Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 16:53, курсовая работа
Цель настоящего курсового проекта – закрепление теоретического материала и приобретение навыков разработки стратегии развития организации.
Задачи:
изучение существующих методик стратегического анализа и выбора их достоинств, недостатков и ограничений;
осмысление процесса стратегического управления, его составляющих во взаимосвязи;
изучение типологии стратегий, практика их применения;
практическое применение полученных знаний для разработки стратегии развития строительной фирмы.
ВВЕДЕНИЕ
1 Стратегический анализ макросреды (SLEPT-анализ)…………………….
2 Стратегический анализ на уровне бизнеса (отделения) корпорации……
2.1 Отраслевой стратегический анализ внешней среды…………………..
2.1.1 Характеристика и основные показатели бизнес-области…………
2.1.2 Анализ конкурентных сил по модели М.Портера…………………
2.1.3 Ключевые факторы успеха…………………………………………...
2.1.4 Комплексная оценка долгосрочной привлекательности отрасли….
2.2 Анализ внутренней среды бизнеса……………………………………. ..
2.2.1 Анализ основных показателей бизнеса……………………………..
2.2.2 Стратегические ресурсы и потенциал бизнеса……………………
2.2.3 Сводная оценка конкурентной позиции отделения………………
2.3 SWOT- анализ…………………………………………………………..
3 МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПОРТФЕЛЯ КОРПОРАЦИИ
3.1 Матрица GE/McKinsey………………. ……………………………
3.2 Матрица Hoffer/Shendel……………………………………………
3.3 Расчет финансовых потоков корпорации………………………….
3.4 Варианты стратегического развития корпорации………………..
4 Обоснование выбора стратегии развития корпорации..........................
5 Стратегия развития бизнеса (отделения)………………………………
5.1 Товарно-рыночная стратегия…………………………………….
5.2 Стратегия конкуренции………………………………………….
5.3 Стратегия внутреннего развития ……………………………….
Заключение……………………………………………….………………..
Литература………………………………………………………………….
Возможность перехода на остающиеся прибыльными сегменты определяется по наличию сегментов и максимальной рентабельности на рынке. Максимальная рентабельность, ниже среднерегиональной, а количество сегментов равно 1 - оценка 1.
Барьеры выхода определяются исходя из наличия «связанных» инвестиций в подсобные производства. Доля продукции подсобных производств равна 38%, оценка 2.
Поведение конкурентов на стадии сокращения оценивается исходя из динамики количества конкурентов и загруженности производственных мощностей. Конкуренты уходят с рынка и загруженность остается в пределах нормальной - оценка 4 балла.
Определение весовых коэффициентов (весов) факторов.
Веса
определяются исходя из стадии
жизненного цикла и общей
Первым этапом применения МАИ является структурирование проблемы в виде иерархии. В данном курсовом проекте проблему характеризует простейшая двухуровневая иерархия. В ее вершине будет показатель «привлекательность отрасли». Второй уровень образуют отобранные ранее факторы привлекательности отрасли.
На втором этапе элементы иерархии сравниваются экспертом попарно по отношению к их воздействию на общую для них характеристику. В нашем случае попарно будут сравниваться выбранные факторы привлекательности, с точки зрения того, насколько они отражают «привлекательность отрасли».
Система парных сравнений снижает требования к экспертам, оценивающим проблему, упрощает их работу, так как значительно проще сравнивать по два показателя (определяя, какой из них более важен), чем оценивать все показатели совместно.
Результат парных сравнений эксперт оформляет в виде квадратной матрицы. Элементом матрицы а(i, j) является относительная важность фактора i (т.е. фактора в строке) относительно фактора j (в столбце), оцениваемая по шкале от 1 до 9, где балльные оценки имеют следующий смысл:
1 — равная важность факторов в строке и столбце;
3 — умеренное
превосходство важности
5 — существенное или сильное превосходство;
7 — значительное превосходство;
9 — очень сильное превосходство;
2, 4, 6, 8 — промежуточные значения.
