Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:41, дипломная работа
Цель дипломной работы: комплексный анализ внедрения программы в органы государственной власти и местного самоуправления, влияние на сферы социально-экономической, политической и культурной жизни общества, выявление проблем, стоящих на пути ее реализации, изучение положительных результатов, дать характеристику нормативно-правовой базы, разработанной в рамках информатизации страны и разработка конструктивных предложений для оптимизации внедрения программы.
Введение
1. Электронное правительство как элемент формирования информационного общества
1.1. Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу
1.2. Нормативно-правовая база электронного правительства Российской Федерации и региона на примере Саратовской области
1.3. Электронный документооборот в концепции электронного правительства
2. Практический аспект реализации функций электронного правительства в информационном обществе
2.1. Международный опыт внедрения электронного правительства
2.2. Оценка информатизации органов государственной власти Российской Федерации и Саратовской области
Заключение
Список источников и литературы
Приложения (№№ 1-12)
·Автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются: обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации, сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов и оснащения. Это может привести к снижению затрат и экономии средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, увеличение открытости и прозрачности деятельности органов управления.
·Использование в органах государственного управления новых, в том числе и интернет-технологий.
Можно сказать, что
электронное правительство
В настоящее время можно выделить 4 основных модели «электронного правительства», получивших практическое воплощение в США, Европе, Азиатско-тихоокеанском регионе и России. Условно их можно назвать так
·континентально-европейская модель;
·англо-американская модель;
·азиатская модель;
·российская модель, которая представлена в целевой федеральной программе «Электронная Россия (2002–2010 гг.)»
1. Континентально-европейская модель электронного правительства характеризуется:
-наличием надгосударственных
институтов (Европарламент, Еврокомиссия,
Европейский суд), рекомендации которых
обязательны для исполнения
-высокой степенью
интеграции европейских
-жестким законодательством,
регулирующим информационные
Управление и деятельность национальных правительств и надгосударственных структур в этой модели обусловлены применением высоких технологий с ориентацией на нужды граждан-пользователей информационными сетями и системами. Данный тип управления позволяет потребителю (избирателю, гражданину, представителю общественности) получать правительственную информацию в режиме реального времени(on-line) и успешно выполнять свой гражданский долг, используя систему электронного голосования или сервисные услуги правительства при уплате налогов и штрафов.
2. Англо-американская модель электронного правительства развита в США, Канаде и Великобритании. В США основной акцент сделан на создание информационных супермагистралей, позволяющих обеспечить универсальное обслуживание граждан и обеспечение их информацией относительно проблем государственного управления. Здесь проявляется ярко выраженная тенденция перехода от монологичной политико-административной власти к диалогу между чиновниками и гражданами к форме «сервисной власти». В рамках этой тенденции американское электронное правительство служит гражданам, предоставляет сервисные услуги и подотчетно им. В целом деятельность американского правительства проводится под лозунгом большей открытости, прозрачности и ответственности перед гражданами. Что касается электронного правительства Великобритании, то его деятельность зафиксирована в программе, имеющей название «Электронные граждане, электронный бизнес, электронное правительство. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху». В программе сделан акцент на решение следующих проблем:
-расширение спектра
предоставляемых
-создание технических
и образовательных условий для
полного охвата гражданами
Таким образом, для
государственных органов
3. Азиатская модель электронного правительства опирается на специфический стиль управления, азиатский тип корпоративной культуры и многослойную систему государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды. Правительство Южной Кореи при формировании модели электронной демократии основной акцент сделало на удовлетворение информационных потребностей населения и внедрение информационно-коммуникативных технологий в систему культуры и образования.
Успешное развитие электронной демократии позволило гражданам Южной Кореи усвоить мысль о собственной значимости и возможности действительного влияния на дела государства и общества. Важным и полезным в корейском опыте для нас является осмысленная и дальновидная политика государства в деле развития электронной коммуникации. Создание единого информационного пространства в рамках всей страны не только усиливает позиции государства, но и ставит в практическую плоскость основной принцип демократии: народ — источник и носитель власти.
4. Российская модель электронного правительства представлена в целевой федеральной программе «Электронная Россия 2002–2010 гг.».
Российская модель электронного правительства, как и можно было предположить, совмещает в себе черты азиатской и европейской модели. Как и в Европе, у нас думают о потенциальной доступности сервисов для каждого жителя страны. Внедряя, например, универсальную услугу связи. От азиатской модели наши проектировщики заимствовали уклон в образовательно-культурные программы, как то информатизация школ, библиотек и необходимость информирования населения о самой возможности взаимодействия с правительством с помощью электронных каналов связи.
Российская модель
построения электронного правительства
подразумевает автоматизацию
Связь электронного
правительства с
Электронное правительство
в зарубежных странах является частью
административных реформ, в России
же параллельно идет внедрение принципов
электронного правительства и
Зачастую в государстве ИКТ уже работают, а вот административного регулирования их нет. Получается внедрить компьютеры внедрили, а для граждан как все было так и осталось. Приходится приносить документы в их бумажном аналоге, узнавать всю необходимую информацию непосредственно на месте и бегать как и раньше по разным инстанциям. В идеале административная реформа должна опережать внедрение ИКТ. То есть сначала необходимо было бы регламентировать что и как должно работать, а потом посредством ИКТ осуществлять техническую работу. У нас пока все наоборот. Сначала сделают, а потом регламентируют, получается двойная работа.
