Развитие теоретических основ управления. Система управления здравоохранением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:20, курс лекций

Описание работы

Менеджмент: понятие, история развития менеджмента.
Менеджмент как вид деятельности. Задачи менеджмента.
Слова “менеджмент” и “менеджер” пришли к нам из английского языка
и переводятся как “управление”. Менеджмент - это область научных знаний
и профессиональной деятельности, направленная на формирование и
достижение целей организации путем рационального использования всех
ресурсов.

Файлы: 1 файл

лекции менеджмент исо.docx

— 138.18 Кб (Скачать файл)

Тема лекции №1: Введение в менеджмент. Развитие теоретических

основ управления. Система управления здравоохранением.

Содержание:

1. Менеджмент: понятие,  история развития менеджмента.

Менеджмент как вид  деятельности. Задачи менеджмента.

Слова “менеджмент” и “менеджер” пришли к нам из английского языка

и переводятся как “управление”. Менеджмент - это область научных знаний

и профессиональной деятельности, направленная на формирование и

достижение целей  организации путем рационального  использования всех

ресурсов.

В связи с этим менеджмент необходимо рассматривать с двух основных позиций:

1) как совокупность принципов,  методов, средств и формы управления производством (в нашем понимании - здравоохранением) с целью повышения его эффективности и прибыльности;

2) как процесс управления  отдельным работником, рабочей группой  и организацией в целом.

История развития менеджмента

Высказывания по проблемам  управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тигра и Евфрата, и на шелковых свитках, сохранившихся со времен Поднебесной империи.

Ситуация, порожденная промышленной революцией конца XVIII-начала XIX столетия привела к тому, что наряду с  эмпирическими методами в управление стали внедряться прикладные разработки и эксперименты, результаты которых помогали совершенствовать организацию производства и труда.

Принято выделять четыре основные сложившиеся школы (Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И., 1997):

1. Школа научного управления (1885-1920 гг.).

2. Административная или  классическая школа (1920-1950 гг.).

3. Школа человеческих  отношений (1930-1950 гг.).

4. Математическая школа  управления (с 50-х годов).

Школа научного управления. Возникновение научного управления связано прежде всего с теоретической и практической и системой управления Ф.У. Тейлора. Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые по сути, послужили исходными принципами для последующего развития менеджмента:

- разработка формальной  структуры организации;

- рациональная организация  труда;

- определение мер по  сотрудничеству управляющего и  рабочего, то есть разграничение исполнительных и управленческих функций.

Данная первая научная  школа получила название рационалистической.

Методологическую основу этой школы составлял так называемый традиционный подход к организации, которая рассматривалась как нечто, состоящее из самостоятельных, изолированных друг от друга элементов, чье функционирование, однако, подчиняется определенным общим закономерностям.

Административная  или классическая школа управления. Развитие административной школы происходило по двум основным направлениям —рационализация производства и исследование проблем управления.

Основной задачей этой школы было создание универсальных  принципов управления, реализация которых в любой организации должна привести к успеху. Практически все представители этой школы (Г.Эмерсон, А.Файоль,М.Вебер, Г.Форд) пытались по своему сформулировать основные принципы успешного управления.

Школа человеческих отношений. Сама жизнь потребовала формирования новой управленческой парадигмы, подхода, ориентированного на человека. И такой подход начал складываться со второй половины двадцатых годов нашего столетия. Основоположником школы человеческих отношений является Элтон Мейо. Представители этой школы впервые стали рассматривать каждую организацию как социальную систему и исходили из того, что эффективно управлять можно только при умелом воздействии на социально-психологические факторы этой системы.

Математическая  школа управления Ведущим представителям этой школы являются Р.Акоффу, С.Биру, Д.Форрестеру и др. Основой математической школы является теория исследования операций и моделирование, а также использование системного и ситуационного подхода в управлении. В соответствии с системным подходом весь окружающий мир представлен бесчисленным множеством динамических систем разной  сложности, пребывающими в постоянном взаимодействии. В свою очередь,

ситуационный подход к  управлению предполагает, что внутреннее построение систем управления есть ответ  на воздействие внешней среды.

2. Принципы формирования  организационных структур

управления в лечебно-профилактических учреждениях.

Исторически сложились 4 основных типа организационных структур управления: линейная, линейно-функциональная, линейно-штабная и матричная.

В качестве основной структуры  управлении в медицинских организациях широко используется линейная структура  управления, характеризующаяся четким единоначалием - каждый руководитель, каждый работник подчинен только одному вышестоящему лицу.

Линейно-функциональная структура это ступенчатая иерархическая структура, которая обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные руководители собственно управляют, а функциональные консультируют. Данная структура управления наиболее эффективна там, где аппаратуру управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций. Так, посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом.

