Разработка стратегии организационного развития строительного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего курсового проекта – закрепление теоретического материала и приобретение навыков разработки стратегии развития организации.
Задачи:
изучение существующих методик стратегического анализа и выбора их достоинств, недостатков и ограничений;
осмысление процесса стратегического управления, его составляющих во взаимосвязи;
изучение типологии стратегий, практика их применения;
практическое применение полученных знаний для разработки стратегии развития строительной фирмы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Стратегический анализ макросреды (SLEPT-анализ)…………………….
2 Стратегический анализ на уровне бизнеса (отделения) корпорации……
2.1 Отраслевой стратегический анализ внешней среды…………………..
2.1.1 Характеристика и основные показатели бизнес-области…………
2.1.2 Анализ конкурентных сил по модели М.Портера…………………
2.1.3 Ключевые факторы успеха…………………………………………...
2.1.4 Комплексная оценка долгосрочной привлекательности отрасли….
2.2 Анализ внутренней среды бизнеса……………………………………. ..
2.2.1 Анализ основных показателей бизнеса……………………………..
2.2.2 Стратегические ресурсы и потенциал бизнеса……………………
2.2.3 Сводная оценка конкурентной позиции отделения………………
2.3 SWOT- анализ…………………………………………………………..
3 МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПОРТФЕЛЯ КОРПОРАЦИИ
3.1 Матрица GE/McKinsey………………. ……………………………
3.2 Матрица Hoffer/Shendel……………………………………………
3.3 Расчет финансовых потоков корпорации………………………….
3.4 Варианты стратегического развития корпорации………………..
4 Обоснование выбора стратегии развития корпорации..........................
5 Стратегия развития бизнеса (отделения)………………………………
5.1 Товарно-рыночная стратегия…………………………………….
5.2 Стратегия конкуренции………………………………………….
5.3 Стратегия внутреннего развития ……………………………….
Заключение……………………………………………….………………..
Литература………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_ROSSIJSKOJ_FED.docx

— 452.21 Кб (Скачать файл)

     Возможность перехода на остающиеся прибыльными сегменты определяется по наличию сегментов и максимальной рентабельности на рынке. Максимальная рентабельность, ниже среднерегиональной, а количество сегментов равно 1 - оценка 1.

     Барьеры выхода определяются исходя из наличия «связанных» инвестиций в подсобные производства. Доля продукции подсобных производств равна 38%, оценка 2.

    Поведение конкурентов на стадии сокращения оценивается исходя из динамики количества конкурентов и загруженности производственных мощностей. Конкуренты уходят с рынка и загруженность остается в пределах нормальной - оценка 4 балла.

        Определение весовых коэффициентов (весов) факторов.

    Веса  определяются исходя из стадии  жизненного цикла и общей ситуации  на рынке.

  Первым этапом применения МАИ является структурирование проблемы в виде иерархии. В данном курсовом проекте проблему характеризует простейшая двухуровневая иерархия. В ее вершине будет показатель «привлекательность отрасли». Второй уровень образуют отобранные ранее факторы привлекательности отрасли.

На втором этапе элементы иерархии сравниваются экспертом попарно по отношению к их воздействию на общую для них характеристику. В нашем случае попарно будут сравниваться выбранные факторы привлекательности, с точки зрения того, насколько они отражают «привлекательность отрасли».

Система парных сравнений снижает требования к экспертам, оценивающим проблему, упрощает их работу, так как значительно проще сравнивать по два показателя (определяя, какой из них более важен), чем оценивать все показатели совместно.

Результат парных сравнений эксперт оформляет в виде квадратной матрицы. Элементом матрицы а(i, j) является относительная важность фактора i (т.е. фактора в строке) относительно фактора j (в столбце), оцениваемая по шкале от 1 до 9, где балльные оценки имеют следующий смысл:

1 — равная  важность факторов в строке  и столбце;

3 — умеренное  превосходство важности фактора  в строке  над фактором в  столбце;

5 — существенное  или сильное превосходство;

7 — значительное  превосходство;

9 — очень  сильное превосходство;

2, 4, 6, 8 —  промежуточные значения.

Если же, напротив, фактор j оказался более важным по сравнению с фактором i, значения будут обратными – от 1/2 до 1/9.

