Разработка стратегии организационного развития строительного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего курсового проекта – закрепление теоретического материала и приобретение навыков разработки стратегии развития организации.
Задачи:
изучение существующих методик стратегического анализа и выбора их достоинств, недостатков и ограничений;
осмысление процесса стратегического управления, его составляющих во взаимосвязи;
изучение типологии стратегий, практика их применения;
практическое применение полученных знаний для разработки стратегии развития строительной фирмы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Стратегический анализ макросреды (SLEPT-анализ)…………………….
2 Стратегический анализ на уровне бизнеса (отделения) корпорации……
2.1 Отраслевой стратегический анализ внешней среды…………………..
2.1.1 Характеристика и основные показатели бизнес-области…………
2.1.2 Анализ конкурентных сил по модели М.Портера…………………
2.1.3 Ключевые факторы успеха…………………………………………...
2.1.4 Комплексная оценка долгосрочной привлекательности отрасли….
2.2 Анализ внутренней среды бизнеса……………………………………. ..
2.2.1 Анализ основных показателей бизнеса……………………………..
2.2.2 Стратегические ресурсы и потенциал бизнеса……………………
2.2.3 Сводная оценка конкурентной позиции отделения………………
2.3 SWOT- анализ…………………………………………………………..
3 МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПОРТФЕЛЯ КОРПОРАЦИИ
3.1 Матрица GE/McKinsey………………. ……………………………
3.2 Матрица Hoffer/Shendel……………………………………………
3.3 Расчет финансовых потоков корпорации………………………….
3.4 Варианты стратегического развития корпорации………………..
4 Обоснование выбора стратегии развития корпорации..........................
5 Стратегия развития бизнеса (отделения)………………………………
5.1 Товарно-рыночная стратегия…………………………………….
5.2 Стратегия конкуренции………………………………………….
5.3 Стратегия внутреннего развития ……………………………….
Заключение……………………………………………….………………..
Литература………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_ROSSIJSKOJ_FED.docx

— 452.21 Кб (Скачать файл)

      В отличие от матрицы GE/McKinsey, матрица Хофера-Шенделя используется для оценки бизнес-портфеля (набора бизнесов корпорации) в целом, с точки зрения его сбалансированности.

      Для успешного развития корпорации необходимо присутствие ее сильных бизнесов как в отраслях находящихся на ранних стадиях жизненного цикла, так и в отраслях на стабильных стадиях (зрелости и насыщения).

      Сильные бизнесы в стабильных отраслях обеспечивают текущую прибыль корпорации, это основные «генераторы наличности». Но рано или поздно, любая отрасль переходит на стадию сокращения. Поэтому важно присутствие корпорации и в развивающихся отраслях. Хотя сильные бизнесы в растущих отраслях в настоящий момент являются потребителями инвестиций, но в будущем (они окажутся на стадии зрелости) они становятся «генераторами наличности». Тогда они будут способны заменить те бизнесы, которые окажутся в сокращающихся отраслях, а общий объем выручки и прибыли корпорации как минимум сохранится на прежнем уровне. Это и есть главное условие сбалансированности бизнес-портфеля.

 Построим  матрицу в соответствии с заданием.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

                                  Рис 2. Матрица Хофера-Шендера.

Бизнесы 1,2,4 и 5: Концентрация рынка и увеличение прибыл . Целью этой стратегии является пересмотр размеров и уровня использования активов для быстрого увеличения массы прибыли и развития своих возможностей. Это достигается путем перераспределения материальных ресурсов и персонала в соответствии с новыми сегментами рынка.

В некоторых случаях разумнее создать нишу, которая не исчезнет полностью и сосредоточиться в ней. Прежде чем принять решение сконцентрироваться в нише, необходимо дать полную оценку размера оставшегося сегмента и конкурентов.

Причем бизнесу 4 рекомендуется увеличить прибыль, а бизнесы 1,2 и 5 должны пробовать концентрироваться на своем рынке.

Бизнес 3: Стратегия роста.

 

     В целом портфель несбалансирован, является портфелем прибыли, имеется наличие стабильных бизнесов на стадии зрелости, но отсутствие или недостаточность развивающихся бизнесов ставит под угрозу будущее компании. В этом случае рекомендуется приобретение или открытие бизнесов в новых, перспективных отраслях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                3.3.Анализ финансовых потоков корпорации.

Окончательный вывод о сбалансированности бизнес-портфеля требует расчета показателей финансового потока корпорации. При начальном расчете исходят из предложения, что доли всех бизнесов должны оставаться неизменными, загруженность производительной мощности должна соответствовать оптимальному уровню 85%. При наличии избыточных мощностей, планируется их продажа (сокращение активов), при недостатке-закупка оборудования.

