатизации органов государственной власти Российской Федерации и Саратовской области
Заключение
Список источников и литературы
Приложения (№№ 1-12)

Файлы: 1 файл

Диплом1.docx

— 127.57 Кб (Скачать файл)

Великобритания.

Центральный Правительственный  Портал Великобритании (http:// www.ukonline.gov.uk) предоставляет общую правительственную информацию. Он соединяет вместе информацию и консультационные сервисы из различных источников. При этом центральным разделом портала, реализующим данный подход, является раздел "Ваша жизнь" (Your life), который как бы разбит на два подраздела:

· Этапы жизни (Life stages).

· Жизненные эпизоды (Life events).

В первую очередь  были реализованы следующие Жизненные  Эпизоды:

Δ появление ребенка;

Δ криминальная ситуация;

Δ переезд в новый  дом (квартиру);

Δ смерть близких и другие трудные проблемы;

Δ обучение вождению автомобиля;

Δ поездки (в командировку и пр.).

Эти возможности  были реализованы в первую очередь  на основе исследований о наиболее популярных сервисах. В дополнение к ним добавлены следующие  Жизненные Эпизоды:

Δ выбор школы;

Δ переход в другую школу;

Δ поиск работы;

Δ пенсия и выход  на пенсию;

Δ уход за кем-либо;

Δ открытие бизнеса.

Очень часто информация и услуги, связанные с одним "жизненным  эпизодом" предоставляется различными правительственными агентствами и  недоступна где-либо еще из единого  источника. Группирование он-лайновых услуг вокруг конкретных жизненных эпизодов предназначено для того, чтобы сделать общение граждан с государством более простым. Портал также представляет расширенный сервис поиска, названный "Быстрый поиск" (Quick find), что упрощает навигацию через море правительственной информации. Центральный правительственный портал ukonlinegov.uk также дает описания и ссылки на целый спектр правительственных услуг, которые в настоящее время уже доступны гражданам и бизнесу.

По мере того, как  портал будет развиваться, он будет  включать новые ссылки на другие правительственные Web-сайты, описания и ссылки на услуги и информацию. Ukonline.gov.uk также предоставляет  возможность гражданам обсуждать  различные проблемы через раздел, названный Пространство Гражданина (Citizen Space). Раздел информирует о планах изменений в области общественной жизни и дает возможность гражданам высказывать свою точку зрения.

Центральный правительственный  портал ukonline.gov.uk очень четко позиционирован как естественная начальная точка  ко всей остальной правительственной  информации и услугам, где граждане могут также взаимодействовать  с правительством.

Великобритания  пошла по пути осторожного и постепенного строительства основы электронного Правительства. Суть этого подхода  состоит в построении в первую очередь основных инфраструктурных строительных блоков до того, как запускать  новые услуги. Инфраструктура обеспечивается через так называемый Правительственный  Шлюз Government Gateway (http://www.gateway.gov.uk), который обеспечивает возможности дальнейшего наращивания услуг. Этот сайт обеспечивает централизованные сервисы регистрации для выполнения безопасных транзакций с правительством.

Проект центрального правительственного портала Ukonline.gov.uk и Государственный Шлюз Government Gateway являются двумя ключевыми инициативами концепции электронного правительства Великобритании. При этом центральный правительственный портал Ukonline.gov.uk рассматривается как ключевой элемент трансформирования способов организации и предоставления услуг гражданам, средство обеспечения лучшей интеграции государственных услуг и средство объединения всей правительственной информации для он-лайнового представления.

Для достижения этого, предполагается, что Ukonline.gov.uk обеспечивает: центральную точка входа для  граждан с точки зрения получения  правительственной информации и  услуг государства, доступ для интерактивного взаимодействия с государством по разным каналам, возможности партнерства  для государственных и частных  организаций обеспечивать с точки  зрения предоставления услуг, безопасную среду выполнения, в которой граждане могут выполнять транзакции с  государством.

Роль Правительственного Шлюза Government Gateway состоит в обеспечении того, что различные государственные ведомства могут быть объединены так, что в итоге гражданину предоставляются интегрированные и прозрачные услуги. Шлюз обеспечивает необходимую маршрутизацию и интеграцию сервисов, а также необходимые средства безопасности и аутентификации. Великобритания уделяет большое внимание стандартам и протоколам, которые должны гарантировать совместимость правительственных систем и технологий.

