Проблемы и перспективы развития федеральной целевой программы «Электронная Россия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:41, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: комплексный анализ внедрения программы в органы государственной власти и местного самоуправления, влияние на сферы социально-экономической, политической и культурной жизни общества, выявление проблем, стоящих на пути ее реализации, изучение положительных результатов, дать характеристику нормативно-правовой базы, разработанной в рамках информатизации страны и разработка конструктивных предложений для оптимизации внедрения программы.

Содержание работы

Введение
1. Электронное правительство как элемент формирования информационного общества
1.1. Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу
1.2. Нормативно-правовая база электронного правительства Российской Федерации и региона на примере Саратовской области
1.3. Электронный документооборот в концепции электронного правительства
2. Практический аспект реализации функций электронного правительства в информационном обществе
2.1. Международный опыт внедрения электронного правительства
2.2. Оценка информатизации органов государственной власти Российской Федерации и Саратовской области
Заключение
Список источников и литературы
Приложения (№№ 1-12)

Файлы: 1 файл

Диплом1.docx

— 127.57 Кб (Скачать файл)

Правительство Южной  Кореи при формировании модели «электронной демократии» основной акцент сделало  на удовлетворении информационных потребностей населения и внедрении информационно-коммуникационных технологий в систему культуры и  образования. Успешное развитие «электронной демократии» позволило гражданам  Южной Кореи усвоить мысль  о собственной значимости и возможности  действительного влияния на дела государства и общества. Важным и  полезным в корейском опыте является осмысленная и дальновидная политика государства в деле развития электронной  коммуникации. Создание единого информационного  пространства в рамках всей страны не только усиливает позиции государства, но и ставит в практическую плоскость  основной принцип демократии: народ - источник и носитель власти.

Сегодня неограниченный по объему трафика доступ к Интернету  через телефонный модем стоит  южнокорейскому пользователю всего  лишь 5–7 долларов в месяц, выделенная высокоскоростная линия — около 20 долларов (для справки: средняя  зарплата в стране — примерно 1600 долларов, а в крупных городах  до 2000 долларов). А оттого и неудивительно, что наивысший процент потребителей сетевой информации и услуг приходится на студенческое сообщество (96,2%). Среди  служащих и рядового инженерно-технического персонала постоянных посетителей  Интернета заметно меньше (69%), а  самая незначительная их доля —  в составе крестьян и рыбаков (4,1%). Социальный состав аудитории южнокорейской  Сети изначально определял и ее тематическую направленность, и основные функции  электронного правительства страны. Однако в последнее время в  развитии этих функций проявился  курс на максимальное удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста — то есть той части населения, которая в наибольшей степени  нуждается в облегчении и упрощении  получения государственных услуг.

Эксперты университета Брауна во главе с профессором  Дарреллом Уэстом считают, что нынешние успехи электронного правительства  Южной Кореи являются закономерным результатом энергичных действий государственных  властей, направленных на стимулирование развития телекоммуникаций. В некоторой  степени, однако, это также и заслуга  южнокорейской пропаганды, усилия которой  сконцентрированы на том, чтобы доказывать миру, что их страна вошла в десятку  ведущих промышленных держав, и привлекать внимание сограждан к тем направлениям экономического развития, которые в  данный момент считаются приоритетными. Среднеобразованный кореец сейчас имеет, пожалуй, довольно смутное представление, скажем, о состоянии отечественной энергетики — зато почти наверняка в курсе, что такое ADSL, ISP и WAP. При этом, в отличие от других индустриальных тем, телекоммуникации и информатика трактуются в значительно более широком контексте — не просто и даже не столько как одно из направлений промышленного и технологического развития, а как одна из фундаментальных основ будущего общества, главный критерий его цивилизованности, важнейший фактор экономической конкурентоспособности страны.

Если проанализировать уровень развития электронных правительств в разных странах, то становится очевидно, что лучше всего обстоят дела в небольших странах. Не имея других козырей, они пытаются совершить рывок в сфере информационных технологий, переходя с последних мест на первые.

Ирландия еще 30 лет  назад была одним из самых отсталых государств Европы. Однако в 80-90-х годах  правительство сделало ставку на развитие IT-индустрии: в страну удалось  привлечь американский капитал — Microsoft, Novell, Oracle открыли на Зеленом острове свои филиалы. Широкополосные каналы связи протянулись от Дублина до городских и сельских населенных пунктов, а жители отдаленных регионов связываются с центром через спутник. Таким образом, была заложена база для развития электронного правительства, и когда был открыт основной портал, через который правительственные службы смогли взаимодействовать с рядовыми наследниками великой кельтской цивилизации (http://www.reachservices.ie), его посещаемость сразу оказалась на уровне десятков тысяч человек в день.