Матрица обладает следующими свойствами:

  1. Ее диагональ образуют единицы, поскольку при сравнении факторов самих с собой они равноважны;
  2. Для любых i, j  а(i, j) = 1/ а(j, i). Понятно, что если фактор i с какой-либо интенсивностью важнее j, то с такой же интенсивностью фактор j будет менее важен, чем i. Пользуясь этим свойством, достаточно заполнить лишь половину матрицы, выше или ниже диагонали, а другую половину заполнить обратными значениями.

После заполнения матрицы, необходимо перейти от парных оценок к оценкам важности и весам факторов. В общем случае задача сводится к нахождению собственного вектора матрицы, однако, учитывая высокую ее трудоемкость, часто пользуются приблизительными вычислениями, используя среднюю геометрическую парных оценок по строкам матрицы:

                                       ,

где Xi – оценка важности фактора i (вес фактора, не приведенный к единице);

аij – оценка относительной важности фактора i по отношению к j;

n–количество оцениваемых факторов (размерность матрицы).

Веса затем должны быть нормализованы, то есть, приведены к единице:

                                           ,

где Pi –нормализованный вес фактора, Σ Pi = 1.

В процессе оценки эксперт может допустить ошибку. Например, он может предпочесть фактор 1 фактору 2, фактор 2 фактору 3, и одновременно оценить фактор 1 как менее важный по сравнению с третьим. Для выявления подобных ошибок следует рассчитать индекс согласованности (ИС) и отношение согласованности матрицы парных сравнений (ОС) :

                                              

                                 ,  ,

где СС- средняя случайная согласованность матрицы, которая получилась бы при случайном выборе количественных суждений из нашей шкалы, и образовании обратно симметричной матрицы.

Средняя случайная согласованность зависит от размерности матрицы и выбирается из таблицы 5.

                                                                                                Таблица 5

                                 Значения средней случайной согласованности

n

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

СС

0

0

0,58

0,9

1,12

1,24

1,32

1,41

1,45

1,49


 

Величина ОС должна быть менее 0,1 (10%). В случае больших величин эксперту необходимо проверить свои суждения.

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           Таблица 6

                                              Матрица попарных сравнений

Факторы

1.Уровень рентабельности

2.Потенциал спроса

3.Выраженная конкуренция

4.Стабильность отрасли

Средняя геометрическая оценка важности Xi

Нормализованные веса Pi

1

2

3

4

5

7

8

1.Уровень рентабельности

1

2

4

6

 = 2,63

2,63/5,04= 0,523

2. Потенциал спроса

1/2

1

2

3

= 1,31

1,31/5,04= 0,259

3. Выраженная конкуренция

1/4

1/2

1

2

= 0,7

0,7/5,04= 0,139

4. Стабильность отрасли

1/6

1/3

1/2

1

=0,4

0,4/5,04= 0,079

1,91

3,83

7,5

12

5,04

1


 

λmax = 4,02;

ИС=(4,02-4)/3=0,006

ОС=0,006/0,9=0,006<0,1

Индекс согласованности в пределах нормы.

Обоснование оценок самих факторов, и расчет комплексной оценки оформляется в таблице 7.

                   Таблица 7 - Расчет оценки привлекательности отрасли

Фактор

Значение

Оценка

Вес

Комплексная оценка

Уровень рентабельности

25% <30% (среднеотраслевая ниже среднерегиональной)

2

0,523

 

20,523*50,259*30,139*20,079=2,681Отрасль умеренно привлекательна.

Потенциал спроса

Потенциал спроса около 8 лет, это очень хорошо.

5

0,259

Выраженная конкуренция

Конкурентное давление слабое, позиционная, неценовая, число конкурентов снижается.

3

0,139

Стабильность отрасли

Отрасль не стабильна.

2

0,079


 

 

При вычислении комплексной оценки (КО) предпочтение отдается средней геометрической, вычисляемой по формуле:

,

где Оi – оценка фактора i;

Pi – вес фактора i.

