Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 05:10, дипломная работа
Цель работы – рассмотреть прогнозирование рыночного спроса на услуги предприятия ООО «Артем-кино».
В соответствии с данной целью следует выделить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы прогнозирования рыночного спроса предприятия;
- провести анализ деятельности ООО «Артем-кино»;
- рассмотреть направления оптимизации деятельности предприятия с использование прогнозирования спроса на его услуги.
Введение 3
1 Теоретические основы прогнозирования рыночного спроса на услуги 6
1.1 Понятие рынка и виды рыночного спроса 6
1.2 Направления оценки и прогнозирования рыночного спроса 11
1.3 Особенности прогнозирования спроса на услуги 16
2 Анализ деятельности ООО «Артем-кино» 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Артем-кино» 23
2.2 Анализ состояния рынка кинотеатров России 30
2.3 Анализ позиций предприятия на рынке 37
3 Оптимизация деятельности ООО «Артем-кино» посредством прогнозирования спроса на услуги 52
3.1 Формирование имитационной модели прогнозирования спроса на услуги ООО «Артем-кино» 52
3.2 Прогнозирование спроса на услуги предприятия 55
Заключение 68
Список литературы 70
По имеющимся данным, в связи с ростом курса доллара арендные ставки для кинотеатров возросли среднем на 30% в рублевом выражении, а они занимают весомую долю в расходах оператора. В связи с этим, а также из-за снижения размеров кассовых сборов, многие игроки рынка будут вынуждены прекратить свою деятельность.
Социологи и экономисты в
области отечественной
В процессе исследования была выделена такая категория, как "полугодовая аудитория", анализ которой и проводился.
Было выявлено, что за последние полгода кинотеатры Москвы посетило 2173 тыс. человек, что составляет 44% всех жителей города. Регулярные посетители, которые ходят в кино 2 и более раз в месяц, составляют 29% полугодовой киноаудитории и 13% всех жителей столицы.[3]
Исследование по распределению зрителей между основными киносетями показало, что основная часть зрителей посещает кинотеатры сети "КАРО фильм", 17,9% - сети "Империя кино" и 34,2% посетили независимые кинотеатры.
Если говорить о социальном статусе, то в киноаудитории присутствуют представитель различных слоев. Наиболее типичные кинозрители - студенты. Кроме того, в киноаудитории можно выделить группы руководителей и служащих.
Социальный статус.
32.0% - студенты
13.2% - руководители
16.6% - специалисты
14.8% - рабочие
2.7% - нет ответа
5.3% - домохозяйки, молодые мамы
2.4% - безработные
Финансовый статус.
14.4% - высокообеспеченные
51.0% - обеспеченные
28.8% - средние
5.7% - малообеспеченные
С точки зрения финансового статуса к целевой аудитории кинотеатров могут быть отнесены достаточно обеспеченные люди. В большей степени стоит ориентироваться на группу "обеспеченных", которая составляет больше половины аудитории.
Чаще всего люди ходят в кино с друзьями или вдвоем, реже - с детьми и поодиночке.
Исследовалась также система принятия решения о походе в кино и выборе фильма, и выяснилось, что решение чаще всего принимается коллективно. Соответственно репертуар кинотеатра должен быть ориентирован на вкусы широкого круга населения.
Источниками информации чаще всего служат анонсы и реклама по телевидению и в журналах, и только затем наружная реклама и советы друзей и знакомых. Соответственно рекламу по телевидению и в журналах (газетах) можно выделить как наиболее эффективный вид рекламы для кинотеатров. Также важным источником информации является Интернет, так как среди регулярной аудитории кинотеатров гораздо больше пользователей сети, чем среди всех москвичей.
Интересными являются результаты исследований о том, что сначала выбирает потребитель: фильм или кинотеатр. Согласно опросам изначально зритель выбирает фильм, а затем решает какой посетить кинотеатр и только в 23% случаев сначала выбирается фильм. Это свидетельствует о том, что для кинотеатра крайне важно разработать грамотную репертуарную политику, которая в основном и будет влиять на привлечение потенциальных зрителей. Однако также важное значение имеют комфортабельность, техническая оснащенность и удобство расположения кинотеатра. При выборе фильма зрители ориентируются прежде всего на жанр, актеров, занятых в фильме и известность создателей фильма. Говоря о приоритетах в выборе жанра фильма, можно заключить по результатам исследования, что зрители предпочитают комедии, приключения и фантастику. [13, c. 11] Наименее популярными являются драмы и музыкальные фильмы. Ориентируясь на страну-производителя можно выделить как наиболее распространенные и поэтому популярные американские фильмы и западноевропейские. Однако зрители достаточно часто отмечали нехватку новых российских фильмов. Соответственно на основании данных исследования можно заключить, что в случае производства качественных российских фильмов, таких как "Война", например, часть рынка кинопроката может занять именно российское кино.