Однако, несмотря на достигнутые результаты в последнее  время в британском обществе стало  разворачиваться движение «пассивного  протеста» политике e-government, выразившееся в лозунге «Нас устраивает традиционное государство — мы не желаем электронного».

США.

В США электронное  правительство реализуется на основе правительств отдельных штатов. Независимо работают проекты информатизации общефедеральных  функций, например президентской: http://www.whitehouse.gov. Отсюда рядовой американец может попасть на сайты отдельных федеральных департаментов. В качестве образцово-показательного варианта реализации идеи электронного правительства можно привести опыт штата Флорида (http://www.myflorida.com). Здесь есть не только информация о самом штате (история, культура), необходимые для жизни сведения (прогноз катастроф, инструкция по действиям во время ураганов, столь частых в этом штате), но и множество других важных данных и функций. Например, онлайн проверка срока действия водительских прав (вводите номер в форму — получаете ответ), справка по лицензированию деятельности архитекторов в штате Флорида и соответствующие формы для заполнения в формате PDF (получить лицензию онлайн или хотя бы оплатить взнос через Интернет нельзя).

Если же человеку по каким-то причинам необходимо самостоятельно явиться в органы власти — он легко находит нужный адрес, указывает  свой статус (гражданин США, иммигрант, гость), цель посещения (от смены имени или адреса до сдачи письменного экзамена по вождению мотоциклом) — и узнает время аудиенции. Однако столь высокий уровень сервиса — отнюдь не панацея: достаточно вспомнить, что подсчет голосов именно во Флориде стал причиной скандала во время выборов, приведших в Белый Дом Джорджа Буша.

Власти Соединенных  Штатов (которые, в противовес британским, считают именно себя инициаторами и  первопроходцами разработки и воплощения идей e-government) приступили к выполнению последнего из запланированных этапов развития федерального правительственного портала http://www.firstgov.gov, вокруг которого объединены 27 миллионов единиц государственного управления, связанных с оказанием общественных услуг. К числу своих главных достижений организаторы американского электронного правительства относят тот факт, что по их данным в 2006 году 15% всех взимавшихся в стране налогов (а это более 600 млрд. долларов) были проведены через Интернет. Однако даже несмотря на такие впечатляющие цифры, специалисты Accenture ставят сегодня США только на третье место в мире по уровню сетевого общения государства с населением: по мнению аналитиков, в этом аспекте Соединенные Штаты сейчас уступают Канаде и Сингапуру.

Франция.

Значительным шагом  на пути к созданию электронного правительства  Франции явилось построение в 2000 г. централизованного административно-государственного интернет-портала, открывшего пользователям через единое сетевое окно доступ к 2,6 тыс. веб-узлам органов законодательной, исполнительной и судебной власти страны всех уровней, а также более чем к 2 тыс. веб-ресурсов Евросоюза и отдельных входящих в его состав государств. Интересно, что только за первый год функционирования портала его услугами воспользовались свыше 600 тыс. французских граждан, при том, что общее количество пользователей Интернета в стране достигло к тому времени 6 млн. человек.

Портал электронного правительства Франции (http://www.service-public.fr) предлагает пользователю три варианта взаимодействия — в зависимости от той роли, в которой он заходит на сайт: просто житель, специалист (раздел посвящен профессиональным вопросам), гражданин. В основном сайт носит информационный характер и содержит сведения о необходимых документах и процедурах (например, регистрации брака с брачным договором), тарифах и налогах. Из любого тематического раздела ссылки ведут на сайты соответствующих министерств, где набор функций может отличаться в зависимости от направления деятельности.

За этими возможностями  скрывается большая проделанная  работа. В настоящий момент большинство  французских государственных органов  работают на основе внутренних сетей, идет работа над созданием сети, соединяющей все ведомства. Подача налоговых деклараций предприятий  и частных лиц может осуществляться через Интернет уже сейчас.

На пути расширения пользовательской базы электронного правительства  Франции существует ряд препятствий. Согласно результатам исследования компании Capgemini, основными барьерами остаются предпочтение «человеческих» контактов «электронным», которое по традиции отдают многие представители определенных слоев гражданского населения, а также серьезная обеспокоенность соблюдением в Интернете прав на конфиденциальность и приватность циркулирующих там данных. При этом потенциал развития и совершенствования структур «электронного правительства» Франции остается необычайно высоким: 71% граждан страны считают электронные услуги главным инструментом обращения внимания госадминистрации на нужды населения, а 65% называют эти услуги определяющим фактором экономии государственных средств, т.е. денег налогоплательщиков.