Исходные данные для расчета и их источника представлены в табл. 15.

 

           

                                                                           Таблица15

Расчет финансового потока

Показатель, обозначение

Бизнес 1

Бизнес 2

Бизнес 3

Бизнес 4

Бизнес 5

1

Размер рынка в 2014 году (р)

804807

473559

1274384

137174

504142

2

Доля бизнеса на рынке (д)

0,12

0,99

0,2

0,43

0,42

3

Рентабельность (убыточность) продукции (Рпр) в долях

0,308

0,178

0,275

0,334

0,057

4

Доля отчислений на технологическое развитие (Дтр)

0,08

0,104

0,198

0,049

0,158

5

Загруженность производственной мощности (Зпм)

0,79

0,75

0,63

0,86

0,94

6

Темп роста рынка, прогноз на 2014 год (Тр)

1,09

1,01

1,18

1

1,11

7

Норма отчислений на развитие тех. Базы (Нр)

2,5

2,38

2,54

3,87

3,08

8

Норма дохода от реализации имущества (Нс)

1

0,952

1,016

1,548

1,232

9

Оборачиваемость оборотных средств (Оос)

3

3

3

3

3

10

Стадия жизненного цикла

Насыщение

Разложение

Рост

Насыщение

Зрелость




 

 

 Окончание таблице 15

Показатель, обозначение

Бизнес 1

Бизнес 2

Бизнес 3

Бизнес 4

Бизнес 5

Сумма

1

Выручка от реализации в 2013г., Вр.

96576,84

468823,41

254876,8

58984,82

211739,64

1091001,51

2

Прибыль от реализации в 2013 г., Пр.

22741,33541

70840,88878

54973,4275

14768,3133

11418,3155

174742,2804

3

Налог на прибыль, НП

4548,267083

14168,17776

10994,6855

2953,66265

2283,6631

34948,45608

4

Отчисления на техначеское развитие, Отр.

1819,306833

7367,452433

10884,7386

723,647349

1804,09385

22599,2391

5

Текущая производственная мощность, ПМ.

122249,1646

625097,88

404566,349

68587

225254,936

1445755,33

6

Прогнозируемый размер рынка в 2014 г., Р1

877239,63

478294,59

1503773,12

137174

559597,62

3556078,96

7

Планируемая доля на рынке в 2014 г., Д1.

0,12

0,99

0,2

0,43

0,42

2,16

8

Выручка от реализации, прогноз на 2014 г., Вр1.

105268,7556

473511,6441

300754,624

58984,82

235031

1173550,844

9

Требуемая загруженность производственной мощности в 2014 г., Зпм1.

0,85

0,85

0,85

0,85

0,85

4,25

10

Требуемая производственная мощность в 2014 г., (ПМ1)

123845,5948

557072,5225

353828,969

69393,9059

276507,059

1380648,052

11

Прирост (снижение) производственной мощности (ППМ)

1596,430267

-68025,3575

0

806,905882

51252,1231

-14369,89826

12

Потребность в фин. Ресурсах на развитие производственной базы (Фпб)

3991,075666

-161900,351

0

3122,72576

157856,539

3069,989733

13

Доход от реализации имущества при снижении ПМ (Др)

0

-64760,1404

0

0

0

-64760,14037

14

Дополнительная потребность в оборотных средствах (Пос)

2897,3052

1562,7447

15292,608

0

7763,7868

27516,4447

15

Финансовый поток (ФП)

9485,380631

144882,7244

17801,3953

7968,27749

-158289,767

21848,01041

16

Финансовый поток при частичном заемном финансировании (ФПз)

9485,380631

144882,7244

17801,3953

7968,27749

-158289,767

21848,01041


 

 

 

 

            Все показатели без индекса «1» относятся к последнему отчетному году (в нашем примере это 2013 год). Показатели с индексом 1 относятся к будущему году - в примере это 2014 т.е. это либо прогнозные, либо планируемые показатели.

Выручка от реализации (Bp, Bp1) рассчитывается как произведение размера рынка (Р, Р1) на долю бизнеса на рынке (Д, Д1). 

Для того чтобы выразить прибыль от реализации в 2013 году (Пр) отметим, что Рпр = Пр/С, Рпр - рентабельность продукции, С-себестоимость, Отсюда Пр = C* Рпр.

Выразим себестоимость через выручку и рентабельность:

              C=C*Вр/Вр=Вр/(Вр/С)=Вр/(Пр+С)/С=Вр/Рпр+1

        Окончательная  формула имеет вид:

             Пр=(Вр/(1+Рпр))*Рпр

          Налог на прибыль и отчисления  на технологическое развитие рассчитываются исходя из текущей ставки налога (в 2013 г. она составляет 20 %) и нормы отчислений, указанной в задании соответственно. При отсутствии прибыли (убытка) налог не начисляют и отчисления не проводят (они равны 0).