Теперь ирландцы, например, могут внести себя в реестр производителей и упаковщиков картофеля Potato Growers' and PotatoPackers' Register, скачав соответствующую форму и уплатив взнос. Граждане Ирландии активно пользуются обратной связью, совершенствуя управление своей страной в режиме онлайн. Во что это обошлось? Суммарные затраты общественных средств (не только собственно ирландских) эксперты оценивают на уровне €150 млн, а вот экономия государственных средств от введения в строй этой системы почти в десять раз больше.

Попытку решить проблему повышения эффективности работы государственных органов предприняли  и в Хорватии — проект eGovernment Croatia стал частью информатизации всей страны. Он состоял их трех частей: информатизация деятельности госорганов, отношений государства и граждан, а также обратной связи — от граждан к государству. Каждая часть получила, соответственно, собственную реализацию: порталы eGovernment Portal, Open eGovernment и eGovernment Gateway.

Поначалу государственные  структуры Хорватии работали почти  исключительно с бумажными документами: для того чтобы любой электронный  документ стал документом государственного значения, его необходимо было распечатать. Таким образом, основной целью стал переход к работе с электронными документами: электронная подпись  и подпись на бумаге одинаково  правомочны, все департаменты соединены  в одну сеть, которая и обеспечивает распространение подписанных электронными подписями документов.

Основой для работы системы стали продукты Microsoft — семейство .NET Enterprise Servers, Windows Advanced Server. Все сотрудники госаппарата будут разделены на две группы пользователей — внутренние пользователи из аппарата правительства и внешние пользователи из различных министерств и других государственных подразделений. Доступ пользователей в систему контролируется не только привычным образом — логином и паролем, но и с помощью смарт-карт и цифровых сертификатов. Интерфейс, который используется для подготовки и управления материалами, получил название Back End («Основа» а интерфейс для заседаний правительства называется Front End («Витрина»). В отличие от первого он имеет несложную структуру, интуитивно понятен и управляется с помощью сенсорного экрана. После регистрации пользователю доступна информация как по текущему, так и по предыдущим заседаниям правительства, а также индивидуальная подборка новостей, личные сообщения от других пользователей, дополнительные средства (для голосования, принятия решений и т. п.) и средства поиска. В настоящий момент этот весьма амбициозный проект находится в стадии разработки (с 2002 года).

·организацию электронного документооборота внутри правительства;

·максимальный перевод в электронную форму взаимоотношений государства и гражданского общества;

·использование Интернета для организации интерактивной связи и установления эффективной обратной связи власти с населением;

·формирование диалогической по форме политической коммуникации, обеспечивающей контроль за управленческой деятельностью правительства как в процессе принятия решений, так и в ходе их реализации.

Практическое воплощение этих задач позволит электронным  правительствам не только получать своевременную  информацию о реакции народа на важнейшие  решения, но и эффективно осуществлять идею сознательного участия и  активного включения граждан  в разрешение наиболее значимых проблем  современного развития.

Необходимо учитывать  и то, что среди стран, достигших  к настоящему моменту наивысшего уровня развития структур электронного правительства, преобладают государства  с федеративным устройством. Другой характерной чертой является то, что  в силу специфики структуры информационных технологий в любой точке планеты  может быть решена проблема централизации государственной власти при условии большой территориальной протяженности государства и разобщенности регионов. Третья особенность заключается в неуклонном стремлении стран — участниц процесса обеспечить эффективность и доступность работы центральных и местных властей. В то же время использование информационных технологий для общекультурных целей в основном ограничивается образовательными и развивающими программами. И, наконец, еще одной характерной чертой является нацеленность государств, всерьез развивающих электронные технологии административного управления, на создание совместимой системы, которая позволит на равных участвовать в процессе информационной глобализации.

2.2. Оценка  информатизации органов государственной  власти Российской Федерации  и Саратовской области

Активное развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий, создание электронного правительства является на сегодняшний день одним из важных факторов для повышения уровня социально-экономического развития каждого региона России, обеспечения достижения целей реформирования органов государственной власти, создания необходимых условий для  включения страны в процесс перехода к информационному обществу.

Важно отметить, что  за последние годы быстрыми темпами  развивались фиксированная телефонная связь, мобильная телефонная связь  и услуги передачи данных (Интернет). Стал существенно разнообразнее  спектр таких услуг, как: IP-телефония, услуги, оказанные по предоплаченным карточкам, голосовая почта, видеоконференция, широкополосный доступ посредством  абонентского шлейфа, ADSL и др. Быстрыми темпами также прогрессировала  структура сектора электросвязи, существенно возросли количество и  типы сетей, нуждающихся во взаимоподключении: сети фиксированной телефонной связи, сети мобильной телефонной связи, сети Интернет, кабельные сети ТВ-компаний и др.