Германия.

Государственная программа  построения «Электронного правительства» Германии является одной из самых  крупномасштабных в Европе: затраты  на ее осуществление только на федеральном  уровне превысили к сегодняшнему дню 1,5 млрд. евро. Стратегическая цель этой программы была в 2000 г. предельно  полно и исключительно образно  сформулирована канцлером Герхардом  Шредером: «Бегать должны данные, а  не люди». Результатом процесса электронизации системы государственного управления стала, в частности, существенная экономия бюджетных средств: за один только 2006 г. расходы на содержание административного  аппарата в стране сократились почти  на 400 млн. евро.

Главным веб-ресурсом, обеспечивающим гражданам и предприятиям Германии онлайновый доступ к правительственным структурам и сервисам, считается портал (http://www.bund.de), связанный в настоящее время с 900 федеральными ведомствами, учреждениями и организациями и концентрирующий в себе информацию по 3 тыс. тем из экономической, производственной, правовой, медицинской, образовательной и многих других сфер жизнедеятельности общества. Количество ежедневных обращений к этому порталу достигает 60 тыс. По данным Федерального статистического управления Германии, в течение 2006 года правительственными сайтами и предоставляемыми ими услугами воспользовались 35% немецких компаний, из которых 84% таким образом получали официальные формы государственной регистрации и финансовой отчетности, 74% обращались за справочной информацией и организационно-распорядительной документацией, 71% поддерживал с соответствующими инстанциями обратную связь по вопросам экономического и юридического характера, а 17% участвовали во всевозможных онлайновых конкурсах на получение государственных заказов.

Ключевым элементом  генерального плана реформирования германского государства на базе современных информационных технологий стала программа BundOnline 2005. В этой программе были изложены намерения правительства ФРГ к 2005 г. реализовать в Интернете максимально возможное количество функций и услуг органов власти общегосударственного масштаба, а также совместно с администрациями всех 16 федеральных земель искать пути внедрения электронных служб на региональном и местном уровнях. В рамках программы BundOnline был разработан целый ряд проектов, направленных на совершенствование взаимоотношений административных структур друг с другом (Administration-mit-Administration, A-A), с компаниями частного бизнеса (Administration-mit-Business, A-B) и с рядовыми гражданами страны (Administration-mit-Staatsburger, A-S). На первом этапе выполнения программы были реализованы сервисы, которые можно отнести к разряду сугубо информационных. Среди них — услуги сайта Федерального министерства экономики и труда (Bundesministerium fur Wirtschaft und Arbeit), предоставлявшего справки об условиях открытия частных предприятий, или сайта Федерального бюро по антимонопольной политике (Bundeskartellamts), обеспечившего доступ к сведениям о слияниях и поглощениях компаний.

Однако количество и разнообразие веб-ресурсов федерального правительства Германии довольно быстро увеличивалось, и очень скоро в их числе оказались такие, которые предлагали и корпоративным, и индивидуальным пользователям чрезвычайно ценные и весьма актуальные услуги, касавшиеся, к примеру, оформления удостоверений личности в электронной форме, заполнения налоговых деклараций посредством Интернета или онлайновой финансовой отчетности о предпринимательской деятельности.

Если традиционный порядок оформления гражданами Германии своих персональных документов предусматривал необходимость неоднократных визитов  человека в государственные ведомства  и требовал, как правило, трех- или  четырехнедельного ожидания, то в  онлайновом режиме процедура оформления происходит значительно проще и  быстрее. Теперь служба Федеральной  типографии (Bundesdruckerei) предоставляет гражданам возможность заказать нужный документ по Интернету: сразу же после регистрации заявки данный документ создается в электронном виде, и в случае официального подтверждения его правомочности через несколько дней полностью оформленная «твердая копия» документа будет ждать своего владельца в соответствующем административном учреждении. Федеральная типография предоставляет эту услугу жителям всех регионов и областей страны, местные власти которых выразили готовность пользоваться этой службой.

Южная Корея.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития федеральной целевой программы «Электронная Россия»