Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 16:53, курсовая работа
Цель настоящего курсового проекта – закрепление теоретического материала и приобретение навыков разработки стратегии развития организации.
Задачи:
изучение существующих методик стратегического анализа и выбора их достоинств, недостатков и ограничений;
осмысление процесса стратегического управления, его составляющих во взаимосвязи;
изучение типологии стратегий, практика их применения;
практическое применение полученных знаний для разработки стратегии развития строительной фирмы.
ВВЕДЕНИЕ
1 Стратегический анализ макросреды (SLEPT-анализ)…………………….
2 Стратегический анализ на уровне бизнеса (отделения) корпорации……
2.1 Отраслевой стратегический анализ внешней среды…………………..
2.1.1 Характеристика и основные показатели бизнес-области…………
2.1.2 Анализ конкурентных сил по модели М.Портера…………………
2.1.3 Ключевые факторы успеха…………………………………………...
2.1.4 Комплексная оценка долгосрочной привлекательности отрасли….
2.2 Анализ внутренней среды бизнеса……………………………………. ..
2.2.1 Анализ основных показателей бизнеса……………………………..
2.2.2 Стратегические ресурсы и потенциал бизнеса……………………
2.2.3 Сводная оценка конкурентной позиции отделения………………
2.3 SWOT- анализ…………………………………………………………..
3 МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПОРТФЕЛЯ КОРПОРАЦИИ
3.1 Матрица GE/McKinsey………………. ……………………………
3.2 Матрица Hoffer/Shendel……………………………………………
3.3 Расчет финансовых потоков корпорации………………………….
3.4 Варианты стратегического развития корпорации………………..
4 Обоснование выбора стратегии развития корпорации..........................
5 Стратегия развития бизнеса (отделения)………………………………
5.1 Товарно-рыночная стратегия…………………………………….
5.2 Стратегия конкуренции………………………………………….
5.3 Стратегия внутреннего развития ……………………………….
Заключение……………………………………………….………………..
Литература………………………………………………………………….
2. Стратегический анализ на уровне бизнеса (отделения) корпорации
2.1 Отраслевой стратегический анализ внешней среды
2.1.1 Характеристика и основные показатели бизнес-области
Отраслевой стратегический анализ представляет собой анализ внешней микросреды, непосредственного окружения фирмы. Прежде всего, это анализ конкурентной среды. Однако он невозможен без понимания того, к какой бизнес-области принадлежит фирма и какие особенности этой бизнес-области присущи.
Под бизнес-областью (или отраслью) понимается совокупность стратегически автономных, выступающих на открытом рынке производителей однородной продукции, ориентированных на одинаковый круг потребителей и удовлетворение одной и той же потребности. Их продукция полностью взаимозаменяема, а структура издержек сходна. Таким образом, они являются непосредственными конкурентами. Термин «отрасль» в стратегическом менеджменте употребляется в значении «бизнес-область», понимание отрасли здесь отличается от общепринятого. [5]
В соответствии с вариантом 19 курсового проекта рассматриваемый бизнес принадлежит к бизнес-области строительства «коттеджей», которая характеризуется следующими показателями:
Размер рынка — это совокупный объем продаж всеми участниками рынка (конкурентами). Так как размер рынка в течение трех лет приведен в ценах соответствующего года, для сопоставления необходимо привести все данные в цены последнего года, используя индексы инфляции из задания, причем размер рынка первого указанного года необходимо умножить на два индекса инфляции (для второго и для третьего года).
Прогнозное значение размера рынка в следующем году рассчитывается умножением прогноза спроса на среднюю стоимость квартиры в последнем указанном году.[5]
Показатели динамики отрасли рассчитываются в таблице 2. Темп роста рынка в определенном году определяется как отношение размера рынка в этом году к размеру рынка предшествующего года. Коэффициент динамики – как отношение темпа роста в этом году к темпу роста предыдущего года.
Показатели динамики отрасли (индекс инфляции 2012 г.принят 1,05; 2013 г. – 1,05)
Год |
Размер рынка в ценах соотв. Года по заданию |
Размер рынка в ценах 2013 г., тыс.р. |
Темп роста рынка |
Коэффициент динамики темпов роста |
Стадия жизненного цикла |
2011 |
614465 |
677447,662 |
- |
- |
- |
2012 |
696803 |
731643,15 |
1,08 |
- |
Зрелость |
2013 |
804807 |
804807 |
1,04 |
1,01 |
Насыщение |
2014 (прогноз) |
877240 |
877240 |
1,04 |
1 |
Сокращение |
где СЦ – средняя цена, р.;
Прс – прогноз спроса, квартир
РР2014 (прогноз)=482*1820=877240 тыс.р.
