Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 05:10, дипломная работа
Цель работы – рассмотреть прогнозирование рыночного спроса на услуги предприятия ООО «Артем-кино».
В соответствии с данной целью следует выделить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы прогнозирования рыночного спроса предприятия;
- провести анализ деятельности ООО «Артем-кино»;
- рассмотреть направления оптимизации деятельности предприятия с использование прогнозирования спроса на его услуги.
Введение 3
1 Теоретические основы прогнозирования рыночного спроса на услуги 6
1.1 Понятие рынка и виды рыночного спроса 6
1.2 Направления оценки и прогнозирования рыночного спроса 11
1.3 Особенности прогнозирования спроса на услуги 16
2 Анализ деятельности ООО «Артем-кино» 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Артем-кино» 23
2.2 Анализ состояния рынка кинотеатров России 30
2.3 Анализ позиций предприятия на рынке 37
3 Оптимизация деятельности ООО «Артем-кино» посредством прогнозирования спроса на услуги 52
3.1 Формирование имитационной модели прогнозирования спроса на услуги ООО «Артем-кино» 52
3.2 Прогнозирование спроса на услуги предприятия 55
Заключение 68
Список литературы 70
Это обусловлено тем, что поведение современного потребителя товаров и услуг существенно изменилось. В наибольшей степени отклонение экономических реалий от классического подхода характерно именно для экономики переходного периода и, в частности, для российских условий [6, 10 ]. Рассмотрим ситуации, при которых возникают указанные несоответствия.
Ажиотажный спрос, формирующийся в условиях гиперинфляции. Здесь фактор обесценения денег становится преобладающим по сравнению с факторами доходов и цен, поведение потребителя становится в значительной степени «иррациональным», функция полезности трансформируется и не имеет пределов насыщения.
Двухвалютная денежная система (наряду с обесценивающейся национальной валютой имеет хождение твердая иностранная валюта). В этих случаях спрос на товары и услуги деформируется спросом на особый товар – валюту, возникают проблемы тезаврации доходов и отложенного спроса.
Повышенный спрос на особую группу товаров, подверженных меньшему влиянию инфляции и обеспечивающих более стабильное положение потребителя на рынке товаров в условиях значительной неопределенности и малой предсказуемости конъюнктуры. К числу таких товаров относятся недвижимость, автомобили, предметы длительного пользования, изделия из драгоценных металлов и т.д. Привлекательность данного вида товаров состоит не столько в их потребительских свойствах, сколько в их ликвидности. Их ценность для покупателя состоит в их способности достаточно быстро быть превращенными в наличность с не слишком большим риском потери вложенного капитала (а в ряде случаев и с возрастанием вложенных средств).
Изменение системы предпочтений в удовлетворении традиционных видов потребности (приобретение товаров импортного производства – бытовой техники, одежды, продуктов питания). В частности, в процессе потребления значительно возросла роль категории качества. При этом оно стало очень емким понятием, увязываемым с более общим и интегральным понятием качества жизни. Данный феномен особенно заметен в условиях российской переходной экономики. После длительного периода фактического пренебрежения к значимости этой категории в условиях административно-командной системы общественный менталитет изменился, что, в частности, отражается в рекламных фразах типа: “Качество по разумной цене”, “Высокие цены оправданы непревзойденным качеством” и т.д.
В значительной степени указанные
особенности переходного
К числу факторов, дополняющих процесс деформации, относятся также обесценение фактора труда при высокой инфляции издержек в этой сфере, значительные валютные накопления населения, стремящегося смягчить инфляционные потери, отказ части клиентов от традиционных (бытовых) видов услуг в пользу нетрадиционных видов, связанных с приобретением особых групп товаров и т.д. Так, значительную роль в связи с покупкой и обменом жилья стали играть риелторские услуги. Целый ряд услуг оказался порожденным спецификой переходного периода: сюда относятся услуги по конвертации валюты, переводу капиталов за рубеж, приобретению недвижимости (в том числе за границей), покупке и перегону из-за рубежа престижных моделей автомобилей, «челночные» услуги и т.д. Спрос на эти услуги характеризуется значительной неустойчивостью и приобретает ажиотажный характер в периоды кризисов. Особые виды услуг обусловлены повышенным уровнем криминогенности экономики (охранные услуги, услуги по обналичиванию денег и т.д.).