Улучшение государственного управления является серьезной проблемой которая стоит на пути государства. Электронное управление позволит не отстать России от других стран, которые давно уже занимаются разрешением данной проблемы с разной степенью успеха. Стратегия бизнес- реинжиниринга ( фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов с тем, чтобы резко, скачкообразно улучшить решающие показатели деятельности компании, такие как стоимость, качество, обслуживание и темпы)6позволит взглянуть на государство с точки зрения бизнеса и перевести сферу государственного управления во вполне прагматическую область, где есть представление об эффективности и технологизированное знание о том, как ее можно повысить. Интерес государственных органов к технологии бизнес-инжиниринга возник в связи с проектом административной реформы и намерением российского руководства поэтапно создавать электронное правительство, для чего и была создана ФЦП «Электронная Россия».
В сете стратегии бизнес-реинжиниринга, Государство, с некоторыми оговорками, — это Корпорация, занимающаяся оказанием услуг своим гражданам-клиентам. Часть государственных функций, например внешнеполитическая, остается за пределами такого подхода, однако в остальном аналогия почти полная. Корпорация эта сверхкрупная и не вполне обычная — обслуживание клиента она совмещает с контрольно-надзорными функциями за ним же. Тем не менее на уровне государства реализуются все основные направления деятельности типичной компании: стратегическое планирование, управление структурой и бизнес-процессами, финансовый и коммерческий менеджмент, управление персоналом и т. д.
При внедрении системы
электронного правительства государству
придется изменять свои бизнес-процессы.
Суть перехода к электронным административным
регламентам состоит в точном
описании целей и задач государственных
органов, состава предоставляемых
услуг, функций и процессов
Применение информационных
технологий позволяет перейти к
реализации подхода «Менеджмент
модели» вместо «Менеджмента документов»,
при этом создается не система
взаимосвязанных документов, а единая
информационная модель, которая и
будет порождать требуемые
Технологии бизнес-инжиниринга способны поддерживать эти подходы к управлению, так как они опираются на создание и поддержание в актуальном состоянии электронных информационных моделей, которые полностью отражают организацию деятельности компании на стратегическом, структурном, функциональном и процессном уровне. Модель описывает также информационную составляющую (структуры данных и коммуникационную структуру). После чего становится возможной адекватная автоматизация процессов и их постоянное совершенствование. Технология бизнес-инжиниринга может стать интегрирующей средой для всех подсистем менеджмента не только в бизнесе, но и в управлении государством.
С другой же стороны при информатизации не происходит настоящего реинжиниринга. Текущие требования законодательства к административным процессам рассчитаны на использование в них бумажного учета и бумажной коммуникации. Поэтому «информатизация», при которой не корректируется законодательство, не включает в себя существенных изменений административных процессов, несмотря на все громкие заявления. Тем самым ИКТ весьма активно внедряются в государственное управление (средний годовой бюджет «информатизации» сейчас составляет 50 млрд. руб.), но методологически неправильно, только закрепляя место России среди развивающихся, а не развитых стран. Для исправления ситуации нужно, чтобы проекты административного реинжиниринга сопровождались обязательной коррекцией законодательства, а также содержали два ТЗ: одно от держателя соответствующего бюджета, а второе – от высшего руководства страны и граждан, заинтересованных в правильности использования ИКТ для повышения прозрачности, подконтрольности и оперативности. Это можно сделать, если принять нормативные акты, в которых методология и стандарты использования ИКТ в государственном управлении сделаны обязательными. Для контроля этой обязательности необходимо использовать аудит.
Понятие электронного госуправления охватывает широкий диапазон видов деятельности и действующих лиц и, тем не менее, на данный момент можно выявить три четких сектора. Это: госуправление-госуправление (G2G), госуправление-бизнес (G2B) и госуправление-граждане (G2C). Каждый из этих секторов представляет разную комбинацию мотивационных сил и инициатив. Вторжение государства в область деловых отношений Интернета на первых порах проявилось в возникновении новых терминов и условно-структурных направлений онлайновых операций. Пионеры разработки концепций электронного правительства (каковыми, как и в случаях со многими другими web-инициативами, оказались американцы) прежде всего ввели в систему интернет-обозначений в дополнение к уже устоявшимся к тому времени символам B (business) и С (customers) еще и понятие G (government), сведя формализацию (а точнее, формулизацию) задачи построения электронного правительства в упрощенном виде к выражению G2G+G2B+G2C, где первое слагаемое означает линию связи между разными функциями, органами и уровнями государственной власти по всей ее вертикали, второе — совокупность контактов между правительством и бизнесом, а третье — взаимоотношения государства с населением (C = не только customers, но и citizens).