2012г. Тр равен Тр (ВНП) (+-0,04), скорее всего это стадия зрелости.
2013г.Тр равен 1 (+-0,04), КД около 1. Можно сделать вывод, что это стадия насыщения
На 2014 г. прогнозируется стадия сокращения.
Стадии зрелости и насыщения относятся к стабильным стадиям жизненного цикла. На стадии зрелости темп роста рынка примерно равен темпу роста ВНП, а на стадии насыщения близок к единице (рынок не растет). На этих стадиях инвестиционные потребности минимальны, а финансовые потоки становятся положительными; рентабельные бизнесы на этих стадиях являются «генераторами наличности».
Выделяют два различных сценария конкурентной борьбы на стадиях зрелости и насыщения. Наиболее типичен сценарий не вытесняющей борьбы (действия конкурентов направлены на сохранение существующих позиций, либо на уход во вновь создаваемые сегменты, незначительное усиление позиций за счет роста рынка). Второй сценарий – вытесняющая борьба, которая может носить ценовой и неценовой характер. В первом случае один из участников рынка начинает снижать цены в расчете на вытеснение конкурентов. Последние снижают цены вслед за ним, либо сдают позиции, уходя с рынка вообще или в специфические сегменты. В ценовой войне выигрывает конкурент, имеющий либо наименьшие издержки, либо наибольшие финансовые резервы, позволяющие терпеть убытки длительное время.
Неценовая вытесняющая конкуренция характерна для рынков с малой ценовой эластичностью спроса, предполагает жесткую конкуренцию за счет улучшения реальных качественных свойств товара, либо свойств виртуальных (имидж и престиж, свойства, основанные на вере и убежденности потребителя).
На стадии насыщения конкуренция, как правило, обостряется.
Стадия сокращения характеризуется уменьшением спроса и размера рынка. Темп роста рынка – меньше единицы.
Для товаров первого типа (товары постоянного потребления, цикл производства и потребления которых сопоставим по длительности) сокращение рынка связано с появлением товара-заменителя, вытесняющего базовый товар, либо с общим изменением структуры потребления из-за общей экономической, демографической, экологической ситуации.
Для товаров второго типа (товары с длительным циклом потребления, значительно превосходящим производственный цикл), к которым относится жилье, сокращение связано с исчерпанием накопленного потенциала спроса. Т.е. за весь период существования рынка до сокращения все потребители, желающие приобрести жилье данного типа, его приобрели, число новых потребителей не обеспечивает сохранения размера рынка. В этом случае рынок будет сокращаться до тех пор, пока не достигнет размеров годового спроса за счет притока новых потребителей.[5]
После сокращения рынок не прекращает своего существования. Последняя стадия – стадия разложения – является достаточно стабильной и в ряде случаев обеспечивает высокую рентабельность. Стадию разложения можно определить по стабилизации размера рынка после его сокращения, т.е. темп роста рынка больше единицы, но меньше роста ВНП, а в предшествующее году наблюдалось сокращение.
В связи с тем, что строительная продукция является товаром второго типа, целесообразно оценить перспективы рынка, анализируя потенциал спроса. Потенциал спроса – максимальное количество квартир данного типа, которое может быть продано в долгосрочной перспективе. Потенциал спроса определяется на основе обработки статистической информации, как количество платежеспособных потребителей, имеющих потребность и склонных приобрести жилье данного типа. Но наличие потребности и возможности еще не означает желание удовлетворить эту потребность немедленно — ведь у потребителей могут быть потребности более высокого приоритета, и спрос на жилье оказывается отложенным. Величина потенциала спроса приведена в задании. Для ее оценки найдем соотношение потенциала спроса и прогноза спроса на будущий год:
3792/482 = 7,86 года – будет существовать рынок.