При использовании средней арифметической может произойти взаимная компенсация значений оценок факторов, приводящая к парадоксальным выводам. Для выбранных факторов, высокое значение одного не может компенсировать слишком низкое значение другого. Так, высокая рентабельность не повысит привлекательность, если потенциал спроса исчерпан и рынок близок к сокращению. Предположим, оценка одного из факторов оказывается равной нулю. Тогда средняя геометрическая также обращается в ноль при любых значениях прочих оценок, что логично отражает крайне низкую привлекательность отрасли. Но если использовать среднюю арифметическую, при высоких значениях остальных оценок, средняя может оказаться и выше трех баллов, формируя ошибочный вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

                           2.2 Анализ внутренней среды бизнеса

           2.2.1 Анализ основных показателей бизнеса

Анализ основных показателей бизнеса приведены в таблице 2 задания. Их анализ проводится в табличной форме.

Анализ состояния ресурсов необходим:

  • для осмысления возможностей компании и проведения SWOT-анализа, т. е. оценку сильных и слабых сторон организации; возможностей и угроз со стороны внешней среды;
  • для оценки стратегического потенциала фирмы на предмет соответствия KSF конкурентной среды и таким образом определения потенциальной конкурентоспособности;
  • на этапе обоснования стратегий для исключения тех альтернатив, которые принципиально не могут быть реализованы из-за ресурсных ограничений.

Организация представляет собой юридическое лицо, которое имеет в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам. По-другому,  организация – это имущественный комплекс для осуществления предпринимательской деятельности.

Имущественный комплекс состоит из набора ресурсов. В этот набор входят:  технические, технологические,  кадровые, информационные и финансовые ресурсы.

Доля нашего бизнеса на рынке составляет 12% на 2013 г., доля же крупнейшего конкурента – 56%, что говорит о лидерстве конкурента. Моя фирма считается аутсайдером на рынке, т.к. ее доля составляет менее 15% от доли крупнейшего конкурента. Оценка равна 1 баллу.

                  

 

 

                                                                                                             Таблица 8                         

                                          Анализ показателей бизнеса

Наименование показателя

Значение для бизнеса

Среднеотраслевое значение

Выводы

Доля на рынке

2011

2012

2013

Объем СМР1

2011

2012

2013

 

8%

8%

12%

Доля крупнейшего конкурента – 56%  (2013 г.)

Фирма является аутсайдером, доля бизнеса на рынке меньше конкурента, но постепенно происходит усиление ее позиций.

 

 

Доля растет и объем СМР растет, значит фирма наращивает обороты и вытесняет конкурентов за счет роста объемов СМР.

614465*8%/100%=49157,2 тыс. руб.

55744,24 тыс.р

96576,84 тыс.р

 

Рентабельностьпродукции

30,8%

Не изменяется

2011-2%

2012-19%

2013- 25%

30,8%≈30%, т.е. рентабельность соответствует среднеотраслевому значению (рентабельности конкурентов)

Доля субподряда

20,5%, растет

20%, не изменяется

20,5%~20%, т.е. доля субподряда равна среднеотраслевой, но происходит рост.

Вертикальная интеграция

31,95% не изменяется

38% не изменяется (ср. доля подсобных производств)

На фирму не действуют фирмы-поставщики, либо действие их незначительно

Загруженность производственной мощности

79%

91%, снижается

79%<91%, недостаточные мощности. Ограничивается  предложение и конкуренция. Крупные  конкуренты сократили мощности  или покинули рынок. Конкурентная  обстановка благоприятна.

Число сегментов

2011

2012

2013

 

11

4

1

 

      13

       6

       4

Рыночная ниша на основе дифференциации, применение которой проходит успешно, т.к. растет доля бизнеса на рынке

Отличия продукции фирмы от конкурентов

- площадь

 

 

 

- планировка

 

 

- районы

 

 

- инфраструктура

 

 

- возможности оплаты

 

- цена

 

 

 

 

В среднем несколько меньше, чем у конкурентов

 

Несколько уступает конкурентам.

 

В основном отдельные районы.

 

развитая

 

Ограниченные возможности рассрочки

 

Цена несколько выше (на 10-20%) средней

Признаки дифференциации продукции не выявляются

Преимущества продукции: развитая инфраструктура.

Недостатки продукции: площадь меньше чем у конкурентов, планировка уступает конкурентам, небольшой выбор районов застройки, не удобные возможности оплаты для потребителя. Цена выше средней, потребителю не выгодно иметь дела с подобной фирмой, т.к. можно легко найти фирму с более выгодными условиям.

Информация о работе Разработка стратегии организационного развития строительного предприятия