Линейно-штабная  структура предполагает, что при линейных руководителях созданы специальные подразделения – штабы, главной задачей которых является оказание помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. В условиях современного ЛПУ к ним относят бухгалтерию, планово-финансовый отдел, отдел маркетинга и др.

Матричная структура представляет собой современный эффективный тип организационной структуры управления, построенный на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, с другой – руководителю проекта, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством

 

Лекция № 2. «Методологические  основы менеджмента. Основные функции  управления»

Содержание.

1. Категории, понятия и  принципы управления.

Менеджмент (от англ. management — «управление, заведование, организация») – вид профессиональной деятельности, направленный на формирование и реализацию целей организации путем рационального использования ресурсов, в том числе человеческих, на основе специальных функций и инструментов. Термин «менеджмент» имеет очень широкую трактовку. В настоящее время менеджмент рассматривается в нескольких аспектах:

• хозяйственное управление в условиях рынка (свободы принятия решений);

• область научных знаний и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования ресурсов;

• совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности;

• процесс управления отдельным работником, рабочей группой, организацией в целом.

Управление – осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды. Также справедливо другое определение – это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения намеченных результатов.

Объект управления – элементы, на которые направлена деятельность:

физические или юридические  лица, социально-экономические системы  и процессы, внешняя среда, коллектив (персонал) организации, качествопродукции, хозяйственная деятельность и т.д. Требование к объекту определенность во времени и пространстве, иначе управление теряет конкретность и смысл.

Субъект управления – направитель управленческой деятельности, в роли которого могут выступать физические или юридические лица, реализующие управление (руководитель, группа лиц, организация, подразделение, осуществляющие управление). Требования к субъекту правовая и организационная определенность (должность или группа должностей – подразделение управления).

Управленческая  деятельность – специфическая разновидность труда, предметом и результатом которого является информация (первоначально «сырая», затем в форме управленческого решения), средствами труда – то, что способствует операциям с информацией (телефоны, компьютеры и т.д.).

Принципы управления – правила и нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры и органы управления:

♦ Научность в сочетании с элементами искусства.

♦ Целенаправленность.

♦ Функциональная специализация в сочетании с универсальностью.

♦ Последовательность и непрерывность управления.

♦ Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления.

♦ Единство прав и ответственности в каждом звене.

♦ Состязательность участников управления.

2. Модели и методы  в менеджменте.

Основное содержание управленческой деятельности реализуется посредством  методов управления. Методы управления – это система способов воздействия  субъекта управления на объект для  достижения определенного результата.

По содержанию методы управления классифицируют на 3 группы.

Экономические методы управления – это система экономических стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.

Организационно-распорядительные (административные) методы включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект, основанные на силе и авторитете власти, указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций. Организационно-распорядительные методы базируются на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления, предполагающих использование руководителем власти, ответственности подчиненных и создание системы организационных отношений.

Социально-психологические  методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личные отношения и связи, возникающие в трудовом коллективе, а также на социальные процессы, протекающие в них.

 

3. Функции управления.

К основным функциям управления относятся: планирование, организация, координация, мотивация и контроль.

Планирование как функция менеджмента представляет собой процесс разработки целей, мероприятий и показателей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств (ресурсов), сроков и последовательности их реализации. Это комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды; прогнозированию, оптимизации и оценке альтернативных вариантов достижения целей; выбору наилучшего варианта плана. Это формирование и выбор политики и стратегии организации.

Организация как  функция управления – это комплекс управленческих (технологических и производственных) процессов по реализации планов.

Процессы могут быть основными, вспомогательными и обслуживающими.

Организацию как функцию  менеджмента реализуют путем  разделения труда, его специализации и кооперации, дифференциации работ по выполнению планов на основе долговременных норм и правил.

Мотивация как  функция менеджмента означает процесс стимулирования (побуждения) всех участников деятельности организации, направленный на достижение личных и общих целей развития всей организации.

Координация – центральная функция менеджмента по установлению связи, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов систем, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий. Она направлена на изучение изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на эффективность функционирования системы менеджмента организации и принятию мер по доведению ее параметров до требований внешней среды

Контроль – это одна из важнейших функций управления. Она предполагает оценку отклонений запланированного хода работ от фактического. Она выполняет роль «обратной связи» в процессе управления.

По данным контроля производят корректировку ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей  или организационных условий  их выполнения. Функция контроля завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми функциями менеджмента.

 

Лекция № 3. «Организация как объект управления. Основные организационные  структуры управления»

Содержание:

1. Понятие, признаки, законы  и принципы формирования организации.

Организация (фр. organization, organizer) – четкое и строго продуманное устройство, общественное объединение, государственное учреждение, предприятие.

Термин «организация» употребляется, по меньшей мере, в трех смысловых значениях.

Информация о работе Развитие теоретических основ управления. Система управления здравоохранением