Средняя посещаемость кинотеатров за 10 месяцев 2011 кинематографического года (начинается 1 декабря), выросла на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На 4 октября отечественные кинотеатры посетили 115,64 млн. человек. Такие цифры приводит «Бюллетень кинопрокатчика». Киносборы в рублях выросли за аналогичный период на 21%, до 19,017 млрд руб.
После спада посещаемости в начале года летом в кинотеатрах наблюдался наплыв зрителей, что в итоге привело статистику по году в плюс.
Падение посещаемости кинотеатров в среднем на 5% наблюдалось только в первом полугодии.
Количество кинотеатров за последние два года увеличилось незначительно. Наблюдается естественный прирост посещаемости, не за счет экспансии.
В кризис пострадали в основном слабые и непопулярные кинотеатры. Количество посетителей крупных киноцентров из-за кризиса упало в среднем на 20-25%. При этом ожидается, что самым сложным будет скорее следующий год, когда возможно появление низкобюджетных картин, так как многие проекты приостановлены из-за кризиса, а сейчас идет кино, произведенное еще до кризиса.
Пессимизм в ожидании спада производства качественного кино, который присутствовал еще в начале года, сегодня уже развеялся. Голливуд глобального кризиса не ощутил. Первое полугодие в США принесло рост выручки от кинопроката на 12%. Некоторые компании испытывали трудности с производством картин, проходили забастовки. Но это все касалось больше телевизионного контента, а не кинопрокатного.
В прокат выходит ведь не только российское кино, производство которого сегодня действительно затормозилось. У голливудских и европейских картин проблем нет, - считают аналитики. - Студии на Западе продолжают снимать и сохраняют не только количество, но и качество релизов. При этом считается, что кризис может даже положительно сказаться на отечественном кино, ведь заморожены в основном сомнительные проекты. Те же, что имеют коммерческий потенциал, хороший сценарий и выверены с точки зрения кастинга и рекламной кампании, продолжают сниматься и выходить в прокат.
После этого года все отечественные продюсеры осознали, что малобюджетные российские фильмы не сильно востребованы аудиторией. Сейчас многие переходят на производство фильмов-событий. Тогда как западные продюсеры перешли на эту схему уже несколько лет назад.
В настоящее время российский рынок кинопоказа находится на стадии быстрого роста. Согласно исследованиям DISCOVERY Research Group, темпы роста составляют 20-30%. По некоторым оценкам, размер кассовых сборов в предыдущем году достиг 350 миллионов долларов. Тем не менее игроки рынка отмечают, что расширение зрительской аудитории отстает от темпов роста рынка кинозалов - 20% против 30-40% в год. Эта ситуация уже привела к усилению конкуренции на рынке: снижению цен на билеты, увеличению сроков окупаемости новых кинозалов в крупных городах.
В целом эксперты оценивают емкость российского кинорынка в 3-4 тысячи кинозалов. Таким образом, в стране действует лишь 1/3 залов, которые рынок потенциально может вместить. Огромная незаполненная ниша существует на рынке кинозалов малых городов (с численностью менее 100 тыс. жителей). Основными участниками рынка являются десять крупнейших сетей - "Каро Фильм", "Формула Кино", "Киномакс", "Кронверк Синема", "Парадиз", "Синема Парк", Rising Star Media, "Центрфильм", "ЕА-Синема" и "Арт Сайнс Синема", которые управляют порядка 30% существующих кинозалов в России. Эксперты рынка прогнозируют дальнейшее развитие рынка по пути усиления его концентрации у крупнейших операторов [3].
В настоящее время наибольшая доля кинозалов приходится на Центральный федеральный округ (39%), далее следует Приволжский (15%) и Северо-Западный (12%). Менее всего развита инфраструктура кинотеатров и кинозалов в Дальневосточном и Уральском округах. Бесспорным лидером по количеству кинозалов выступает Москва. Однако если в первом полугодии прошлого года в столице было открыто 7 кинотеатров, то в первом полугодии этого года в Москве «прописался» лишь только один кинокомплекс. Все это говорит о том, что рынок столицы близок к насыщению. Потенциальный объем столичного кинотеатрального рынка эксперты оценивают в 150-170 кинотеатров, включая 60 многозальных. В Москве на начало 2010 года работало около 120 кинотеатров с количеством мест 70 тыс., еще примерно 15 кинотеатров по тем или иным причинам закрылись.
