Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 11:03, курсовая работа
Цель работы – проанализировать деятельность ЗАО «Завод «Людиновокабель» и разработать стратегию развития предприятия.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
формирование организационно - экономической характеристики предприятия и анализ его финансово-хозяйственной деятельности;
исследование существующей стратегии предприятия и выявление бизнес-сегментов деятельности компании;
разработка миссии компании;
анализ макроокружения и микроокружения организации, проведение SWOT-анализа и портфельного анализа;
разработка сбалансированной системы показателей;
определение условий реализации стратегии;
оценка социально-экономической эффективности предполагаемой стратегии развития предприятия.
Введение………………………………………………………………………..5
1 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЗАО «ЗАВОД «ЛЮДИНОВОКАБЕЛЬ»……………………………...……………………….…7
1.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……….7
1.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия……….13
1.3 Существующая стратегия предприятия………………………………...16
1.4 Бизнес-сегментация деятельности организации……………………….20
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ……………………..27
2.1 Разработка видения и миссии компании……………………………….27
2.2 Анализ макроокружения организации………………………………….29
2.3 Анализ микроокружения организации………………………………….33
2.4 SWOT-анализ, формулировка стратегических направлений………….35
2.5 Портфельный анализ……………………………………………………..40
3 РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ……..53
3.1 Разработка сбалансированной системы показателей………………….53
3.2 Определение условий реализации стратегии…………………………..61
3.3 Предварительная социально-экономическая оценка стратегии……...63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….64
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...66
Подводя черту подо всем вышесказанным, необходимо отметить, что достижение всех вышеперечисленных стратегий поможет достичь первостепенной и самой главной цели предприятия – увеличение прибыльности компании. Именно, поэтому во главе всех вышеприведенных целей (освоение новых рынков, расширение ассортимента продукции, привлечение новых клиентов) должна стоять цель – повышение прибыльности компании. И лишь захватывая новые рынки, лишь привлекая новых клиентов предоставляя им новую или старую продукцию с улучшенным сервисом и по приемлемым ценам, предприятие сможет улучшить свое финансовое состояние и как следствие увеличить свою долю на рынке кабельно-проводниковой продукции.
В современных условиях достичь поставленных перед предприятием целей невозможно без разработки ССП. Преимущество ССП состоит в том, что предприятие, внедрив эту систему, получает в результате «систему координат» действий в соответствии со стратегией на любых уровнях управления. Все ресурсы, а также сотрудники компании через систему мотивации сориентированы стратегией компании и направлены на ее достижение в своей ежедневной работе.
Таким образом, следующей нашей задачей в данной работе будет разработка системы сбалансированных показателей.
Для начала обозначим список целей ССП по каждой из четырех перспектив: финансы, клиенты, внутренние бизнес – процессы, обучение и развитие (табл. 25).
Таблица 25 – Определение целей для ССП
Описание цели | |
1 |
2 |
Финансы | |
1.Увеличение прибыльности |
Цель верхнего уровня, которая является
воплощением стратегии |
2. Рост доходов |
Рост объема выручки планируется как за счет увеличения объемов оказания услуг на освоенных рынках, так и за счет внедрения на новые рынки. |
3.Сокращение издержек |
Для каждого бизнес-сегмента необходимо найти оптимальный объем издержек, который максимизирует прибыль. |
4.Расширение числа клиентов |
Увеличение числа клиентов позволит привлечь значительные денежные средства. |
Клиенты | |
1.Освоение новых рынков |
Предприятию необходимо осваивать новые рынки, так как многие из тех, на которых функционирует предприятие сейчас, уже достаточно насыщены. |
2.Ликвидация неприбыльных |
Данные действия необходимы предприятию для выхода из неприбыльных рынков. |
3.Сохраниение клиентской базы |
Необходимо не только завоевывать новые рынки, но и сохранять старых клиентов |
Внутренние бизнес - процессы | |
1.Налаживание связей с поставщиками |
Это необходимое условие снижения издержек |
2. Улучшение комплекса сервиса |
В настоящее время данный комплекс развит на предприятии слабо, что тормозит развитие сотрудничества с клиентами |
3. Налаживание связей с посредниками |
Необходимо увеличить контроль над посредниками, через которых предприятие продает продукцию по России, за исключением ЦФО. |
4. Расширение ассортимента |
В настоящее время предприятие выпускает только три вида продукции. Однако освоение новых видов позволит предприятию увеличить свою долю рынка, так как потребители постоянно ждут новинок. |
5. Оптимизация запасов готовой продукции |
Наличие на складе всегда готовой продукции – это залог успеха сотрудничества с клиентами. |
6.Совершенствование коммерческого отдела и в частности отдела маркетинга |
Коммерческий отдел является связующим звеном с клиентами, поэтому от успешной его работы зависит успех всего предприятия |
Продолжение таблицы 25
1 |
2 | |
Обучение и развитие | ||
1. Повышение эффективности работы персонала |
Необходимо довести завод до
уровня, где каждый сотрудник четко
знает свое место и свои обязанности
и полностью знает все | |
2. Разработки и внедрение |
Данная программ необходима для того, чтобы данные от маркетинговых исследований учитывались централизованно, и можно было проследить изменение покупательского предпочтения, спроса, цену на продукцию ЗАО «Завод «Людиновокабель» и его конкурентов». Это позволило бы предприятию с более полной точностью отслеживать изменения на рынке проводниково- кабельной продукции и реагировать на изменения происходящие на рынке | |
3.Повышение квалификации |
Высококвалифицированные специалисты – это основа эффективности работы предприятия
| |
4.Создание перспектив для |
Это позволит повысить эффективность работы как управленческого, так и производственного персонала. |
Таким образом, мы выделили 18 цель, которые стоит перед предприятием и при достижении которых, предприятие сможет добиться своей основной цели – увеличение прибыльности.
