Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 16:53, курсовая работа
Цель настоящего курсового проекта – закрепление теоретического материала и приобретение навыков разработки стратегии развития организации.
Задачи:
изучение существующих методик стратегического анализа и выбора их достоинств, недостатков и ограничений;
осмысление процесса стратегического управления, его составляющих во взаимосвязи;
изучение типологии стратегий, практика их применения;
практическое применение полученных знаний для разработки стратегии развития строительной фирмы.
ВВЕДЕНИЕ
1 Стратегический анализ макросреды (SLEPT-анализ)…………………….
2 Стратегический анализ на уровне бизнеса (отделения) корпорации……
2.1 Отраслевой стратегический анализ внешней среды…………………..
2.1.1 Характеристика и основные показатели бизнес-области…………
2.1.2 Анализ конкурентных сил по модели М.Портера…………………
2.1.3 Ключевые факторы успеха…………………………………………...
2.1.4 Комплексная оценка долгосрочной привлекательности отрасли….
2.2 Анализ внутренней среды бизнеса……………………………………. ..
2.2.1 Анализ основных показателей бизнеса……………………………..
2.2.2 Стратегические ресурсы и потенциал бизнеса……………………
2.2.3 Сводная оценка конкурентной позиции отделения………………
2.3 SWOT- анализ…………………………………………………………..
3 МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПОРТФЕЛЯ КОРПОРАЦИИ
3.1 Матрица GE/McKinsey………………. ……………………………
3.2 Матрица Hoffer/Shendel……………………………………………
3.3 Расчет финансовых потоков корпорации………………………….
3.4 Варианты стратегического развития корпорации………………..
4 Обоснование выбора стратегии развития корпорации..........................
5 Стратегия развития бизнеса (отделения)………………………………
5.1 Товарно-рыночная стратегия…………………………………….
5.2 Стратегия конкуренции………………………………………….
5.3 Стратегия внутреннего развития ……………………………….
Заключение……………………………………………….………………..
Литература………………………………………………………………….
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (ИХХ) характеризует уровень концентрации в отрасли. Рассчитывается как сумма квадратов долей (в процентах) всех конкурентов, присутствующих на рынке:
,
где Di – доля конкурента i на рынке, %.
Минимальное значение индекса Херфиндаля-Хиршмана при определенном количестве конкурентов на рынке наблюдается при равномерном распределении долей между ними, и равно:
ИХmin=10000/n,
где n – число конкурентов на рынке.
Чем в большей степени фактическое значение отличается от минимального, тем больше различия долей конкурентов, тем более явно выделяются лидеры рынка. Неравенство конкурентов обусловливает большую вероятность острой конкуренции.
Важным для определения характера рынка показателем является количество сегментов. Сегмент – относительно независимая часть рынка, с различимым кругом продавцов и покупателей и значимыми отличиями характеристик продукции и ее цены. Условно принимается, что распределение конкурентов по сегментам рынка происходит равномерно. В этом случае рост количества сегментов однозначно приводит к снижению конкуренции, так как товары различных конкурентов имеют различия по качественным параметрам и цене, и ориентированы на различных потребителей.
Важным для определения характера рынка показателем является количество сегментов. Сегмент – относительно независимая часть рынка, с различимым кругом продавцов и покупателей и значимыми отличиями характеристик продукции и ее цены. Условно принимается, что распределение конкурентов по сегментам рынка происходит равномерно. В этом случае рост количества сегментов однозначно приводит к снижению конкуренции, так как товары различных конкурентов имеют различия по качественным параметрам и цене, и ориентированы на различных потребителей.
Соотношение числа конкурентов и сегментов меньше или равно 1, это указывает на непрямой характер конкуренции (каждый производитель находится в своем сегменте и напрямую ни с кем не конкурирует).
Основная технология, используемая в отрасли – дерево, кирпич. Одним из самых распространенных материалов, традиционно используемым при возведении зданий и сооружений, является кирпич. Стоит отметить, что кирпичный дом прежде всего отличается долговечностью - так, она составляет примерно 150 лет. Отличается кирпичный дом и прочностью, стоит отметить его пожаробезопасность. Минусы строительства домов из кирпича- это то, что такой дом плохо удерживает тепло. Таким образом для хорошей сохранности тепла, нужно утолщать стены. А иначе нужно будет усиленное отопление - то есть дополнительные затраты энергии. Все данные факторы увеличивают стоимость такого дома. По назначению кирпич делится на строительный и лицевой (облицовочный, фасадный). Строительный кирпич используется для внутренних рядов кладки или для внешних рядов, но с последующей штукатуркой.
Испокон веку, было популярно, возведение домов из дерева.