Если же, напротив, фактор j оказался более важным по сравнению с фактором i, значения будут обратными – от 1/2 до 1/9.
Матрица обладает следующими свойствами:
После заполнения матрицы, необходимо перейти от парных оценок к оценкам важности и весам факторов. В общем случае задача сводится к нахождению собственного вектора матрицы, однако, учитывая высокую ее трудоемкость, часто пользуются приблизительными вычислениями, используя среднюю геометрическую парных оценок по строкам матрицы:
где Xi – оценка важности фактора i (вес фактора, не приведенный к единице);
аij – оценка относительной важности фактора i по отношению к j;
n–количество оцениваемых факторов (размерность матрицы).
Веса затем должны быть нормализованы, то есть, приведены к единице:
где Pi –нормализованный вес фактора, Σ Pi = 1.
В процессе оценки эксперт может допустить ошибку. Например, он может предпочесть фактор 1 фактору 2, фактор 2 фактору 3, и одновременно оценить фактор 1 как менее важный по сравнению с третьим. Для выявления подобных ошибок следует рассчитать индекс согласованности (ИС) и отношение согласованности матрицы парных сравнений (ОС) :
где СС- средняя случайная согласованность матрицы, которая получилась бы при случайном выборе количественных суждений из нашей шкалы, и образовании обратно симметричной матрицы.
Средняя случайная согласованность зависит от размерности матрицы и выбирается из таблицы 5.
n |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
СС |
0 |
0 |
0,58 |
0,9 |
1,12 |
1,24 |
1,32 |
1,41 |
1,45 |
1,49 |
Величина ОС должна быть менее 0,1 (10%). В случае больших величин эксперту необходимо проверить свои суждения.
Факторы |
1.Уровень рентабельности |
2.Потенциал спроса |
3.Выраженная конкуренция |
4.Стабильность отрасли |
Средняя геометрическая оценка важности Xi |
Нормализованные веса Pi |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
1.Уровень рентабельности |
1 |
2 |
4 |
6 |
= 2,63 |
2,63/5,04= 0,523 |
2. Потенциал спроса |
1/2 |
1 |
2 |
3 |
= 1,31 |
1,31/5,04= 0,259 |
3. Выраженная конкуренция |
1/4 |
1/2 |
1 |
2 |
= 0,7 |
0,7/5,04= 0,139 |
4. Стабильность отрасли |
1/6 |
1/3 |
1/2 |
1 |
=0,4 |
0,4/5,04= 0,079 |
∑ |
1,91 |
3,83 |
7,5 |
12 |
5,04 |
1 |
λmax = 4,02;
ИС=(4,02-4)/3=0,006
ОС=0,006/0,9=0,006<0,1
Индекс согласованности в пределах нормы.
Обоснование оценок самих факторов, и расчет комплексной оценки оформляется в таблице 7.
Таблица 7 - Расчет оценки привлекательности отрасли
Фактор |
Значение |
Оценка |
Вес |
Комплексная оценка |
Уровень рентабельности |
25% <30% (среднеотраслевая ниже среднерегиональной) |
2 |
0,523 |
20,523*50,259*30,139*20,079=2, |
Потенциал спроса |
Потенциал спроса около 8 лет, это очень хорошо. |
5 |
0,259 | |
Выраженная конкуренция |
Конкурентное давление слабое, позиционная, неценовая, число конкурентов снижается. |
3 |
0,139 | |
Стабильность отрасли |
Отрасль не стабильна. |
2 |
0,079 |
При вычислении комплексной оценки (КО) предпочтение отдается средней геометрической, вычисляемой по формуле:
,
где Оi – оценка фактора i;
Pi – вес фактора i.