Среднеотраслевая рентабельность, приведенная в задании, определяется как отношение суммарной прибыли всех предприятий отрасли к их суммарным затратам в течение года, то есть
Сравним среднеотраслевую рентабельность со среднерегиональной. По данным 2011 года среднеотраслевая рентабельность составляла 2%, в 2012 году – 19%, а в 2013 году – 25%, при среднерегиональном уровне 30%, что означает: фирма получает прибыли меньше, чем аналогичные производители в среднем в регионе. Рентабельность среднеотраслевая увеличивается, это происходит из-за уменьшения количества конкурентов на рынке (в 2011 г. – 8, в 2012 – 6, а в 2013 – 4 конкурентов),, снижаются темпы роста рынка, т.к. рынок находится на стадиях насыщения, сокращения.
Разброс рентабельности конкурентов указывает на максимальное отличие их рентабельности. Среднеотраслевая рентабельность за 2013 г. 25%, разброс 6%, рентабельность отдельных предприятий-конкурентов колеблется от 25-6=19% до 25+6=31%. Будем считать значительным разброс рентабельности более 30% от среднего уровня. В нашем случае 6 / 25 = 24% - разброс невелик. Это означает, что уровень издержек примерно одинаков.
Средняя доля субподряда в общем объеме работ составляет 20%. В строительстве использование субподряда является обычной практикой, обусловленной потребностью в выполнении специализированных работ, требующих особых компетенций и оборудования, но занимающих небольшую долю по времени. Если объемы работ не предполагают возможность поточной организации строительства, содержание собственных специализированных подразделений экономически нецелесообразно из-за значительного простоя этих подразделений.
Для строительства коттеджей наиболее типичная доля субподряда принимается на уровне 40%. Значительно меньший уровень субподряда (20%) связан с экономической ситуацией: скорее всего отрасль субподрядчиков монополизирована, т.е. цены высоки, однако возможно, что субподрядчики предоставляют работы низкого качества, именно поэтому предприятие мало пользуется услугами субподрядчиков.
Средняя доля продукции подсобных производств в материальных затратах равна 38%. Развитие собственных производств строительных материалов снижает неопределенность в работе компании, связанную с зависимостью от поставщиков-монополистов, готовых повысить цены при каждом удобном случае. Доля более 30% считается существенной. Высокая доля продукции подсобных производств объясняется экономическими причинами, стадией зрелости, большими объемами работ.
Средняя загруженность производственной мощности определяется как отношение размера рынка к суммарной производственной мощности всех конкурентов. Нормальным уровнем можно считать 85-90%, поскольку достичь на практике полного использования всех имеющихся ресурсов во времени (что потребует идеальной согласованности работы всех элементов производственной системы) в строительстве невозможно. В нашем случае этот показатель равен 91% и снижается. Недостаточные мощности. Ограничивается предложение и конкуренция. Крупные конкуренты сократили мощности или покинули рынок. Конкурентная обстановка благоприятна.
Изменение средних цен. Снижение цен в следствии технологических изменений.
Ценовая эластичность спроса отражает уровень реакции потребителей (в виде снижения спроса) на изменение цены. Чем выше эластичность (чем в большей степени покупатели чувствительны к ценам), тем более вероятен ценовой характер конкуренции на рынке. При низкой эластичности конкуренция носит обычно неценовой характер. Средняя эластичность обуславливает смешанный характер конкуренции.[5]
Анализ показателей структуры рынка
Год |
Число конкурентов |
Число сегментов |
ИХХ |
ИХХmin |
Соотношение числа конкурентов и сегментов |
Характеристика отрасли (вывод) | |
2011 |
8 |
13 |
1724 |
1250 |
0,6 |
Олигополия 1724<4200, доли конкурентов различны, однако выделяются лидеры рынка, конкуренция носит не прямой характер (соотношение 0,5<=1) | |
2012 |
6 |
6 |
4298 |
1666 |
1 |
Рынок близок к монопольному (ИХХ>6300), различие между индексами существенно, т.е. доли конкурентов существенно отличаются, вероятна острая конкуренция между ними, а соотношение говорит о непрямом характере этой конкуренции (каждый производитель находится в своем сегменте) | |
2013 |
4 |
4 |
4720 |
2500 |
1 |
Рынок стремится к монополии, число конкурентов снижается, выраженная острая конкуренция. Неценовой характер конкуренции. |
Информация о работе Разработка стратегии организационного развития строительного предприятия