Преимущества при выборе дома из дерева - уют, экологичность, относительно низкая цена в сравнении с кирпичным и бетонным строительством. К минусам относятся - выглядит грубо и не изящно, возводится долго по причине необходимости усадки (срок не менее года)
Чаще всего в строениях из дерева используется ленточный мелкозаглубленный фундамент. Далее из бруса собирается пол: монтаж нижней обвязки, прокладывание лаг, укладка чернового полового покрытия, гидроизоляция, утепление, и в финале – укладка шпунтованных досок.
При монтировке стен обязательно используется утеплитель (чаще всего, это полотно из джута), который прокладывают между брусьями. Возведение стен осуществляется с помощью шкантов и соединения методом «ласточкин хвост». Далее кладутся балки потолка, устраиваются стропила, конструкция утепляется и прошивается вагонкой. При наличии в доме второго этажа, происходит монтаж внутренних перегородок. В завершении первого этапа строительства монтируется кровля: производится обрешетка крыши досками, полное покрытие выбранным материалом, гидроизоляция и проложение карнизов.[7]
Технологические изменения в отрасли – существенные, в основной технологии. Что бы продлить ЖЦ товара на рынке можно использовать модернизацию или модификацию продукции. Либо обеспечить наиболее выгодные сегменты предложением. На стадии сокращения изменения носят вынужденный характер и связанны с перепозиционированием производителей на остающиеся выгодные сегменты.
Стратегии конкурентов-лидеров отрасли - Стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности от компетентности имеющегося персонала и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п.
- соперничеством между продавцами внутри отрасли;
- попытками компаний из других отраслей завоевать покупателей товарами-заменителями;
- возможностью появления новых конкурентов внутри отрасли;
- способностью поставщиков диктовать свои условия;
- конкурентной силой покупателей.
Рисунок 1 - Модель пяти сил конкуренции
Соперничество основных конкурентов. В 2012-2013 г. конкуренция носит вытесняющий характер (с 8% до 12% выросла доля бизнеса на рынке), т.к. ценовая эластичность спроса – низкая, следовательно, конкуренция – неценовая. Способствует ослаблению конкуренции, снижение числа конкурентов с 8 (2011 г.) до 4 (2013 г.).
Влияние производителей товаров - заменителей. Рассмотрим долевое распределение прогноза спроса между всеми товарами – заменителями и распределения потенциала спроса между ними.
Долевое распределение прогноза спроса между всеми товарами – заменителями:
[482/ (482+613+1857+946)]*100=12, 36%
Распределение потенциала спроса между товарами - заменителями:
[3792/ (3792+2264+12045+7397)]*100=
Давление со стороны потенциальных конкурентов.
Наиболее вероятно
появление потенциальных
сопоставить с соотношением для рассматриваемой отрасли (выделена жирным). Соотношение для рассматриваемой отрасли представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Анализ влияния потенциальных конкурентов
Показатели |
Коттеджи |
Эконом. Класс |
Элитное жилье |
Жилье повышенной комфортности |
Потенциал спроса (по заданию) |
3792 |
21600 |
14629 |
30664 |
Прогноз спроса (по заданию) |
482 |
2700 |
2565 |
4098 |
Пс/Прс |
7,87 |
8 |
5,7 |
7,4 |
Рыночная власть поставщиков.
Рыночная власть поставщиков в строительстве определяется высокой материалоемкостью продукции отрасли. Но если среди поставщиков имеется конкуренция, их возможность диктовать условия минимальна. Индекс Херфиндаля поставщиков 2122<6000, то есть на рынке поставщиков не наблюдается монополизации, значит, поставщики не могут существенно влиять на рынок. Доля подсобных производств 31,95%, значит, влияние поставщиков основных материалов не имеет значение, т.к. при доле продукции подсобных производств более 30 % потребность в основных материалах обеспечивается своими силами и влияние поставщиков снижается.
Конкурентная власть потребителей
Конкурентная сила покупателей так же, как и поставщиков, может колебаться от значительной до слабой. Покупатели пользуются преимуществами в сделках в целом ряде случаев. Они наиболее очевидны, если покупатели крупные, и если они приобретают значительную долю изделий, выпускаемых промышленностью. Чем крупнее покупатели и чем больше количество изделий, которое они приобретают, тем больше их возможности влияния на ход переговоров с продавцами. Нередко крупным покупателям удается добиться уступок в цене и других благоприятных условий для себя. Покупатели выигрывают и в том случае, если затраты, обусловленные переходом на конкурирующие изделия или заменители, относительно низки. В любое время покупатели могут удовлетворить свои запросы, обратившись к нескольким продавцам, а не ориентироваться на какую-то одну марку товара, так как у них есть дополнительные возможности для переговоров. Если изделия продавцов действительно идентичны, то издержки покупателей при смене продавцов будут малы или сведены к нулю. Однако если изделия продавцов значительно отличаются друг от друга, покупатели не смогут перестроиться без больших для себя затрат. [5]
Значительная часть потребителей рассматриваемого рынка – физические лица, число которых велико, поэтому власть потребителей в данном случае сведена к минимуму.