Для определения производственной мощности отметим, что показатель загруженности производственной мощности (ЗПМ) определяется как частное от деления выручки (Bp) на производственную мощность (ПМ). Отсюда:

                                  ПМ=Вр/ЗПМ.

Прогнозируемый размер рынка определяется как текущий размер рынка, умноженный на прогнозный темп роста рынка.

Планируемая доля бизнеса на рынке Д1 устанавливается студентом. В настоящем начальном расчете она принимается равной текущей доле Д.

В последующих расчетах при моделировании вариантов стратегического развития в разделе 4 она может быть изменена. 

Требуемая загруженность производственной мощности в будущем году в настоящем расчете изначально устанавливается на оптимальном уровне 85%.

В таблице рассчитывается либо потребность в средствах на развитие либо доход от реализации имущества.

Данный расчет одновременно показывает стратегию, которой «по умолчанию» требуется следовать, если предприятие желает сохранить текущие позиции всех бизнесов на прежнем уровне.

Финансовый поток (ФП) рассчитывается как сумма:

  • прибыли от реализации продукции Пр;
  • дохода от реализации имущества Др за    

вычетом:

  • налога на прибыль НП;
  • отчислений на технологическое развитие Отр;
  • потребности в средствах на развитие производственной базы Фпб;
  • потребности в оборотных средствах Пос.

Финансовый поток при частичном заемном финансировании (ФПз) рассчитывается с учетом того, что дополнительная потребность в оборотных средствах (Пос) > 0 финансируется за счет заемных источников. То есть Пос не будет входить в формулу для финансового потока только в том случае, если Пос > 0.

Если имеет место высвобождение оборотных средств (т.е. Пос<0), финансовый поток ФПз будет равен исходному финансовому потоку ФП (так как потребность в оборотных средствах отсутствует и заемное финансирование не требуется).

Для анализа сбалансированности бизнес-портфеля необходимо рассчитать суммарную выручку в текущем и плановом году, и суммарные финансовые потоки СФП и СФПз (последняя колонка таблицы)

Если суммарный финансовый поток ФП или ФПз положителен и суммарная выручка (СВ) в плановом году не снижается, бизнес-портфель предварительно оценивается как сбалансированный.

 (Анализ финансовых потоков не заменяет, а дополняет (подтверждает) анализ по матрице Хофера - Шенделя. Дело в том, что при анализе финансовых потоков показатели рассчитываются на период в 1 год, в то время как стратегическое планирование рассматривает более длительный период. Если бизнес- портфель оценивается как несбалансированный по матрице Хофера - Шенделя, то должны быть предприняты стратегические меры в соответствии с рекомендациями матрицы, независимо от того, каким получился расчет финансового потока.

Вместе с тем, при видимом благополучии по матрице, расчет финансового потока может выявить несбалансированность, что также требует обязательной корректировки стратегий.

 

               3.4. Варианты стратегического развития корпорации

 

Сведем все варианты по матрицам и финансовым потокам в таблицу 17.

Номер бизнеса

Стратегические рекомендации

Матрица GE/McKinsey

Матрица Hofer/Schendel

Анализ сбалансированности бизнес-портфеля

Бизнес 1

Средний бизнес. Основная цель – защита позиций. Необходимы инвестиции в сегменты, обеспечивающие стабильные прибыли и минимальные риски. Приоритет средний

Концентрация на своем рынке

Сбалансированный портфель роста, предполагает, что вся прибыль инвестируется в растущие бизнесы. В бизнес – портфеле преобладают бизнесы с сильной позицией преимущественно на ранних стадиях жизненного цикла.

 

Бизнес 2

Средний бизнес. Основная цель – защита позиций. Необходимы инвестиции в сегменты, обеспечивающие стабильные прибыли и минимальные риски. Приоритет средний

Концентрация на своем рынке

Бизнес 3

Победитель (2) Стабильные позиции, но не лидерство. Определяющей является не корпоративная, а бизнес-стратегия, борьба за лидерство на рынке. Приоритет инвестирования – высокий

Стратегия роста

Бизнес 4

Победитель (1) Компания-лидер рынка.  Стратегии должны быть направлены на удержание позиций: дополнительные инвестиции в развитие, глобальная диверсификация, поглощение конкурентов. Приоритет инвестирования – высокий

Увеличение прибыли

Бизнес 5

Вопрос. После оценки долгосрочных перспектив и сильных сторон фирмы необходимо найти привлекательную нишу и инвестировать (если возможно), либо бросать бизнес

Концентрация на своем рынке

Информация о работе Разработка стратегии организационного развития строительного предприятия