При использовании средней арифметической может произойти взаимная компенсация значений оценок факторов, приводящая к парадоксальным выводам. Для выбранных факторов, высокое значение одного не может компенсировать слишком низкое значение другого. Так, высокая рентабельность не повысит привлекательность, если потенциал спроса исчерпан и рынок близок к сокращению. Предположим, оценка одного из факторов оказывается равной нулю. Тогда средняя геометрическая также обращается в ноль при любых значениях прочих оценок, что логично отражает крайне низкую привлекательность отрасли. Но если использовать среднюю арифметическую, при высоких значениях остальных оценок, средняя может оказаться и выше трех баллов, формируя ошибочный вывод.
2.2 Анализ внутренней среды бизнеса
2.2.1 Анализ основных показателей бизнеса
Анализ основных показателей бизнеса приведены в таблице 2 задания. Их анализ проводится в табличной форме.
Анализ состояния ресурсов необходим:
Организация представляет собой юридическое лицо, которое имеет в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам. По-другому, организация – это имущественный комплекс для осуществления предпринимательской деятельности.
Имущественный комплекс состоит из набора ресурсов. В этот набор входят: технические, технологические, кадровые, информационные и финансовые ресурсы.
Доля нашего бизнеса на рынке составляет 12% на 2013 г., доля же крупнейшего конкурента – 56%, что говорит о лидерстве конкурента. Моя фирма считается аутсайдером на рынке, т.к. ее доля составляет менее 15% от доли крупнейшего конкурента. Оценка равна 1 баллу.
Наименование показателя |
Значение для бизнеса |
Среднеотраслевое значение |
Выводы |
Доля на рынке 2011 2012 2013 Объем СМР1 2011 2012 2013 |
8% 8% 12% |
Доля крупнейшего конкурента – 56% (2013 г.) |
Фирма является аутсайдером, доля бизнеса на рынке меньше конкурента, но постепенно происходит усиление ее позиций.
Доля растет и объем СМР растет, значит фирма наращивает обороты и вытесняет конкурентов за счет роста объемов СМР. |
614465*8%/100%=49157,2 тыс. руб. 55744,24 тыс.р 96576,84 тыс.р |
|||
Рентабельностьпродукции |
30,8% Не изменяется |
2011-2% 2012-19% 2013- 25% |
30,8%≈30%, т.е. рентабельность соответствует среднеотраслевому значению (рентабельности конкурентов) |
Доля субподряда |
20,5%, растет |
20%, не изменяется |
20,5%~20%, т.е. доля субподряда равна среднеотраслевой, но происходит рост. |
Вертикальная интеграция |
31,95% не изменяется |
38% не изменяется (ср. доля подсобных производств) |
На фирму не действуют фирмы-поставщики, либо действие их незначительно |
Загруженность производственной мощности |
79% |
91%, снижается |
79%<91%, недостаточные мощности. Ограничивается предложение и конкуренция. Крупные конкуренты сократили мощности или покинули рынок. Конкурентная обстановка благоприятна. |
Число сегментов 2011 2012 2013 |
11 4 1 |
13 6 4 |
Рыночная ниша на основе дифференциации, применение которой проходит успешно, т.к. растет доля бизнеса на рынке |
Отличия продукции фирмы от конкурентов - площадь
- планировка
- районы
- инфраструктура
- возможности оплаты
- цена |
В среднем несколько меньше, чем у конкурентов
Несколько уступает конкурентам.
В основном отдельные районы.
развитая
Ограниченные возможности рассрочки
Цена несколько выше (на 10-20%) средней |
Признаки дифференциации продукции не выявляются |
Преимущества продукции: развитая инфраструктура. Недостатки продукции: площадь меньше чем у конкурентов, планировка уступает конкурентам, небольшой выбор районов застройки, не удобные возможности оплаты для потребителя. Цена выше средней, потребителю не выгодно иметь дела с подобной фирмой, т.к. можно легко найти фирму с более выгодными условиям. |
Информация о работе Разработка стратегии организационного развития строительного предприятия