2.1.3. Ключевые факторы успеха
Ключевые факторы успеха (КФУ) – это те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые фирма должна обеспечивать, чтобы быть конкурентоспособной и добиться финансового успеха на данном рынке. Это факторы, характерные для данного рынка, обеспечив преимущество по которым, любая фирма занимает лидирующее положение.
В качестве ключевых факторов успеха, учитывая стадию ЖЦ рынка и характеристики отрасли, примем уровень рентабельности, требуется снижение затрат.
2.1.4 Комплексная
оценка долгосрочной
Завершающим шагом анализа отрасли и конкурентной ситуации является оценка ситуации в отрасли в целом и выработка мнения об относительной привлекательности или непривлекательности отрасли в перспективе.
Определение комплексной оценки базируется на экспертном методе (в роли эксперта выступает студент) и включает следующие этапы:
Выбор факторов привлекательности отрасли.
Состав и важность факторов привлекательности зависит от стадии жизненного цикла. В соответствии с 2013 годом, на стадиях зрелости и насыщения: уровень рентабельности, выраженность конкуренции (на основном рынке), стабильность отрасли (уровень вариации основных показателей), потенциал спроса.
После выбора факторов необходимо привести их числовые значения (если возможно) либо текстовое описание состояния фактора.
Оценка факторов. Значение каждого критериального фактора следует оценить с точки зрения привлекательности отрасли по 5 балльной шкале:
3 балла – фактор отражает средний уровень привлекательности отрасли;
4 балла — уровень «выше среднего»;
5 баллов – высокий уровень;
2 балла – уровень ниже среднего;
1 балл – низкий уровень.
Рентабельность отрасли оценивается относительно среднего регионального значения – если они приблизительно равны ставится оценка 3 балла. Если рентабельность отрасли окажется выше, оценка будет 4 или 5, так как чем выше рентабельность, тем привлекательнее отрасль для бизнеса. При более низкой рентабельности отрасли оценка должна быть понижена до 2 или 1 балла. Понижение (повышение) оценки на 1 балл соответствует изменению рентабельности приблизительно на одну треть от среднерегионального уровня.
В нашей ситуации (на 2013 год) среднеотраслевая рентабельность ниже рентабельности среднерегиональной (30%>25%), что характеризует большими затратами. Поэтому оценка равна 2.
Потенциал спроса оценивается по соотношению потенциала и прогноза. Оценка 3 балла соответствует значению 3-4 года, оценке 2 балла -2,3 года, при более низком соотношении оценка 1 балл. Оценка 4 или 5 ставится при соотношении более 4 лет. В данном варианте потенциал спроса по оценке на, конец 2013 года, составляет 3729 квартиры, а прогноз спроса на 2014 год равен 482 квартирам. Из расчета 3792/482=7,8 лет, следовательно потенциал спроса около 8 лет. Вывод: оценка 5.
Конкурентное давление слабое, позиционная, неценовая, число конкурентов снижается. Оценка выраженности конкуренции соответствует 4 баллам.
Наличие технологических изменений оценим в 5 баллов, т.к. изменения существенные в основной технологии.
Темп роста оценивается относительно темпа роста ВНП. Ставим оценку 3, т.к. темп роста ВНП и рынка, приблизительно равен.
Характер конкуренции: ценовая, прямая (на однородном рынке), вытесняющая конкуренция оценивается в 1 балл; неценовая, непрямая, позиционная – в 5 баллов. Вывод: оценка 5.
Стабильность отрасли оценивается по существенным изменениям в показателях: рентабельность, число конкурентов и сегментов, индекс Херфиндаля, особенности конкуренции. Если все показатели за последний год изменялись несущественно (не более чем на 20 %) – оценка 5 баллов. Если изменения существенные по всем показателям – оценка 1 балл. Итак, рентабельность среднеотраслевая за 2012-2013 г. увеличилась с 19% до 25%, число конкурентов снизилось с 6 до 4, число сегментов, сократилось, с 6 до 4, ИХХ увеличился с 4298 до 4720, конкуренция приобрела прямой характер. Следовательно, изменения существенны по всем показателям: произошло перераспределение долей на рынке, увеличилась концентрация в отрасли. Оценка – 2 балл.
Информация о работе Разработка стратегии организационного развития строительного предприятия