В целом рынок услуг оказался очень сильно дифференцированным не только по спектру оказываемых услуг, но и по их качеству и цене, что обусловлено общественной дифференциацией доходов. Качество услуги определяется не только технологическими требованиями к выполнению соответствующей рассматриваемой операции, но и временем ожидания в очереди, комфортностью получения услуги, удобством информационного обслуживания клиентов, региональными характеристиками сети обслуживания и т.д. Все это (обычно объединяемое общим понятием уровня сервиса) не поддается точной ранжировке или строгому количественному определению качества услуг. Это скорее “виртуальное”, а не точное понятие, которое неформальным образом используется в процессе принятия решения: потребитель (относящийся к той или иной доходной группе) осуществляет выбор не только на основе цены (как в классическом случае), но и с учетом сложного соотношения “цена-качество”. Существенное влияние на вид функции спроса в сфере услуг оказывает также отраслевая специфика [7, 8, 12, 13 ].
Совокупность перечисленных выше факторов переплетается сложным образом, что делает невозможным прогнозирование спроса на основе относительно простых зависимостей классического подхода.
Это означает, что для каждого конкретного случая необходимо находить функции спроса, наиболее адекватно отражающие возникшую ситуацию и, в частности, включающие в себя в качестве аргумента именно тот набор факторов, который в большей степени влияет на спрос рассматриваемой услуги или товара.
Обзор современных исследований, посвященных анализу функций спроса, свидетельствует о явно недостаточном внимании к исследованию сферы услуг, в то время как деятельность этой сферы самым непосредственным образом зависит от прогноза спроса. Что же касается набора факторов, используемых в этих функциях, то в большинстве работ такими детерминантами спроса по-прежнему являются цена и доходы, а влияние прочих (неденежных, неценовых факторов) учитывается константой [11, 19]. Это обусловлено, с одной стороны, известным консерватизмом мышления, с другой – наблюдаемой в условиях переходной экономики изменчивостью доходов и цен. Эта изменчивость в ряде случаев подавляла действие других характеристик. В то же время усиливается тенденция анализа и учета других групп параметров, влияющих на спрос, что обычно отображается соответствующим сдвигом кривой спроса относительно осей координат. В таблице 1 представлены две группы таких факторов, которые отражают влияние на услугу:
Таблица 1 - Неденежные факторы изменения спроса на услуги
Вид |
Факторы: |
Характер влияния на величину спроса (> — увеличение, <- уменьшение, « — направление сдвига) |
Комментарии |
Наименование | |||
I |
1. Рост потребительских предпочтений |
>, -> |
Изменение вкусов, моды и т.д. |
2. Рост потребительских свойств (полезность) данной услуги |
>, -> |
а) Рост объективной полезности (надежности, функциональности, комфорта, времени обслуживания) б) Рост субъективной полезности (см. п. 1) | |
3. Рост сортности, формирование брэнда, повышение престижа страны-производителя |
>, -> |
При прочих равных условиях товары высшей категории пользуются большим спросом. | |
4. Соответствие сезонности |
>, -> |
Спрос на сезонный товар выше. | |
5. Дислокация центров оказания услуг |
>, -> |
Приближение рынка к потребителю увеличивает спрос | |
6. Рост числа покупателей
на рынке (возрастание |
<, <- |
Увеличение очередей и времени обслуживания уменьшает спрос. | |
II |
7. Ожидание изменения цен: а) повышение б) снижение |
>, -> <, <- |
а) ажиотажный спрос б) отложенный спрос |
8. Соотношение индекса
цен и депозитной ставки |
>, -> <, <- |
а) инфляция, не компенсируемая вкладами, вызывает отток сбережений и повышение спроса б) инфляция, компенсируемая вкладами, увеличивает сбережения | |
9. Ожидание изменения доходов: а) повышение б) снижение |
<, <- >, -> |
а) отложенный спрос б) закупка впрок |
В ряде случаев необходимым оказывается построение достаточно сложных систем соотношений, описывающих изменение спроса в рассматриваемой конкретной ситуации. В особенности это справедливо для активно развивающихся производств и отраслей сферы услуг, в которых трансформационные процессы оказались значительными, а влияние качественных характеристик на спрос — заметным.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Артем-кино».