Наличие такой развернутой  инфраструктуры, делает сеть Интернет и возможности выхода в нее  возможным для широкого круга  населения. И поэтому, сегодня органы власти рассматривают создание порталов и сайтов в сети Интернет приоритетным и главным направлением. Это не совсем верно, потому что нынешние порталы  носят скорее информативный характер. И пока не отвечают эффективному государственному управлению в рамках предоставления услуг.

Создан сервер органов  власти РФ22 из которого по ссылке можно выйти на сайты:

1)Президента РФ;

2)федеральных органов  исполнительной власти;

3)федеральное собрание  РФ;

4)судебная власть  РФ;

5)Совет безопасности  РФ;

6)центральная избирательная  комиссия РФ;

7)счетная палата  РФ;

8)генеральная прокуратура  РФ;

9)региональные органы  власти РФ, на этой странице  представлен список всех субъектов  РФ и ссылки на сайты, серверы  или порталы их правительств;

10)государственные  символы РФ;

11)законодательные  акты РФ (представлена одна конституция  РФ);

12)особо ценные  объекты национального наследия  РФ;

13)информация администрации  сети RSNet.

Сервер или сеть RSNET (Russian State Network) представляет собой сегмент сети Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Сеть RSNET является следующим шагом в развитии сети RGIN - сегмента сети Интернет для органов государственной власти Российской Федерации (Russian Government Internet Network). Сеть RSNET создается на базе домена GOV.RU сети Internet и является совокупностью территориально распределенных сетей и серверов доступа, принадлежащих организациям, имеющим статус органа государственной власти Российской Федерации. Сеть RSNET предоставляет пользователям доступ к информационному пространству сообщества сетей Internet и размещает на своих серверах только официальные материалы, относящиеся к деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

Сеть Russian State Network (RSNET) является подсетью сообщества сетей Internet и может быть использована для взаимного обмена открытой информацией между органами государственной власти Российской Федерации, аналогичными структурами субъектов Российской Федерации, а также информационного взаимодействия с правительственными и неправительственными организациями стран мирового сообщества.   

Обозначены области  допустимого использования сети RSNET:

1. Обмен информацией  с организациями, как российскими,  так и зарубежными, вне зависимости  от того, какой конкретной сетью  передачи данных они пользуются.

2. Получение различного  рода данных из любых источников, необходимых для повышения эффективности  деятельности органов государственной  власти, а также для повышения  профессионального уровня их  работников.

3. Проведение социологических,  статистических и других исследований, если это не связано с применением  их результатов в коммерческих  или военных целях.

4. Осуществление  деловой переписки.

5. Доступ к российским  и международным информационным  ресурсам.

Созданный сервер является не единственной попыткой объединить информационные ресурсы одном месте  и организовать «единую точку  входа». Многие сайты органов власти имеют ссылки и возможности перехода из одного сайта в другой. Но данный сервер отличается большими возможностями в данном плане.

Для взаимодействия органов власти между собой и  населением, необходимо, чтобы нормативно-правовая база была доступна для любого пользователя. Это позволяет гражданам быть в курсе происходящих изменений  и, зная законы, иметь представления  о своих правах, обязанностях и  обязанностях государства перед  ними. Поэтому создание межведомственных баз данных также является одной  из главных задач по реализации направления  открытия документации. Наряду с известными программами Гарант и Консультант-Плюс, создан Федеральный регистр v.2.01 Электронная база данных23, который представляет собой официальную информационно-поисковую систему министерства юстиции РФ по нормативным правовым актам субъектов РФ и предназначен для формирования и ведения единой базы данных нормативных правовых актов РФ. На сегодняшний день система внедрена и функционирует во всех субъектах РФ. Все документы Федерального регистра формируются в соответствии со стандартами, принятыми в данной системе, что позволило привести к единообразию оформления всех документов Федерального Регистра и сокращению объем хранимой служебной информации.

Для поиска необходимо внести информацию известную вам  в поисковик и из всплывающего окна выбрать необходимый элемент. Можно активировать справочные данные, окно с информацией будет содержать разделы: название документа, номер государственной регистрации, вид, дата принятия, номер принятия, издающий орган, государственный классификатор, публикация, статус.

Можно отметить тот  факт, что информатизация в регионах происходит неоднородно. Рассмотрим пример Саратовского региона.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития федеральной целевой программы «Электронная Россия»