Следующим этапом разработки ССП будет составление дизайна ССП, обозначение перспектив, стратегических целей, показателей, целевых значений, причинно – следственных связей и стратегических инициатив (табл. 26).
Таблица 26 – Дизайн системы сбалансированных показателей
Перспектива |
Стратегическая цель |
Показатели |
Целевые значения |
Стратегические инициативы |
1. Финансы |
1.1 Увеличение прибыльности |
Рентабельность продаж |
67% |
1.1.1 Составление программы увеличения доходов 1.1.2 Разработка проекта по |
1.2 Рост доходов |
Объем продаж |
15% |
1.2.1 Разработка программы по увеличению доли рынка | |
1.3 Сокращение издержек |
Величина себестоимости |
10% |
1.3.1Формирование программы по снижению материальных затрат и повышению эффективности работы сотрудников | |
1.4 Расширение числа клиентов |
Число привлеченных клиентов |
14% |
1.4.1Разработка программы по привлечению новых клиентов | |
2. Клиенты |
2.1 Освоение новых рынков |
Число новых созданных бизнес - сегментов |
32% |
2.1.1 Разработка и реализация маркетинговой компании |
2.2 Сохранение клиентской базы |
Доля клиентов, повторно обратившихся |
26% |
2.2.1 Разработка новой системы изучения потребностей клиентов | |
2.3 Повышение удовлетворенности клиентов |
Доля недовольных клиентов |
-20% |
2.3.1 Разработка методологии | |
2.4 Ликвидация неприбыльных бизнес - сегментов |
Число ликвидированных бизнес – сегментов |
-16% |
2.4.1 Разработка методологии |
Продолжение таблицы 26
3.Внутренние бизнес – процессы
4. Обучение и развитие |
3.1 Улучшение сервиса компании |
Число положительных отзывов о деятельности компании |
15% |
3.1.1 Формирование программы |
3.2 Оптимизация запасов готовой продукции |
Объем запасов готовой продукции на складе |
11% |
3.2.1 Разработка программы по созданию оптимального запаса на складе | |
3.3Совершенстование
|
Число принятых сотрудников в коммерческий отдел |
30% |
3.3.1 Разработка программы по привлечению квалифицированных сотрудников | |
3.4 Налаживание связей с |
Число дней простоев производства из-за отсутствия сырья |
-17% |
3.4.1 Формирование программы по
налаживанию связей с | |
3.5 Налаживание связей с |
Сроки поставки продукции конечному потребителю |
-8% |
3.5.1 Формирование программы по
налаживанию связей с | |
3.6 Расширение ассортимента |
Количество новых освоенных видов продукции |
50% |
3.6.1 Разработка новой программы по освоению новых видов продукции | |
4.1 Повышение эффективности
4.2 Повышение квалификации 4.3 Разработка и внедрение 4.4 Создание перспектив для работников |
Доля сотрудников, прошедших повышение квалификации
Затраты на разработку и внедрение программы
Количество новых созданных мест |
10%
15% |
4.1.1 Разработка программы по
увеличении эффективности 4.2.1 Разработка программы обучения работников 4.3.1 Разработка новой компьютерной программы 4.4.1 Формирование программы по созданию новых рабочих мест |
На рисунке 6 изображена стратегическая карта ССП.
3.2 Определение условий реализации стратегии
Для реализации разработанной стратегии и достижения обозначенных целевых значений показателей необходимо определить условия реализации данной стратегии.