Это стабильная, динамично развивающаяся фирма. Во главе ее стоят профессионалы, персонал - квалифицированные операторы и менеджеры, получившие специальное образование и имеющие большой опыт работы.
Общество с ограниченной ответственностью «Артем-кино» (далее по тексту ООО «Артем-кино») является частным коммерческим предприятием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и действующим законодательством РФ.
ООО «Артем-кино» является
самостоятельным юридическим
ООО «Артем-кино» имеет самостоятельный баланс и расчетный счет в Сберегательном банке России. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание его место нахождения. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему.
Партнерами являются газета «Выбор» и журнал «Артем город молодых».
Кинотеатр проводит установленное количество сеансов в месяц по кинообслуживанию населения, в том числе существует также установленное количество специальных сеансов для детей.
Кинотеатр с согласия собственника или уполномоченного им органа передает, продает, обменивает, сдает в аренду имущество, находящееся в его хозяйственном ведении.
Руководство кинотеатра строит
свои отношения с другими
Кинотеатр свободен в выборе форм и предмета договора, определении обязательств, не противоречащих действующему законодательству и уставу организации.
Кинотеатр несет полную ответственность за выполнение обязательств перед поставщиками, потребителями, бюджетом, банками, соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины.
Кинотеатр совместно с администрацией города, общественными организациями, молодежными объединениями проводит различные акции, конкурсы.
В комплекс услуг, предоставляемых кинотеатром, входят
-парковка;
-аттракционы (аэрохоккей, силомер)
Так же работают кафе.
В современном здании кинотеатра "Артем-кино" размещаются уютный зал, кафе. В фойе систематически проводятся выставки художников, фотомастеров.
В холле расположены большие объемные рекламные щиты. Имеется один большой зал, с удобными креслами. Количество мест: 200
Приветливые администраторы и кассиры, всегда окажут помощь в выборе и дадут совет.
Кинотеатр использует различные виды рекламы. Рекламным пространством выступает фасад здания кинотеатра. Широко распространена уличная реклама – плакаты на автобусных остановках, тумбах и растяжках. Кроме того кинотеатр распространяет рекламу по телевидению и радио.
С выходом нового фильма меняется тематика рекламы. Реклама может быть как в виде плакатов развешанных по стенам, так и в виде рекламы на стаканах поп-корна в баре. При выходе в прокат мультфильмов предусмотрена реклама, рассчитанная для детей, в виде игрушек.
Возле кассы имеется телевизор-
Основные технико-экономические показатели представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия ООО «Артем-кино» за 2009-2011 гг.
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Темп роста 2010/ 2009,% |
Темп роста, 2011/ 2010, % |
||
1. Выручка от реализации продукции (услуг) тыс. руб. |
84562 |
87910 |
96753 |
104,0 |
110,1 | ||
2. Среднесписочная численность работающих чел. |
118 |
113 |
115 |
95,8 |
101,8 | ||
3. Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб. |
716,6 |
778,0 |
841,3 |
108,6 |
108,1 | ||
4. Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
11464 |
11254,8 |
11868 |
98,2 |
105,4 | ||
5. Среднегодовой уровень оплаты труда, тыс. руб. |
97,2 |
99,6 |
103,2 |
102,5 |
103,6 |
||
6. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. |
11613,5 |
12911,5 |
12459 |
111,2 |
96,5 | ||
7. Себестоимость продукции (услуг), тыс. руб. |
79742 |
83778 |
76779 |
105,1 |
91,6 | ||
8. Фондоотдача руб./руб. |
7,3 |
6,8 |
7,8 |
93,2 |
114,7 | ||
9.Фондоемкость руб./руб. |
0,13 |
0,15 |
0,13 |
115,4 |
86,7 | ||
10. Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. |
0,94 |
0,95 |
0,79 |
101,1 |
83,2 | ||
11. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
4820 |
4132 |
19974 |
85,7 |
483,4 | ||
12 Рентабельность: продукции, % производства, % продаж, % |
6,7 6,0 5,7 |
3,7 4,9 4,7 |
20,5 26,0 20,6 |
- - - |
- - - |
Информация о работе Прогнозирования рыночного спроса на услуги