Сегодня у каждого кинотеатра своя специфика и своя целевая аудитория. Одни ориентированы на молодежь, другие - на киноманов, для которых показывают в основном экспериментальные киноленты, не востребованные массовым зрителем, третьи рассчитаны на среднего человека, который ходит в кино не столько смотреть фильм, сколько просто отдыхать. Есть и VIP-кинотеатры класса премиум - для тех, кто ценит комфорт. Есть также кинотеатры, созданные под специальный стандарт IMAX (пленка 70 мм). Фильмы, снятые на такую пленку, позволяют проецировать изображение на огромный экран высотой в семиэтажное здание. Но наибольшей популярностью у посетителей пользуются мультиплексы, позволяющие одновременно показывать несколько фильмов в удобное для зрителей время. Зрители выбирают мультиплекс, потому что им удобно прийти в кинотеатр и попасть на сеанс не позже чем через 20 минут. По словам генерального директора ГК "Каро Фильм" Игоря Ильчука, принявшего участие в программе "Сфера интересов", совокупная вместимость мультиплекса обычно составляет около 1000 мест. Вместе с тем уходят в прошлое кинотеатры в отдельно стоящих зданиях, а большинство новых открываются в торговых центрах.
По мнению экспертов, для того чтобы современный кинотеатр приносил прибыль, он должен иметь не менее четырех-шести залов. Ведь до 50% выручки от проката фильма надо отдать правообладателю картины (дистрибьютору). Некоторые дистрибьюторы, помимо прокатной премии, берут еще фиксированную плату за каждый день демонстрации фильма. По словам участников рынка, прибыль кинотеатров складывается из трех составляющих. Это распространение билетов (40-50%), продажа еды и напитков в кафе и барах, а также сопутствующих товаров (30-35%), и реклама - показ рекламных роликов, акций, стенды и лайт-боксы (20-25%).
Бурное развитие и становление кинорынка в конце 80-х годов, вызванное отменой цензурного и экономического диктата государства, позволили значительно расширить предложение со стороны прокатных и производящих негосударственных предприятий, число которых значительно увеличилось.
Либерализация внешнеэкономической деятельности также способствовала расширению рыночных границ: предложение превысило спрос и обеспечило устойчивую тенденцию появления новых фильмов.
Кинорынок имеет свои специфические отличия от других рынков, где уровень предложения товаров и услуг напрямую зависит от объемов их производства. Если, например, в промышленности для удовлетворения спроса широкого круга потребителей необходимо затрачивать сырье, материалы и денежные средства пропорционально росту объема продукции, то в киноотрасли процесс насыщения рынка происходит иначе. Для расширения кинообслуживания потребителей затрачивается значительно меньшая сумма средств, которая используется преимущественно на печатание дополнительных копий фильма. Поэтому обеспечение потребности зрителей в киноуслугах может быть расширено и без числа производимых фильмов. Кроме того, возможность дублирования кинокартин на иностранные языки позволяет экспортировать их за границу. При этом спрос и предложение на отечественную кинопродукцию не снижаются.
Кинопродукция является неотъемлемой и определяющей частью кинорынка. Следуя маркетинговой концепции, действия производителей кинопродукции и посредников должны быть направлены на удовлетворение культурных потребностей и обеспечение досуговой деятельности населения.
Определяя концепцию маркетинга кинорынка, необходимо подчеркнуть, что маркетинг в кино – это взаимосвязанный, двуединый процесс: с одной стороны, это тщательное изучение мотивов и желаний многомиллионной аудитории, ориентация фильмопроизводства на ее требования, адресность выпускаемых фильмов; с другой стороны, активное воздействие на рынок и существующий спрос при помощи рекламно-информационной деятельности, а также на формирование потребностей и зрительских предпочтений.
Использование на кинорынке маркетинговых инструментов имеет определенную специфику. В качестве продукта выступает фильм – аудиовизуальное произведение, созданное в художественной (хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной и т.д.) форме. Главные направления в ценовой политике формируются на этапе передачи (покупки) прав на фильм и предложения услуг конечным потребителем. Прокат фильма — это распространение фильма в любой форме и любыми способами (продажа оптом и/или в розницу, сдача в прокат и т.д. копий фильмов, воспроизведенных на каком-либо носителе). Посредником на кинорынке выступает прокатчик фильма, который представляет собой физическое или юридическое лицо, имеющее право проката фильма и осуществляющее или организующее его прокат. Прокатчик в зависимости от формы прав (видеоправа, театральный прокат и т.д.) соответственно выбирает и способ их реализации. Так, театральный прокат подразумевает использование кинофильма только для прямого показа в кинотеатрах, имеющих лицензию на данный вид деятельности, которые открыты для широкой публики постоянно и которые берут входную плату за просмотр кинофильма.
Информация о работе Прогнозирования рыночного спроса на услуги