Первым шагом к реализации данной стратегии должна стать ликвидация неприбыльного бизнеса – сегмента Контрольный кабель остальная Россия. Мы выяснили, что существование данного сегмента в дальнейшем невыгодно для предприятия, следовательно необходимо ликвидировать данный бизнес и направить денежные средства на более перспективный и прибыльный бизнес. Предприятию необходимо выполнить все поставки по договорам. Полученный доход пойдет в прибыль предприятия и на данном этапе мы не увидим эффекта от ликвидации данного бизнес – сегмента. Однако, в последующем процессе производства продукции, нам потребуется значительно меньше сырья для производства контрольного кабеля. Здесь мы и получаем экономию денежных средств, которые разумнее направить на развитие другого бизнеса. Мы уже определили, что наиболее перспективным направлением для предприятия на данный момент является производство самонесущих изолированных проводов. С данным видом продукции предприятие вышло только на рынок Центрального Федерального округа. Следовательно, денежные средства, сумма которых в среднем составит 3,5 млн. руб. необходимо направить на поиск и привлечение клиентов не только в ЦФО, но и в других районах.
В первую очередь для этого нам необходимо внести изменения в деятельность коммерческого отдела. Организация коммерческого отдела имеет многофункциональные направления. Все они взаимосвязаны между собой совместными целями и действиями. Но, если проанализировать структуру коммерческого отдела, то явно прослеживается недостаток сотрудников бюро маркетинга, в обязанности которого входит много различных задач по исследованию, анализу, прогнозированию и рекламе. Специалистам маркетинга, обладающими высокими аналитическими способностями, приходится иметь дело с большим объемом информации, на обработку которой необходимо затратить определенное время. В связи с этим, напрашивается вывод - необходимо увеличить штат бюро маркетинга. В настоящее время в отделе маркетинга работает 4 человека. Предварительно, можно сделать вывод о том, что необходимо нанять на работу еще два высококвалифицированных специалиста по маркетингу.
Также для того, чтобы улучшить маркетинговую деятельность на предприятии желательно в отделе маркетинга разработать специальную компьютерную программу для того, чтобы данные от маркетинговых исследований учитывались централизованно, и можно было проследить изменение покупательского предпочтения, спроса, цену на продукцию ЗАО «Завод «Людиновокабель» и его конкурентов». Это позволило бы предприятию с более полной точностью отслеживать изменения на рынке проводниково - кабельной продукции и реагировать на изменения, происходящие на рынке. Стоимость разработки и внедрения данной компьютерной программы примерно составляет 600 тыс. руб. Дополнительные затраты на оплату труда двух привлеченных работников в год составят 480 тыс. руб.
Затраты на проведение маркетинговой компании по привлечению новых клиентов составят 490 тыс. руб.
Для завоевания новых клиентов ЗАО «Завод «Людиновокабель» необходим существенный прорыв в области сервиса и возможное снижение своих цен на первом этапе. В результате будет преодолен барьер привычки клиентов, и они постепенно уйдут от конкурентов. После этого цены можно будет поднять до уровня среднего значения.
После того, как предприятие расширит свою клиентскую базу и начнет получать дополнительную прибыль, можно будет начать освоение новых видов продукции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для достижения главной поставленной цели предприятию необходимо, во-первых, расстаться с неприбыльным бизнес – сегментом, а во- вторых, совершенствовать структуру и работу коммерческого отдела.
3.3 Предварительная
социально – экономическая
Реализация разработанной стратегии развития позволит предприятию выйти из той сложной финансовой ситуации, которая сложилась на предприятии в данный период. В 2009 году предприятие работало в убыток, в 2010 году была получена хоть незначительная, но все, же прибыль. Получив новые рынки сбыта продукции, завод сможет получать хорошую прибыль, тем самым увеличив рентабельность продаж на 50 – 70 %.
Если оценивать положительные моменты реализации данной стратегии для потребителей, то здесь можно отметить, что они став клиентами завода «Людиновокабель», будут получать высококачественную, высокотехнологичную продукцию, так как продукция завода известна своим высоким качеством, что обусловлено применением на производстве современного оборудования.
Расширение ассортимента продукции и увеличение доли рынка позволит предприятию создать новые рабочие места. Повышение квалификации смогут пройти уже работающие на заводе кадры и получить профессию смогут те, кто только хочет устроиться на завод.
В заключение следует отметить, что реализация стратегии развития предприятия довольно дорогой, сложный и длительный процесс, который требует концентрации сил не только управленческого персонала, но и рабочих, которые трудятся на производстве. Лишь тогда предприятие сможет, используя все имеющиеся у него резервы и возможности реализовать разработанную стратегию развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАО «Завод «Людиновокабель функционирует в отрасли, где довольно большая конкуренция. В настоящее время предприятие занимает малую долю на рынке проводниково – кабельной продукции. Основной стратегической целью предприятия на ближайшие три года является увеличение доли рынка в два раза. Для реализации этой цели необходимо разработать стратегию развития предприятия, которая должна четко обозначить основные ориентиры достижения главной цели.
Информация о работе Разработка стратегии развития ЗАО «Завод «Людиновокабель»